Белорусская
Государственная Академия Музыки
Курсовая
работа на тему:
Особенности
развития исполнительских способностей
(музыкальность
и артистизм).
Выполнила
Студентка
4 курса
ФКМ факультета
Гаврилова
Анна
Содержание:
Введение
Глава
1. Понятие музыкальности.
Музыкальность как
индивидуально – психологическая
характеристика личности.
Глава
2. Развитие музыкальности
и артистизма на
раннем этапе обучения.
Выводы
Введение
Особенности музыкального
образования выдвинули на первый план
принцип индивидуального подхода как
основополагающий дидактический принцип.
Принцип индивидуального подхода ставится
в музыкальной педагогике на первое место,
потому что связан с задачей развития
присущих каждому ученику черт, свойств
и особенностей, составляющих творческую
музыкальную индивидуальность. Наиболее
активно воздействовать на музыкальное
развитие учащихся позволяют индивидуальные
занятия по специальности, на которых
применяются разные приемы воздействия
и активные методы обучения. Ведь творческий
подход к развитию индивидуальности –
одна из главных задач музыкальной педагогики.
Важно понять, что творческая личность
имеет комплекс качеств, воспитать которые
значительно труднее, чем научить решению
какой-то определенной задачи. Творческому
акту предшествует длительное накопление
соответствующего опыта, знаний, навыков.
Это количественное накопление переходит
в своеобразное новое качество, которое
и является решением проблемы. Любое значительное
научное открытие – это качественный
скачок в мышлении.
Затронутая проблема данной работы
имеет огромное значение в исполнительской
практике. Изучая проблему музыкальности
, необходимо рассмотреть такие важнейшие
теоретические вопросы, как структура
музыкальности, возможность и закономерность
ее формирования. Является ли музыкальность
комплексом отдельных музыкальных способностей
или это единое целое, не поддающееся членению?
Если это комплекс способностей, то каковы
ее компоненты? Всем ли людям присуща музыкальность
или только избранным? Как ее измерить?
Каковы закономерности ее развития?
Все эти вопросы будут раскрыты в
данной работе.
1.Понятие
музыкальности. Музыкальность
как индивидуально
– психологическая
характеристика личности.
Что отличает хорошего
музыканта? Умение передавать глубокую
эмоционально насыщенную информацию через
отточенную технику. К этому многие музыканты
идут годами, но как часто мы видим «спортсменов
от музыки» - техническое совершенство
на фоне бедной выразительности. Упущена
главная составляющая, цель музыкального
развития. С годами техническое
мастерство, технический музыкальный
прогресс идут вперед, сейчас подростки
играют труднейшие программы, требования
и конкуренция возрастают. Выигрывают
же самые музыкальные исполнители. Так
что же мы понимаем под музыкальностью?
В широком значении понятие
музыкальность есть способность чувствовать,
переживать, отвлекаться и реагировать
на красоту, выразительность музыки. Большинством
исследователей музыкальность понимается
как своеобразное сочетание способностей
и эмоциональных сторон личности, проявляющихся
в музыкальной деятельности. Значение
музыкальности очень важно не только в
эстетическом и нравственном воспитании,
но и в развитии психологической культуры
человека. Включаясь в слова личности
в целом, вызывая полноценное переживание
музыкальных образов, музыкальность укрепляет
эмоционально-волевой тонус человека,
помогает ему овладеть очень важной для
психологического развития формой активного
эмоционально-творческого познания. Эту
точку зрения представил Л.Л. Бочкарев.
Подход к музыкальности, начиная с работ
К. Штумфа, Т. Биллорта, А. Файста и т.д.,
определялся теоретическими представлениями
о ней как психическом образовании. Так,
А. Файст сводил ее к чувству интервалов,
а К. Штумф и Т. Митер – к способности анализировать
аккорды. К. Спинор, напротив, рассматривал
музыкальность как совокупность отдельных,
не связанных между собой «талантов»,
которые сводятся в 5 больших групп:
музыкальные ощущения
и восприятие;
музыкальное действование;
музыкальная память
и музыкальное воображение;
музыкальный интеллект;
музыкальное чувствование.
