Системы направления массового и профессионального музыкального образования в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 11:11, доклад

Краткое описание

В эпоху средневековья в Германии складывается музыкальная культура нового типа – феодальная, объединяющая в себе проф. ис-во, любительское музицирование и фольклор. Со временем развиваются любительские и полупрофессиональные формы музицирования рыцарства: миннезингеры (Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде, 12-13вв.), а так же гор. ремесленников. В феод. замках и в городах культивируются всевозможные жанры и формы песен (эпические, «рассветные», рондо, ле, виреле, баллады, канцоны, лауды и т.д.).

Оглавление

Общий анализ истории музыкального образования в Германии.
Музыка. Театр. Танец.
Музыкальное образование в Германии.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Германия.docx

— 77.56 Кб (Скачать)

В ФРГ  продолжилась деятельность К. Орфа (в области муз. театра и муз.-эстетич. воспитания детей), В, Эгка, Б. Блахера, Г. Рёйттера. К послевоенному поколению композиторов относятся X. В. Хенце, Б. А. Циммерман, Г. Клебе, X. У. Энгельман, Д. Шнебель, Э. Каркошка, В. Кильмайер, А. Райман и др. Импульсы радикального авангардизма исходят из нескольких центров: «Международные каникулярные курсы новой музыки» в Дармштадте (с 1946; Дармштадтский фестиваль), Донауэшингенский фестиваль (с 1950), Кёльнская студия электронной музыки. Новейшая музыка разл. жанров и стилей - непременный атрибут культуры Зап. Берлина. В 1960-х гг. в число ведущих композиторов-авангардистов мира вошли К. Штокхаузен (опираясь па достижения новой венской школы, пришёл к тотальному сериализму), М. Кагель (выходец из Аргентины, основоположник «инструментального театра»), Д. Лигети (эмигрировал из Венгрии), X. Лахенман. В кон. 1970-х гг. как реакция на избыток используемых средств выявилась противоположная тенденция - намеренное самоограничение как в русле авангардного мышления в сонорике (концерт для виолончели с оркестром Лигети), так и путём отказа от авангардистских крайностей в пользу простоты и естественности муз. языка (П. М. Хамель, В. Рим, М. Троян). В числе исполнителей: дирижёры О. Йохум, Г. фон Караян, Р. Кемне, X. Кнаппертсбуш, X. Росбауд, И. Кейльберт, Ф. Лейтнер, Р. Кубелик, К. Рихтер; оперные режиссёры Виланд и Вольфганг Вагнер, Г. Реннерт, Г. Р. Зельнер; певлы X. Пиларчик, Д. Фишер-Дискау, И. Борк, А. Шлемм, П. Александер, К. Хёфлигер, А. Ротенбергер, Г. Прей; пианисты В. Бакхауз, В. Кемпф, К. Эшенбах; виолончелист 3. Пальм, трубач А. Шербаум. Муз. наука представлена трудами К.Х. Вернера, У. Дибелиуса, Ф. Блуме (редактор фундам. муз. энциклопедии «Die Musik in Geschichte und Gegenwart»), В. Виоры, X. Г. Эггебрехта, К. Дальхауза, К. Г. Феллерера и др.

Ведущие оперные театры объединённой Г.: Немецкая государственная опера, Немецкая опера в Берлине, Баварская государственная опера в Мюнхене, Гамбургская государственная опера, Вюртембергский оперный театр в Штутгарте, Нем. опера на Рейне (Дюссельдорф), «Комише опер» в Берлине, Дрезденская опера. Среди лучших симфонич. оркестров: Берлинский филармонический оркестр, оркестры Баварского радио, Сев.-герм. радио. Работают высшие муз. школы в Мюнхене, Гамбурге, Штутгарте, Берлине, Лейпциге, Дрездене, Веймаре. Проводятся муз. конкурсы и фестивали (в т.ч. Байрёйтский фестиваль, «Берлинер фестшпиле», ежегодный нем. джазовый фестиваль во Франкфурте-на-Майне, с 1953), конгрессы и симпозиумы по муз. науке, исполнительству и педагогике. В Дармштадте открыт Междунар. центр джаза (1983). Функционируют изд-ва «Беренрайтер» (Кассель), «Хенле» (Мюнхен) [2].

