Общий исполнительский анализ произведения Р. Бойко «Вологодские кружева»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:19, реферат

Краткое описание

Произведение Р.Г. Бойко на слова Л. Н. Васильевой «Вологодские кружева» одно из самых ярких произведений в творчестве композитора, написанного для смешанного хора. Это самобытная, колоритная, очень яркая зарисовка из народной жизни.
Цель работы:
Рассмотреть произведение «вологодские кружева» с точки зрения музыкально-теоретических, вокально-хоровых и исполнительских особенностей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….………….………стр.
Глава 1. Об авторах……………………………………………………………….….………стр.
1.1. Творческий путь Р. Г. Бойко……………………………………………………стр.
1.2. Творческий путь Л. Н. Васильевой...……………………………….……..стр.
Глава 2. Разбор произведения Р. Г. Бойко «Вологодские кружева»………………………………………………………………………………………..…стр.
2.1. Общая характеристика и теоретический анализ произведения……………….…………………………………………………………….……стр.
2.2. Вокально-хоровой анализ произведения……………………………..….стр.
Заключение…………………………………………………………………………………..….стр.
Список литературы………………………………………………………………….……….стр.

Файлы: 1 файл

Вологодские кружева.doc

— 133.00 Кб (Скачать)
 

Агентство по управлению Бюджетными Государственными учреждениями ГБОУ СПО «Пермский Музыкальный Колледж» 
 
 

                                                                   Отделение «Хоровое дирижирование» 
 
 

    Общий исполнительский анализ произведения Р. Бойко «Вологодские кружева»  

                                                                                             Выполнила:     

    Студентка 3-го курса, гр. 306

                                                                                                 Зайцева Дарья 

                                                                                                 Преподаватель :

                                                                                                Дмитрий Анатольевич Батин                                                                      

                                
 
 

                                                 Пермь, 2011 год.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….………….………стр.  

Глава 1. Об авторах……………………………………………………………….….………стр.

    1. Творческий путь Р. Г. Бойко……………………………………………………стр.
    2. Творческий путь Л. Н. Васильевой...……………………………….……..стр.

Глава 2.  Разбор произведения Р. Г. Бойко «Вологодские кружева»………………………………………………………………………………………..…стр.

2.1. Общая характеристика и теоретический анализ произведения……………….…………………………………………………………….……стр.

2.2. Вокально-хоровой  анализ произведения……………………………..….стр.

Заключение…………………………………………………………………………………..….стр.

Список литературы………………………………………………………………….……….стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 

    Введение:

    Произведение  Р.Г. Бойко на слова Л. Н. Васильевой «Вологодские кружева» одно из самых  ярких  произведений в творчестве композитора, написанного для смешанного хора. Это самобытная, колоритная,  очень яркая зарисовка из народной жизни.

    Цель  работы:

    Рассмотреть произведение «вологодские кружева» с  точки зрения музыкально-теоретических, вокально-хоровых и исполнительских  особенностей.

    Задачи  работы:

    1)Разобрать творчество Р. Г. Бойко, Л. Н. Васильевой и время, в которое было написано это произведение.

    2)Разобрать произведение Р. Г. Бойко «Вологодские кружева». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
    1.  

        

    Ростислав Григорьевич (р. 1 VIII 1931, Ленинград) - советский композитор  Заслуженный деятель искусств РСФСР (1977). Член КПСС с 1960. Первоначальное образование получил в Московском хоровом училище. В 1957 окончил Московскую консерваторию у А. И. Хачатуряна.

    Среди сочинений: - 3 симфонии (1976, 1978, 1981), 4 рапсодии ("Волжская" и "Гуцульская" для оркестра, "Цыганская" для фортепиано с оркестром, "Карпатская" для скрипки с оркестром; все - 1977), симфоническая сюита "Петровские звоны", "Торжественная увертюра" для оркестра (обе 1980), хор. симфония "1917 год" (1957), оратория "Василий Тёркин" (1962), вокально -хореографическая сюита "От Волги до Карпат" (1965), поэма-кантата "Вятские песни" (1972), а также 4 оперы для детей - "Песенка в лесу" (1961), "Станция Заваляйка" (1969), "Сказка о смеянцах" (1967), "Квартет" (1977); произв. песни для русского народного  хора; детские хоры (a capello и с фортепиано), для оркестра народных инструментов, для эстрадного оркестра, камерно-инструментальные ансамбли, песни и хоры, музыка к кинофильмам, радио- и телепостановкам.

