Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:38, курсовая работа
Своего расцвета форма фуги достигла у И.С.Баха (1685-1750), в творчестве которого она приобрела образную и жанровую разноплановость. Он обобщил лучшие достижения полифонистов XVI – XVII веков, подняв полифоническое искусство на такой высокий уровень, который до сих пор остается непревзойденным.
Цель данной работы: выявление способов тематического преобразования в фугах и их влияния на композицию фуги.
В качестве примера рассматривается второй том «Хорошо темперированного клавира»* Баха.
Введение………………………………………………………………..3
I. Способы преобразования полифонической темы…………………5
II. История создания «ХТК» и его значение…………………………8
III. Преобразование тем в фугах II тома «ХТК» И.С. Баха.
Влияние преобразования тем на форму фуги……………………….11
Заключение…………………………………………………………….17
Библиография………………………………………………………….18
……
III. Преобразование тем в фугах II тома «ХТК» И.С. Баха.
О влиянии преобразования
тем на форму фуги
Фуги в «ХТК» И.С. Баха очень разнообразны по своему строению, но в них соблюдаются некоторые общие закономерности. Так, во всех фугах есть экспозиция, развивающий (разработочный) раздел и реприза. Строение первого раздела, то есть экспозиции подчинено определенным законам, обязательным является проведение темы во всех голосах и только в двух тональностях (тонике и доминанте). Допускается также дополнительные проведения, которые могут перерасти в контрэкспозицию (повторное проведение темы во всех голосах).
Разработочный раздел основан на различных преобразованиях темы, о которых уже говорилось в предыдущих главах (тональные, полифонические и т.д.). Тональное преобразование обычно затрагивает параллельные тональности, часто преобладает субдоминантовая сфера. Ярким способом преобразования являются полифонические трансформации тем (обращение, уменьшение и т.д.), в которых допускаются незначительные ритмические и мелодические изменения. Одно из интенсивных средств развития в разработках – стреттное проведение темы в нескольких голосах, при котором на проведение темы накладывается следующее. Очень часто такой прием применяется в кульминационной зоне формы, придавая насыщенность и предельную концентрацию тематической мысли. Главный признак репризы – это установление основной тональности и тональной устойчивости. Тема в репризе не обязательно должна проводиться во всех голосах и может проходить как в основном виде, так и в трансформированном.
По Протопопову формы фуг
1. Простые двухчастные (II том – с-moll, d-moll) и трехчастные (I том – В-dur, Еs-dur, II том – G-dur);
2. Рондообразные (I том – Сis-dur, a-moll, II том – b-moll);
3. Формы, содержащие элементы сонатности (двухчастные с разработкой в третьей четверти - II том: Е-dur);
4. Симметричные
и концентрические (
5. Сложные формы (fis-moll II том).
В данной работе нас интересует прежде всего не композиционные особенности фуг Баха, а формообразующая роль методов развития и преобразования темы в фугах. Поэтому подробнее остановимся на тех фугах, в которых присутствуют какие-либо трансформации тем. В качестве примера рассматривается II том «ХТК».
Из 24-х фуг полифонические преобразования (обращение, увеличение и т.д.) есть только в восьми: с-moll, Cis-dur, сis-moll, d-moll, dis-moll, Е-dur, fis-moll, b-moll. Эти трансформации прежде всего связаны с развитием тематизма в средних разработочных разделах формы.
В фуге №2 с-moll тема имеет характер торжественного распева.
№4
Экспозиция
расширена дополнительными проведениями
в основной и субдоминантовой тональности.
Во второй части отсутствуют интермедии,
преобладает стреттное проведение
темы, усиливающее тематическую насыщенность
и концентрированность мысли, а также
появляются ее полифонические трансформации,
в частности изложение в обращенном варианте
и в ритмическом увеличении.
№5
Контраст в тематическом изложении, а также кадансовый оборот в тональности соль минор подчеркивают границы разделов формы.
Изменение в тематическом плане отразилось и на небольшом репризном разделе, входящем в состав второй части фуги, в которой тема проводится в основной тональности, но в увеличении, обращении, и стреттно, продолжая свое развитие.
№6
Таким образом разработочный раздел соединяется с репризным, в результате чего образуется простая двухчастная репризная форма. При этом проведение темы в основной тональности в разработке придает черты рондообразности.
Полифонические преобразования такого же плана встречаются и в фуге №3 Cis-dur. Ее тема скерцозного характера имеет типичный для Баха мелодический рисунок по звукам тонического трезвучия. В экспозиции уже присутствует модифицированный вариант темы (обращение) и стреттное изложение. Таким образом, реприза носит развивающий характер. Он сохраняется не только в разработке, но и в репризе, сочетающей в себе как обращение, так и увеличение темы. На наличие репризы при ее развивающем характере указывает установление главной тональности. Основой развития в репризе становится тональное изменение темы (ais-moll) и стреттное проведение. Порядок проведения темы в среднем разделе повлиял на его разделение. В первой его части изложение начинается с нижнего голоса последовательно к верхнему с последующим возвращением к нижнему. То же расположение во второй части, что дает право сделать вывод о концентрической форме, то есть трехчастной с разделенным средним разделом. Также здесь, аналогично приведенному выше примеру, прослеживается рондообразность в связи с периодическим проведением темы в основной тональности на протяжении всей фуги.
