Системы направления массового и профессионального музыкального образования в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 11:11, доклад

Краткое описание

В эпоху средневековья в Германии складывается музыкальная культура нового типа – феодальная, объединяющая в себе проф. ис-во, любительское музицирование и фольклор. Со временем развиваются любительские и полупрофессиональные формы музицирования рыцарства: миннезингеры (Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде, 12-13вв.), а так же гор. ремесленников. В феод. замках и в городах культивируются всевозможные жанры и формы песен (эпические, «рассветные», рондо, ле, виреле, баллады, канцоны, лауды и т.д.).

Оглавление

Общий анализ истории музыкального образования в Германии.
Музыка. Театр. Танец.
Музыкальное образование в Германии.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Германия.docx

— 77.56 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Доклад

на тему: Системы направления  массового и профессионального  музыкального образования в Германии

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка:

5курса,  з/о, МХО

Гумирова  О.В.

 

 

 

 

Иркутск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  1. Общий анализ истории музыкального образования в Германии.
  2. Музыка. Театр. Танец.
  3. Музыкальное образование в Германии.
  4. Заключение.
  5. Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Общий  анализ истории музыкального  образования в Германии

 

В эпоху средневековья  в Германии складывается музыкальная  культура нового типа – феодальная, объединяющая в себе проф. ис-во, любительское музицирование и фольклор. Со временем развиваются любительские и полупрофессиональные формы музицирования рыцарства: миннезингеры (Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде, 12-13вв.), а так же гор. ремесленников. В феод. замках и в городах культивируются всевозможные жанры и формы песен (эпические, «рассветные», рондо, ле, виреле, баллады, канцоны, лауды и т.д.). В 18в церковная музыка является основной, как и прежде. Из музыкальной науки выделяется критика (И. Маттезон). В развитии композиторского тв-ва этот период ознаменован скрещивающимися воздействиями таких художественных стилей, как барокко (итал. и нем. инструментальная и хор. музыка) и постепенным переходом от сложившихся ранее жанров, стилей и форм к новым, сохранившим господств. Положение в европейской музыке вплоть до наших дней. В 17в появляются самобытные ораториальные произведения («страсти» и др.) и первые образцы отечеств. оперы и балета (Г. Шюц), расцветает органное искусство (Д. Букстехуде, И. Фробергер, И. Пахельбель). В 1-ой пол. 18в. значительные произведения во многих жанрах («страсти», др. ораториальные жанры; кантаты; фантазии, прелюдии, фуги, сонаты для органа и для клавира, сюиты для клавира; концерты для оркестра и для отд. инструм-тов и т.д.) создает И.С. Бах, чье творчество явилось итогом и вершиной всего предшествующего развития европ. полифонии и всей музыки барокко [2].

Начало 19в –романтизм. В конце 19в и нач 20 в в европ. музыке наступает переходный период, соответствующий началу империализма как высшей и последней стадии капитализма. Этот период отмечен кризисом ряда предшествующих идейных и стилевых течений. В Германии и Австрии завершается линия романтического симфонизма (Г. Малер, Р. Штраус) и зарождается муз. экспрессионизм (А.Шёнберг), атональная музыка. Ослаблением гармонических связей стимулируется возрождение теоретич. и тв-го интереса к полифонии (М. Регер). С 1917-1918гг. главенствует демократическая муз. культура представлена деятельностью многих прогрессивных муз-тов, борющихся за содержат. ис-во, утверждающее идеи гуманизма и народности. Образцами такой культуры служат, помимо произведений муз.- театр. и концертн. жанров, многочисленные песни революц. движения и антифашистской борьбы 1920-1940-х гг. (Х. Эйслер), сов. политич. «песни протеста».  В ее развитии наряду с проф. Музыкантами большую роль сыграли и играют широкие массы полупрофессионалов и любителей. В 20 в. композиторское тв-во в капиталистич. странах отличается небывалым разнообразием и пестротой стилевых течений. Достигает своих вершин экспрессионизм, характеризующийся резким неприятием действительности, обостренной субъективностью и напряженностью эмоций (Новая венская школа – Шёнберг и его ученики А. Берг и А. Веберн). Широко распространяется неоклассицизм, отличающийся стремлением уйти от непримиримых противоречий современной обществ. жизни в мир образов и муз. форм 16-18вв., сильно выраженной рационалистичностью ( П. Хиндемит) [2].

