Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 17:02, реферат
В настоящее время предметом пристального внимания музыкальной науки и практики становится проблема общения как проблема воспитания культуры чувств, умения понимать состояние и мысли друг друга, умения откликаться на переживания другого человека, стремления разделить с ним радость и горе. Для учителя музыки общение — многогранная, широкая форма взаимодействия: это и общение с музыкой, через музыку с учащимися с целью постижения музыки, раскрытия художественного образа в музыкальном произведении.
Таким образом, проблема художественно – педагогического общения, влияния педагога на развитие личности и межличностных отношений школьников актуальна.
Введение………………………………………………………………………………3
§1. Педагогическое общение………………………………………………………...4
§2. Педагогическое общение на уроках музыки…………………………………...6
3аключение…………………………………………………………………………...11
Список использованной литературы………………………………………………..14
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФВГУ ВПО «Владимирский Государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Педагогический институт
Кафедра начального образования
Реферат
По дисциплине теория и методика музыкального воспитания
На тему: Педагогические знания в организации общения детей с искусством
Владимир, 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
§1. Педагогическое общение………………………………………………………..
§2. Педагогическое общение на уроках музыки…………………………………...6
3аключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………..
Введение
Школа сегодня ставит своей целью сформировать базовую культуру личности школьника, где приоритет отдается не только информационной и технической культуре, но и овладению основами эстетической музыкальной культуры, которая закладывается в процессе занятий музыкой и общения школьников с учителем и самой музыкой.
Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения. Этот процесс проявляется, прежде всего, в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д.
Таким образом, общение между учеником и учителем мы рассматриваем не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга.
Музыка, как и многие другие виды искусства, имеющие в своей основе владение тонкими технологиями, передается от одного поколения к другому при помощи учителя. Часто отношение к предмету опосредуется отношением к учителю, поэтому от последнего требуется наличие определенных личностных качеств, для которых наряду с профессиональными знаниями большое значение имеют коммуникативные способности.
§1. Педагогическое общение
В настоящее время предметом пристального внимания музыкальной науки и практики становится проблема общения как проблема воспитания культуры чувств, умения понимать состояние и мысли друг друга, умения откликаться на переживания другого человека, стремления разделить с ним радость и горе. Для учителя музыки общение — многогранная, широкая форма взаимодействия: это и общение с музыкой, через музыку с учащимися с целью постижения музыки, раскрытия художественного образа в музыкальном произведении.
Таким образом, проблема художественно – педагогического общения, влияния педагога на развитие личности и межличностных отношений школьников актуальна.
В современных условиях совершенствования образовательно-воспитательной практики актуализируется потребность в учителе-воспитателе как личности творческой, способной к продуктивному общению с подрастающим поколением, адаптированной к интеллектуальным профессионально-значимым запросам личности.
Педагогическое общение - целостная система социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащее в себе обмен информацией, воспитательное воздействие и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.
В системе учитель-ученик межличностные отношения в общении играют основную роль в решении задач обучения, воспитания и развития. Образно говоря, труд учителя - это общение с детьми на заданную тему. И, очевидно, что оно достигает хороших результатов только в том случае, если школьники (класс) и педагог находятся в оптимальных для совместной деятельности состояниях.
В процессе общения происходит направленное и ненаправленное личностное взаимовлияние, которое может быть как позитивным, так и негативным, как вербальным, так и невербальным и осуществляться через внушение, убеждение, заражение и подражание. Эти условия являются предпосылкой возникновения близких или аналогичных психических состояний. Изменение психического состояния учителя приводит к изменению состояний всего класса. И наоборот.
Педагогическое общение - система коммуникативных умений учителя или, иначе, «профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода «оптимизацию» учебной деятельности и отношений между педагогом, учащимися и внутри ученического коллектива».
Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.
Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение:
- особенности коммуникативных возможностей учителя;
- сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
- творческая индивидуальность педагога;
- особенности ученического коллектива.
§2. Педагогическое общение на уроках музыки
Поскольку преподавание музыки является сугубо творческой деятельностью, её специфическими компонентами являются: музыкальные способности, художественно педагогические способности, художественно-коммуникативные умения, исполнительский артистизм, навыки интерпретации, способность к созданию творческой атмосферы, художественное воображение и фантазия.
Чтобы общение на уроке музыки было продуктивным, учитель должен хорошо знать своих учеников, их особенности и возможности, и, исходя из этого знания, правильно планировать и осуществлять общение. Задачи планирования общения многочисленны и разнообразны. В их число входят функции и цели общения.
Поскольку на уроке музыки преобладают коллективные формы общения, важно знать состав класса, его музыкально-творческие потенциалы, систему взаимоотношений, психологические и прежде всего ценностные особенности учащихся, влияющие на эффективность совместной деятельности.
В любой момент урока музыки педагог должен обеспечивать оптимальный психологический климат, стимулирующий работу внимания, памяти, творческого музыкального мышления, восприятия, создающий благоприятную эмоциональную атмосферу. Управление общением предполагает и ещё один важный компонент, связанный с процессами контакта. С одной стороны, для того, чтобы управлять общением, преподаватель должен мастерски владеть средствами установления и поддержания контакта. С другой стороны, он должен обучать своих учеников приемам контакта, определенным коммуникативным стереотипам.