Тема фуги №4 сis-moll отличается моторным движением. На начало среднего раздела указывает наступление параллельной тональности - Е- dur. Появляется удержанное противосложение, которое можно интепретировать как вторую тему. В развитии тематизма в разработочной части применяется обращение темы и ее тональное преобразование. Ряд отклонений (H-dur, Fis-moll, gis-mol, cis-moll, A-dur) приводит к проведению темы в главной тональности в первоначальном варианте во всех голосах фуги, то есть к репризе. Таким образом в фуге представлена трехчастная репризная форма.
В фуге №6 d-moll энергичная тема делится на две половины: волнообразный подъем шестнадцатых триолей и хроматический спуск восьмых. Традиционная экспозиция не содержит элементов развития, то есть трансформаций, тонального изменения, но расширена двумя дополнительными проведениями. Далее следует развитее темы - проведение в обращенном варианте при изменении общего тонального плана (d-moll - g- moll)- и укороченное проведение темы в двух голосах в основной тональности. Таким образом, фуга d-moll – пример простой двухчастной репризной формы.
Тема фуги №9 Е-dur сравнительно коротка, но распевается долгими длительностями. См.№2. Так же неспешно раскрывается содержание всей фуги. А. Ровенко упоминает о ней как о ярком примере «полифонического произведения на нейтральную тему», в котором «гармония целого превыше всего». (4, с. 155) Первая часть фуги представляет собой экспозицию с дополнительным проведением всех тем. Модуляция в середине всей формы в субдоминантовую тональность fis-moll указывает на наступление второй части. Разработочность в ней достигается также полифоническими преобразованиями темы - уменьшением с незначительными ритмическими отклонениями – а также ее стреттным изложением.
№7
Также во втором разделе выделяется репризная зона, признаки которой проявляются в проведении темы во всех голосах в тональном плане T – D в таком же соотношении голосов как и в контрэкспозиции. Фуга построена в двухчастной репризной форме.
В тройной фуге №14 fis-moll первые две темы схожи интонационно и ритмически. Их объединяют нисходящие восьмые со слабой доли в начале, морденты и трели, восходящий квартовый ход. Противоположна им третья тема - нисходящее вращение шестнадцатых секвентного строения. Композиция фуги выстраивается следующим образом: экспозиция первой темы, далее экспозиция второй темы с последующим совместным развитием двух первых тем, экспозиция и разработка третьей темы отдельно, где используется обращение основного варианта. В результате этого преобразования восходящее движение выделяет тему в общем потоке развития. Затем следует одновременнная реприза трех тем, где они проводятся в совместная изложении в основной и доминантовой тональности. Образуется сложная форма: можно выделить четыре раздела, где два средних развивающие, разграничение которых связано с наличием разных тем.
В фуге №22 b-moll развернутая тема дважды поднимается поступенно вверх, сначала долгими, потом короткими длительностями, и оба раза ее возвращает к исходному звуку выразительная уменьшенная квинта. После традиционной экспозиции тема периодически повторяется в основной тональности, в том числе в стреттном изложении основного и обращенного выриантов. Эти проведения имеют значение рефрена. Эпизодические же построения, где применены те же преобразования, выделяются тонально: Des-dur, f-moll, Ges-dur, Es-dur. Таким образом, на форму повлияло тональное преобразование темы, и фуга имеет рондообразное строение.
В фуге №8 dis-moll наличие разработочного раздела проявляется в основном в тональных преобразованиях лирической темы (gis-moll, Fis-dur, H-dur). Обращенный вариант звучит лишь один раз и уже в репризном разделе, который не велик по размерам. Важность его заключается в том, что он устанавливает тональную устойчивость после череды тональных отклонений. Поэтому в данном примере можно говорить о трехчастной форме.
Таким образом, мы убедились, что в фугах
развитие темы, являющей собой основную
мысль произведения, имеет важное значение
в формообразовании. В некоторых из рассмотренных
фуг такую роль сыграли полифонические
трансформации тем, в других – тональные
преобразования.
Заключение
В дальнейшем развитие фуги было не таким интенсивным как в баховскую эпоху. В качестве самостоятельного произведения она практически не выступала, а чаще всего являлась частью какого-либо циклического произведения, например, финала концертного жанра у композиторов-классиков. Так Бетховен симфонизирует фугу, благодаря более интенсивному использованию в развитии тематических преобразований: увеличения, уменьшения, обращения и т.д.
Гораздо популярнее применение фуги как метода изложения (фугато), особенно у романтиков: Шуберта, Шумана, Берлиоза, Листа, в творчестве которых проявляется тенденция к дальнейшей индивидуализации темы, ее большей протяженности и развернутости.
Темы фуг и фугато композиторов ХIX и начала ХХ века сохраняли ладовую определенность, что оказалось важным для сохранения жизнеспособности формы фуги.
В середине ХХ века возродился интерес композиторов к созданию полных циклов прелюдий и фуг, образцом для которых послужил «ХТК» Баха. Вновь приобрели формообразующее значение полифонические средства, являющиеся важнейшими в музыке баховского времени: обращения, ракоход , увеличения, уменьшения темы. Яркими примерами таких циклов являются «24 прелюдии и фуги» Шостаковича, «Ludus Tonalis» Хиндемита, «24 прелюдии и фуги» Щедрина.
Во все времена фуга служила средством
воплощения в музыке монументальности
и необъятной пространственности.
Библиография
Информация о работе Трансформация тем в фугах II тома «Хорошо темперированного клавира»И.С.Баха