В «Детском альбоме» А.
Гречанинова каждого может рассмешить
музыкальная пьеса «Верхом на лошадке»,
а «Необычное путешествие», возможно,
кого-нибудь даже чуть - чуть напугает.
А произведения композитора С. Майкапара
«В садике», «Пастушок», «Маленький командир» будут близки
и понятны даже самым маленьким.
6. Время от времени
необходимо возвращаться к прослушиванию
тех же самых произведений. Можно
мысленно представлять их звучание,
чтобы легко и быстро узнавать.
Чем чаще слушаешь уже знакомые
произведения, тем они с каждым разом
все больше и больше нравятся. Но всегда
слушайте музыку внимательно, не отвлекаясь,
вдумчиво. Важно следить не только за изменением
динамических оттенков, и за высотой звуков,
быстротой их смены. Надо учиться наслаждаться
красочным музыкальным водопадом и уметь
тонко различать каждую хрустальную струйку.
Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими.
Почувствуйте, какая упорядоченность
существует в музыке: звуки не могут звучать
«как попало, как вздумается».
7. Постарайтесь сделать
прослушивание музыки регулярным
занятием, выделите для слушания специальное
время. Ничто не должно отвлекать ребенка
от общения с музыкой, никогда нельзя делать
этого наспех.
Большим праздником в
жизни ребенка может стать его встреча
с музыкой в концертном зале. Сама атмосфера дворца,
где «живет» музыка, создает особый эмоциональный
настрой, вызывает острое желание прикоснуться
к красоте. Конечно, к каждому празднику
нужно готовиться, готовиться услышать
о самом сокровенном, что пережил композитор
и чем захотел поделиться со слушателями.
Все пережитое словно оживает в звуках.
На это нужно настроиться, постараться
вникнуть в суть произведения. Конечно,
перед концертом или оперным спектаклем
очень хорошо иметь представление о музыке,
которая прозвучит. Чтобы понять произведение,
узнать о нем и его авторе, полезно заранее
прослушать грамзаписи, прочитать книги.
Если, например, предстоит встреча с оперой,
хорошо познакомиться со словесным текстом
оперы - либретто: ведь знать и понимать,
о чем поют артисты, очень важно.
8. Очень полезно
слушать одни и те же сочинения
в исполнении разных солистов
и коллективов, смотреть спектакли
с различным составом исполнителей.
Все это поможет расширить
знания о музыке, позволит не
только яснее мыслить, но и
глубже чувствовать.
Советы родителям
Кто-то из родителей могут выполнять
с ребенком под веселую, ритмичную
музыку различные физические
упражнения. Музыка создаст необходимый
энергичный фон для ребенка, поможет
ребенку почувствовать ритм. Включать
спокойную, плавную музыку, без слов во время выполнения
ребенком рисования, лепки и еще когда
ребенок учится писать. Психологи установили,
что когда в первом классе учителя включали
классическую музыку, в то время, когда
дети учились писать, то движения детей
становились более плавными и они лучше
сосредоточивались на выполнении заданий.
Пусть няня или родители включают музыку
и почаще танцуют с ребенком. Это замечательно
для воспитания ребенка. Ребенок научится
танцевать, хорошо двигаться под музыку,
чувствовать ритм каждой мелодии, кроме
того, ребенок посредством танца общается
с няней или родителями без слов, что важно
для наилучшего взаимопонимания. Можно
пригласить к ребенку профессионального
преподавателя музыки и проверить, есть
ли у ребенка музыкальный слух, способности
к обучению игре на музыкальном инструменте.
Если есть, и, еще, что очень важно, желание
играть, тогда можно учить ребенка музыке
с преподавателем. Если у ребенка нет никакой
заинтересованности к игре на музыкальном
инструменте, то не настаивайте, потому
что, в противном случае, это может вызвать
обратную реакцию и ребенок будет всю
оставшуюся жизнь вспоминать о том, как
его заставляли играть на пианино, ругали
и может относиться к музыке с отвращением.
