Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:20, курсовая работа
Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философами, мыслителями всех времен и стран. В России идея первичности, т.е. основополагающей роли хорового пения, заключалась в самобытном складе российской музыкальной культуры, культуры по преимущественно вокальной . Поддержание лучших отечественных традиций вокально-хорового исполнительства всегда обусловлено школьным обучением, так как именно в школах на самом раннем образовательном уровне детей существует возможность целенаправленного вокально- хорового воспитания с одновременным решением задач музыкально-эстетического развития.
Методические принципы в работе с детьми, как известно, имеют специфику. Глав
Трудности пения же с самостоятельным движением голосов могут быть преодолены при условии последовательного подбора песенного материала, начиная с самого легкого, эпизодического двухголосия с относительно узким расположением голосов и постепенного усложнения песен.
Практика показала, что детям нетрудно выучить несложные мелодические фразы, удержать их в памяти и спеть твердо и уверенно. Поэтому, двухголосное пение лучше начинать с песен, в которых имеется самостоятельное движение голосов. Это народное по своему характеру голосоведение отличается богатством мелодического содержания каждого голоса и, безусловно, легче и быстрее усваивается детьми.
Нужно помнить, что при пении на два голоса одной из важнейших задач является выработка у учащихся самостоятельности ,сущность которой заключается в четком проведении своей партии при одновременном звучании другой.
Следовательно, необходимо с первых
же шагов обучения всеми способами
развивать у детей
Самостоятельность голосоведения устраняет главную трудность первого этапа двухголосного пения- частые переходы нижнего голоса на партию ведущего- верхнего.
Двухголосие усваивается детьми легко, если они хорошо подготовлены к этому.
1.Прежде всего необходимо научить детей чисто, стройно петь в один голос, добиться слитного звучания голосов. Только чистый унисон дает стройное звучание. Это фундамент, на котором строится двухголосное пение, да и не только двухголосное, но и многоголосное хоровое пение.
2.Научить детей петь без
3.Необходимо развить у детей
музыкальную восприимчивость,
Следует отметить, что хорошо развитая музыкальная восприимчивость у детей способствует более успешному освоению двухголосно пения. Большую помощь может оказать знание детьми нотной записи и пение по нотам.
4.Научить детей петь, чисто интонируя:
а) мажорный звукоряд в восходящем и нисходящем движении (с названием нот). Освоение звукоряда должно идти постепенно, по тетрахордам. Сначала изучается верхний тетрахорд, так как это более удобно для детей и настраивает их голоса на высокую позицию звучания; затем изучается нижний тетрахорд. После этого следует соединение тетрахордов. При пении звукоряда необходимо направлять внимание детей на полутоновые и тоновые переходы, как на узкие и более широкие расстояния между звуками.
б)мажорное трезвучие. Сначала пропевается звукоряд из пяти нот (пентахорд). Затем он пропевается с выделением звуков, входящих в трезвучие . После чего уже поется трезвучие без промежуточных звуков.
Пропевание мажорного звукоряда и трезвучия явится ладотональной настройкой к песне.
В)Диатонические интервалы в пределах квинты. Они познаются детьми на основе слуховых восприятий и наглядно - по нотам. Запись на доске, несомненно, будет способствовать закреплению знаний интервалов у детей.
Нужно помнить, что на первом этапе работы над двухголосием возможно только освоение мажорного звукоряда и мажорного трезвучия. Следует считать большим достижением, если дети правильно, чисто будут петь мажорный звукоряд и трезвучие. Освоение минорного звукоряда и минорного трезвучия следует отнести на более позднее время.
Также, стоит пропевать тетрахорды и пентахорды без названия нот, а на слоги «ма», «ми», «до» и т.д.
Существует различный порядок слухового и вокально- зрительного освоения интервалов. Одни начинают с секунд, другие- с кварт, третьи- с квинт и т.д. Целесообразнее начинать с изучения секунд. Поступенные ходы чаще других встречаются в песнях, они более знакомы детям и по песням, и на основе звукоряда. Следовательно, секунды будут легче усваиваться детьми, с них и нужно начинать. За секундами должны следовать большие терции , чистые квинты и кварты.
Изучение , точнее сказать, практическое знакомство с интервалами должно проводиться на знакомых детям песенных примерах. Для этой цели нужно выбирать такие песни, в которых было бы ярко выражено нужное сочетание звуков, нужная последовательность интервалов. Однако, в этих песнях могут быть и другие , еще не изученные ходы. В таких случаях нужно следить за тем, чтобы детям было легко петь их по слуху.
5.Научить детей слышать и петь простые созвучия , сначала б3 и ч5, затем ч4.
Необходимо с первых же шагов обучения приучать детей внимательно прислушиваться к пению друг друга, слушать другую партию и и подстраиваться к ней в нужном звучании.