    1.2.Творческий  путь Ларисы Васильевой

    Родилась 23 ноября 1935 года в Харькове в семье инженера Николая Алексеевича Кучеренко, одного из создателей серии танков БТ и Т-34. В 1958 году окончила филологический факультет МГУ .

    Литературная  деятельность

    Начала  писать с детства, одно стихотворение  было опубликовано в газете «Пионерская правда». Первые «взрослые» стихи Ларисы Васильевой увидели свет в журналах «Юность», «Молодая гвардия», «Москва». Печатается с 1957 года. Автор более двадцати поэтических сборников и поэм («Льняная луна», 1966; «Огневица», 1969; «Лебеда», «Синий сумрак», оба 1970; «Одна земля — одна любовь», 1973; «Радуга снега», 1974; «Поляна», 1975; «Огонь в окне», 1978; «Русские имена», 1980; «Василиса», 1981; «Роща», 1984; «Светильник», 1985; «Странное свойство», 1991). В них поэтесса обращается к темам войны, исторических судеб России, любви и природы, размышляет над противоречиями и сложным внутренним миром современника.

    Прожив  более пяти лет в Великобритании вместе с мужем, корреспондентом газеты «Известия» Олегом Васильевым, написала серию очерков «Альбион и тайна времени» (1-е издание 1978; 2-е дополненное издание 1983), открывшие в писательнице одарённого прозаика.

    В 1983 году выходит в свет книга «Книга об отце» — роман-воспоминание об отце, результат упорных поисков и многочисленных встреч с ветеранами — танкостроителями и танкистами. Книга получила огромный читательский отклик: «откликом на публикацию стали в буквальном смысле мешки писем, в которых люди, тем или иным образом причастные к танку Т-34, делились с Л. Н. Васильевой фактами, воспоминаниями, присылали фотографии, документы.» На основе материалов, присланных читателями, Ларисой Васильевой был создан домашний музей «История тридцатьчетвёрки», который 2 мая 1985 года принял первых посетителей.

    Лариса  Васильева также автор многих мемуарных, публицистических и литературно-критических работ (ст. «Жизнь, смерть и Пушкин», «Живая женская душа», «Антигона», «Прасковья — Вера! — об актрисе В. П. Марецкой»; «Лорд Си Пи и леди Сноу» — о чете английских писателей Ч. П. Сноу и П. Х. Джонсон и др.). Тему духовных ценностей и роли писателя в деле нравственного совершенствования человека раскрывает книга «15 встреч в Останкине» (1989). В её основу положены вызвавшие широкий общественный резонанс выступления по Центральному телевидению известных советских писателей В. П. Астафьева, Ю. В. Бондарева, Н. В. Думбадзе, В. С. Пикуля, Ч. Т. Айтматова и В. Г. Распутина. В 1993 году выходит документальная книга «Кремлёвские жёны» с основанными на личных впечатлениях или беседах с очевидцами рассказах о Н. К. Крупской, П. С. Жемчужиной, Н. П. Хрущевой, В. П. Брежневой, Р. М. Горбачёвой и других женщинах, которым выпала доля быть жёнами «вождей» советского народа. В художественно-публицистическом исследовании «Дети Кремля» (1997) останавливается на судьбе детей Л. Б. Каменева, И. В. Сталина, С. М. Будённого, Л. М. Кагановича, Н. С. Хрущёва и др.

    Произведения  Ларисы Васильевой переведены на несколько  иностранных языков (в том числе  на английский). Писательница также занимается переводами с английского языка. 
 
 
 

Глава 2. Разбор произведения Р. Бойко «Вологодские кружева».

    2.1.Общая  характеристика и  общий анализ произведения.

    По  жанру рассматриваемое произведение представляет собой хоровую миниатюру, которая входит в сборник «Избранные хоры». Для музыки этого жанра характерны: компактное изложение композиторского письма, формирование художественного образа за счет лаконичных выразительных средств, использование небольшого по объему литературного текста с определенной идеей, заложенной в нем, что и наблюдается в данном произведении.

