Развитие навыков многоголосного пения в детском хоре

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философами, мыслителями всех времен и стран. В России идея первичности, т.е. основополагающей роли хорового пения, заключалась в самобытном складе российской музыкальной культуры, культуры по преимущественно вокальной . Поддержание лучших отечественных традиций вокально-хорового исполнительства всегда обусловлено школьным обучением, так как именно в школах на самом раннем образовательном уровне детей существует возможность целенаправленного вокально- хорового воспитания с одновременным решением задач музыкально-эстетического развития.
Методические принципы в работе с детьми, как известно, имеют специфику. Глав

Файлы: 1 файл

курсовая интерпрет.docx

— 31.02 Кб (Скачать)

Трудности пения же с самостоятельным  движением голосов могут быть преодолены при условии последовательного подбора песенного материала, начиная с самого легкого, эпизодического двухголосия с относительно узким расположением голосов и постепенного усложнения песен.

Практика показала, что детям  нетрудно выучить несложные мелодические фразы, удержать их в памяти и спеть твердо и уверенно. Поэтому, двухголосное пение лучше начинать с песен, в которых имеется самостоятельное движение голосов. Это народное по своему характеру голосоведение отличается богатством мелодического содержания каждого голоса и, безусловно, легче и быстрее усваивается детьми.

Нужно помнить, что при пении  на два голоса одной из важнейших  задач является выработка у учащихся самостоятельности ,сущность которой заключается в четком проведении своей партии при одновременном звучании другой.

Следовательно, необходимо с первых же шагов обучения всеми способами  развивать у детей самостоятельность  в пении.

Самостоятельность голосоведения  устраняет главную трудность  первого этапа двухголосного  пения- частые переходы нижнего голоса на партию ведущего- верхнего.

Двухголосие усваивается детьми легко, если они хорошо подготовлены к этому.

1.Прежде всего необходимо научить детей чисто, стройно петь в один голос, добиться слитного звучания голосов. Только чистый унисон дает стройное звучание. Это фундамент, на котором строится двухголосное пение, да и не только двухголосное, но и многоголосное хоровое пение.

2.Научить детей петь без сопровождения,  ибо такое пение является наиболее  действенным средством для развития  и совершенствования слуха детей,  оно воспитывает навыки точного  интонирования, способствует укреплению  строя , развивает самостоятельность в пении, повышает внимание и выразительность исполнения.

3.Необходимо развить у детей  музыкальную восприимчивость, то  есть умение слушать и слышать,  сознательно воспринимать песенный  материал. Для этого нужно научить  детей разбираться в характере  движения мелодии песни, в строении  музыкальных фраз, находить встречающиеся  повторения, подмечать изменения  в мелодическом и ритмическом  рисунке музыкальных фраз, находить  различия в их окончаниях и  т.д.

Следует отметить, что хорошо развитая музыкальная восприимчивость у детей способствует более успешному освоению двухголосно пения. Большую помощь может оказать знание детьми нотной записи и пение по нотам.

4.Научить детей петь, чисто интонируя:

а) мажорный звукоряд в восходящем и нисходящем движении (с названием  нот). Освоение звукоряда должно идти постепенно, по тетрахордам. Сначала  изучается верхний тетрахорд, так  как это более удобно для детей  и настраивает их голоса на высокую  позицию звучания; затем изучается  нижний тетрахорд. После этого следует  соединение тетрахордов. При  пении  звукоряда необходимо направлять внимание детей на полутоновые и тоновые  переходы, как на узкие и более  широкие расстояния между звуками.

б)мажорное трезвучие. Сначала пропевается звукоряд из пяти нот (пентахорд). Затем он пропевается с выделением звуков, входящих в трезвучие . После чего уже поется трезвучие без промежуточных звуков.

Пропевание мажорного звукоряда и трезвучия явится ладотональной настройкой к песне.

В)Диатонические интервалы в пределах квинты. Они познаются детьми на основе слуховых восприятий и наглядно - по нотам. Запись на доске, несомненно, будет способствовать закреплению знаний интервалов у детей.

Нужно помнить, что на первом этапе  работы над двухголосием возможно только освоение мажорного звукоряда и мажорного трезвучия. Следует считать большим достижением, если дети правильно, чисто будут петь мажорный звукоряд и трезвучие. Освоение минорного звукоряда и минорного трезвучия следует отнести на более позднее время.

Также, стоит пропевать тетрахорды и пентахорды без названия нот, а на слоги «ма», «ми», «до» и  т.д.

Существует различный порядок  слухового и вокально- зрительного освоения интервалов. Одни начинают с секунд, другие- с кварт, третьи- с квинт и т.д. Целесообразнее начинать с изучения секунд. Поступенные  ходы чаще других встречаются в песнях, они более знакомы детям и по песням, и на основе звукоряда. Следовательно, секунды будут легче усваиваться детьми, с них и нужно начинать. За секундами должны следовать большие терции , чистые квинты и кварты.

Изучение , точнее сказать, практическое знакомство с интервалами должно проводиться на знакомых детям песенных примерах. Для этой цели нужно выбирать такие песни, в которых было бы ярко выражено нужное сочетание звуков, нужная последовательность интервалов. Однако, в этих песнях могут быть и другие , еще не изученные ходы. В таких случаях нужно следить за тем, чтобы детям было легко петь их по слуху.

5.Научить  детей слышать и петь простые созвучия , сначала б3 и ч5, затем ч4.

Необходимо  с первых же шагов  обучения приучать детей внимательно  прислушиваться к пению друг друга, слушать другую партию и и подстраиваться к ней в нужном звучании.

