Музыка в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 09:41, курсовая работа

Краткое описание

Предмет «Музыка» в соответствии с учебными планами для преподавания предмета музыка. Задачи, которые решает учитель в своей работе, определяются на основе государственных стандартов общего образования по предмету «Музыка». Урок музыки в школе общего образования – основная форма учебно-воспитательного процесса, решает задачи: воспитания интереса и любви к музыкальному искусству; развитие способности глубокого проникновения в нравственно эстетическую сущность музыки на основе прочувствованного и продуманного восприятия; формирования музыкального мышления учащихся на основе изучения музыкального искусства; освоение музыкального искусства через овладение умениями и навыками практической музыкальной деятельности.
В содержании музыкального образования должны быть представлены различные пласты музыкальной культуры: фольклор, духовная музыка, классическая музыка, произведения современных композиторов.

Оглавление

Введение
Параграф 1 «Музыка» в начальной школе
Параграф 2 «Музыка» в основной школе
Приложение
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

           Таким образом, подобное выстраивание содержания программы для 1-4 классов представляет, с одной стороны, законченную и систематическую целостность, с другой, необходимый подготовительный этап для последующего качественно нового погружения в проблематику музыкальной культуры в рамках программы основной школы.

            В подтверждение вышесказанного приведем пример, наглядно показывающий линию содержательного взаимодействия программ для начальной и основной школы. Так, тема, связанная с выразительностью звучания музыкальных тембров, получает следующее динамическое развертывание.

            Отдельного комментария требует так называемый теоретический раздел программы, включающий сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты. Отметим, что изучение нотной грамоты авторы не определяли как самоцель. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Одни из них введены в образные названия содержательных тем ("Тембры-краски", "Знаки препинания в музыке"), другие представлены в рисунках и фотографиях (изображения звуковысотной "лесенки-чудесенки", музыкальных инструментов), третьи даны в форме текстов-предложений на страницах учебника и рабочей тетради. Таким образом, теория как будто растворяется в общем содержательном потоке.

             Принципиальной установкой программы является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении ее содержания. Для понимания и усвоения целого ряда понятий и терминов авторы намеренно вводят так называемые "легкие" темы ("Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!", "Легко ли стать музыкальным исполнителем?" и др.). Такие темы помогают ребенку в шутливой форме, в форме игры, а порой и методом "от обратного" постичь смысл содержания урока.

             Подробная рубрикация содержания программы поможет учителю четко организовать поурочное планирование. Однако такая точная регламентированность не должна отражаться на живом характере занятий. Авторы допускают творческий подход со стороны учителя в том, что касается возможной замены отдельных музыкальных произведений, введения дополнительного музыкального материала, методики проведения урока.

             Требования к уровню подготовки учащихся по итогам обучения в начальной школе:

  -наличие  интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в  стремлении музыкально-творческому  самовыражению (пение в хоре, игра  на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, участие в музыкально-драматических спектаклях);

  -умение определять  характер и настроение музыки  на основе изученных терминов  и образных определений;

  -владение  некоторыми основами нотной грамоты:  названия нот, темпов(быстро-медленно), динамики( громко-тихо); мажорный и минорный лады( весело-грустно), мелодия, нотные размеры 2/4, 3/4, 4/4; аккомпанемент;

  -умение находить  простейшие ассоциации между  музыкальными, живописными и поэтическими  произведениями(общность темы, настроения);

  -понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров - оперы и балета;

  -узнавание  по изображениям некоторых музыкальных  инструментов( рояль, пианино, скрипка,  флейта, арфа), а также народных  инструментов( гармонь, баян, балалайка); органа и клавесина;

  -умение высказывать  свои размышления о музыке (определять  ее характер, основные интонации  – вопрос, восклицание, жалость,  радость, устанавливать простейшие  взаимосвязи с жизненными образами, жизненными направлениями);

  -проявление  навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест, стремление к передаче характера песни, умение исполнять legato, non legato, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, а также несложные элементы двухголосия – подголоски, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип «веера»);

  -узнавание  некоторых музыкальных произведений, изученных в начальной школе  (не менее семи);

  -значение  имен выдающихся отечественных  и зарубежных композиторов (П.  Чайковский, В.А.Моцарт, Н.Римский-Корсаков, М.Глинка, А.Бородин, С.Прокофьев); представителей «Могучей кучки», а также И.С.Баха, Ф.Шуберта, Ф.Шопена, Э.Грига, Дж.Верди. 
 
 
 
 
 

Параграф 2 

«Музыка»  в основной школе

Учебно-методический комплект по музыке для 5–9 классов  включает:

  • Программу «Музыка». 5–9 классы;
  • Учебники «Музыка». 5, 6, 7, 8 классы;
  • Рабочие тетради «Дневники музыкальных размышлений». 5, 6, 7, 8 классы;
  • Нотные хрестоматии и методические рекомендации для учителя. 5, 6, 7, 8 классы;
  • Фонохрестоматия. 5, 6, 7, 8 классы.

    Готовится к изданию УМК для 9 класса. 