Однако в основе
музыкальных склонностей, по мнению
К. Спинора, лежат сенсорные музыкальные
способности, которые могут быть представлены
у индивидов в различной степени и точно
измерены с помощью специальных тестов.
Среди работ, посвященных музыкальным
способностям, особое место занимает книга
Б.М. Теплова «Психология музыкальных
способностей». В ней предложена оригинальная
концепция музыкальности. Главным показателем
музыкальности Теплов считал эмоциональную
отзывчивость на музыку, а к основным способностям
отнес те, которые связаны с восприятием
и воспроизведением звуковысотного и
ритмического движения, - музыкальный
слух и чувство ритма. Понятие музыкальность
рассматривается как компонент музыкальной
одаренности , который необходим для занятия
именно музыкальной деятельностью. Основным
признаком музыкальности является
переживание музыки как выражения некоторого
содержания. Чем больше человек слышит
в звуках, тем больше он музыкален. Музыкальное
переживание есть эмоциональное переживание,
и иначе как эмоциональным путем нельзя
понять содержание музыки. Но в то же время
чтобы эмоционально пережить музыку,
нужно прежде всего воспринять самую
музыкальную ткань. Насколько многое человек
сможет «расслышать» и дифференцировать
в музыке, настолько глубоко он сможет
проникнуть в ткань музыкального произведения.
Таким образом эмоциональный отклик
на музыку и тонкое ее восприятие
станут основными компонентами музыкальности.
Но какой вывод можно сделать, взяв в пример
двух людей, один из которых будет обладать
тончайшим слухом, но при этом не понимать
всей выразительности музыки, и другой,
что при отсутствии всякого слуха будет
отзывчиво реагировать на нее. Думаю,
предпочтение отдадим второму. А это говорит
о том, что любая эмоциональная реакция
на музыку и есть некоторая музыкальность,
что нельзя сказать о тонком слуховом
восприятии. Вопрос о структуре музыкальности,
который Б.М. Теплов считал одним из самых
сложных, остается открытым до сих пор.
Сейчас, правда, уже не спорят о том, единое
ли свойство музыкальность, или это комплекс
способностей. Дискуссионным остается
– из каких компонентов состоит этот комплекс.
Современные исследователи сходятся на
том, что способности, входящие в «ядро»
музыкальности это:
ладовое чувство;
способность произвольно
пользоваться слуховыми представлениями;
музыкально-ритмическое
чувство.
Нельзя считать немузыкальным
человека, эмоционально воспринимающего
музыку, любящего и, обладающего хорошими
музыкально-сенсорными способностями,
но у которого не сформирована специальная
способность – музыкальная память.
Бесспорно, восприятие музыки слушателем,
обладающим высокоразвитой или природной
музыкальной памятью, будет более продуктивным
и эмоциональным.
В связи с проблемой памяти следует
привести курьезный случай с Д.Б. Кабалевским,
который в детские годы попал в число злополучных
«трех процентов», когда не сумел правильно
повторить предложенную ему мелодию и
был отчислен из детского хора за «отсутствием
музыкальных способностей».
Педагоги-музыканты
пришли к выводу, что задатки музыкальной
деятельности (т.е. физические особенности
строения организма, например, органа
слуха или голосового аппарата) имеются
у каждого. Именно они составляют основу
развития музыкальных способностей. Понятие
«неразвивающаяся способность» по утверждению
ученых, специалистов в области исследования
проблем музыкальности, само по себе является
абсурдным. Природа щедро наградила
человека. Она дала ему все для того, чтобы
видеть, ощущать, чувствовать окружающий
мир. Она позволила ему слышать все многообразие
существующих вокруг звуковых красок.
Прислушиваясь к собственному голосу,
голосам птиц и животных, таинственным
шорохом леса, листьев и завыванию ветра,
люди учились различать интонацию, высоту,
длительность. Из необходимости и умения
слушать и слышать рождалась музыкальность
– природой данное человеку свойство.