 

Музыка

 

По археологич. данным, в 1-м тыс. до н.э. у древних герм. племён существовала практика игры на луре. Лит. и историч. памятники более позднего времени свидетельствуют о развитой песенной культуре. С офиц. принятием христианства стала развиваться проф. церковная музыка, центрами распространения григорианского хорала были Ахенская капелла (с 9 в.) и монастыри. Секвенции и тропы, созданные монахами Санкт-Галленского монастыря (ныне Швейцария) Ноткером Заикой (9-10 ми.) и Тутило (10в.), способствовали распространению (после 1000) нем. традиции поименной нотации, в 12— 13 вв. был осуществлён переход к четырёхлинейной римской (квадратной) и 4—5-линойпой нем. (готич.) нотации. Среди церковных композиторов 10— 12 вв. Герман Хромой, Верно из Райхенау, Вильгельм из Хирсау, Хильдегарда Бингеиская. Характерный для нем. музыки 10-11 вв. органум (вид ранней ансамблевой полифонии) сохранялся вплоть до 15 в. Наряду с церковной развивалась светская музыка шпильманов, повлиявшая на иск-во вагантов, а 14-16 вв.  - странствующих подмастерьев. Воздействие музыки шпильманов испытало и светское проф. иск-во миннезингеров - миннезанг (12-14 вв.). К 14 в. относятся первые дошедшие до нас собрания песен миннезингеров, шпильманов и вагантов, в т. ч. Йенский сборник (ок. 1350), Лохамский песенник (сер. 15 в.). С ростом городов в 12— 13 вв. возникали цеховые объединения гор. музыкантов («штадтпфайеров»), чьё мастерство игры (гл. обр. на духовых инструментах) высоко ценилось во всей Европе. В 14-16 вв. возникли объединения мейстерзингеров — певцов-любителей из среды ремесленников, среди которых Г. Фольц и Г. Сакс из Нюрнберга. Среди памятников мейстерзанга -рукописный песенный сборник В. Фогта (1558). В 15-16 вв. в бюргерской среде важная роль принадлежала домашнему музицированию, в т. ч. игре на лютне и др. инструментах. 13 придворной и церковной музыке возросло значение полифонии (под влиянием нидерландской школы) - в сочинениях Адама из Фульды, Г. Финка, М. Агриколы (автора одного из первых в Европе трактатов о муз. инструментах, 1529), Л. Зенфля и др. Ведущие жанры - месса, мотет, псалмы, полифонич. бытовая и духовная песня. Интенсивно развивавшееся в 15—16 вв. органное иск-во выдвинуло нем. музыку на одно из ведущих мест в Европе (композиторы К. Пауман, Л. Шлик, X. Бухнер, X. Кошмер, О. Лисиниус, П. Хофхаймер). В период Реформации и Крестьянской войны 1524-26 возник протестантский хорал, исполнявшийся на нем. языке (И. Вальтер, 1524). На рубеже 16-17 вв. под итал. влиянием (венецианское хоровое письмо, мадригал, опера) получил распространение «концертирующий стиль» с характерным противопоставленном сольного и ансамблево-хорового звучания (в т.ч. с участием инструментов), кристаллизовался гомофонный склад в творчестве И. Эккарда, Л. Лехнера, Х.Л. фон Хаслера, М. Преториуса.