    Все учебники соответствуют Федеральному компоненту государственного  стандарта общего образования. Об этом свидетельствует их включение в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях. Экспертиза учебников подтвердила их полное соответствие современным научным представлениям, соответствие требованиям, предъявляемым к структуре и методическому аппарату учебников, а также возрастным и психологическим особенностям учащихся.

    Данную  программу характеризует глубинная  взаимосвязь с программой для 1–4 классов, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического  и музыкального материала. Как и  программа для начальной школы, настоящая программа опирается на позитивные традиции в области музыкально-эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике.

    При сохранении подхода к музыке, как  части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением. В связи с этим авторы в различной мере ориентировались на учебные программы по указанным предметам для 5–9 классов.

    Другие  отличительные особенности программы  отразились:

    – во взгляде на музыку не только с точки зрения ее эстетической ценности, но и с позиции ее универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всем богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, – природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;

    – в системном погружении в проблематику музыкального содержания;

    – в рассмотрении музыкального искусства  с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыковедения;

    – в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»);

    – в обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного  и методически целесообразного  литературного и изобразительного рядов.

Программа предусматривает  постепенное воспитание культуры мышления и речи. Новизна данной задачи, бывшей до настоящего времени прерогативой курсов по русскому языку и литературе, для предмета «Музыка» несомненна. Однако, по мнению авторов программы, постановка такой задачи не только правомерна, но естественно вытекает из характера и широкой гуманитарной направленности предмета.

Так же как и  в начальной школе, важнейшим  методом программы, во многом определяющим ее содержание, является метод междисциплинарных взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно как и его смысловое развитие по сравнению с программой для начальной школы, значительно расширяются и углубляются.

Расширение «междисциплинарного  поля» позволяет включить его  в пределы значительный круг учебных  дисциплин – таких, как литература, изобразительное искусство, история, мировая художественная культура, русский язык, природоведение.

Область взаимодействий охватывает все содержание программы  с точки зрения «музыка и жизнь». Эта наиважнейшая особенность получает последовательное и аргументированное воплощение на протяжении всех лет обучения – с 1 по 8 класс.

В программе  много обращений не только к образам  музыкальных произведений, но и к  образам литературы и изобразительного искусства: ведь каждое искусство на своем языке рассказывает об одном и том же- о жизни человека.

Программа нацеливает на освещение собственно музыкальных  процессов и явлений с помощью  стилевого подхода. При этом авторы опираются на общепринятую концепцию стиля как исторической категории, выработанную в отечественном музыкознании и господствовавшую на протяжении многих десятилетий ХХ века, согласно которой стиль предстает как «музыкально- интонационный почерк эпохи» ( Б. Асафьев ).

Предлагаемое  в программе понимание художественной формы находится в русле новых достижений отечественной музыкальной науки. «Стиль «осуществляется» в музыкальном тексте произведения. Образующие этот текст составляющие, обозначаемые понятиями мелодия, гармония, полифония, фактура, оркестровка, форма или « параметрами» высотность, ритм, тембр, динамика, артикуляция, - это не только формально – языковые средства, но и звучащее содержание, воплощение результатов музыкального мышления композитора».

В программе  применяется метод проблемного обучения, позволяющий, по мнению авторов программы, сочетать традиционное изложение материала с включением проблемных ситуаций не только посредством взаимодействия «учитель- ученик» , но и при помощи целенаправленного проблемного выстраивания содержания, представленного в учебно- методических материалах.

Системный подход, как и в программе для 1-4 классов, выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве. Его  использование помогает организовать важнейшие компоненты программы – ее тематизм, музыкальный и фоновый (литературно – изобразительный) материал, виды практической деятельности. 

Главные темы учебников:

5 класс  – «Музыка и другие виды  искусства»;

6 класс  – «В чем сила музыки»;

7 класс  _ «Содержание и форма в музыке»;

8 класс  – «Традиция и современность  в музыке»;

9 класс  – «Музыка как часть духовной  культуры».

    Содержание 5 класса (тема года «Музыка и другие виды искусства») раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и  литература», «Музыка и изобразительное  искусство».

    Тематическое  построение этого года предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи. Это такие музыкальные жанры, как песня, романс, хоровая музыка, опера, балет (раздел «Музыка и литература», а также специфические жанровые разновидности – музыкальный портрет, пейзаж в музыке и другие (раздел «Музыка и изобразительное искусство»).

    Содержание 6 класса отражает проблему художественного  воздействия музыки (тема года «В чем  сила музыки»).

    Содержание, художественный материал, разбор музыкальных произведений нацелены на общую задачу: раскрыть значение музыки как феномена, обладающего огромной силой воздействия на человека, способного оказывать облагораживающее и возвышающее влияние на формирование человеческой личности.

    В 7 классе актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»).

    Подробно  разбирается и доказывается, что  и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.

    Главная тема 8 класса «Традиция и современность  в музыке» обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времен. Музыкальное искусство рассматривается  сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь  поныне. За основу берутся «вечные темы» искусства – мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение для музыкального искусства.

Информация о работе Музыка в общеобразовательной школе