Воспитание музыкальной культуры школьников
происходит одновременно с развитием
у них музыкальных способностей, которые,
в свою очередь, развиваются в музыкальной
деятельности. Чем она активнее и разнообразнее,
тем эффективнее протекает процесс музыкального
развития и, следовательно, успешнее достигается
цель музыкального воспитания. Музыкальные
способности, как известно, бывают специальные
(исполнительские, композиторские) и общие
– необходимые для осуществления любой
музыкальной деятельности. Для учителя
музыки важны в первую очередь общие музыкальные
способности учащихся. Ладовое чувство
(эмоциональная отзывчивость на музыку),
способность произвольно оперировать
музыкально-ритмическое чувство и чувство
целого (музыкальной формы). Эти способности
в сочетании с умением почувствовать содержание
музыки составляют музыкальность.
К понятию музыкальности
психологи подходят с разных сторон….
И до сих пор они не могут прийти к единому
выводу……так Ревеш не хочет понимать
музыкальность как комплекс различных
музыкальных свойств. Не давая понятия,
он характеризует сущность музыкальности
следующим образом: «Понятие музыкальности
включает в себя способность эстетически
наслаждаться музыкой. На ней покоится
глубокое понимание музыкальных форм
и строения музыкальной фразы. Музыкальный
человек имеет тонко развитое чувство
стиля: чувствует контрасты, замысел противопоставлений.
Но ему свойственно также переноситься
в настроение музыки и устанавливать с
ней внутреннюю связь, воздействующую
на всю душевную организацию. Обладание
всеми этими качествами выражается в способности
судить о произведениях музыки и оценивать
их по музыкальному достоинству». По поводу
врожденности музыкальности Ревеш
говорит следующее: «…ее нельзя воспитать,
а можно только развивать. Она есть врожденное
свойство организации человека, одаренного
ею, и характерный признак индивидуальности».
В противовес ревешевской точке зрения
Г.Кениг предлагает свой взгляд
и говорит: » Чтобы признать наличие музыкальности,
нужно присутствие ряда способностей….музыкальность
должна пониматься как сумма отдельных
музыкальных способностей». Два абсолютно
разных подхода к понятию музыкальности.
Две абсолютно противоположные точки
зрения, но где же истина? С одной стороны
не отдельные музыкальные способности
определяют возможность успешного занятия
музыкой, а лишь то своеобразное сочетание
этих способностей, которое характеризует
данную личность. Но с другой стороны
далеко не каждый хорошо обученный ребенок
с комплексом музыкальных способностей
будет играть музыкально…..
А.Б. Маркс пишет:
» Способность к музыке – за чрезвычайно
редким исключением обнаруживается у
всех людей….а так как всякой человеческой
способности свойственно развитие и усиление,
то никогда нельзя предсказать , как далеко
пойдет ее развитие в известной личности».»Каждый
должен идти вперед настолько, насколько
его влечет искренняя , действительная
охота к предмету.
Отечественными
же психологами музыкальность определяется
как индивидуально-психологическая характеристика
личности и рассматривается как:
– следствие определенного
сочетания способностей (Б. Теплов);
– специфический
синтез склонностей и способностей,
образующих «психофизиологическую доминанту
личности» (А. Ковалев и В. Мясищев);
– своеобразие музыкально-психологического
процесса, основным содержанием которого
является особенность реакции на
музыку – острота, глубина и богатство
оттенков, становящихся доминирующим
состоянием личности (В. Мясищев и А. Готсдинер).
Более того, специалисты утверждают, что
способность выражать свое отношение
и себя в музыке, так же как и способность
понимать ее язык, универсальна по своей
природе. Сущность этой универсальности
они видят в том, что понятие музыкальности
тесно связано с фактом системной организованности
музыкального искусства.
2.
Развитие музыкальности
и артистизма на
раннем этапе обучения.
Увлеченные идеей
раннего музыкального развития, мы
задаемся вопросом: а можно ли культивировать
именно музыкальность у маленьких детей
так, чтобы передача образов и эмоций через
музыку стала для них простой и естественной
с самых первых шагов в музыке и на всю
жизнь? Известно, что навыки и понятия,
приобретенные ребенком до 5 лет, будут
основополагающими для него на всю жизнь,
и во многом определят его характер
и поведение. Не секрет, что очень часто
в традиционном школьном музыкальном
обучении над трактовкой музыкального
произведения начинают работать после
освоения необходимых технических навыков.
