Механизм налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:20, контрольная работа

Краткое описание

Можно утверждать, что в настоящее время тема налогового контроля особенно актуальна, в рамках, определенных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, приоритетных направлений совершенствования налоговой системы России предусмотрено, что использование эффективных приемов и методов налогового контроля, дальнейшее совершенствование всего механизма осуществления налогового контроля должно способствовать значительному росту налоговых поступлений в бюджет.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Механизм налогового контроля в системе государственного
финансового контроля………………………………………………………………...4
2 Понятие, цели, задачи и принципы налогового контроля………………………...6
3 Виды, формы и методы налогового контроля……………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………...15
библиография…………………………

Файлы: 1 файл

Налоговый контроль. ДВГТУ.04.2011г..docx

— 39.63 Кб (Скачать)


 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Механизм налогового контроля в системе государственного

   финансового контроля………………………………………………………………...4

2  Понятие, цели, задачи и принципы налогового контроля………………………...6

3 Виды, формы и методы налогового контроля……………………………………..13

Заключение………………………………………………………………………...15

библиография………………………………...…………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Можно утверждать, что в настоящее время тема налогового контроля особенно актуальна, в рамках, определенных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, приоритетных направлений совершенствования налоговой системы России предусмотрено, что использование эффективных приемов и методов налогового контроля, дальнейшее совершенствование всего механизма осуществления налогового контроля должно способствовать значительному росту налоговых поступлений в бюджет.

Основной  задачей налоговых органов является осуществление должностными лицами этих органов налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками  налогового законодательства, а также  за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий  бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов и других платежей, установленных законодательством  РФ.

В этой связи  целью контрольной работы является исследование механизма налогового контроля в Российской Федерации.

Исходя  из намеченной цели, поставлены следующие  основные задачи:

- исследовать  общие положения налогового контроля;

-изучить  механизм и понятие налогового контроля в системе государственного финансового контроля;

- исследовать  правовые принципы налогового контроля, цели, виды, формы налогового контроля.

Нормативной базой исследования послужил Налоговый кодекс РФ.

При написании  контрольной работы использована литература:

Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. Автором  в 1 разделе рассмотрен механизм налогового контроля в системе государственного финансового контроля; Пономарев А. И. Налоги и налогообложение в РФ. Автором в 1 главе изучены принципы налогового контроля; Сашичев В.В. В статье автором рассматривается контрольная работа налоговых органов и мерах по повышению ее эффективности и др.

1 Механизм налогового контроля в системе государственного

финансового контроля

 

Совокупность  налогов и сборов, подлежащих взиманию на территории РФ, на территории соответствующих  субъектов РФ и муниципальных  образований, образует систему налогов  и сборов (ст.ст. 12, 13, 14, 15 Налогового кодекса РФ).

 Однако  законодатель не может ограничиться  установлением некоего абстрактного  перечня платежей бюджетно-фискальной  направленности - законодатель должен  определить порядок их исчисления  и уплаты, т.е. правила по их  взиманию, что реализуется через  установление соответствующих норм, содержащихся в части II НК РФ[2.7, с.30].

 Отношения  по установлению, введению и взиманию  налогов и сборов являются  наиважнейшими, первичными отношениями,  которые регулируются нормами  законодательства о налогах и  сборах (ст. 2 НК РФ "Отношения,  регулируемые законодательством  о налогах и сборах"), а сами  эти нормы являются фундаментом,  базисом не только российского  налогового права, но и всей  налоговой системы России. Без  наличия хотя бы одного из  вышеуказанных параметров никакая  налоговая система в принципе  не сможет существовать и функционировать  как таковая.

 Именно  с правил по взиманию налогов  начинает государство формировать  свою налоговую систему. Отношения  по взиманию налогов выступают  стержнем налоговых правоотношений, т.к. это самые массовые отношения,  а обязанность по уплате налогов  является всеобщей.

В ряде государств вопросы налогового контроля, обжалования  и ответственности находятся  в сфере правового регулирования  иных отраслей права. Да и в России вопросы правового регулирования  отношений, возникающих из уголовной  и административной ответственности  должностных лиц, в сферу законодательства о налогах и сборах не включены.