Музыкальные способности + добровольное
желание ребенка играть! Не обязательно
учить играть ребенка только на пианино,
можно попробовать нежную флейту, романтичную
гитару, энергичные барабаны, скрипку
и т.д. Попробовать разное, чтобы почувствовать,
какой музыкальный инструмент ребенку
больше по душе. Пойте ребенку колыбельные
песенки, пойте их сами перед сном, а также
ставьте ему их послушать в профессиональном
исполнении. Пойте с ребенком различные
песенки, легкие для запоминания, песенку
«Крокодила Гены», «Винни Пуха», другие
песенки из мультфильмов. Если у вас дома
есть система караоке, замечательно, тогда
под музыку няня или родители могут петь
самые разнообразные песенки. Если нет,
то можно петь под аудиодиск. Играйте с
ребенком в музыкальные игры, например,
кружитесь с маленьким ребенком в ритме
вальса, или играйте под музыку в «Ладушки-
ладушки – где были – у бабушки» или под
энергичную музыку играйте в игру «испекли
мы каравай – вот такой ширины – вот такой
высоты» или «Мы едем-едем-едем в далекие
края – хорошие соседи-хорошие друзья»
или «Море волнуется раз – море волнуется
два – фигура замри» и т.д. Можно включать
определенные мелодии для поддержания
режима дня, например, колыбыльные – сигнал
для ребенка, что пора идти спать, веселая
песенка Винни Пуха – пора собираться
на прогулку, песенка «Антошка – готовь
к обеду ложку» – пора есть, другая мелодия
– время игр и т.п. Это особенно важно для
маленького ребенка, который не умеет
говорить или плохо говорит. Если ребенок
часто болеет простудными заболеваниями,
кашляет или у него астма, то ребенку обязательно
надо почаще петь или учиться игре на флейте.
Это помогает детям справиться с проблемами
дыхания, держать определенный ритм дыхания.
Музыка помогает, если у ребенка речевые
дефекты. В таком случае, ребенку лучше
всего почаще петь, это может помочь справиться
с заиканием, с речевыми проблемами. Если
ребенок гиперактивный – ему надо почаще
ставить слушать спокойную музыку. Если
у ребенка что-то болит, то можно дать ему
послушать красивую мелодию без слов,
и поглаживая больное местечко, приговаривать
«у сыночка (у дочки) не боли, боль – скорее
уходи». Этот старинный способ заговаривания
боли отвлекает, успокаивает ребенка,
дает «обезболивающий эффект», а дети
постарше уже сами будут так «заговаривать
боль». Покупать ребенку музыкальные игрушки,
самому маленькому – мелодичные погремушки,
затем музыкальных кукол-неваляшек, музыкальных
пупсиков, детям постарше – музыкальные
игрушки посложнее. Чаще слушать с детьми
различную красивую музыку: классическую
– Моцарта, Чайковского, Грига, Шумана,
Шуберта и др.; этническую, народные песни;
музыку природы – пение птиц, звуки моря;
мягкое, мелодичное пение; красивую, романтичную
музыку без слов; красивые, выразительные
оперные арии; джаз; блюз. Хорошо, когда
няня или родители слушают музыку вместе
с детьми, но можно периодически и оставлять
ребенка наедине с музыкой. Рассказывайте
ребенку о различных композиторах, об
их интересных судьбах, а затем поставьте
ребенку послушать музыку этого композитора.
Рассказывайте о разных музыкальных инструментах,
обязательно сопроводив свой рассказ
музыкальными комментариями. Учите ребенка
чувствовать музыку, подскажите ему, что
музыка отражает настроение, пусть он
сам подберет ту музыку, которая соответствует
его разным ощущеним и разному настроению.
Это поможет ребенку научиться быстро
и правильно разбираться в своих чувствах
и правильно слышать музыку своей души.
Музыка может помочь справиться с горем,
с бедой ребенка. Психотерапевт Вайлет
Оклендер рассказывает историю о том,
как песня про умирающего гуся помогла
маленькой девочке смириться с гибелью
любимого кота. Веселые, энергичные мелодии
помогают детям справиться с чувством
страха. Существуют различные музыкальные
обучающие программы: обучение иностранному
языку при помощи песенок, обучение цифрам,
буквам, правилам дорожного движения и
т.п. Такие программы также можно использовать
в музыкальном воспитании ребенка. Воспитывайте
при помощи музыки воображение ребенка,
например, попросите ребенка что-то представить
под данную мелодию или нарисовать те
образы, цвета, которые возникают у ребенка
при прослушивании какой-либо мелодии.
Пусть родители или няня ходят с ребенком
на различные музыкальные спектакли. Можно
пойти с ребенком на балет «Щелкунчик»,
«Спящая красавица», «Золушка», ребенку
может быть трудно высидеть его полностью
– но тогда можно посмотреть хотя бы часть.
Можно ходить на мюзиклы, детские музыкальные
спектакли, где много танцуют и поют, в
театр оперетты. Смотрите с ребенком различные
музыкальные фильмы по телефизору или
на DVD, где также много поют, танцуют. Например,
«Мэри Поппинс, до свидания», «Мама», «Синяя
птица», «Звуки музыки», «Поющие под дождем»,
«Серенада Солнечной долины», мультфильмы
Уолта Диснея «Фантазия», «Золушка», «Спящая
красавица», «Русалочка», «Красавица и
чудовище» и др., музыкальные мультфильмы
«Волк и семеро козлят на новый лад», «Пластилиновая
ворона», «Коробка с карандашами», «Щелкунчик»,
«Контакт» и т.д. Объясняйте ребенку, что
музыка – многообразна и для каждого случая
существует своя музыка: для радости и
для грусти, для общения и для веселья,
для отдыха и для работы, и что важно уметь
подбирать музыку соответственно ситуации
и настроению. Кроме того, ребенку обязательно
надо объяснить, что громкая музыка может
мешать остальным и что та мелодия, которая
нравится ребенку, необязательно понравится
другим. И еще, даже если ребенку очень
нравится музыка, не стоит, чтобы музыка
звучала в доме целый день, иначе из источника
радости и умиротворения она быстро станет
обыденностью и ее перестанут замечать.