 

Театр

 

Первые  бродячие актёры, шпильманы, полнились на территории Г. в эпоху Средневековья. Театр этой эпохи представлен двумя группами жанров: церковными (литургическая драма, миракль, мистерия, моралите) и светскими - прежде всего площадным фарсом (фастнахтшпиль); известным автором таких фарсов был в сер. 16 в. Г. Сакс. В 17 в. при княжеских дворах развивался придворный театр; в религ. учебных заведениях разыгрывались спектакли школьного театра, популярны были площадные интермедии с участием Ганс вурста. В сер. 17 в. появилась первая нем. проф. странствующая труппа, т. н. Знаменитая банда (здесь начал свою сценич. деятельность актёр и антрепренёр И. Фельтен, способствовавший утверждению лит. драмы па нем. сцене). Крупнейший драматург 17 в. - А. Грифиус, отразивший в своих произведениях трагич. события эпохи Тридцатилетней войны 1618-48. 18 в. в Г. - время формирования проф. нац. театра. Теоретик театра И. К. Готшед и актриса К. Нейбер, руководившая труппой в Лейпциге, выступили против «грубого» стиля площадного театра, взяв за образец театр франц. классицизма. В эпоху Просвещения основой нац. репертуара стали произведения Г. Э. Лессинга, И. В. Гёте, Ф. Шиллера. Важный этап становления нац. театра просветительская, реформаторская, направленная на борьбу с классицистич. традициями деятельность Лессинга в Гамбургском нац. театре (1767-68), поддержанная крупнейшими сценич. деятелями - К. Аккерманом, Ф.Л. Шрёдером, К. Экгофом. В 1777 был открыт Мангеймский нац. театр - центр т. п. мангеймской школы актёрского иск-ва. В кон. 18 нач. 19 вв. возросло значение Веймарского театра (основан в 1791), во главе которого стояли Гёте и Шиллер; здесь формировались основы актёрской школы («Правила для актёров» Гёте, 1803), представление о спектакле как о худож. целом и была осуществлена попытка создания театра, подчиняющегося строгим нормам сценич. искусства. Рубеж 18 и 19 вв. - время появления драматургии романтизма (Л. Тик, Г. фон Клейст); романтич. теорию драматич. иск-ва разрабатывал Л. В. IIIлегель. 1-я пол. 19 в. - период зарождения нем. режиссуры, ознаменованный реформаторской постановочной деятельностью Тика в театрах Дрездена (1825-41) и Берлина (1842-47), К. Л. Иммермана в Дюссельдорфском театре (1832-37). Преемником крупнейшего актёра-романтика Л. Девриента стал К. Зейдельман, в творчестве которого проявились черты реализма. В сер. 19 в. начался новый этап развития режиссёрского иск-ва в Г. Творчество Ф. фон Дингельштедта (работал в 18.51-67 в Мюнхене и Веймаре) способствовало складыванию традиции т. п. живописной режиссуры, а деятельность Г. Лаубе (работавшего в «Бургтеатер» в Вене, но оказавшего большое влияние и на нем. театр) т. н. режиссуры слова. Слияние обеих традиций произошло в последней трети 19 в. в Мейнингенском театре (основан в 1831) под рук. Л, Кронека (работал в театре в 1866-91). Воссоздание на сцене атмосферы эпохи, новая репетиц. система, особое внимание к массовым сценам, высокие требования к актёрскому ансамблю принесли мейнингенцам мировую славу, повлияв на общий ход развития европ. театра, в т.ч. на режиссёрские взгляды К. С. Станиславского. В 1883 в Берлине по инициативе актёров Э. Поссарта, Ф. Гаазе, Л. Барная и др. был создан гл. нац. театр страны «Немецкий театр» под рук. драматурга, театрального деятеля и режиссёра А. Л'Арронжа. В 1889 приверженец натурализма и «новой драмы» О. Брам, опираясь на опыт парижского «Свободного театра» А. Антуана, открыл в Берлине лит.-театральное объединение «Свободная сцена» (существовало до 1893), утверждавшее «новую сценич. правду». В спектаклях Брама выступали крупнейшие актёры И. Кайнц, А, Бассерман, Э. фон Винтерштайн и др.: начинал творч. деятельность М. Рейнхардт, определивший мн. тенденции развития нем. театра в 1-й пол. 20 в. К школе Рейнхардта также' принадлежали А. Моисси, П. Вегенер, В. Краус, Э. Бергнер, Е. Тимиг, Г. Эйзольдт и др.