Для подготовки детей к двухголосному пению нельзя ограничиваться изучением отдельных созвучий (интервалов). Необходимо проработать с ними ряд упражнений, которые расширили бы круг слуховых ощущений, навыков. Однако, не следует перегружать урок пением упражнений . Надо поддерживать у детей интерес к занятиям, воспитывать в них активное слушание и восприятие.
На первой стадии работы нужно с большой осторожностью подойти к выбору песенного материала. Репертуар будет являться решающим фактором в деле успешного освоения двухголосия ; поэтому песенный материал должен быть подобран в порядке постепенной трудности- от самого легкого к более трудному. Необходимо также не забывать его воспитательного значения.
С музыкальной стороны песни должны отвечать следующим требованиям:
1)по форме- крайне сжатые, лаконичные (не более одного периода) ;
2)по мелодии- яркие, выразительные, напевные;
3)по ритму- весьма простые (чередование не более 2-3 длительностей);
4)голосоведение- ясное, естественное и, желательно, самостоятельное; склад диатонический;
5)диапазон голосовых партий не должен превышать октавы.
Наиболее полезными, отвечающими основным требованиям учебно- воспитательной работы с детьми являются народные песни, обладающие высокими художественными достоинствами, совершенством и сжатостью музыкальной формы, глубокой выразительностью и напевностью мелодии, естественностью голосоведения и особенно диатоническим складом,- вот почему они легко усваиваются детьми.
При двухголосном пении особое внимание учитель должен обратить на характер и строение второго голоса. Необходимо убедить детей в том, что оба голоса являются равноценными и интересными. На первом этапе работы нужно подбирать такие песни, где второй голос представлял бы вполне самостоятельную, законченную и в музыкальном отношении интересную мелодию. Или же могут быть взяты такие песни, где второй голос является ведущим.
Но главной задачей является
всемерное воспитание в детях
сознательного отношения к
Прежде чем приступить к разучиванию песни с классом, учитель должен сам предварительно сделать музыкальный анализ песни, определить характер, средства музыкальной выразительности (лад, ритм, размер, структура мелодии) , проанализировать содержание литературного текста, его связь с музыкой, отметить наиболее трудные для произношения слова, вскрыть возможные интонационные трудные места, установить общий темп песни, моменты дыхания и динамические оттенки.
Все это необходимо для правильного понимания и исполнения песни.
Часто разучивание песни проходит в следующем порядке:
1)краткое вступительное слово,
2)исполнение песни учителем- оно должно быть выразительным, впечатляющим, должно создавать яркий художественный образ.
Учитель должен спеть выразительно как первый, так и второй голос. Вначале исполняется та партия, где проходит основная мелодия.
3)беседа с детьми о песне- имеет большое воспитательное и образовательное значение. После прослушивания песни у детей может возникнуть желание высказать свои впечатления о содержании ее, о характере мелодии, о движении голосов и их соотношении, о динамических и темповых оттенках и т.д.
4)чтение литературного текста- он должен быть прочитан учителем с большой выразительностью. Слова выражают идею, они как бы раскрывают смысл песни. Объяснение непонятных слов и стилистических особенностей должно быть заранее продумано и дано детям в кратких и понятных выражениях. Текст дети должны читать негромко, ясно и отчетливо выговаривая слова.
5)разучивание песни- обычно начинается с повторного исполнения ее учителем с целью восстановить в памяти детей художественный образ песни.
Далее следует разучивание песни по фразам или по предложениям. Учитель пропевает фразу- дети внимательно слушают, а затем сами поют данный отрезок песни. Перед началом пения необходимо интонационно чисто выстроить первый звук. Выученные детьми фразы соединяются в предложения, предложения- в периоды. После того как голоса будут в отдельности хорошо выучены, учитель переходит к их соединению.
При разучивании песни необходимо широко использовать нотную запись. Имея перед собой ноты, дети более осознанно подойдут к разучиванию песни. Слушая исполнение руководителя, они могут следить по нотам за движением мелодической линии, за развитием мелодии, за движением отдельных голосов и их взаимосвязью.
Пусть дети не всегда смогут вполне самостоятельно читать ноты, но, безусловно, нотная запись значительно облегчит пение на два голоса, и процесс разучивания песни будет более активным, интересным и более успешным.
Основная трудность
Нужно помнить, что при двухголосном пении особенно важны два условия:
1)чистота строя;
2)самостоятельность, сущность
Заключение.
Изучение песен с
Список литератеры:
«Методика работы с детским вокально- хоровым коллективом». М.С.Осеннева, В.А.Самарин, Л.И. Уколова. Москва 1999г.
«Начало двухголосного пения в школе». А.Луканин. Музгиз. Москва 1960г.
Содержание:
1.Введение.
2. Методика работы с детским хоровым коллективом как система знаний в области музыкального воспитания.
3. Два метода работы над многоголосием.
4. Развитие навыков многоголосия на основе параллельного движения голосов.
5. Развитие навыков многоголосия на основе самостоятельного движения голосов.
Информация о работе Развитие навыков многоголосного пения в детском хоре