История налогообложения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Предмет моей курсовой работы – история налогообложения в России, начиная со времен Древней Руси, до наших дней. В своей работе я отображаю само формирование налогообложение, налоговых органов и самих видов налогов, а так же как выглядела структура налоговых органов на каждом этапе развития налогообложения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3

Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ РОССИИ – ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО ИМПЕРСКОЙ РОССИИ ………………………………………….….5

§1. Древняя Русь…………………………………………………………….……5

§2. Петровская эпоха…………………………………….………………………..8

§3.Имперская Россия ………………………………...………………………….10

Глава II. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ РОССИИ ДО РЕВОЛЮЦИИ

1917 ГОДА…………………………………………………...…………………..13

§1. Конец крепостного права в России…………………………………...…….13
§2. Начало I мировой войны. Февральская и

Октябрьская революции……………………...…………………………………14

Глава III. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

ДО 1991 ГОДА………………………………………………………...…………16

§1. Развитие налогообложения в послереволюционной России…...…………16

§2. Налоговая реформа 1930 – 1932гг………….…….………………….……..20

§3. Изменения в налоговом законодательстве СССР

в 1941—1965 гг…………………………………...………………………….20

§4. Реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг...…………………22

Глава IV. РОССИЯ - НАШИ ДНИ……………...………………………………24

§1. Новая Россия………….……………………………………………………...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……...…………………………………………………………..26

Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ История налогообложения России_Кузнецова Д. гр231.docx

— 66.18 Кб (Скачать)

§2. Начало I мировой войны. Февральская и октябрьская революции.

С началом первой мировой войны значительно возросло налоговое бремя с крестьянства. Значительно возросли косвенные  налоги. Ставки поземельного налога были увеличены законом от 24 декабря 1914 г. Законом от 6 апреля 1916 г. был установлен подоходный налог, который вводился в действие с 1917 г. Обложение подоходным налогом строилось на основе прогрессивного метода. Устанавливался необлагаемый минимум в размере 850 рублей. Следует  отметить, что налоговое бремя, которое  ложилось на крестьян в дореволюционной  России отличалось своей тяжестью. Связано было это, прежде всего тем, что крестьянское население составляло основную массу плательщиков прямых и косвенных налогов.

Отлаженная система  финансовых поступлений, в которой  преобладали прямые и косвенные  налоги, политика правительства, направленная на поддержку отечественных производителей, отразившаяся в системе акцизов  и таможенных пошлин, привели к  тому, что накануне первой мировой  войны Россия занимала достаточно прочное  финансовое положение. Значительную часть  государственных доходов по-прежнему составляли налоги. Так, в бюджете  на 1914 г., доходная часть которого была определена в размере 3522 млн. руб., а  расходная - 3303 млн. руб., планировалось  три подразделения налоговых  поступлений: прямые налоги - 264,5 млн. руб., косвенные - около 710 млн. руб. и пошлины - более 230 млн.руб. В косвенных налогах  преобладали таможенные сборы (351,9 млн. руб.), а также акцизы на сахар (150 млн. руб.), табачные изделия и спички (98,4 млн. руб.). 
Налоги обеспечивали стабильные доходы в казну при минимальных затратах в отличие, скажем, от железных дорог, которые приносили доход порядка 680 млн. руб., но в то же время требовали огромных средств на свое содержание. 
Мировая война, в которую Россия вступила 1 сентября 1914 г., самым губительным образом сказалась на финансовом благополучии государства. Для покрытия военных расходов правительству пришлось повышать налоги и сборы, вводить новые акцизы, прибегать к внутренним и внешним займам. Резко возросла бумажноденежная эмиссия, соответственно усилились темпы инфляции, покупательная способность рубля падала, уменьшался и золотой запас России, которым она обеспечивала внешние займы.

Февральская революция  только усугубила положение. В условиях продолжающейся войны Временному правительству  не удалось справиться с экономическими и финансовыми трудностями. Деньги продолжали стремительно обесцениваться, а цены расти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ДО 1991 ГОДА 

§1. Развитие налогообложения в послереволюционной России.

Очередной финансовый спад наступил после Октября 1917 г. Основным источником доходов центральных  органов Советской власти стала  денежная эмиссия, а местные органы существовали за счет контрибуций. Ни то, ни другое налаживанию хозяйства  не способствовало.8 ноября (26 октября) 1917 г. в составе наркоматов учрежден Народный комиссариат финансов (Наркомфин) — центральный орган государственного управления отдельной сферой деятельности или отдельной отраслью народного хозяйства.