Основная задача руководства музыкальным образованием школьников состоит в том, чтобы сформировать, как пишет В.А. Левин в книге «Воспитание творчества», «отношение к продуктам художественной деятельности как к средству общения». Но еще раньше, напоминая о том, что «специфический мотив художественной деятельности — мотив общения искусством», автор утверждает, что «первая стратегическая задача руководства детским творчеством: развивать общение детей друг с другом, взаимный интерес, взаимное внимание»
Я считаю, что деятельностью, наиболее подходящей для формирования отношения к продуктам художественного творчества как средствам общения, является главным образом организованная учителем творческая деятельность в процессе общения. Поддерживая и поощряя эмоциональность общения детей с произведением творчества, необходимо помочь им увидеть его содержание и обеспечить слушательское развитие формировать коммуникативное отношение детей к результату общения с искусством, коллективного творчества, обеспечить «эмоциональное понимание» художественного произведения, научить «применять художественные средства как средства общения искусством».
Еще в восьмидесятых годах прошлого столетия появился в музыкально-педагогической литературе термин «художественно-педагогическое общение», термин интуитивный, научно не обоснованный, но, тем не менее, достаточно точно характеризующий систему художественно-коммуникативных отношений учителя и учащихся.
В контексте разрабатываемых теоретических основ художественно-педагогического общения основной профессиональной позицией учителя является позиция гуманиста, его мотивационная направленность на другого человека, отношение к другому как к самоценности, готовность к открытому общению, умение опираться на духовную ценность ученика, умение гибко представить позиции и роли в общении, выбирать оптимальное сочетание средств общения.
Музыкальное общение предполагает взаимодействие субъектов (композитор — исполнитель — слушатель), поэтому необходимо уточнить какими средствами музыка общается с нами, а мы — с ней.
Специфическим языком музыки являются звуки, организованные в систему ладовых и метроритмических соотношений. Идейно-эмоциональное содержание музыки реализуется в мелодии. Это главный ведущий компонент музыкального произведения, от выразительности, естественности и богатства мелодии зависит жизненная достоверность музыкального образа. Музыкальный образ — это художественно-звуковое воспроизведение явлений действительности, раскрывающихся в теме музыкального произведения, углубленное и дополненное в процессе развития сюжета. Важным средством выразительности музыкального языка является гармония и интонация. Гармония — закономерное объединение согласующихся музыкальных тонов в созвучии. Интонационная окраска мелодии очень выразительно может передать различные оттенки чувств: радости и страдания, лирической приподнятости или торжественности. Определенные эмоции вызываются определенными звуковыми соотношениями различной степени высоты и длительности, зависящими от тембра, темпа, ритма. Как и интонация, ритм, темп могут выразить стремительное движение, покой или возбуждение. Специфическим для музыки является выражение в музыкальных образах чувств и мыслей композитора, навеянных окружающим его миром.
Музыкальное общение предполагает включение в различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах. Музыкальная деятельность подчинена общим закономерностям теории деятельности, она имеет свои, присущие только ей особенности: соединение эмоционально-чувственного и сознательного; ярко выраженная эстетическая направленность; специфические способы и приемы ее осуществления (основаны на умении слушать музыку, «расшифровывать закодированную» в музыке информацию); творческий характер.
Художественно-педагогическое общение выполняет следующие функции:
Информационная характеризуется тем, что в процессе общения передается информация, заложенная композитором в музыке, при этом учащиеся обмениваются мнениями, усваивают различные музыкальные термины, у них развиваются любознательность, духовные интересы, умение излагать мысли.
Перцептивная заключается в восприятии педагогом и учащимися музыки как субъекта общения, как собеседника. Благодаря деятельности воображения в процессе художественно – педагогическое общение создается, на основе имеющихся представлений о музыке в целом и отдельных выразительных средств, конкретный музыкальный образ. От ясности и богатства возникающего образа прямо зависят глубина и тонкость восприятия музыки.
Эмоционально-экспрессивная предусматривает наличие в общении неразрывно связанных компонентов экспрессии человека: интонации, мимики, жестов. Их нельзя рассматривать раздельно, обособленно друг от друга. Музыкальная интонация неотъемлема от всей сферы экспрессивности человека и должна пониматься как единство «звук — лик — жест». В художественно-педагогическом общении ярко проявляются чувства педагога и ученика: чувство удовлетворения, радости, чувство сопричастности, неудовлетворенности, разочарования, печали, гнева.
Эстетическая предполагает, что в общении развиваются способности и умения осуществлять эстетическую оценку музыки, это выражается в сформированности определенного уровня эстетического суждения, степени развитости эстетического вкуса, эстетического творчества.
Таким образом, художественно-педагогическое общение есть специфическая форма общения, в котором художественное произведение выступает и как предмет общения и как средство общения. То есть «для приобщения к искусству нужна специальная педагогическая организация жизни ребенка, специфический мотив художественной деятельности — мотив общения искусством».
Дети – бесценный дар, кладезь эмоций, ощущений. Каждый ребенок талантлив от природы, в нем заложено творческое начало. Задача взрослых – развивать это начало, а не загонять его под определенные рамки. Особая задача ложится здесь на учителя.
Информация о работе Педагогические знания в организации общения детей с искусством