Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:20, курсовая работа
Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философами, мыслителями всех времен и стран. В России идея первичности, т.е. основополагающей роли хорового пения, заключалась в самобытном складе российской музыкальной культуры, культуры по преимущественно вокальной . Поддержание лучших отечественных традиций вокально-хорового исполнительства всегда обусловлено школьным обучением, так как именно в школах на самом раннем образовательном уровне детей существует возможность целенаправленного вокально- хорового воспитания с одновременным решением задач музыкально-эстетического развития.
Методические принципы в работе с детьми, как известно, имеют специфику. Глав
Введение
Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философами, мыслителями всех времен и стран. В России идея первичности, т.е. основополагающей роли хорового пения, заключалась в самобытном складе российской музыкальной культуры, культуры по преимущественно вокальной . Поддержание лучших отечественных традиций вокально-хорового исполнительства всегда обусловлено школьным обучением, так как именно в школах на самом раннем образовательном уровне детей существует возможность целенаправленного вокально- хорового воспитания с одновременным решением задач музыкально-эстетического развития.
Методические принципы в работе
с детьми, как известно, имеют
специфику. Главное заключается
в том, что необходимо учитывать
возраст детей, их интересы. Отзывчивость
души ребенка столь непосредственна
и непредсказуема, что выходить на
репетицию с детским хором, имея
некие «готовые рецепты» , просто немыслимо.
Более, чем в работе со взрослыми певцами,
с детской исполнительской аудиторией
хормейстеру следует работать с большей
отдачей, с пониманием психологических,
физиологических особенностей детей,
быть им учителем. Воспитателем и просто
другом одновременно. Чрезвычайно сложно
педагогу найти такую форму общения с
детьми, при которой выполнялись бы профессионально-
Методика работы с детским
хоровым коллективом как
Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом является системой знаний в области музыкального воспитания детей. С научно- практической позиции методика суммирует рефлектирующие на разных уровнях монокурсы( учебные предметы)- хоровое пение, хоровое дирижирование, хороведение, деткую хоровую литературу, чтение хоровых партитур и др., синтезируя разрозненные знания и умения студентов. Методика предполагает взаимную согласованность содержания образования с педагогикой, психологией и физиологией детей школьного возраста, а также со специальными историко-теоретическими предметами- музыкознанием, теорией музыки, сольфеджио, анализом форм, гармонией и полифонией. Точками соприкосновения указанных дисциплин являются важные положения, а также комплекс знаний, умений и навыков как необходимых составляющих инновационного потенциала будущего хормейстера детского хорового коллектива.
Методика работы с детским вокально- хоровым коллективом, являясь частной методикой педагогики, подчиняется основным принципам дидактики, которые выражаются в следующих категориях:
1.соответствие содержания и
методики обучения и
2.связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой;
3.комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;
4.постоянство требований и
5.сочетание единства
6.увлеченность и интерес;
7.активность, сознательность и самостоятельность учащихся;
8.учет реальных возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Методика работы с детским вокально-хоровым
коллективом выдвигает
1.единство эмоционального и сознательного;
2.единство художественного и технического;
3.единство развития
Основным фондом методики являются
закономерные связи, определяемые критериями
всеобщности и повторяемости. Так,
всеобщность определяет проявление
закономерностей в любом
Дидактичекие закономерности обучения с учетом специфики вокально-хоровой работы с детьми характеризуются такими качествами, как:
1.зависимость результатов
2.осознание целей обучения;
3.значимость для детей
4. сложность произведений;
5.профессионализм
Методика работы с детским вокально-хоровым
коллективом подразумевает
1.психологические- зависимость результата от интересов к занятиям в хоре, возрастных особенностей детей, стойкости внимания, уровня развития памяти;
2.социологические- зависимость каждого поющего в хоре от всего коллектива;
3.коммуникативные- зависимость успешной деятельности хора от взаимодействия хора и его руководителя;
4.организационные- зависимость результатов от работоспособности поющих в хоре, состояния здоровья, расписания, времени суток, погодных условий.