Тридцатилетняя  война 1618-48 задержала общее развитие нем. культуры; тем не менее в 17 в. и русле общеевроп. стиля барокко сложился нац. муз. стиль в творчестве Г. Шютца - автора первой нем. оперы «Дафна» (1627), первого нем. балета «Орфей и Эвридика» (1638, оба произведения не сохр.), «Священных симфоний» (1629-50). Оперные постановки осуществлялись  в придворных театрах Мюнхена, Дрездена, Берлина, Нюрнберга, Брауншвайга, Лейпцига и др. В 1678 в Гамбурге открылся первый в Германии постоянный оперный театр, в котором работали композиторы И. Тайле, Л. Штрунк, И.З. Куссер. Расцвет театра (1692--1706) связан с творчеством Р. Кайзера, И. Маттезона, позднее - Г. Ф. Телемана, однако нац. опера вытеснялась господствующей итал. оперой. В 17 в. главенствующими были жанры духовного концерта, «страстей» (Г. Шютц), интенсивно развивалась органная и клавирная музыка (С. Шейдт, И. Фробергер, И. К. Керль, И. Пахелъбелъ, И. Л. Рейнкен, Г. Бём, Д. Букстехуде, И. Кунау); среди виртуозов-клавесинистов - И. Фробергер и М. Векман. Ведущий  жанр инструментальной музыки - сюита (X. Л. Хаслер, М. Франк, И. Штаден, И. Г. Шейн); франц. влияние сказалось в ансамблево-оркестровых сюитах Георга Муффата, И. К. Ф. Фишера, И. 3. Куссера. Формируется стиль нем. песенной лирики (И. Г. Шейн, Г. Альберт, А. Кригер). О высоком уровне нем. муз. науки 17 в. свидетельствуют энциклопедич. труды «Syntagma musicum» М. Преториуса (Вd 1-3, 1614-20), «Musurgia universalis...» А. Кирхера (1650), «Историческое описание благородного искусства пения и игры» (1690) В. К. Принтца. Л. Веркмейстер разработал несколько систем темперации, обеспечивших потребности сольного и ансамблевого музицирования с участием клавира и органа. В кон. 17 - нач. 18 вв. появляется ряд крупных теоретич. и муз.-историч. работ И. Г. Вальтера, И. Маттезона [1].

Высочайшими достижениями отмечено творчество И. С. Баха, который переосмыслил и довёл до совершенства существовавшие жанры и формы («Высокая» месса h-moll, 1733-49; «Страсти по Иоанну», 1724; «Страсти по Матфею», 1727; кантаты, инструментальные прелюдии, токкаты, фуги и др.), открыл перспективы развития музыки вплоть до 20 в. В творчестве его современника Г. Ф. Генделя (мн. годы жил и творил в Англии) достиг расцвета жанр оратории («Мессия», 1742; «Самсон», 1743, и др.).

В 18 в. бывшие цеховые объединения музыкантов преобразуются в капеллы и оркестры (один из первых - оркестр «Гевандхауза»). Возникают городские муз. общества (по образцу «Коллегиум музикум», открытого Г. Ф. Телеманом в 1702 в Лейпциге), создаются хоровые общества (школа И. Л. Хиллера в Лейпциге, 1771; певч. академия в Берлине, ок. 1791). Появляются муз.-теорстич. и эстетич. труды И. Л. Шайбе, Л. К. Мицлера, И. Г. Зульцера, И.О. Кирнбергера, Ф. В. Марпурга, Д. ШIу6арта. С 1798 издаётся газ. «Allgemeine musikalische Zeitung». Демократич. тенденции в муз. театре реализовались в нем. зингшпиле (И. Штандфус, Хиллер, И. Хольцбауэр), однако основу репертуара нем. театров (гл. обр. придворных) составляли итал. оперы (итал. и композиторов, в т.ч. И. А. Хассе). Нем. музыка середины и 2-й пол. 18 в. развивается в тесной связи с идеями Просвещения (сыгравшими большую роль в подготовке оперных преобразований К. В. Глюка в Вене и Париже). Актуальная для эстетики Просвещения проблема речитатива привела к созданию мелодрамы, где активно взаимодействуют диалог и инструментальная музыка («Ариадна на Наксосе» и «Медея» Й. А. Бенды, 1775). Кристаллизуются классич. формы инструментальной музыки. Этот процесс, носивший общеевроп. характер, завершился в кон. 18 в, формированием венской классикеской  школы, соединившей достижения нем. и австр. культур. Большую роль в подготовке нового стиля, связанного с окончательной кристаллизацией сонатной формы и сонатно-симфонич. цикла, сыграли композиторы берлинской (И. И. Кванц,  братья И. Г. и К. Г. Граун, братья Ф. и Й. А. Бенда, Ф. В. Марпург, а также король Фридрих II Великий) и мангеймской (Я. и К. Стамиц, И. К. Каннабих, Ф. К. Рихтер, А. Фильц и др.) школ. Муз. экспрессией, близкой поэзии сентиментализма (отчасти в духе устремлений «Бури и натиска»), проникнуто творчество К.Ф.Э. Баха, оказавшего влияние на форт. стиль Л. ван Бетховена . Широкое распространение во 2-й пол. 18 в. получил песенный жанр (К.Ф.Э. Бах, И. А. П. Шульц, И. А. Хиллер, К. Г. Нефе, И.Ф. Рейхардт, И. Р. Цумштег).

