Развитие навыков многоголосного пения в детском хоре

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философами, мыслителями всех времен и стран. В России идея первичности, т.е. основополагающей роли хорового пения, заключалась в самобытном складе российской музыкальной культуры, культуры по преимущественно вокальной . Поддержание лучших отечественных традиций вокально-хорового исполнительства всегда обусловлено школьным обучением, так как именно в школах на самом раннем образовательном уровне детей существует возможность целенаправленного вокально- хорового воспитания с одновременным решением задач музыкально-эстетического развития.
Методические принципы в работе с детьми, как известно, имеют специфику. Глав

Файлы: 1 файл

курсовая интерпрет.docx

— 31.02 Кб (Скачать)

Введение

 

Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями  культуры, философами, мыслителями  всех времен и стран. В России идея первичности, т.е. основополагающей роли хорового пения, заключалась в самобытном складе российской музыкальной культуры, культуры по преимущественно вокальной . Поддержание лучших отечественных традиций вокально-хорового исполнительства всегда обусловлено школьным обучением, так как именно в школах на самом раннем образовательном уровне детей существует возможность целенаправленного вокально- хорового воспитания с одновременным решением задач музыкально-эстетического развития.

Методические принципы в работе с детьми, как известно, имеют  специфику. Главное заключается  в том, что необходимо учитывать  возраст детей, их интересы. Отзывчивость души ребенка столь непосредственна  и непредсказуема, что выходить на репетицию с детским хором, имея некие «готовые рецепты» , просто немыслимо. Более, чем в работе со взрослыми певцами, с детской исполнительской аудиторией хормейстеру следует работать с большей отдачей, с пониманием психологических, физиологических особенностей детей, быть им учителем. Воспитателем и просто другом одновременно. Чрезвычайно сложно педагогу найти такую форму общения с детьми, при которой выполнялись бы профессионально-технологические , т.е. вокально-хоровые задачи, постоянно строился фундамент последующей работы, поддерживался интерес детей, на репетициях существовал бы особенный эмоциональный тонус, сообразный художественным задачам. Радость детского творчества  уникальна и неповторима по своей сути.

 

 

 

 

 

Методика работы с детским  хоровым коллективом как система  знаний в области музыкального воспитания.

 

Методика работы с детским вокально-хоровым  коллективом является системой знаний в области музыкального воспитания детей. С научно- практической позиции методика суммирует рефлектирующие на разных уровнях монокурсы( учебные предметы)- хоровое пение, хоровое дирижирование, хороведение, деткую хоровую литературу, чтение хоровых партитур и др., синтезируя разрозненные знания и умения студентов. Методика предполагает взаимную согласованность содержания образования с педагогикой, психологией и физиологией детей школьного возраста, а также со специальными историко-теоретическими предметами- музыкознанием, теорией музыки, сольфеджио, анализом форм, гармонией и полифонией. Точками соприкосновения указанных дисциплин являются важные положения, а также комплекс знаний, умений и навыков как необходимых составляющих инновационного потенциала будущего хормейстера детского хорового коллектива.

Методика работы с детским вокально- хоровым коллективом, являясь частной методикой педагогики, подчиняется основным принципам дидактики, которые выражаются в следующих категориях:

1.соответствие содержания и  методики обучения и воспитания  детей уровню общественного развития;

2.связь и единство обучения  и воспитания с общественной  практикой и наукой;

3.комплексность решения задач  обучения, воспитания и развития;

4.постоянство требований и систематическое  повторение действий;

5.сочетание единства требований  и уважения к личности каждого  воспитанника;

6.увлеченность и интерес;

7.активность, сознательность и  самостоятельность учащихся;

8.учет реальных возможностей, возрастных  и индивидуальных особенностей  детей.

Методика работы с детским вокально-хоровым  коллективом выдвигает собственные  принципы:

1.единство эмоционального и сознательного;

2.единство художественного и технического;

3.единство развития коллективных  свойств в области музыкального  исполнительства и личностной  индивидуальности каждого ребенка.

Основным фондом методики являются закономерные связи, определяемые критериями всеобщности и повторяемости. Так, всеобщность определяет проявление закономерностей в любом детском  вокально-хоровом коллективе, а повторяемость  –способность проявления закономерных связей в повторяющихся или аналогичных ситуациях. Немаловажными в методике являются и казуальные ( т.е. случайные) связи, которые подчас не могут быть предопределены и во многом зависят от непосредственной ситуации. Казуальные связи естественны в своем существовании, так как детский хор представляется «живым организмом», постоянно растущим и изменяющимся.

Дидактичекие закономерности обучения с учетом специфики вокально-хоровой работы с детьми характеризуются такими качествами, как:

1.зависимость результатов обучения  от регулярности и систематичности  занятий;

2.осознание целей обучения;

3.значимость для детей усваиваемого  репертуара;

4. сложность произведений;

5.профессионализм преподавателя.

Методика работы с детским вокально-хоровым  коллективом подразумевает также  и другие закономерности обучения:

1.психологические- зависимость результата от интересов к занятиям в хоре, возрастных особенностей детей, стойкости внимания, уровня развития памяти;

2.социологические- зависимость каждого поющего в хоре от всего коллектива;

3.коммуникативные- зависимость успешной деятельности хора от взаимодействия хора и его руководителя;

4.организационные- зависимость результатов от работоспособности поющих в хоре, состояния здоровья, расписания, времени суток, погодных условий.

