Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 05:29, реферат
Сергей Сергеевич Прокофьев — один из самых оригинальных музыкантов нашего столетия. Про него можно с уверенностью сказать, что он не написал ни одного такта, который не отражал бы его необыкновенную индивидуальность. Своей разносторонностью он напоминает композиторов-классиков. Он писал оперы, балеты, интермеццо, музыку к кинофильмам, хоры, симфонии, камерную музыку, пьесы для фортепьяно и — возможно ли представить себе без этого настоящего русского композитора — песни для детей и для взрослых, на тексты сказок и на стихи Пушкина.
Краткая биография композитора.
Классическая симфония.
Симфония № 5.
Симфония № 7.
Заключение.
Санкт-Петербургский университет культуры и искусств
Факультет социально-культурных технологий
Кафедра
социально-культурной деятельности
Реферат по истории музыки на тему
«Симфонии
С.С. Прокофьева»
Выполнила:
студентка 2го курса
Семчук
Мария (гр.30203)
Проверила:
Слонимская
Раиса Николаевна
Санкт-Петербург
2011
Содержание
Кардинальным
достоинством, (или,
если хотите, недостатком)
моей жизни всегда были
поиски оригинального,
своего музыкального
языка. Я ненавижу подражание,
я ненавижу избитые
приемы...
Краткая
биография композитора.
Сергей Сергеевич Прокофьев (11.04.1891 – 5.03.1953) – выдающийся советский композитор, пианист и дирижёр, народный артист РСФСР (1947). Родился в семье агронома. Заниматься музыкой начал с 5 лет под руководством матери, летом 1902 и 1903 – Р.М. Глиэра, приезжавшего в Сонцовку. К моменту поступления в Петербургскую консерваторию (1904) был автором 4 опер, симфонии, 2 сонат и фортепианных пьес. В 1909 окончил консерваторию по классу композиции (учился у А.К. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова и Я. Витола), в 1914 – дирижирования (у Н.Н. Черепнина) и фортепиано (у А.Н. Есиповой). В консерваторские годы зародилась творческая дружба Прокофьева с композитором Н.Я. Мясковским, продолжавшаяся до конца жизни. 1
Сергей Сергеевич Прокофьев — один из самых оригинальных музыкантов нашего столетия. Про него можно с уверенностью сказать, что он не написал ни одного такта, который не отражал бы его необыкновенную индивидуальность. Своей разносторонностью он напоминает композиторов-классиков. Он писал оперы, балеты, интермеццо, музыку к кинофильмам, хоры, симфонии, камерную музыку, пьесы для фортепьяно и — возможно ли представить себе без этого настоящего русского композитора — песни для детей и для взрослых, на тексты сказок и на стихи Пушкина. Словом, список произведений Прокофьева охватывает все существующие в музыке жанры.
В автобиографии, напечатанной в 1941 году в журнале «Советская музыка», Прокофьев сам перечисляет пять основных черт, характерных и для его жизни, и для его творчества.
Первая — начавшееся еще в раннем детстве тяготение к музыке классиков. Его мать, прекрасная пианистка, возбуждала интерес ребенка к музыке сонатами Бетховена.
Вторая — дух новаторства, проявившийся у Прокофьева уже в консерватории, что не раз приводило к резким конфликтам между профессорами и юным революционером в музыке.
Третья характерная черта творчества Прокофьева — тяготение к динамичности. Кто хоть раз слышал его музыку к балету «Ромео и Джульетта» или великолепный марш из оперы-сказки «Любовь к трем апельсинам», тому не нужно объяснять, сколь велико динамическое напряжение в музыке Прокофьева.
Четвертая, не менее важная черта творчества Прокофьева, — его лиризм. Лирическими моментами богата опера «Война и мир» (по роману Льва Толстого), циклы песен и бесчисленные камерные пьесы, пронизанные целомудренной лирикой современного человека, часто выраженной вполголоса или даже шопотом.