Итог  достижений венской классич. школы и вершина нем. музыки кон. 18 - нач. 19 -вв. - инструментальное творчество великого симфониста Л. ван Бетховена; его единственная опера «Фиделио» (3-я ред., 1814) синтезировала нем., австр. и франц. традиции в жанре «оперы спасения». Линия романтич. оперы, начало которой положил Э.Т.Л. Гофман («Ундина», 1814), была продолжена К.М. фон Вебером («Вольный стрелок», 1821; «Эврианта», 1823; «Оберон», 1826), Л. Шпором, Г. Л. Маршнером, Ф. фон Флотовом. В жанре зингшпиля работали О. Николаи, А. Лорцинг и др. Нем. муз. романтизм достиг расцвета в творчестве Р. Шумана, Ф. Мендельсона, венг. композитора Ф. Листа; (возглавившего (веймарскую школу). Важной тенденцией времени было обращение к нем. муз.-поэтич. фольклору. Вокальная нем. традиция нашла воплощение в балладах К. Лёве и др. В творчестве Шумана, Мендельсона значительное место заняла фп. и вокальная (т. н. Lied) миниатюра. Широкое распространение в 19 в. получило хоровое иск-во. С 1809 функционировал целый ряд хоровых обществ, т. н. лидертафелей, первым организатором которых был К. Ф. Цельтер. Развитие получили жанры симфонии (Мендельсон, Шуман и др.), программной увертюры (К. М. фон Вебер, Мендельсон) и симфонич. поэмы (Лист). В ораториях Мендельсона и Шумана прослеживается традиция Г. Ф. Генделя и И. С. Баха (интерес к творчеству которых усилился в 19 в.). Развитие камерно-инструментальной музыки 1-й пол. 19 в. (сочинения Ф. Лахнера. Ф. Р. Фолькмана, Ф. фон Хиллера, позднее К. Рейнеке) достигает кульминации в 30-40-х гг. в творчестве Мендельсона и Шумана. Циклы фп. пьес (б.ч. программных) и вариаций Шумана («Карнавал», 1835; «Крейслериана». 1838; «Симфонические этюды», 1837. 2-я ред. - 1852) открыли новые структурные и содержательные возможности в инструментальной музыке. В своих муз.-эстетнч. и критич. статьях Шуман отстаивал идеалы романтич. новаторского иск-ва (издавал с 1834 ж. «Neue Zeitschrift fur Musik»). В 1843 Мендельсон создал консерваторию в Лейпциге - первую в Германии. Позднее открылись консерватории в Кёльне, Штутгарте, Высшая муз. школа в Берлине. Эпоху в нем. музыке составило оперное творчество Р. Вагнера, оказавшее сильное влияние как на современников, так и на музыкантов последующих поколений («Тристан и Изольда», 1859; «Нюрнбергские мейстерзингеры», 1867; «Кольцо нибелунга», 1854-74). Лист и композиторы веймарской школы (П. Корнелиус, И. Рафф, Л. Риттер) пропагандировали творчество Вагнера, провозгласили идеи программности в музыке.  Их противниками были представители более лейпцигской школы, выступавшие за «чистую» инструментальную музыку и ориентировавшиеся на иск-во И. Брамса - крупнейшего нем. симфониста послебетховенского   времени   (4 симфонии, 1876-85, многочисл. произведения в др. жанрах).

Муз.-теоретич. мысль в 19 в. связана именем работавшего в Берлине Б. Маркс. Среди крупнейших музыковедов: Г. Кречмар, Ф. Шпитта. В 19 в. окончательно складываются традиции нотоиздательств, возникшие ещё в 16в. (изд-ва «Брайткопф и Хертель», «Зимрок», «Шотт», «Петерс»). Среди известных исполнителей 19 в.: дирижеры X. фон Бюлов, Г. Леви, Ф. Мотль, К. Мук; певица Г. Зонтаг; пианисты Ф. Калькбренгер, К. Таузиг, И. Мошелес, К. Шуман; скрипачи Ф. Давид, Л. Шпор, Й. Иоахим.