 Другое  дело, насколько данный подход  эффективен и научно обоснован.  В России законодатель, косвенно  признавая второстепенную роль  факультативных отношений по  налоговому контролю, обжалованию  и ответственности, тем не менее,  включил их в систему отношений,  регулируемых законодательством  о налогах и сборах. И это представляется неслучайным и оправданным, т.к. налоговая сфера, являясь сферой цельной и единонаправленной, изначально требует необходимости учета своей специфики, ведь только объемное и комплексное регулирование всего спектра налоговых отношений означает более точное, эффективное, и оперативное достижение поставленных перед государством целей.

Называя и обозначая отношения по установлению, введению и взиманию налогов и  сборов в качестве основных, их значение нельзя переоценивать. Ведь очевидно, что ни одна национальная налоговая  система не может существовать сама по себе, как бы в чистом виде, т.е. без соответствующих механизмов и институтов правового обеспечения. Как было указано в Постановлении  Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 N 16-П  и в Определении Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 267-О, в силу конституционного требования о необходимости уплаты только законно установленных налогов  и сборов во взаимосвязи с предписаниями  ст.ст. 15 и 18 Конституции РФ механизм налогообложения должен обеспечить полноту и своевременность взимания налогов и сборов с обязанных  лиц[2.2, с.54].

При установлении формального правила по исчислению и уплате того или иного налога государству необходимо иметь соответствующие  механизмы по контролю за тем, как  это правило соблюдается. Имея результаты такого контроля, государство должно иметь возможность влиять и воздействовать на участников налоговых отношений  для того, чтобы цели правового  регулирования могли быть достигнуты. Именно эффект подчинения правовой норме  соответствующих участников и обеспечивает это достижение. Само же подчинение достигается различными методами, под которыми понимаются те или иные способы, приемы и средства воздействия на людей в целях выполнения поставленной задачи.

 Поэтому  отношения по государственно-правовому  воздействию на сферу налоговых  отношений находятся в диалектической  взаимосвязи с отношениями по  исчислению и уплате налогов  и сборов.

 

 

 

2  Понятие, цели, задачи и принципы налогового контроля

 

Понятие "налоговый контроль" является одной из важнейших категорий  налогового права, определяющей основу государственного управления в сфере  налогообложения. Именно в рамках налогового контроля непосредственно реализуются  государственные интересы в области  государственных финансов, бюджета  и налогов. В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ "налоговым контролем  признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением  налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым Кодексом". Вышеуказанное определение позволяет определить сущность и основные характеристики налогового контроля[2.5, с.79].

 Налоговый  контроль осуществляется не только  в отношении граждан и их  объединений, но и в отношении  государственных органов, а также  органов местного самоуправления, которые также являются подконтрольными  субъектами, выступая в отношениях  по налоговому контролю в качестве  юридических лиц. В процессе  осуществления налогового контроля  проверке подвергается реализация  такого направления финансовой  деятельности государства, как  сбор доходов, идущих на формирование  денежных фондов, входящих в состав  финансовой системы государства.  Однозначно определен в Законе  предмет контроля - выполнение обязательных  требований к товарам (работам,  услугам). Имеются в виду прежде  всего потребительские требования, устанавливаемые изготовителями (исполнителями)  в их технической документации  или сторонами договоров на  продажу товаров (работ, услуг).

В научно-правовой литературе принято различать объект и предмет налогового контроля. Объектом налогового контроля является поведение  проверяемых лиц по исполнению обязанностей, возложенных на них законодательством  о налогах и сборах[2.2, с.87].

В то же время разделение объекта и предмета налогового контроля приобретает практическое значение, если под предметом контроля понимать те объекты материального  мира, посредством исследования которых  налоговый орган может сделать  вывод об исполнении (неисполнении) проверяемым лицом обязанностей, возложенных на него законодательством  о налогах и сборах.