Пятая основная черта Прокофьева — гротеск, сатира, проникающая в самую глубь, до сути вещей. Здесь мы вновь можем сослаться на «Любовь к трем апельсинам». Удивительно своеобразен юмор Прокофьева в симфонической сказке «Петя и волк», в его фортепианных пьесах и камерных произведениях.2
В
многогранном творчестве Прокофьева жанр
симфонии занимает важное место, хотя
и не является основным, определяющим,
как например, у Д. Шостаковича. Симфонии
Прокофьева тесно связаны с образным
миром его сценических и ораториальных
произведений (так, Третья симфония написана
на темы из оперы «Огненный ангел», Четвёртая
— на темы балета «Блудный сын», Пятая
перекликается по духу с величественными
эпическими образами кантаты «Александр
Невский» и оперы «Война и мир»). Отсюда
яркая образность, театральная зримость
и динамичность его симфоний, которые
справедливо называют «симфоническими
сценами».3
Классическая
симфония, Op. 25
Классическую симфонию Прокофьев писал на протяжении 1916—1917 годов. Закончив оперу «Игрок», композитор обратился к крупному сочинению иного жанра, иной, совершенно неожиданной для него стилистики. Уже приучив слушательскую аудиторию и коллег-музыкантов к своему эпатирующему, «хулиганскому» стилю, он удивил всех, создав произведение классически ясное, по-моцартовски солнечное. Еще в 1916 году им был сочинен гавот, ставший впоследствии третьей частью симфонии, тогда же были сделаны кое-какие наброски первой и второй частей. Но основная часть работы была проделана летом 1917 года, когда Прокофьев поселился в дачном поселке под Петроградом. Гуляя по полям, он обдумывал тематический материал и композицию симфонии. Это был в его практике первый случай сочинения без инструмента. «До сих пор я обыкновенно писал у рояля, но заметил, что тематический материал, сочиненный без рояля, обычно бывает лучше по качеству. Перенесенный на рояль, он в первый момент кажется странным, но после нескольких проигрываний выясняется, что так и надо было сделать», — писал композитор. Появление названия он объяснял следующим образом: «Во-первых, так проще; во-вторых — из озорства, чтобы подразнить гусей, и в тайной надежде, что в конечном счете обыграю я, если с течением времени симфония так классической и окажется».4
Жизнерадостная, светлая, без единой «морщинки на челе» музыка, только одной своей темой прикасается к иной эмоциональной сфере, к мечтательной лирике, это мелодия скрипок в предельно высоком регистре звучащая в начале второй части. Первое исполнение Классической симфонии, посвященной Б. В. Асафьеву, состоялось под управлением автора уже после революции, в 1918 году. На концерте присутствовал А. В. Луначарский.5
Симфония начинается громким аккордом всего оркестра, после которого взбегают вверх пассажи флейт, кларнетов и струнных — как будто взвивается занавес и начинается представление, возможно — кукольное... Главная тема сонатного аллегро — легкая, подвижная, в прозрачной оркестровке. Побочная носит комический характер благодаря сочетанию широких и легких скачков мелодии скрипок (авторская ремарка — с элегантностью!), с неуклюжим аккомпанементом фаготов и внезапно врывающимися валторнами. В разработке несколько сгущается фактура, озорная побочная на миг оборачивается грозной... но это не настоящее — все проносится в неудержимом вихре, как карнавальное шествие. И два заключительных такта, почти точно повторяющих начало, опускают занавес.
Ларгетто написано в ритме полонеза, но его характер скорее напоминает изящный старинный менуэт, которому, собственно, и место во второй части гайдновской симфонии. Мелодия украшена трелями — так и видятся кавалеры в напудренных париках, дамы в фижмах с мушками, жеманно приседающие в такт музыке. Средний раздел части более взволнован, музыкальное развитие приводит к яркой кульминации, но в репризе трехчастной формы возвращается движение чуть чопорного танца.
Третья часть имеет название — гавот. Это танец с размашистыми движениями, широкими мелодическими ходами, яркий и жизнерадостный. В среднем эпизоде на фоне гудящего аккомпанемента, имитирующего звуки волынки, звучит незатейливый плясовой мотив. (Много лет спустя композитор использовал эту музыку в балете «Ромео и Джульетта».)
Искрящийся,
стремительный финал, как и первая
часть, написанный в сонатной форме,
возвращает к ее безостановочному кружению.