Сценарий детского
дня рождения
Обязательная атрибутика такого праздника:
яркие шары, гирлянды, плакаты, на которых
написаны забавные стишки про именинника,
а так же можно подвесить по комнате любимые
игрушки вашей крохи. Также по возможности,
отдельно стоит подготовить комнату для
проведения конкурсов и игр, отдельно
– для застолья.
Ведущий:
Сегодня долгожданный
праздник
Сегодня день рождения у тебя,
И больше для счастья ничего не надо,
Радуется с тобою вся семья.
Дорогой наш именинник,
Уважаемый наш (имя).
С днем рождения поздравляем,
Здоровья крепко желаем,
Оставайся лишь собой,
Будем праздник отмечать с тобой.
Включается детская печенка «Голубой
вагон бежит качается». Именинник становится
в центр, вокруг него собираются гости
и водят хоровод.
После этого дается время детям покушать
вкусности, «поднять бокалы» за именинника.
Ведущий:
(Имя)! Тебе сегодня
(возраст)
Так много кажется порой,
Но впереди еще не малой,
Удачу прихвати с собой.
И вот сейчас давайте вместе
Мы поиграем, порезвимся.
Нам будет очень-очень весело,
Ну что, ребята? Веселимся.
Объявляется первый конкурс: «Что это?» суть
конкурса – ребятам предлагается посмотреть
и запомнить как выглядят предметы, игрушки
и другие вещи, заранее выбранные для конкурса.
Затем конкурсанту завязывают глаза и
он должен на ощупь определить что за предмет
перед ним. Каждый участник получает утешительный
при (конфеты и другие сладости.
Ведущий:
Как хорошо вы справились
с заданием,
Ну а теперь мы будем петь,
Чтоб именинник улыбался,
Чтоб мог он только веселеть.
Объявляется конкурс «караоке». Песенки
предоставляются на выбор. Если нет возможности
поставить фонограммы, песни поются без
музыки под хлопки других гостей.
После этого, делается небольшой перерыв.
Гости могут отдохнуть, поделиться эмоциями,
покушать.
Ведущий:
Знаете песенку:
«Вместе весело шагать по просторам?»
И у нас сейчас будут танцы в парах.
Ну-ка детки в пары становись,
Танцевать готовься. Каждый соберись!
Каждой паре выдается яблоко, которое
нужно держать между собой без помощи
рук. Танцуют пары до тех пор, пока не останется
один победитель.
Ведущий:
Сегодня мы празднуем
день рождения
И не простой а отличного/ной мальчика\девочки.
Так давайте в честь него\нее споем,
Да так, чтоб услышал весь дом.
Ведущий начинает петь песенку «От улыбки
станет всем светлей» далее каждый гость
поет по две строчки ( чтобы дети не растерялись,
можно до праздника каждому дать слова
песни, чтобы было время с ней ознакомиться).
Если участник сбивается, выходит в центр,
а именинник загадывает любое желание,
которое должен выполнить участник.
Ведущий:
Улыбка – красит
каждого
И ведь сегодня день рождения.
А значит, нет мечта унынью,
Покажите свои улыбки, гости дорогие,
Пусть ваши лица всегда будут такие.
Объявляется конкурс на поедание лимона
(участвуют те, у кого нет аллергии на этот
фрукт). Предварительно необходимо нарезать
лимончик дольками (сахаром не посыпать).
Необходимо есть лимон и при этом только
улыбаться, другая мимика запрещена. Победитель
получает сладки приз.
Ведущий:
Сегодня пели, танцевали
мы,
Улыбки свои показывали,
Чувства к именинника показывали.
Ну а теперь проверим мы
Как хорошо друг друга знаете вы.
Одному участнику завязываются глаза.
Среди гостей выбирается 5 человек, которые
садятся в ряд. Конкурсант должен угадать
гостей по прическе\ушам\носу (на выбор).
Дается время для застолья.
Ведущий:
Дорогой ты наш (имя),
Сегодня в честь тебя
Все, все вокруг.
Сегодня празднует семья,
Пришел на праздник каждый друг.
Прими же наши поздравления,
Дорогой наш, с днем рождения.
Здоровья, радости, успехов,
Побольше счастья, света, смеха.
Все желающие могут лично поздравить именинника,
озвучить свои поздравления, подарить
подарки.