После 1-й  мировой войны в нем. театр пришло новое поколение режиссёров. Приверженцы экспрессионизма, они создавали публицистич. театр, расцвет которого пришёлся на кон. 1910-х - 1-ю пол. 1920-х гг. Декорации-конструкции, динамика мизансцен, угловатая резкость пластич. рисунка роли, прямое обращение актёров к залу, особая игра света - черты творч. почерка режиссёров-экспрессионистов Л. Йеснера, К. X. Мартина. В 1920-е гг. нем. театр, быстро политизировался. Многочисл. агитпроп-коллективы утверждали пролетарское театральное иск-во. Ярким представителем политич. театра стал реж. Э. Пискатор. Принцип монтажа, движущиеся сценич. конструкции, использование экрана позволяли соединить худож. вымысел с документом, усиливая революц. пафос представления. Ведущие актёры 1910-20-х гг. Э. Дойч, Ф. Кортнер. К кон. 1920-х гг. в осн. сложилась теория эпического театра Б. Брехта, одна из основополагающих театральных систем 20 в. Отказываясь от иллюзии правдоподобия в театре, пользуясь «эффектом очуждения», Брехт стимулировал аналитич. активность зрителя, создавая свою модель интеллектуального театра. Важным этапом на пуги развития брехтовского эпич. театра стала постановка в 1928 его «Трёхгрошовой оперы» режиссёром Э. Энгелем в «Театерам Шиффбауэрдамм» в Берлине (комп. К. Вайль). Установление нацистской диктатуры (1933) вынудило эмигрировать б.ч. худож. интеллигенции. Среди немногих театральных деятелен, оставшихся в Г., - крупнейший актёр Г. Грюндгенс (прототип героя романа К. Манна «Мефисто»), выступавший на сцене Прусского имперского театра в Берлине.

После 2-й мировой  войны были восстановлены или построены заново разрушенные во время войны «Резиденц театер» в Мюнхене, Нац. театр в Ман-гейме, «Шаушпильхауз» в Дармштадте, театры в Кёльне и др. В Вост. Г. развивался т.н. социалистич. театр, ориентированный на сов. образцы. В репертуаре, наряду с классикой, большое место занимали произведения совр. авторов ГДР и сов. пьесы. Театральную жизнь нескольких десятилетий определяла деятельность режиссёров В. Лангхоффа, М. Лангхоффа, Т. Лангхоффа, М. Векверта, Б. Бессона и др. Крупнейшие актёры: Е. Вайгель, Э. Буш, В. Хайнц, Э. Гешоннек, X. Тате, Э. Шалль, Г. Май, А. Ланг и др.   В   1970--80-Х  гг.  известным всей Европе драматургом и театральным деятелем стал X. Мюллер, соединивший в своём творчестве элементы театра абсурда и сюрреализма.

В театре Зап. Г. после 2-й мировой войны важнейшей стала тема «расчёта с прошлым», достигшая своего высшего выражения в 1960-х гг. в т.н. документальной драме Р. Хоххута и П. Вайса. 1970-е гг. - время рождения т. н. неонатурализма. Ведущие драматурги 1970-90-х гт.: Т. Дорст, Д.Табори, Б. Штраус, Ф. К. Крётц, М. Шперр и др. Обращением к их творчеству, а также новым прочтением классики заявило о себе поколение режиссёров (П. Палич, П. Цалек, Д. Дорн, К. Паймани, П. IIIтайн, К. М. Грюбер). Особняком в 1970-е гг.стояло театральное творчество крупнейшего режиссёра кино Р. В. Фасбиндера. Одним из первых театральных городов Европы оставался Зап. Берлин « Шаубюне», «Шаубюне ам Галлешеyфер» и др. Среди актёров ФРГ и Зап. Берлина: Э. Дойч, Г. Гизе, Б. Минетти, Х. Грим. Б. Ганц, Ю. Ламие, Э. Клевер [1].

На рубеже 20-21 вв. в нем. театре выдвинулось новое поколение – режиссёры: К. Марталер, Ф. Касторф, Л. Хаусман,: Т. Остермайер, М. Тальхаймер, актер:  М. Вуттке; продолжают работать Ганц, Грим и др. Среди ведущих театров   Г.:   «Немецкий  театр», «Камершпиле», «Берлинер ансамбль», «Комише опер»  - в Берлине; «Каммершпиле» и «Резиденц театер» - в Мюнхене; «Талия театер» - в Гамбурге; театральные труппы Штутгарта Дюссельдорфа и др. Осн. театральные школы: Высшая школа актёрского иск-ва им. Э. Буша (Берлин), Школа им. О. Фалькенберга (Мюнхен) и др. Театральные фестивали - в Берлине, Висбадене, Ганновере и др.