Для подготовки детей к двухголосному  пению нельзя ограничиваться изучением  отдельных созвучий (интервалов). Необходимо проработать с ними ряд упражнений, которые расширили бы круг слуховых ощущений, навыков. Однако, не  следует перегружать урок пением упражнений . Надо  поддерживать у детей интерес к занятиям, воспитывать в них активное слушание и восприятие.

На первой стадии работы нужно с  большой осторожностью подойти  к выбору песенного материала. Репертуар  будет являться решающим фактором в  деле успешного освоения двухголосия ;  поэтому песенный материал должен быть подобран в порядке постепенной трудности- от самого легкого к более трудному. Необходимо также не забывать его воспитательного значения.

С  музыкальной стороны песни  должны отвечать следующим требованиям:

1)по форме- крайне  сжатые, лаконичные (не более одного периода) ;

2)по мелодии- яркие, выразительные, напевные;

3)по ритму- весьма простые (чередование не более 2-3 длительностей);

4)голосоведение- ясное, естественное и, желательно,  самостоятельное; склад диатонический;

5)диапазон голосовых партий  не должен превышать октавы.

Наиболее полезными, отвечающими  основным требованиям учебно- воспитательной работы с детьми являются народные песни, обладающие высокими художественными достоинствами, совершенством и сжатостью музыкальной формы, глубокой выразительностью и напевностью мелодии, естественностью голосоведения и особенно диатоническим складом,- вот почему они легко усваиваются детьми.

При двухголосном пении особое внимание учитель должен обратить на характер и строение второго голоса. Необходимо убедить детей в том, что оба  голоса являются равноценными и интересными. На первом этапе работы нужно подбирать  такие песни, где второй голос  представлял бы вполне самостоятельную, законченную и в музыкальном  отношении интересную мелодию. Или же могут быть взяты такие песни, где второй голос является ведущим.

Но главной задачей является всемерное воспитание в детях  сознательного отношения к двухголосному  пению, привитие навыка слушать и  слышать друг друга, различать и  воспринимать две мелодические линии  как части художественного целого.

Прежде чем приступить к разучиванию  песни с классом, учитель должен сам предварительно сделать музыкальный  анализ песни, определить характер, средства музыкальной выразительности (лад, ритм, размер, структура мелодии) , проанализировать содержание литературного текста, его связь с музыкой, отметить наиболее трудные для произношения слова, вскрыть возможные интонационные трудные места, установить общий темп песни, моменты дыхания и динамические оттенки.

Все это необходимо для правильного  понимания и исполнения песни.

Часто разучивание песни проходит в следующем порядке:

1)краткое вступительное слово,  где учитель сообщает детям  название песни, кто сочинил  ее (народ, имена авторов- поэта и композитора). В зависимости от характера песни может возникнуть необходимость сказать несколько слов о ее содержании. Пояснения должны быть очень кратки и образны, тогда они достигнут своей цели.

2)исполнение песни учителем- оно должно быть выразительным, впечатляющим, должно создавать яркий художественный образ.

Учитель должен спеть выразительно как первый, так и второй голос. Вначале исполняется та партия, где  проходит основная мелодия.

3)беседа с детьми о песне- имеет большое воспитательное и образовательное значение. После прослушивания песни у детей может возникнуть желание высказать свои впечатления о содержании ее, о характере мелодии, о движении голосов и их соотношении, о динамических и темповых оттенках и т.д.

4)чтение литературного текста- он должен быть прочитан учителем с большой выразительностью. Слова выражают идею, они как бы раскрывают смысл песни. Объяснение непонятных слов и стилистических особенностей должно быть заранее продумано и дано детям в кратких и понятных выражениях. Текст дети должны читать негромко, ясно и отчетливо выговаривая слова.

5)разучивание песни- обычно начинается с повторного исполнения ее учителем с целью восстановить в памяти детей художественный образ песни.

Далее следует разучивание песни  по фразам или по предложениям. Учитель  пропевает фразу- дети внимательно слушают, а затем сами поют данный отрезок песни. Перед началом пения необходимо интонационно чисто выстроить первый звук. Выученные детьми фразы соединяются в предложения, предложения- в периоды. После того как голоса будут в отдельности хорошо выучены, учитель переходит к их соединению.

При разучивании песни необходимо широко использовать  нотную запись. Имея перед собой ноты, дети более  осознанно подойдут к разучиванию  песни. Слушая исполнение руководителя, они могут следить по нотам  за движением мелодической линии, за развитием мелодии, за движением  отдельных голосов и их взаимосвязью.

Пусть дети не всегда смогут вполне самостоятельно читать ноты, но, безусловно, нотная запись значительно облегчит пение на два  голоса, и процесс разучивания  песни будет более активным, интересным и более успешным.

Основная трудность заключается  в чистом интонировании без сопровождения.

Нужно помнить, что при двухголосном пении особенно важны два условия:

1)чистота строя;

2)самостоятельность, сущность которой  заключается в умении правильно  спеть свою партию при одновременном  звучании другой.

 

 

Заключение.

 

Изучение песен с самостоятельным  голосоведением и пение без инструментального  сопровождения, безусловно, будет способствовать лучшему освоению двухголосия, что создает благоприятные предпосылки для овладения в дальнейшем культурой многоголосного пения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литератеры:

 

«Методика работы с детским вокально- хоровым коллективом». М.С.Осеннева, В.А.Самарин, Л.И. Уколова. Москва 1999г.

 

«Начало двухголосного пения в  школе». А.Луканин. Музгиз. Москва 1960г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

1.Введение.

2. Методика работы с детским хоровым коллективом как система знаний в области музыкального воспитания.

3. Два метода работы над многоголосием.

4. Развитие навыков многоголосия на основе параллельного движения голосов.

5. Развитие навыков многоголосия на основе самостоятельного движения голосов.

Информация о работе Развитие навыков многоголосного пения в детском хоре