Одним из первых изменений налогового законодательства после Октябрьской революции  стало принятие Декрета Совета Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. «О взимании прямых налогов», устанавливавший налог на прирост  прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов». Декретом предусматривались  твердые сроки уплаты налога и  санкции за просрочку платежей или  уклонение от уплаты «вплоть до расстрела».1

В условиях диктатуры  пролетариата налогообложение и  налоговое право стали средством  классовой борьбы. Так, Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и СНКот 30 октября 1918 г. введенединовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог с целью «изъять у паразитических и контрреволюционных элементов денежные средства и обратить их на неотложные нужды революционного строительства и оборону страны». Взимался этот налог по раскладочной системе: общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем — по плательщикам. Согласно декрету эта раскладка должна была «производиться таким образом, чтобы всей своей тяжестью налог пал бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян». Городская и деревенская беднота полностью от уплаты налога освобождалась. Впрочем, экономический и политический эффект налога был невелик — вместо 10 было собрано около 1,5 млрд. руб.

Главным источником доходов местных бюджетов в этот период стал разовый сбор за торговлю, первоначально установленный Положением о денежных средствах и расходах местных Советов от 3 декабря 1918 г. На основании принятых в 1919, 1921 и 1922 гг. декретов об изменении перечня местных налогов и сборов местным Советам предоставлялось право взимать в городских поселениях местный разовый сбор за подвижную торговлю с лиц, производящих не облагаемую промысловым налогом продажу товаров вразнос или вразвоз, а также сбор за продажу скота на рынке.

Новая экономическая  политика (НЭП) начала осуществляться в 1921 г. В число основных мероприятий  нэпа входили: замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, мелких частных предприятий, аренды мелких промышленных предприятий и земли  под строгим контролем государства; замена натуральной заработной платы  денежной.

Переход к нэпу обусловил возрождение налоговой  системы, повторившей в общих  чертах налоговую систему дореволюционной  России. В этот период снова взимались: промысловый налог; подворный налог; военный налог; квартирный налог; налог с наследств и дарений; акцизы; пошлины; гербовый сбор.

Вместе с тем  были введены новые налоги: единый натуральный; сельскохозяйственный; подоходно-поимущественный; налог на сверхприбыль; сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

Кроме того, введен ряд «классовых налогов»: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль, трудгужналог.

Взимание налога несло на себе большие издержки по взиманию, которые достигали иногда до 40 % валового сбора. Все это требовало  изменений в порядке обложения  крестьянских хозяйств. XI Всероссийская  партийная конференция рекомендовала  изучить опыт взимания продналога и  найти возможность упростить  для крестьянства выполнение лежащих  на них государственных повинностей. На IX Всероссийском Съезде Советов  были выработаны указания о необходимости  пересмотра взимания натурального налога. На основе этого Декретом ВЦИК и  СНК от 17 марта 1922 г. Об едином натуральном  налоге на продукты сельского хозяйства  на 1922/23 гг. 1вводится единый натуральный налог вместо прежних отдельных натуральных налогов, устанавливается единая весовая мера начисления налога, в пудах ржи или пшеницы, налог исчислялся от сочетания трех показателей: количества пашни на едока, обеспечения скота и урожайности. Уплата могла производиться различными сельскохозяйственными продуктами в определенном эквиваленте к основной весовой мере исчисления налога - пуду ржи и пшеницы. Сам налог строился по прогрессивной шкале ставок. Объектом обложения стала земля-пашня, а также сенокос в переводе на пашню и количество продуктового скота имеющегося в хозяйстве.

Необходимость роста валовой продукции и  товарности сельского хозяйства, укрепления рубля и развития денежного обращения, использования налогового обложения  деревни в целях стимулирования производственных сил сельского  хозяйства настоятельно потребовало  изменения в системе налогообложения  крестьянства. Развития экономики настоятельно требовало перехода от натурального обложения к денежному. Новая  экономическая политика (нэп) начала осуществляться в 1921г., по решению Х  съезда РКП(б). В число основных мероприятий  нэпа входили: замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства, замена натуральной заработной платы денежной. Переход к нэпу обусловил возрождение налоговой системы, воспроизводившей в общих чертах налоговую систему дореволюционной России. Вместе с тем были введены новые налоги: единый натуральный налог, налог на сверхприбыль, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства. Кроме того, вводится ряд «классовых налогов»: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, трудгужналог. Необходимость нормализации и развития экономических отношений, побудило правительство пересмотреть систему отношений к сельскому хозяйству и крестьянству. Переход к единому сельхозналогу был осуществлен Декретом ВЦИК и СНК от 10 мая 1923 г. «О едином сельскохозяйственном налоге». В соответствии с ним на 1923/24 гг. устанавливался единый сельскохозяйственный налог взамен налогов, уплачиваемых населением, нанимающимся сельским хозяйством, в частности: единого натурального налога, трудгужналога, подворно-денежного налога, общегражданского налога. Исчисления налога производилось в весовой мере - пудах ржи или пшеницы. При определении налога учитывалось: а) количество пашни и сенокоса, б) количество едоков в хозяйстве, в) количество взрослого рабочего и продуктивного скота, г) урожайность хлебов и трав на десятину. Конкретные шаги реорганизации сельскохозяйственного налога были определены II съездом Советов Союза СССР.