Танцевальные по характеру темы, прозрачность
оркестровки, ясность формы как бы подытоживают
«классичность» симфонии, подтверждая
ее название.6
Состав
оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета,
2 фагота, 2 трубы, 2 валторны, литавры, струнные.
Симфония
№ 5, си-бемоль мажор, Op. 100
Об этой своей симфонии Прокофьев сообщал: «Летом 1944 года я написал Пятую симфонию, работу над которой считаю очень важной как по вложенному в нее музыкальному материалу, так и потому, что вернулся к симфонической форме после шестнадцатилетнего перерыва. Пятая симфония как бы завершает целый большой период моих работ».
Пятая
симфония занимает совершенно особое
место в симфоническом
Симфония создавалась одновременно с несколькими другими сочинениями: весной и летом 1944 года Прокофьев торопливо оркестровал балет «Золушка», партитуру которого с нетерпением ожидали в Большом театре; писал музыку к кинофильму «Иван Грозный» — это тоже был срочный заказ. Но в то же время исподволь накапливался материал для симфонии. Летние месяцы композитор провел в Доме творчества композиторов недалеко от города Иваново. Там, среди живописнейшей природы, после прогулок по лесу, в скромном домике на краю деревни, где Дом творчества снимал комнаты для композиторов, создавалось монументальное полотно. В начале сентября пресса сообщила о том, что Пятая симфония Прокофьева закончена в клавире. Партитура была завершена уже в Москве, в ноябре. Премьера симфонии состоялась 13 января 1945 года в Москве под управлением автора.7
По структуре Пятая симфония — традиционный четырехчастный цикл. Первая часть, воплощающая героико-эпическое начало, начинается с изложения главной партии. Мелодия, исполненная простоты и благородства, разворачивается неторопливо. Она станет как бы лейтмотивом всей части, носителем героической идеи. Ее развитие усиливает драматические черты, нагнетает напряженность. Волны этого развития приводят к небольшим (их называют «местными») кульминациям, в которых отдельные мотивы темы превращаются в призывные сигналы. Широко развернутая побочная партия не противопоставляется главной, а скорее дополняет ее нотками искренней лирики. Заключительная часть экспозиции состоит из двух тем — решительной, волевой, вырастающей из ритмически активных ходов главной партии, и второй — игривой, острой, привносящей в музыку элемент психологической разрядки. В разработке неуклонно нагнетается драматизм, возникают эпизоды батального характера, усиливаются героические черты. Не только главная, но и побочная и даже заключительные темы приобретают действенный, активный характер и становятся как бы непосредственным образным продолжением главной. Лирика переплавляется в горниле героики и в преображенном виде вливается в образный строй музыки. В репризе слышна качественно новая ступень — лирическое начало оказывается полностью подчиненным героике, достигается высочайшая степень напряжения. Заключает часть поистине богатырская кода: плотная оркестровка, замедленный темп и обилие ударных придают музыке характер торжественной триумфальности.
Во второй части, скерцо, совмещены черты токкатности и танцевального движения. Его музыкальные темы пластичны и вместе с тем отмечены графической остротой контуров. На фоне остро пульсирующего остинатного движения звучит лаконичная гротескная тема. Она перебрасывается от инструмента к инструменту, охватывая огромный диапазон и окрашиваясь в различные темброво-тональные цвета. К концу начального раздела скерцо она словно растворяется в ритмически по- прежнему четком, но постепенно затухающем движении струнных. Средний раздел части пронизан энергией упругого танцевального ритма. Полетное движение вальса временами переходит в веселый пляс. Заключительный раздел трехчастной формы — резкий контраст. В нем господствуют жесткие сухие аккорды, мрачный тембр медных инструментов. Темп замедлен, словно заторможен, и все это вместе создает тревожную, порою даже зловещую атмосферу. Однако постепенно эти настроения преодолеваются, основная тема становится сначала насмешливой, затем назойливой, еще через несколько тактов — лукавой и, наконец, искрометной. Заканчивается скерцо темпераментной пляской, в которой, однако, слышны отзвуки зловещей бури.