Методика опирается на педагогику в определении методов, которые можно классифицировать по источнику информации и характеру деятельности- словесные, наглядные, практические, а также по назначению и дидактическим задачам- восприятие, приобретение знаний, формирование умений и навыков, запоминание, применение знаний, повторение, контроль. При этом критерий выбора методов в контексте специфики работы с детским хором основан на особенностях содержания учебного материала( сложности и новизны), конкретных педагогических целей , подготовленности детей, а также совершенствование детского хорового исполнительства как в условиях урока, так и в условиях внеклассной работы.
Овладение методикой способствует следующим результатам:
1.воспитанию организационных
2.обучению детей в плане
3.развитию музыкально- эстетического вкуса поющих в хоре детей и их эстетического отношения к музыкальному искусству.
Два метода работы над многоголосием.
Все методики хорового обучения и системы развития музыкально- певческих способностей изначально предполагают подготовку певцов к многоголосному пению. Многоголосное пение, стройное и слаженное, является высшей художественно- исполнительской формой в хоровом искусстве. Чередование красивых по звучности гармонических сочетаний, красота которых обусловлена благородством человеческих тембров,- собственно, и вызывает эстетическое удовлетворение, является конечной художественной целью в творческом процессе.
Работа над многоголосием
Повышение уровня хоровой культуры в школе невозможно без широкого внедрения многоголосия. Первый этап работы в этом направлении- овладение двухголосием. Это касается не только школьных хоров, но и классного пения.
Далеко не всякое двухголосное пение
в равной мере легко для детей.
Вопрос, с какого вида голосоведения,
параллельного или
Одни считают, что наиболее простыми, легкими для усвоения являются песни с параллельным движением голосов в терцию, и, следовательно, с них и нужно начинать двухголосное пение в школе.
Другие же считают пение с параллельным движением голосов в терцию на первом этапе трудным для детей. Они рекомендуют использовать песни с самостоятельным (часто противоположным) движением голосов, считая, что эти песни легче и быстрее усваиваются детьми.
Развитие навыков многоголосия на основе параллельного движения голосов.
В своей методической работе
«Методика пения» А.Н.Карасев
говорил, что «Для усвоения
пения в два голоса учащийся
должен развить в себе, если
еще не имеет, способность при
пении одного звука в то
же время воображать другой
звук на терцию выше или
ниже». Переходя
Итак, нужно стараться развивать у детей способность различать слухом во время пения два музыкальных звука и при пении в два голоса уметь брать предназначенный звук, не сбиваясь на другой, но и не теряя его из слуха, чтобы соображаясь со звуком другого голоса, верно петь свой.
Развитие навыков пения двухголосия необходимо осваивать путем упражнений исключительно на параллельном движении голосов терцию. А для развития самостоятельности в двухголосном пении также весьма полезно использовать форму канона -с параллельным движением голосов в терцию.
Вторым этапом работы над двухголосием является уход от паралелльного голосоведения.
Этапы работы над двухголосием:
1.Начинать подготовку к
2.Располагать песенный
3.Наиболее простыми, легкими для
усвоения являются песни с
параллельным движением
4.Песни с противоположным,
5.Для развития
При параллельном движении голосов мелодии сходны по своим переходам, одинаковы по регистрам, дающим одинаковый тембр, и трудность же заключается только в пении начального интервала, следовательно такой метод работы является наиболее простым для освоения двухголосия.
В песнях же с противоположным движением голосов учащиеся (если только они не поют по принципу «пой и не слушай другой голос») должны преодолеть ряд трудностей: усвоить две различные по характеру и интервалике мелодии , преодоление различных регистров, из которых каждый дает свой тембр. Поэтому песни этой категории считаются более трудными, и изучение их надо поставить во вторую очередь. К этой же категории относятся и каноны.
Развитие навыков многоголосия на основе самостоятельного движения голосов.
При пении песен с параллельным движением голосов в терцию главной трудностью является не только умение пропеть начальный интервал, а в умении правильно пропеть партию второго голоса, удержать ее до конца, не сбиваясь на первый голос. Практика показывает, что, несмотря на основательное знание партии второго голоса и правильное, чистое пропевание начального интервала, все же при соединении двух партий дети очень часто переходят со второго голоса на первый.
Информация о работе Развитие навыков многоголосного пения в детском хоре