Если же что-то не получается, то часто
вообще музыка остается «за бортом». Как
не допустить такой печальной картины?
Конечно, в идеале развитие музыкальности
должно предшествовать развитию техники,
техника же должна строиться на музыкальном
материале, который доступен для понимания
ученика. Бессмысленно учить технике
человека, у которого не развита музыкальность.
Его техника будет образована как следствие
каких-то побочных моментов. Это будет
мертвая техника, не рожденная музыкой,
не связанная с ней. Научить ученика
технически правильно исполнять пьесу
— еще не значит научить его играть музыкально.
В нотах не все записано. Это только схематизированное
безжизненное изложение музыкальной мысли
композитора. Эти мысли должны вновь ожить.
Они оживают тогда, когда исполнитель,
прочтя произведение, воссоздает их в
своем воображении вновь в форме ярких
образов и затем воплощает их в звуках.
Это воссоздание— творческий процесс,
он всегда индивидуален. Один и тот же
нотный текст у разных исполнителей вызывает
различные образы. Даже слабое произведение
под влиянием творческой фантазии талантливого
исполнителя может восприниматься как
значительное, производя большое впечатление.
Поэтому перед педагогом на раннем этапе
обучения ставится много задач, главной
из которых будет развитие у ученика музыкальности
и артистизма. Его надо научить понимать
музыкальный язык, разбудить его творческую
фантазию. Развитие музыкальности, музыкального
мышления, творческой фантазии позволит
ему выработать ряд исполнительских
приемов , тонких приспособлений, нужных
для выражения его творческого замысла.
Различные звуковые явления, и в частности
музыка, в течение всей жизни улавливаются
нашим слухом и поступают в мозг, где в
соответствующих отделах коры происходит
обработка этих сигналов, «откладывание»
их в звуковой памяти. Человек накапливает
звуковой опыт. На этой основе происходит
развитие внутреннего слуха, музыкальных
представлений, музыкального мышления.
Однако сам по себе музыкальный звуковой
опыт еще не ведет к развитию музыкального
чувства, музыкальности. Музыкальные построения
тогда превращаются в язык, когда они связываются
с определёнными явлениями, предметами
внешнего мира, с различными состояниями
человека, с его переживаниями. Когда звуки
начинают обозначать эти явления и служить
средством передачи определенного сообщения,
они становятся языком.
Обыкновенно с детства ребенок в той или
иной степени постигает этот язык. Засыпая
под колыбельную песню, приплясывая под
танцевальный напев, он начинает понимать,
что различная музыка обозначает разные
явления. Освоив речь, он, по словам песни,
начинает понимать ее музыкальное содержание
и включать в свою деятельность — в игры,
в танец, т. е. активно пользоваться этой
музыкой. Так постепенно у ребенка родятся
определенные музыкальные образы, музыка
начинает обозначать для него те или иные
явления, входить в его мышление. Чем чаще
определенные музыкальные построения,
звучания начинают обозначать понятные
ребенку явления, чем чаще он ими пользуется
в своих занятиях, играх, тем прочнее эти
музыкальные образы входят в его жизнь,
тем активнее он ими оперирует, развивая
и обогащая свое образное музыкальное
мышление, свою музыкальную фантазию.