    Миниатюра написана в куплетно-вариативной форме. В основу ее структуры положены три куплета, в каждом из которых вариативно преломляется основная тема произведения, а также два идентичных припева. Первый куплет (такты 1-8, "То не лебеди летят над берегом...") исполняется всеми голосами в unison с незначительными divisi. Его можно разделить на два интонационно схожих предложения по 4 такта, которые заканчиваются на доминанте и тонике соответственно. Припев делится на 2 половины , где 1я ( такты 9-10, «Душу чуткую…») – одушевленная, раскрывающаяся, и 2я - (такты 11–18, "Ах, не спутать бы нитки сложные...") – очень эмоциональная, яркая. Во втором куплете ("То поет, поет не птица ласточка...") тема переходит к тенору; женский хор исполняет роль подголоска. Связка и припев строятся аналогично первому разделу. Третий куплет ("То не нитка, будто голубь, кружится...") отличается более медленным темпом (ремарка композитора – "Менее оживленно"). Мелодия звучит в партии сопрано при гармонической поддержке остальных голосов. После третьего куплета происходит переход на заключительное построение ("Кружева"), в котором произведение завершается плотными, наполненными аккордами.

    Мелодия:

    Мелодия в этом произведении отличается особой гибкостью, легкостью и изяществом. Такие свойства оно приобретает в основном за счет изломанной метроритмической структуры. Интонационно же основная тема представляет собой широкий по диапазону, изобилующий скачками и хроматизмами мелодический рисунок. Ритм произведения - словно кружево,  очень характерно выражена ритмическая витиеватость, которую использовал Р. Бойко. В основе мелодики этой темы лежат 2 кварты ( «То не лебеди..», «То меж пальцев…»). Мелодия проникнута интонациями народной песни – это унисонность и напевность. Изобразительная роль мелодии очевидна – как в куплете, так и в припеве она будто нить, стекающая с бегущего колеса- веретена и вплетающаяся в завораживающий узор кружева.

    Метроритм:

    "Вологодские  кружева" отличаются особым  богатством именно метроритма - можно  сказать, что это основная отличительная  черта произведения, на которую композитор сознательно сделал акцент. Сложный смешанный размер и синкопированный ритм позволяют музыке стать единым непрерывным потоком, той самой нитью, свивающейся в узорчатое кружево в танцевальном, легком движении. Здесь необходимо отметить следующие размеры, использованные композитором: 7/8 (с распределением долей 2+3+2 и 3+2+2), 2/8, 11/8 (2+3+3+3), 10/8 (2+3+3+2), 5/8 (2+3), 3/4 и 2/4. Ритмические рисунки характеризуются изяществом - в них чередуются восьмые, четверти и шестнадцатые, создавая непостоянный, "плывущий", местами синкопированный ритм.

    Ладотональный план:

    Основная  тональность произведения - натуральный A-dur, но уже в самом начале тональность ладово изменяется (dur, moll). В процессе исполнения происходит отклонение в тональность F-dur (отклонение по принципу сопоставления, 9 такт), что позволяет композитору создать контраст в изложении музыкальной мысли. В остальном же гармоническая ткань остается в целом диатонической с элементами хроматизма (мажоро-минор в 3 такте, возвращение в исходную тональность после отклонения в тактах 9-10).

    Фактура:

    Фактура произведения - гомофонно-гармоническая. Все голоса связаны между собой  четкими гармоническими вертикалями. В куплетах один голос (2, 3 куплеты) или  несколько голосов (1 куплет) несут мелодическую нагрузку, в то время как остальные голоса являются аккомпанирующими. В припевах хоровые подчиняются мелодии, звучащей у сопрано, а во втором куплете, у теноров.

    Вывод: В работе с хоровой миниатюрой  Ростислав Бойко по достоинству  представал  свое мастерство как великолепный знаток хорового пения, отличный образованный музыкант и талантливый высокопрофессиональный дирижер. А его произведение «Вологодские кружева »  на слова Л. Васильевой является одним из ярких произведений его творчества и хоровой музыки. 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. Вокально – хоровой  анализ произведения.

    Тип и вид хора:

    Миниатюра исполняется смешанным хором a capella в составе:

    Сопрано – 2 группы 
Альт – 2 группы 
Тенор – 2 группы 
Бас – 2 группы

    За  счет внедрения divisi в хоровых партиях производится расширение фактурной ткани.

Информация о работе Общий исполнительский анализ произведения Р. Бойко «Вологодские кружева»