 

Танец

 

С нач. 17 в. при княжеских и герцогских дворах устраивались празднества с танцами (по итал. и франц. образцу). И Штутгарте были показаны «Балет верных рыцарей» и «Балет Эриннии» (1609), гротесковый «Балет лягушек» (1618). В Дрездене при дворе саксонского курфюрста хореограф Г. Мёлих поставил балет «Орфей и Эвридика» Г. Шютца (1688). В кон. 17 в. наряду с придворным возник городской балет, берущий начало от мистерий и комедийных представлении (гансвурстиад). В оперном театре Гамбурга (открыт в 1678) танцы входили в состав оперных спектаклей в виде отд. сцен, особой популярностью пользовались танцевальные представления «Ярмарка в Гамбурге» и «Гамбургская баталия». Танцевальные представления ставились также в Лейпциге (гл. обр. во время ярмарок), где в 1717 Г. Тауберг опубликовал первый посвящённый танцу трактат на нем. яз. В сер. 18 в. началась реформа нем. балета. В Штутгарте в 1760-67 при герцогском дворе работал Ж. Ж. Новерр, издавший теоретич. труд «Письма о танце и балетах» (1760). Он стремился сделать балетный спектакль независимым от оперного, создавал т.н. действенные балеты, обычно на основе античных сюжетов или известных лит. произведений: «Смерть Геркулеса» (1762) и «Медея и Язон» (1763) Ж. Ж. Родольфа. В Г. гастролировали мн. знаменитые австр., франц. и итал. артисты (О. Вестрис, П. Гардель, Ф. Элъслер, Ф. Черрито). В 1824-28 в Штутгарте работали Ф. Тальони и М. Тальони, огромную популярность завоевал балет «Данина, или Жоко, бразильская обезьяна» П. фон Линдпайнтера (1826). В 1830-40-х гг. получили распространение большие романтич. балеты. Балет Берлинской придворной оперы достиг высокого проф. уровня при хореографах Ф.М. Оге (1833-56; среди его постановок - комедийный балет «Роберт и Бертрам, или Два вора» И. Ф. Шмидта и Ч. Пуньи, 1841) и П. Тальони (в 1856-83 гл. хореограф; поставил балеты «Фиорита, или Царица эльфрид» Пуньи, 1848, «Сатанелла, или Метаморфозы», 1852, «Приключения Флика и Флока», 1858, «Тщетная предосторожность», 1864; все - П. Гертеля). В нач. 1860-х гг. в Гамбурге работала хореограф К. Ланнер, в Лейпциге (1859-62) и в Мюнхене (1869-75) - Л. Гран. В кон. 19 в. балет в Г. переживал кризис; единственным известным хореографом Г. был X. Крёллер [1].

В нач. 20 в. интерес к сценич. танцу в Г. начал возрождаться. Этому способствовал расцвет зкспрессивно-пластич. танца, выступления последователей А. Дункан, открывшей в 1905 в Берлине свою школу. Немалую роль сыграла и школа ритмики, созданная Э. Жак-Далькрозом в 1910 в Хеллерау, близ Дрездена. К нач. 1920-х гг. возник т.п. выразительный танец (Ausdruckstanz); близкий экспрессионизму, он отразил настроения, господствовавшие в Г. после её поражения в 1-й мировой войне. Среди наиболее известных его представителей - М. Вигман, X. Кройцберг, Р. фон Лабан, К. Йосс, Г. Палукка. Одна из самых ярких постановок - антивоенный спектакль «Зелёный стол» Ф. Коэна (1932, хореограф Йосс). Творч. искания и эксперименты Лабана, крупнейшего исследователи и теоретика танца, легли в основу разл. танцевальных школ, получивших распространение в Г. и др. странах. «Выразительный танец» подвергся гонению при нацистском режиме, крупнейшие балетные деятели покинули Г. В 1949 после образования ФРГ и ГДР ганец и балет в этих странах развивались автономно.

В ГДР  гл. направлением танцевального иск-ва стал классич. балет, который испытал серьёзное влияние сов. балета. Были открыты балетные школы, где часто работали педагоги из СССР. До кон. 1980-х гг. в театрах ставились балеты рус. классич. наследии и собств. постановки, близкие по стилю сов. репертуару, т.е. многоактные реалистич. сюжетные спектакли. В 1945-52 балетную труппу Нем. гос. оперы (Вост. Берлин) возглавляла Т. Гзовская, ставившая балеты П. И. Чайковского и С. С. Прокофьева, в 1952-55 – Д. Шпис («Право господина» В. Брунса, 1953, и др.), в 1955-70 - Л. Грубер («Гаяне» А. И. Хачатуряна, 1955; «Коппелия» Л. Делиба, 1956; «Ромео и Джульетта» Прокофьева, 1963). Одним из самых известных хореографов ГДР был Т. Шиллинг, работавший в Веймаре (1952-56), Дрездене (1956-64); в 1965 в Берлине он организовал балетную труппу в театре «Комише опер» (руководил до 1993). В числе его постановок: «Абраксас» В. Эгка (1957), «Венецианский мавр» Б. Блахера (1969), «Ундина» X. В. Хенце (1970). Среди балетных коллективов, существовавших в ГДР, - группы Гос. оперы в Лейпциге, Гос. оперы в Дрездене, нар. театр в Ростоке, театр в Галле [2].

