Музыкальные способности. Проблемы диагностики и развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 13:31, реферат

Краткое описание

Эпоха Возрождения – эпоха массового устремления к культуре, знаниям, искусству; массовой потребности в живописи и живописцах не только со стороны меценатов. «Это эпоха спроса на грамотных людей. Во множестве мастерских одаренные ученики, соревнуясь, обсуждая, критикуя, учась, создавали ту своеобразную атмосферу, ту «критическую массу», при которой начинается ценная реализация творчества, при которой неизбежно должны вспыхивать особо одаренные и целеустремленные гении типа Микеланджело и Леонардо».

Оглавление

Введение. 3
1. Способности - как психологический феномен. 6
1.1 Общие и специальные способности. 6
1.2 Диагностика музыкальных способностей. 24
2. Детская музыкальная одаренность. 30
2.1 Особенности проявления музыкальной одаренности. 30
2.2 Особые условия, необходимые для полноценной творческой реализации одаренных детей. 38
3. Некоторые педагогические приемы, формирующие музыкальные способности на первоначальном этапе. 43
Заключение. 46
Библиография. 48

Файлы: 1 файл

Музыкальные способности. Проблемы диагностики и развития.doc

— 348.50 Кб (Скачать)

     Ранний  возраст демонстрирует наибольшую чувствительность и готовность к  музыкальному развитию. Биографические данные более чем тысячи профессиональных музыкантов показывают статистически достоверную связь между возрастом, в котором началось обучение на музыкальном инструменте, и обладанием абсолютным слухом. Из тех, кто начал обучение до четырех лет, абсолютным слухом обладали 95%, тогда как из тех, кто начал заниматься между двенадцатью и четырнадцатью годами, только 5%.

     Как видно, музыкальные способности  у одаренных детей проявляются  на 2-4 года раньше, нежели у детей, обладающих хорошими музыкальными данными, и носят  быстрый, «взрывной» характер. В этой связи возникает вопрос о значимости музыкальной среды и слухового  опыта в раннем детстве.

     Сами  одаренные люди обычно особо подчеркивают роль семейной музыкальной среды  или обилие музыкально-слуховых впечатлений  в раннем детстве. Один из ярких музыкантов, виолончелист Даниил Шафран отметил, что, по его мнению, раннее проявление одаренности свидетельствует, прежде всего, о том, в каких условиях воспитывался ребенок, какая атмосфера его окружала: «У меня, например, родители были музыкантами, и нет ничего удивительного, что они рано приобщили меня к искусству…  Это фактор очень важный – среда, окружение, влияние семьи и близких». (15,44)

     Во  всяком случае, статистика свидетельствует  о том, что в семье, где музыкальны оба родителя, вероятность появления  музыкально одаренного ребенка составляет 84-86%, а не музыкального 1-2%, в семье, где музыкален только один из родителей, вероятность появления одаренного ребенка составляет 59%, а не музыкального 25-36%; наконец, если оба не музыкальны, то у них в 25-30% случаев есть шанс стать родителем музыкально одаренного и в 59-62% немузыкального ребенка.

     Начиная занятия в раннем возрасте, музыканты  в большинстве своем выбирают не только профессию, но и образ жизни, а значит – до известной степени  – специфические условия, среду  и способ личностного развития.

     Музыка, будучи не только искусством, но и особой психологической культурой чувствования, мышления и движения, формирует человека, усиливая одни его качества и смягчая, маскируя другие. Здесь возникают особые, часто сугубо личностные проблемы, способ разрешения которых открывает или затрудняет дальнейшее музыкальное и профессиональное развитие. Поэтому именно на педагога ложатся самые ответственные моменты в музыкальном развитии ребенка. Педагог должен привлечь ребенка, а не отпугнуть его.

     Первое  – с чем сталкивается ребенок, начавший заниматься музыкой, - с многозначностью самой музыки и музыкальных занятий. Музыка – это игра, свободное самовыражение в звуках, интонациях, но это также труд, дисциплина. Как это соединить? И соединимо ли это? Вот основная проблема, с которой сталкивается ребенок, приступивший к систематическим занятиям музыкой. Главное – научить ребенка получать удовольствие от игры на инструменте. И для исполнения важно сохранить эту детскую радость наслаждения музицированием. Лишь много позже музыкант учится работать за инструментом, когда наслаждение музицированием, по словам немецкого дирижера Бруно Вальтера, переходит в наслаждение самим процессом творческой работы.

