Общий исполнительский анализ произведения Р. Бойко «Вологодские кружева»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:19, реферат

Краткое описание

Произведение Р.Г. Бойко на слова Л. Н. Васильевой «Вологодские кружева» одно из самых ярких произведений в творчестве композитора, написанного для смешанного хора. Это самобытная, колоритная, очень яркая зарисовка из народной жизни.
Цель работы:
Рассмотреть произведение «вологодские кружева» с точки зрения музыкально-теоретических, вокально-хоровых и исполнительских особенностей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….………….………стр.
Глава 1. Об авторах……………………………………………………………….….………стр.
1.1. Творческий путь Р. Г. Бойко……………………………………………………стр.
1.2. Творческий путь Л. Н. Васильевой...……………………………….……..стр.
Глава 2. Разбор произведения Р. Г. Бойко «Вологодские кружева»………………………………………………………………………………………..…стр.
2.1. Общая характеристика и теоретический анализ произведения……………….…………………………………………………………….……стр.
2.2. Вокально-хоровой анализ произведения……………………………..….стр.
Заключение…………………………………………………………………………………..….стр.
Список литературы………………………………………………………………….……….стр.

Файлы: 1 файл

Вологодские кружева.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

    Диапазоны хоровых партий:

Сопрано - ми 1 октавы - фа# 2 октавы 
Альт - до# 1 октавы - до# 2 октавы 
Тенор - ми малой октавы - фа# 1 октавы 
Бас - ля большой октавы - до 1 октавы 
Общехоровой - ля большой октавы - фа# 2 октавы

    Тесситурные условия партий. Анализ динамического диапазона:

    Все партии хора находятся в достаточно удобных тесситурных условиях. Характер атаки звука при исполнении этого сочинения должен опираться на легкое, выразительное звукообразование в характере, которое подсказывает темп сочинения – "Allegretto", иначе – "танцевально". Динамические оттенки произведения варьируются от pp до ff. Подобная широта динамики подчеркивает образное содержание музыки, в которой сопоставляются различные художественные планы – от нежных мечтаний до глубоких переживаний юной мастерицы.

    Дикция:

    При разучивании этой миниатюры следует  обратить внимание на одновременность  и четкость произнесения согласных. В этом дирижеру может помочь обстоятельный  анализ литературного текста с выявлением наиболее сложных орфоэпических элементов. Следует также обратить внимание на внятное и синхронное произнесение согласных окончаний слов, чтобы избежать эффекта "эха".

    1-й  куплет:

    То  не лебеди летят над берегом,

    Не  снежинки водят хоровод,

    То  меж пальцев вьется нитка белая,

    То  девчонка кружева плетет.

    Припев:

    Душу  чуткую растревожили

    Взгляды жаркие и слова.

    Ах, не спутать бы нитки сложные,

    Вологодские кружева.

    Ах, не спутать бы нитки сложные,

    Вологодские кружева!

    2-й  куплет:

    То  поет, поет не птица ласточка,

    То  не муж сидит рядком с женой,

    Незнакомый  парень что-то ласково

    Кружевнице  шепчет молодой. (Тенора).

    Ох, не птица, не муж сидит,

    То  парень кружит голову ей. (Альты, Сопрано).

    Припев:

    3-й  куплет:

    То  ли нитка, будь-то голубь, кружится,

    То  ль мечта туманит ясный взор…

    То  сплелись мечты девичьи с  кружевом,

    И сплелись они в один узор.

    В один узор.

   Темп:

   Произведение  исполняется в темпе Allegretto – "Довольно быстро". Нам представляется, что  указание "Allegretto" в большей  степени относится к характеру сочинения и подразумевает определенную танцевальность и песенность. Третий куплет исполняется в более медленном темпе ("Менее оживленно"). Тем самым композитор подчеркивает образ мечтательной девушки, затерявшейся в своих грезах, которые сплелись с кружевом в один узор.

   Проблемы  звуковедения, ансамбля и строя:

   *При разучивании этого произведения необходимо обратить внимание на такие элементы, как строй (в произведениях без сопровождения он, как правило, меняется) и его производную – интонацию; на динамику (пение на контрастной динамике представляет собой достаточную сложность), на метроритм (смешанные размеры и сложные ритмические рисунки нуждаются в особой проработке) и на дикцию.

   * Должны прорабатываться все виды ансамблей: Унисонный, Вокально-хоровой, Интонационный, Ритмический, Гармонический, Динамический, Темповой, Частный, Общий, Естественный, Искусственный;* Скорые темпы грешат дикцией, акцентами, мелкой вокализацией, следовательно, на это нужно обратить особое внимание(на протяжении всего произведения);

   * Умение четко выделять метроритмическую структуру произведения, так как метроритмический ансамбль основывается на едином ощущении темпа, метра  и ритма всеми певцами, на синхронном совпадении голосов по вертикали, одновременном взятии дыхания, произнесения слов. В работе над  этой формой ансамбля полезно применять внутридолевое дробление, пульсирующее  заполнение длительностей, особенно в более медленном темпе. В случае смены темпа в произведении, главная задача дирижера – моментальная организация нового темпа, что достигается определенной пропорциональностью в соотношении темпа предыдущего и последующего, подготовленным движением (ауфтактом) дирижера, отражающим темп, ритм и характер дальнейшего исполнения

   * Точно соблюдать динамическую палитру произведения( ферматы, cresc. и dim., rit.);

   * Требуется единство внутри каждой партии;

   * Организация темпа зависит от единообразия в момент дыхания ;

   * Особенности дикции, а также четко брать дыхание и делать цезуры в обусловленных местах: артикуляционный ансамбль означает полное единство дикции(произношения) и штрихов при предельной ритмической дисциплине. Для его  достижения важны: единая манера произношения гласных и согласных звуков, начала и окончания фраз, начала и снятия выдержанных звуков.

