Педагогические знания в организации общения детей с искусством

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 17:02, реферат

Краткое описание

В настоящее время предметом пристального внимания музыкальной науки и практики становится проблема общения как проблема воспитания культуры чувств, умения понимать состояние и мысли друг друга, умения откликаться на переживания другого человека, стремления разделить с ним радость и горе. Для учителя музыки общение — многогранная, широкая форма взаимодействия: это и общение с музыкой, через музыку с учащимися с целью постижения музыки, раскрытия художественного образа в музыкальном произведении.
Таким образом, проблема художественно – педагогического общения, влияния педагога на развитие личности и межличностных отношений школьников актуальна.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
§1. Педагогическое общение………………………………………………………...4
§2. Педагогическое общение на уроках музыки…………………………………...6
3аключение…………………………………………………………………………...11
Список использованной литературы………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

методика музыки.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Как быть, если урок музыки – урок непосредственного общения с музыкой - бывает раз в неделю? А знания и впечатления, полученные детьми на уроке, должны остаться на всю жизнь, должны принести пользу и удовольствие.

Современный опыт ведения урока в школе убедительно показывает, что учитель может быть истинным творцом только тогда, когда ежеминутно связывает неразрывной нитью сыгранное, пропетое или высказанное им со своим внутренним миром, со своим отношением к звучащему, со своим жизненным опытом.

Если учитель, продумывая урок, не берет в качестве "материала" самого себя, свои чувства, мысли, опыт, то как ему обрести грань между внешним - холодным, равнодушным, и внутренним - глубоко пережитым, прочувствованным?

Несомненно, то, что для урока искусства психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к уроку еще и эмоционально.

 

3аключение

Особенно важно в эмоциональной стороне профессионального мастерства учителя музыки умение найти верный тон урока. Термин "задать тон" беседе, исполнению издавна бытует в искусстве. Это понятие связывается с эмоциональным центром творческого процесса. Найти верный тон, который бы присутствовал и был своеобразным в каждом уроке, - одна из сложнейших задач подготовки учителя в настоящее время.

Для учителя музыки чрезвычайно важно уметь быть выразительным во всех своих проявлениях, уметь находить адекватную внешнюю форму выражения переживаемых им чувств, эмоций. Поэтому педагогу необходимо научиться не бояться определять словами, выразительными движениями, мимикой то, что трудноуловимо в произведении искусства - его красоту, тончайшее кружево его образов. При этом надо постоянно помнить о том, что обойтись одним чувством нельзя, необходимо интеллектуально, технически изучить художественный материал. "Если нет материала, чувству не во что излиться" (С. Волконский). Эмоциональное начало должно органично соединиться в мастерстве учителя музыки с аналитическими способностями. Ибо "в основе всякого творческого процесса заложено увлечение, что, конечно, не исключает огромной работы разума.

«Но разве нельзя мыслить не холодно, а горячо?» (К. Станиславский)

Для предмета “Музыка” общение - одно из центральных понятий. Это, прежде всего, взаимодействие учителя и учеников, имеющее особую эмоционально - содержательную окраску. Общение на уроке музыки можно определить и как совместную творческую деятельность учащихся и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней. 
Многообразная палитра взаимоотношений предстает на уроке: между музыкой, учителем и учениками; между учителем и учениками; между детьми в коллективных формах деятельности. Но все это многообразие емко и образно выражено в словах Асафьева о том, что музыка “заключается и существует в единстве и соотношении творчества, исполнительства и слушательства через восприятие».

От личности педагога его стиля общения  зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие его учеников.

Для формирования стиля общения для развития коммуникативных способностей я выбрала следующее:

1) Нужно сознавать, что школа-часть  общества, а отношение педагога  к детям - выражение общественных  требований.

2) Учитель не должен открыто  демонстрировать педагогическую  позицию. Для детей слова и  поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога - залог прочных контактов с воспитанниками.

3) Адекватная оценка собственной  личности. Познание себя, управление  собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.

4) Педагогически целесообразные  отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.

5) Педагогу необходимо позаботиться  о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.

6) Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, - становиться на их точку зрения.

7) Увеличение речевой деятельности  учеников за счет уменьшения  речевой деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя.

8) Даже при незначительных успехах  учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии  других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть  при этом выразительной. И если  даже у вас не поставлен  голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.

10) Содержание бесед должно быть  интересно обеим сторонам.

 

В заключение работы, могу с уверенностью сказать, что правильно выбранный стиль художественно-педагогического общения создает на уроках атмосферу творческой активности, увлеченности учащихся. Дети стремятся к самосовершенствованию, более глубокому изучению предмета, получая от этого большой положительно-эмоциональный заряд. Качество знаний на уроках повышается.

В итоге происходит обогащение учащихся музыкально-эстетическими знаниями, развитие эмоционально-психологических свойств личности, музыкальных, коммуникативных, творческих способностей, формирование музыкально-эстетического вкуса.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика общения в общеобразовательной школе — М.  Просвещение, 1983

2. Д.Кабалевский “Как рассказывать детям о музыке” Москва“ Просвещение” 1989

3. Алиев Ю.Б. “Настольная книга  школьного учителя-музыканта” М.2000 г

 

4. Апраксина О.А. “Музыкальное воспитание в школе” М.,1985 г

 

5. Искусство в школе” №4 М. 2000

 

6. Арчажникова Л.Г. “Профессия-учитель  музыки” М.1984 г

 

7. Каган М. С. Роль и взаимодействие  искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. М., 1987 
 
8. Каган М. С. Мир общения

9. Вендрова Т.Е.; Пигарёва И.В. “Воспитание музыкой” М.,1980 г

10. http://nsportal.ru/

 

 

 


Информация о работе Педагогические знания в организации общения детей с искусством