     М. Берлянчик предложил  теоретические  принципы, которыми следовало бы руководствоваться  в работе над развитиями музыкальных способностей юного скрипача. На наш взгляд, они могут трактоваться  и более широко, применительно к обучению одаренного ребенка на любом музыкальном инструменте: 

    1. Принцип развития одаренности через системно организованное воспитание и обучение (формирования комплекса способностей и навыков).
    2. Принципы определяющего значения окружающей музыкальной среды.
    3. Принципы выявления и целенаправленного обогащения доминирующего компонента в индивидуальной структуре одаренности.
    4. Принцип определения, стимулирования саморазвития и целенаправленной компенсации свойств и способностей, недостающих в индивидуальной структуре одаренности.

     Названные принципы представляют собой своего рода систему, требующую целостной  реализации. Но в зависимости от конкретной ситуации – индивидуально-психологических, физических, личностных и прочих особенностей начинающего -  в работе с ним на первый план могут и должны выходить те или иные принципиальные педагогические установки.

     3. Некоторые педагогические  приемы, формирующие  музыкальные способности на первоначальном этапе.

 

     В своем реферате я вновь хотела бы обратится к работе К.В.Тарасовой  «Онтогенез музыкальных способностей», где она предлагает ряд методов,  формирующих у детей комплекс музыкальных способностей. Мы можем  познакомиться с некоторыми приемами развития музыкальности и некоторых музыкальных способностей в игровой форме. Педагогическое воздействие основывается на слушании музыки, пении, движении под музыку, игре на детских музыкальных инструментах (детский оркестр), музыкально-дидактической игре, игре-драматизации. В них укладывалось не только традиционное содержание, но и такие разделы, как формирование ладового чувства (в музыкально-дидактической игре), постановка певческого голоса, обучение нотной грамоте, формирование детского музыкального творчества (в игре-драматизации). Вообще все занятия проводились в увлекательной форме детского музицирования и вызывали у детей живой эмоциональный отклик.

     Комплекс  способностей формировался в каждом виде музыкальной деятельности, поскольку музыка едина и включает в себя все структурные элементы, отражением которых и являются способности. Однако некоторые виды музыкальной деятельности имели преимущества в отношении развития той или иной способности. Так, становление мелодического слуха происходит главным образом в пении и игре по слуху на детских музыкальных инструментах; формирование чувства ритма – в движениях под музыку; репродуктивного компонента музыкального мышления – путем слушания и анализа исполняемых произведений и тому подобное.

     Хотелось  бы более подробно остановится на тех заданиях, которые предлагались детям для развития музыкальных  способностей.

     Первое  – это слушание музыки. В течение 4 лет дети познакомились с 265 художественными  музыкальными произведениями русской  и зарубежной классики. Музыкальный материал  был доступен для детей. Слушание музыки – активный процесс музыкального восприятия мышления. Очень интересно отметить последовательность этапов работы над музыкальным произведением. Она похожа на «схему сонатного аллегро»: 1) «Вступление» – короткое вводное слово; 2) «Экспозиция» – слушание произведения; 3) «Разработка» – его анализ, разбор; 4) «Реприза» – повторное слушание музыки на новом сознательном и эмоциональном уровне; 5) «Кода» – повторение, закрепление музыки в памяти.

           Задачи, которые ставились перед  детьми, сначала отличались простотой:  определить общее настроение, характер  музыки; затем постепенно усложнялись:  вычленить средства музыкальной  выразительности, представить, о  чем «рассказывает» музыка.

     В процессе слушания и анализа музыки у детей в большей мере, чем  в других видах музыкальной деятельности, формируется репродуктивный компонент  музыкального мышления и узнающая музыкальная  память.

     В пении проходило становление мелодического слуха в единстве двух его компонентов: перцептивного (ладовое чувство) и репродуктивного (певческий голос). Для того чтобы дети пели эмоционально и выразительно привлекались необходимые традиционные приемы: проводилась предварительная беседа о содержании песни, характере её исполнения, объяснялись новые непонятные слова. Специальное внимание уделялось чистоте интонирования и певческому дыханию.

     Движения  под музыку занимали также очень большое место, поскольку отражение разнообразных жизненных образов и впечатлений в доступной и интересной форме музыкального движения – один из наиболее адекватных дошкольному возрасту видов музыкальной деятельности. В нем развивается весь комплекс музыкальных способностей, но главным образом эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма, музыкальное мышление.

     В этот раздел входили образные музыкально-двигательные этюды, основные движения (хотьба, бег, прыжки) и танцы.

     Музыкальная игра была представлена на занятиях очень разнообразно: как игра с пением, движением, подвижная игра, игра-этюд, игра-упражнение, дидактическая и развернутая игра-драматизация. Она существовала не только как самостоятельный раздел занятий, но и как важная часть других видов музыкальной деятельности детей: игровые приемы пронизывали каждый из них.