Методика опирается на педагогику  в определении методов, которые  можно классифицировать по источнику  информации и характеру деятельности- словесные, наглядные, практические, а также по назначению и дидактическим задачам- восприятие, приобретение знаний, формирование умений и навыков, запоминание, применение знаний, повторение, контроль. При этом критерий выбора методов в контексте специфики работы с детским хором основан на особенностях содержания учебного материала( сложности и новизны), конкретных педагогических целей , подготовленности детей, а также совершенствование детского хорового исполнительства как в условиях урока, так и в условиях внеклассной работы.

Овладение методикой способствует следующим результатам:

1.воспитанию организационных качеств  личности поющего, собранности  и ответственности, ибо хор  есть вокально- исполнительский коллектив, объединенный и организованный творческими целями и задачами;

2.обучению детей в плане овладения  элементами хоровой звучности ;

3.развитию музыкально- эстетического вкуса поющих в хоре детей и их эстетического отношения к музыкальному искусству.

 

 

 

 

 

Два метода работы над многоголосием.

 

Все методики хорового обучения и  системы развития музыкально- певческих способностей изначально предполагают подготовку певцов к многоголосному пению. Многоголосное пение, стройное и слаженное, является высшей художественно- исполнительской формой в хоровом искусстве. Чередование красивых по звучности гармонических сочетаний, красота которых обусловлена благородством человеческих тембров,- собственно, и вызывает эстетическое удовлетворение, является конечной художественной целью в творческом процессе.

Работа над многоголосием должна вестись последовательно и систематично. Это напрямую зависит от правильно  выбранных методических приемов.

Повышение уровня хоровой культуры в школе невозможно без широкого внедрения многоголосия. Первый этап работы в этом направлении- овладение двухголосием. Это касается не только школьных хоров, но и классного пения.

Далеко не всякое двухголосное пение  в равной мере легко для детей. Вопрос, с какого вида голосоведения, параллельного или противоположного, следует начинать двухголосное пение  в школе, является спорным.

Одни считают, что наиболее простыми, легкими для усвоения являются песни  с параллельным движением голосов  в терцию, и, следовательно, с них  и нужно начинать двухголосное пение  в школе.

Другие же считают пение с  параллельным движением голосов  в терцию на первом этапе трудным  для детей. Они рекомендуют использовать песни с самостоятельным (часто  противоположным) движением голосов, считая, что эти песни легче  и быстрее усваиваются детьми.

 

 

 

 

 

Развитие навыков многоголосия на основе параллельного движения голосов.

 

 В своей методической работе  «Методика пения» А.Н.Карасев  говорил, что «Для усвоения  пения в два голоса учащийся  должен развить в себе, если  еще не имеет, способность при  пении одного звука в то  же время воображать другой  звук на терцию выше или  ниже». Переходя непосредственно  к освоению двухголосного пения,  он намечает следующий порядок  работы: «Учитель разделяет класс  на две партии и предлагает  одной партии петь до, а другой после этой партии ноту ми, и наоборот. Затем предлагается пропеть эти ноты одновременно, назначив одной петь ноту до, а другой- ми. Пропетые ноты повторяются обеими партиями несколько раз. Учитель предлагает во время пения своей ноты вслушиваться в звук ноты другой партии. Урок заканчивается пением в два голоса песнопений, которые поются на одной ноте».

Итак, нужно стараться развивать  у детей способность различать  слухом во время пения два музыкальных  звука и при пении в два  голоса уметь брать предназначенный  звук, не сбиваясь на другой, но и не теряя его из слуха, чтобы соображаясь  со звуком другого голоса, верно петь свой.

Развитие навыков пения двухголосия необходимо осваивать путем упражнений исключительно на параллельном движении голосов терцию. А для развития самостоятельности в двухголосном пении также весьма полезно использовать форму канона -с параллельным движением голосов в терцию.

Вторым этапом работы над двухголосием является уход от паралелльного голосоведения.

Этапы работы над двухголосием:

1.Начинать подготовку к двухголосному  пению нужно с пения «благозвучных»  интервалов( консонансов) и различного рода упражнений ( терции, квинты, сексты, октавы).

2.Располагать песенный материал  следует обязательно в порядке  постепенной трудности , выбирая для начала самые простые песни.

3.Наиболее простыми, легкими для  усвоения являются песни с  параллельным движением голосов  в терцию; с них надлежит начинать  двухголосное пение в школе.

4.Песни с противоположным, самостоятельным  ведением голосов являются более трудными, и изучение их следует отнести на более позднее время.

5.Для развития самостоятельности  в пении на два голоса необходимо  использовать форму канона.

При параллельном движении голосов  мелодии сходны по своим переходам, одинаковы по регистрам, дающим одинаковый тембр, и трудность же заключается  только в пении начального интервала, следовательно такой метод работы является наиболее простым для освоения двухголосия.

В песнях же с противоположным движением  голосов учащиеся  (если только они  не поют по принципу «пой и не слушай другой голос») должны преодолеть ряд  трудностей: усвоить две различные  по характеру и интервалике мелодии , преодоление различных регистров, из которых каждый дает свой тембр. Поэтому песни этой категории считаются более трудными, и изучение их надо поставить во вторую очередь. К этой же категории относятся и каноны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие навыков многоголосия на основе самостоятельного движения голосов.

 

При пении песен с параллельным движением голосов в терцию главной трудностью является не только умение пропеть начальный интервал, а в умении правильно пропеть партию второго голоса, удержать ее до конца, не сбиваясь на первый голос. Практика показывает, что, несмотря на основательное знание партии второго голоса и правильное, чистое пропевание начального интервала, все же при соединении двух партий дети очень часто переходят со второго голоса на первый.

Информация о работе Развитие навыков многоголосного пения в детском хоре