На XIV конференции  РКП(б) были рассмотрены вопросы  налогообложения в деревне и  принята резолюция «О едином сельскохозяйственном налоге». В резолюции признана необходимость  проведения улучшения в порядке  обложения налога, подчеркнута необходимость  распределения налоговой тяжести  между плательщиками по экономической  мощности крестьянского хозяйства.

Важным этапом в развитии налогообложения стали  новые задачи, которые ставило  Правительство страны. Прежде всего: переход на рельсы индустриализации страны, развитие социалистических элементов в сельском хозяйстве, усиление налогообложения зажиточных слоев деревни. XV съездом Партии было принято решение на ограничение кулацких элементов в деревне и развитие коллективизации сельского хозяйства. Основной упор был сделан на расширение льгот коллективным хозяйствам и усиление обложения кулацких хозяйств. Это выражалось введении для последних индивидуального обложения и повышении максимальных ставок обложения с 5 до 25 % по принципу определения действительного дохода каждого отдельного хозяйства от различных объектов. Шкала обложения устанавливалась комбинированная с учетом числа едоков. В основу построения налога был заложен классовый принцип. Что ярко проявилось в предоставлении больших льгот коллективным хозяйствам. С 1929 г.1 в развитии сельского хозяйства произошли большие перемены. В стране начался процесс массового перехода крестьян в коллективные хозяйства. В связи с этим и налоговая политика страны приобрела новые аспекты. Прежде всего, налоговая политика страны была нацелена на решение задач о проведении коллективизации деревни, поддержании и укреплении колхозного строя, ликвидации кулачества. 

§2. Налоговая реформа 1930 – 1932гг.

В соответствии с постановлением ЦИК и СНК  СССР от 2 сентября 1930 г. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа. В ходе этой реформыбыла полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах — налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения, а значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии. В результате налоги и налогообложения во многом утратили значение для бюджета. 

§3. Изменения в налоговом законодательстве СССР в 1941—1965 гг.Во время войны действовала система обязательных платежей из прибыли государственных предприятий, установленная в предвоенный период. Но в связи с дополнительными потребностями бюджета указами Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. и 8 июля 1944 г. введены новые налоги и сборы с населения: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР; военный налог; сбор с владельцев скота; сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак.

Самый экзотический из применявшихся в СССР налогов  — на холостяков, одиноких и малосемейных граждан — был введен с целью  мобилизации дополнительных средств  на оказание помощи многодетным матерям. Он был призван способствовать росту  населения страны. Этот налог не имеет аналогов в истории и, кроме  СССР, был установлен только в Монголии. Изначально налог вводился как временный, но просуществовал до начала 1990-х годов.1

Впоследствии  в акты налогового законодательства были внесены существенные изменения  в части подоходного и поимущественного налогообложения физических лиц; сельскохозяйственного налога; единой государственной пошлины; сбора на нужды жилищного и культурно-бытового строительства; налога с доходов от демонстрации кинофильмов и др.

Кстати, налогообложение  киноиндустрии впервые было введено  еще в царской России. Таков  был результат бурного успеха первого российского полнометражного фильма «Осада Севастополя». Картина была показана членам императорской семьи и произвела столь внушительное впечатление, что император вечером того же дня повелел обложить «синематограф» налогом.

В послевоенный период происходило постепенное  замещение налогообложения неналоговыми источниками пополнения бюджета. Главным  из них было перераспределение основной части доходов государственных  предприятий и организаций. Но одновременно они уплачивали налог с оборота, поступления от которого составили, например, в 1954 г. до 40% доходной части  бюджета СССР. Кроме того, определенные особенности налогово-правового  статуса имели колхозы. Например, неуплаченные ими суммы налогов  могли взыскиваться только через  народный суд. Взыскание же задолженности  с предприятий и организаций  финансовые органы осуществляли во внесудебном  порядке. В литературе это объяснялось  различной природой финансовых ресурсов (форм собственности). Ведь ресурсы  организаций и предприятий были всенародной собственностью, а колхозов — групповой, колхозно-кооперативной.

Информация о работе История налогообложения в России