Потому условия, в которых воспитывается
ребенок, имеют такое большое значение
для развития музыкальности. Когда ребенок
освоил нотную грамоту и читает нотные
знаки, если произведение посильно его
пониманию, — он быстро перестает видеть
эти нотные знаки и начинает оперировать
музыкальными образами, которые у него
при этом возникают. Как правило, музыкальные
произведения, которые пишутся для детей,
имеют названия, подсказывающие то содержание,
которое в них заключено. Если ребенок
систематически занимается музыкой, общается
с ней часто, постепенно ему становятся
доступными все более и более сложные
произведения, его музыкальное мышление,
его фантазия и образное видение развиваются
все больше и больше. Подобно тому, как
каждый человек по-разному воспринимает
одну и ту же книгу в зависимости от жизненного
опыта в разные периоды своей жизни, так
и содержание музыкальных полотен раскрывается
с той или иной полнотой в зависимости
от развития музыкального мышления. Однако
развитие музыкальности возможно в любом
возрасте. Любая способность может быть
при определенных условиях развита. Нервная
система способна к различным видоизменениям
и развитию под влиянием требований окружающей
среды. Такая способность, как музыкальность,
т. е. умение понимать музыкальную речь,
постигать ее содержание, может быть освоена
в большей или меньшей полноте любым человеком
при верном подходе к этой задаче. В равной
степени можно развить элементы музыкальности,
из которых она складывается: звуко-высотный
слух, чувство ритма, ладовое чувство,
гармонический слух и т. п. Как иностранный
язык усваивается лучше всего в живом
общении, когда человек живет в стране,
где говорят на этом языке, где каждое
слово, фраза, выражение непосредственно
связывается с окружающим миром, говорит
о тех или иных явлениях, так и музыкальный
язык постигается быстрее всего, когда
он в живом исполнении рассказывает своим
языком о явлениях действительности, отраженных
в нем. Приобщение ученика к музыке и умение
раскрыть ее содержание, если оно недостаточно
глубоко им осознается, является важнейшей
педагогической задачей, которая должна
предшествовать или, по крайней мере идти
в ногу с развитием технических умений.
Следует подчеркнуть важность развития
музыкальности не столько путем изучения
теоретических основ музыкального языка,
сколько путем возможно большего общения
с музыкой, особенно с музыкой высокого
качества, которая посильна для понимания
ученика. Повседневные занятия музыкой
развивают музыкальность значительно
быстрее и полнее, чем изолированное освоение
отдельных элементов музыкального языка.
Это не значит, конечно, что изучение
принципов построения музыкального произведения,
анализ его, как и развитие тех элементов,
из которых складывается музыкальный
язык, т. е. совершенствование слуха, ритма,
не играют здесь роли. Разумеется это тоже
важно, ценно и нужно, но прежде всего сама
музыка должна стать для человека живым
языком, который говорит ему о чувствах,
переживаниях, образах действительности.
Чем талантливее композитор, тем более
ярко, глубоко и своеобразно говорит он
о явлениях жизни языком музыки. Потому
подбор репертуара, на котором происходит
развитие музыкального чувства, имеет
чрезвычайно важное значение. Как и во
всех случаях, доступность понимания и
постепенность усложнения репертуара
является существенным моментом развития
музыкальности. Важно, чтобы музыка всегда
была понятной и вызывала определенные
представления, образы действительности.
Тогда музыкальные мысли произведения
не являются чужеродными, а превращаются
в своеобразный язык. Если музыка не вызывает
определенных образов, представлений,
не говорит о переживаниях, она становится
как для самого исполнителя, так и для
слушателей мертвой, непонятной. Художник
должен выявить общее, но в форме не понятия,
а образа, в котором в единстве с общим
сохранена была бы индивидуальность. «Образ,
в котором утрачена индивидуальность,
был бы мертвенной схемой, а не живым художественным
образом. Но образ, в котором представлено
только индивидуальное в его случайной
единичности, лишен всякого значения.
Чтобы быть значимым, художественный
образ должен в индивидуальном, единичном
отобразить общее типичное, в образе отразить
замысел, идею».
Так о творчестве С. Рихтера пишет Г. Цыпин:
«Общепризнано, что альфа и омега любой
деятельности в сфере художественного
творчества – создание образа. Действительно,
что есть «лучше – хуже» в искусстве, как
не большая или меньшая его содержательность:
яркость, выразительность, правдивость,
поэтическая достоверность? Рихтер –
артист, создающий исключительно живые,
рельефные, характеристически точные
звуковые образы. Выходя из-под рук пианиста,
они воспринимаются слушателем как нечто
абсолютно реальное, чуть ли не въявь ощутимое;
как что-то отчетливо видимое во всех своих
гранях и очертаниях, почти «предметное»,
стереоскопически объемное…»