Основная  цель контроля как неотъемлемой составляющей любого процесса управления - обеспечить надлежащее функционирование управляемого объекта. Налоговый контроль предназначен для решения следующих задач[2.7, с.65]:

- обеспечение  экономической безопасности государства  при формировании публичных централизованных  и децентрализованных денежных  фондов;

- обеспечение  надлежащего контроля за формированием  государственных доходов и рациональным  их использованием;

- улучшение  взаимодействия и координации  деятельности контрольных органов  в Российской Федерации;

- проверка  выполнения финансовых обязательств  перед государством и муниципальными  образованиями со стороны организаций  и физических лиц;

- проверка  целевого использования налоговых  льгот; пресечение и предупреждение  правонарушений в налоговой сфере.

 Как  уже было указано выше, налоговый  контроль есть особо организуемая  деятельность уполномоченных органов  государства - налоговых органов.  При осуществлении этой деятельности  должностные лица налоговых органов  должны руководствоваться основными  ее началами и принципами, закрепленными  в законодательстве.

Исходя  из анализа действующего российского  законодательства, можно назвать  следующие принципы налогового контроля[2.3, с.121], которые нашли не только свое общеправовое значение и нормативное закрепление, но и находят свое отражение в правоприменительной практике.

1. Принцип  законности. Принцип законности - основной  принцип деятельности органов  государственной власти РФ как  правового государства. Этот принцип  можно назвать конституционным  принципом, поскольку согласно  ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы  государственной власти, должностные  лица обязаны соблюдать Конституцию  РФ и законы. В развитие данной  конституционной нормы в ст. 1 НК РФ отражено, что полномочия  налоговых органов, а также  формы и методы налогового  контроля определяются НК РФ.

Судебная практика. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы безусловно обязаны соблюдать законодательство РФ о налогах и сборах. Следовательно, принципу законности должны соответствовать и принимаемые ими решения. Сам по себе немотивированный или незаконный отказ в возмещении НДС, вынесенный в форме решения в рамках положения п. 4 ст. 176 НК РФ, не свидетельствует о надлежащем выполнении налоговым органом установленной законом обязанности (Постановление ФАС СЗО от 13.05.2004 N А56-31979/03).

2. Принцип  открытости (гласности) проведения  налогового контроля для проверяемого  лица.

 Данный  принцип является частным проявлением  общеправового принципа гласности  в деятельности налоговых органов.  Российская Федерация в силу  ч. 1 ст. 1 Конституции РФ является  демократическим государством. Это  означает, что деятельность государственного  аппарата носит отрытый, гласный  характер. Применительно к сфере  налоговых правоотношений принцип  гласности выражен в п. 1 ст. 5 НК  РФ, согласно которому акты законодательства  о налогах и сборах подлежат  официальному опубликованию. 

 Данный  принцип последовательно находит  свое закрепление и в правоприменительной  практике. Так, по одному из  дел, рассмотренных Конституционным  Судом РФ, было установлено, что  налоговый орган при проведении  камеральной проверки не истребовал  у налогоплательщика дополнительные  документы (сведения) и вынес решение  о привлечении к ответственности  без этих документов (сведений). Арбитражный  суд признал позицию налогового  органа правомерной, указав, что  истребование дополнительных документов (сведений) в процессе налогового  контроля является правом, но  не обязанностью налогового органа.

 Налогоплательщик  оспорил конституционность ст. 88 и п. 1 ст. 101 НК РФ (в редакции  до Федерального закона от 26 июля 2006 года N 137-ФЗ), т.к., по его мнению, по смыслу, придаваемому этим  нормам правоприменительной практикой,  полномочия налогового органа  по осуществлению налогового  контроля являются излишне широкими, т.к. в случае обнаружения ошибки  он может сообщить об этом  налогоплательщику, а может, не  сообщая о нарушении, привлечь  его к ответственности. Кроме  того, данное положение ограничивает  участие налогоплательщика в  формировании доказательственной  базы по факту налогового правонарушения  на стадии принятия налоговым  органом соответствующего решения,  что ведет к произволу налоговых  органов, что не соответствует  Конституции РФ.

Информация о работе Механизм налогового контроля