   Трудности в исполнении для  хорового коллектива и задачи  дирижера:   

  • Точно соблюдать  динамическую палитру столь яркого в этом понимании произведения Р. Г. Бойко , (ферматы, cresc.  и dim., так скрупулезно выписанные композитором ;)
  • Динамику, варьирующуюся в своем диапазоне от pp до mf;
  • Необходимость четко разграничить образное содержание частей, а также дикционные особенности;
  • Унисон – как яркое средство музыкальной выразительности, которое создает мощное компактное звучание, не снижающее общее напряжение даже тогда, когда отдельные голоса оказываются в более низком регистре;
  • Интонационные сложности (как в вертикальном строе при отклонениях, так и в горизонтальном строе);
  • В искусственном ансамбле  - управлять тесситурными условиями в партиях, уравновешивание хоровых партий.
  • В естественном ансамбле  - контролировать взаимоотношение ансамбля партий, когда все голоса находятся в одних тесситурных условиях. Главные музыкальные партии вовремя поручать партии, тесситурно выделяющейся(или выделяющейся ритмически);
  • Вовремя показать все штрихи, цезуры, ферматы;
  • Чувствовать пульсацию;
  • Показать характер произведения;
  • Показать разницу между нюансами, в темпе, в ритме;
  • Следить за голосоведением.
 

    Вывод: Своей невероятной красочностью, яркостью,  необычностью оно привлекает внимание слушателей  и исполнителей. Может послужить отличным изящным украшением концертной программы. 
 
 
 
 

    Заключение:

    Исходя  из разбора произведения Р. Г. Бойко «Вологодские кружева» на слова Л. Васильевой, которое входит в сборник «Избранные хоры» для смешанного хора a capella, были сделаны следующие выводы:

    1) В работе с хоровой миниатюрой Ростислав Бойко по достоинству представал свое мастерство как великолепный знаток хорового пения, отличный образованный музыкант и талантливый высокопрофессиональный дирижер. А его произведение «Вологодские кружева »  на слова Л. Васильевой является одним из ярких произведений его творчества и хоровой музыки.

    2) Своей невероятной красочностью, яркостью,  необычностью и актуальностью содержания оно привлекает внимание слушателей  и исполнителей. Может послужить отличным изящным украшением концертной программы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы:

      1. Вахромеев В. «Элементарная теория  музыки», Издательство «Музыка», М., 1975.

      2. Вайнкоп Ю. , Гусин И. «Краткий биографический словарь композиторов», Издательство «Музыка», Л., 1987.

      3. Виноградов К. П. «Работа над  дикцией в хоре», Издательство  «Музыка», М., 1967.

      4. Живов В. Л. «Теория хорового  исполнительства », Издательство  «Эдиториал УРСС», М., 1998.

      5. Михайлов А. В., Ольхов К. А., Романовский Н. В. «Хоровое искусство, выпуск 2», Издательство «Музыка», Л., 1971.

      6. Михайлова М. и Фрид Э., «Русская  музыкальная литература, выпуск 4»,  Издательство «Музыка», Л., 1986.

      7. Медынь Я. Г. «Методика преподавания  дирижерско-хоровых дисциплин », Издательство «Музыка», М., 1978.

      8. Усова И. «Хоровая литература»,  Издательство «Музыка», М., 1988.

      9.Чесноков  П. «Хор и управление им»,  Государственное музыкальное издательство, М., 1952.

      10. Локшин Д. Л., Выдающиеся русские хоры и их дирижеры, М., 1953, 1963;

      11. Очаковская О. О.  «Страницы  музыкальной жизни», Всесоюзное  издательство «Советский композитор»,  М., 1969.

      12.  Птица К. Б., Мастера хорового искусства, М., 1970.

      13. «Музыкальная энциклопедия», том  3, Издательство «Советская энциклопедия», М., 1982.

      14.  «Музыкальная энциклопедия», том  6, Издательство «Советская энциклопедия»,  М., 1982.

      15. «Музыкальная энциклопедия», том  4, Издательство «Советская энциклопедия»,  М., 1982.

      16. «Краткий справочник школьника», учебно-методическое пособие для 5-11 классов, Издательство «Астрель», М., 2003.

      17. http://www.forumklassika.ru/

      18.http://www.horovik.ru/

      19. http://mks_klining.ru/

      20. http://slovari.yandex.ru/

      21. http://ru.wikipedia.org/wiki/Бойко,_Ростислав_Григорьевич

      22. http://enc-dic.com/enc_music/Bojko-R-G-979.html 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Общий исполнительский анализ произведения Р. Бойко «Вологодские кружева»