В ФРГ и Зап. Берлине при всех крупных оперных театрах имелись балетные труппы, возглавляемые в осн. хореографами из США и Великобритании. В 1961-73 в Штутгарте работал Дж. Кранко («Онегин» на муз. Чайковского и К. X. Штольце, 1965; «Укрошение строптивой» на муз. Д. Скарлатти и Штольце, 1969). В балетах Кранко получили известность танцовщики М. Хайде (в 1973-95 возглавляла труппу), С. Ханке, Р. Крэган. К кон. 1960-х гг. Штутгартский балет стал одной из лучших трупп Зап. Европы. В 1970-х гг. значит, успеха достиг балет Гамбургской государственной оперы, которым с 1973 руководит Дж. Ноймайер. Среди др. известных балетных коллективов ФРГ- Баварский государственный  балет (Мюнхен), ансамбль «Танцфорум» Оперного театра в Кёльне, группа Вунпертальского театра танца (с 1973 под. рук. П. Бауш). Среди танцевальных коллективов Зап. Берлина - балет Нем. оперы, компания «Берлинский балет».

После объединения  Г. продолжают активно развиваться оба направления нем. хореографии - балет и свободный танец. Одной из гл. балетных трупп остаётся Гамбургский балет, где Дж. Ноймайер поставил балеты «Пер Гюнт» Л. Г. Шнитке (1989), «Реквием» на муз. В. Л. Моцарта (1991), «Ундина» Х.В. Хенце (1994) и др. Значительно вырос престиж балета во Франкфурте-на-Майне, в 1984-2004 балетную труппу возглавлял лидер хореографич. авангарда У. Форсайт. Баварский гос. балет в 1989—98 возглавляла К. Вернон, с 1998 -  И. Лишка. Особых успехов достиг в Г. совр. танец. С 1970-х гг. широкое развитие получил «танцтеатер» - направление, корнями уходящее в иск-во «выразительного танца» 1920-х гг., но возродившее его в ином качестве. Танцевальные спектакли создают П. Бауш, Й. Кресник и др. Если в постановках Бауш социальные проблемы составляют лишь фон для психологич. коллизий, то Кресник, антифашист и обличитель совр. общества, выявляет социальные, даже политич. корни зла («Макбет» К. Швертсика, 1988). В числе наиболее известных нем. артистов и хореографов, также работающих в сфере свободного тайна: Г. Бонер, Р. Хофман, С. Линке, С. Вальц [1].

 

 Музыкальное образование в Германии

 

Берлинская высшая школа музыки

Берлинская высшая школа музыки имени Эйслера

Веймарская Высшая школа музыки

Гамбургская высшая школа музыки и театра

Ганноверская Высшая школа музыки и театра

Детмольдская высшая школа музыки

Дрезденская Высшая школа музыки имени Карла Марии  фон Вебера 

Кёльнская высшая школа  музыки

Высшая школа  музыки Карлсруэ

Консерватория имени  Рихарда Штрауса

Консерватория Клиндворта — Шарвенки

Лейпцигская высшая школа музыки и театра

Мюнхенская высшая школа музыки и театра

Новая Академия музыки 

Фрайбургская Высшая школа музыки

Хонер-консерватория

Консерватория Хоха

Консерватория Штерна

Штутгартская высшая школа музыки и театр [5].

Рассмотрим некоторые  из них более подробно.

Лейпцигская высшая школа музыки и театра имени  Феликса Мендельсона (нем. Hochschule für Musik und Theater "Felix Mendelssohn Bartholdy" Leipzig), Лейпцигская консерватория — первая консерватория в Германии, расположенная в Лейпциге и основанная в 1843 году Феликсом Мендельсоном. После ряда переименований получила имя своего основателя в 1946 году. В 1992 году была объединена с Театральной школой имени Ганса Отто и включает отделения актёрской игры и драматургии. В настоящее время обучается около 900 студентов.

Информация о работе Системы направления массового и профессионального музыкального образования в Германии