На рубеже 19-20 вв. композитор и дирижёр Р. Штраус (последователь листовского программного симфонизма, один из предтеч муз. экспрессионизма, г опер «Саломея», 1905, «Кавалер розы», 1910), органист и композитор М.  Регер вплотную подошли к коренному обновлению языка. В нач. 20 в. преобладал неоклассицизм в творчестве Регера, итал. композитора и пианиста Ф. Бузони и его учеников (Ф. Ярнах,К. Валь - в ранний период творчества М. Буттинга, В. Фортнера, В. Эгка, О. Герстера и др., позже в сочинениях П. Хиндемита, работавшего во многих муз. жанрах (автор опер «Художник  Матис»,   1938;   создал собств. муз.-теоретическую систему).   Традициям   Р.   Вагнера следовал X.  Пфицнер.   Большое влияние на нем. композиторов оказало творчество А. Шёнберга - главы новой венской школы, основоположника додекафонии (с 1925 жил в Берлине).

В годы Веймарской республики (1919-1933) активизировалась деятельность рабочих хоров (в  т. ч.  Рабочий певч. Союз, основан в 1908),, движение агитгрупп, в которых принимали участие композиторы X. Эйслер, В. Фогель, Э. Г. Майер, Л.  Шпис, дирижёры  К.   Ранкль и Шерхен, певец-антифашист Э. Буш и др.   В 1920-х гг. Берлин стал крупным немецким муз. центром, активностью отмечены муз..   жизнь   и  др.   городов   Г.   В 1930-х гг. черты неофольклоризма проявлялись в т. н. народных операх И. Хаса, некоторых сочинениях В. Эгка, К. Орфа усилилось влияние зкспрессионизма в творчестве Б. Блахера. До сер. 20 в. в Г. работали множество выдающиеся исполнители:    пианисты Л. Шнабель, В. Гизекинг; верный режиссер 3. Вагнер; певицы Лотте Леман, Э. Шварцкопф; дирижёры Ф. фон Вейнгартнер, О. Фрид, Б. Вальтер, О. Клемперер, В, Фуртвенглер, Ф. Буш, Л. Блех и др.

В годы нацистской диктатуры и 2-й мировой войны были изгнаны или добровольно покинули Германию А. Шёнберг, II. Хиндемит, К. Вайль, Л. Кестеберг и др. В концлагерях погибли композитор Дж. Зимон, дирижёр Р. д'Аргуто, расстрелен гестапо муз. фольклорист К. Хубер; покончил с собой композитор X. Дистлер.

Новый этап развития нем. музыки начался после разгрома нацистской Германии. Были восстановлены многие муз. учреждении, создавались новые. В Вост. Г. открылись Нем. гос. опера в Берлине, оперные театры в Лейпциге, Веймаре, Дрездене и др. городах. Возникли новые оркестры, хоры, оперные труппы (мировую известность приобрёл открытый в 1947 театр «Комише опер» в Берлине) . Однако композиторское творчество вплоть до кон. 1980-х гг. сковывалось идеологическими клише. Среди ведущих композиторов: X. Эйслер, Р. Вагнер-Регени, О. Герстер, Э. Г. Майер, П. Дессау, П. Курцбах (опера «Томас Мюнцер», 1950). Среди симфонич. сочинений 1960-70-х гг. выделяются симфонии М. Буттинга, концерт для скрипки с оркестром Г. Вольгемута; радикальными новаторами выступили 3. Маттус, П.Х. Дитрих и др. Культивировались традиции старейших исполнительских коллективов (дрезденские «Кройцхор» и филармонич. оркестр; лейпцигский «Томанерхор» при ц. Св. Фомы). Среди известных исполнителей: дирижеры Г. Абендрот, Ф. Конвичный, К. Зандерлинг, К. Мазур, О. Суитнер, Р. Клайнерт, Х.Т. Марграф, X. Кох; хоровые дирижёры Р. Мауэрсбергер, Г. Рамин (также органист); певцы Л. Бурмайстер, М. Клозе, К. Эберс, Э. Витте, Т. Адам, И. Шпрингер, П. Шрайер, органисты В. Шетелих, Г. Кестнер, X. Коллум, А. Веберзинке; оперные режиссёры X. Арнольд, Г. Купфер, Э. Фишер, И. Херц, Р. Бергхауз, X. Рюккерт, Б. Фелъзенштейн. Крупнейшие музыковеды: М. Шнайдер, В. Феттер, Г. Бесселер, В. Серауки, Э. Г. Майер, Г. Кнейлер, К. Лаукс, В. Зигмунд-Шульце [1].

Информация о работе Системы направления массового и профессионального музыкального образования в Германии