     Хотя  на каждом этапе были представлены почти все виды музыкальной игры, некоторые из них имели преимущество в той или иной возрастной группе. Так, у самых маленьких она проходила как игра с движением и пением. Также большая роль принадлежала яркой игрушке (зайцу, кукле, мишке). Эмоциональное исполнение взрослыми игровых движений и песен привлекало малышей к участию в игре, заражало их настроением.

     У более старших превалировали  инсценировки песен («Вот какие чудеса», «Бравые солдаты», «Танец зайчат»  А.Филиппенко). Они и подвели к развернутым играм-драматизациям по мотивам русских народных сказок «Колобок» и «Теремок». Большой акцент делался на играх-этюдах («Цветок растет, расцветает и увядает» - «Цветок» В.Витлина). 
 
 
 

     Заключение.

 

     Проблема  способностей всегда была и остается острой и жизненно важной: перед каждым индивидом постоянно возникает необходимость в удовлетворении жизненных потребностей и вместе с тем практическая возможность их удовлетворения, сказывается зависимость от условий жизни, наличия способностей и умений.

     Психологическая и педагогическая науки до сих  пор занимались проблемой специальных  способностей – музыкальных (Б.Теплов), литературных (В.Ягункова), математических (В.Крутецкий). Способность к нескольким видам деятельности, распространенная в эпоху Возрождения и изредка проявляющаяся в более позднее время, отмечается в истории культуры, как уникальная. Одаренность Леонардо да Винчи и Микеланджело, В.Гёте и М.Ломоносова, не подвергалось специальному исследованию. Взаимовлияние свойственных им способностей и их взаимодействие не изучались, поэтому и личность этих выдающихся людей не раскрыта во всей полноте и осталось до сих пор необъяснимым явлением.

     В своей работе я попыталась подчеркнуть  всю важность выявления и развития музыкальных способностей. Занятия с раннего детства, вовлечение в них тех игровых приемов, о которых я уже говорила, раннее воспитание способности сконцентрироваться на чем-либо – все это, в совокупности с великим искусством  будить и поддерживать интерес ребенка к какому-либо виду деятельности, способствует тому, чтобы его развитие продолжалось все первые годы жизни до тех пор, пока ребенок сам не будет сознательно желать и стремится к этому развитию.

     Не  стоит судить обо всех музыкальных  способностях по первому впечатлению. На мой взгляд, ребенок может сразу и не показать весь свой потенциал возможностей. Все те вступительные испытания, которые проводятся при наборе учеников в музыкальные школы, рисуют лишь приблизительную картину способностей детей. Здесь играет роль и недостаточная подготовленность, и волнение. Некоторые дети в возрасте 5-6 лет очень стесняются. В общем, причин можно найти немало. Поэтому необходимо  каждому ребенку дать возможность обучения, в процессе которого и будет ясна картина. И здесь ответственность ложится на преподавателя и родителей ребенка. Формирование способностей требует от родителей и учителей упорной и терпеливой работы.

     В течение длительного времени  надо упорно развивать и формировать  личность маленького человека и вместе с ним стремиться  к достижению больших результатов, которых чаще всего можно добиться не очень быстро.

     В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что выявление предположительно имеющихся способностей возможно лишь тогда, когда их развитие уже можно  диагностировать, то есть уже заметен достигнутый уровень.

     Знания  и умения уже проявившихся сильных  сторон ребенка важно не только для  анализа. Они позволяют определять перспективу дальнейшего  стимулирования способностей. Учет проявившихся способностей ребенка необходим не только для  их развития, но и для того, чтобы направить его дарование в соответствующее русло.

     Выбор темы обусловлен тем, что я рассматриваю профессию педагога-музыканта в широком социальном контексте. И считаю, что текущий момент придает этой профессии особую социальную значимость, не только, как специалиста узкого профиля, но и как возможного организатора новых образовательно-инновационных проектов. В связи с этим, изучение передового общечеловеческого педагогического опыта является крайне важным для формирования особого типа творческого мышления людей, от которых в 21 веке во многом будет зависеть возрождение духовных ценностей в нашем отечестве.

     Библиография. 

  1. Берлянчик М.М. Проблемы одаренности // Основы учения юного скрипача: Мышление. Технология. Творчество. - М.,1983. - 200 с. - С. 26-44.
 
  1. Венгер  Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвящение,1983. - 336 с.

Информация о работе Музыкальные способности. Проблемы диагностики и развития