"Лань" Хиндемита

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:29, творческая работа

Краткое описание

разбор хора "Лань" Хиндемита

Оглавление

1. Творческий портрет композитора и его основные произведения.
2. Краткая характеристика творчества поэта, разбор поэтического текста.
Музыкально-теоретический анализ
1. Форма произведения и его структурные особенности.
2. Ладовая и тональная основа.
3. Особенности гармонического языка.
4. Мелодическая и интонационная основа.
5. Метроритм.
Темп и агогические отклонения.
6. Динамические оттенки.
7. Фактурные особенности произведения и его музыкальный склад.
Вокально-хоровой анализ
1. Тип и вид хора.
2. Диапазон и тесситурные особенности.
3. Соотношение естественного и искусственного ансамблей.
4. Особенности использования тембровых красок и хоровая оркестровка.
5. Приёмы хорового письма.
6. Виды хорового дыхания.
Исполнительский анализ
1. Ансамбль строя и интонационный ансамбль.
2. Ритмический ансамбль.
3. Темповой ансамбль.
4. Динамический ансамбль.
5. Штриховой ансамбль.
6. Дикционный и орфоэпический ансамбль.
7. Исполнительская фразировка.
8. Создание исполнительского плана.
9. Репетиционный план.
Особенности дирижёрского жеста
1. Характеристика дирижёрского жеста.
2. Виды ауфтактов.
3. Дирижирование фермат и пауз.
4. Особенности дирижирования метроритмических и ритмических структур.

Файлы: 1 файл

Анатаниция 2011.docx

— 35.92 Кб (Скачать)

     Большое значении  в произведении имеет фермата.  Так например: в 1-ом такте, в  конце фразы. Композитор ставит  её, чтобы придать особый смысл  сказанному, тем самым постепенно  вводя слушателя в определённое  настроение. Фермата присутствует  также в 11 такте. Она является  затухающей, так автор возвращает  слушателя в то спокойное, безмятежное  состояние после 1-ой кульминации  в конце 2-ой строфы. Поэтому  функцией этой ферматы является  ещё и разграничение одного  музыкального материала от другого.  Фермата в конце произведения  выражает завершающий момент  постепенного успокоения и замирания.

 

  1. Динамические оттенки.

       В динамическом  плане партитура весьма разнообразна. В 1-ом такте нюанс «p», но уже во 2-ом такте мы видим «pp». Динамика постепенно развивается. 2-ая строфа начинается с нюанса «p», т. к. в ней находится кульминация, динамика постепенно возрастает и приходит к «f». Затем следует незамедлительный спад и 3-я строфа начинается с нюанса «pp». В момент главной кульминации – динамика «mf», к концу фразы происходит её затухание.

  1. Фактурные особенности произведения и его музыкальный склад.

         Для данного произведения характерен смешанный  тип фактуры. Композитор использовал различную фактуру. Так, например в 1-ом такте используется монодия (октавный унисон). Далее линеарное мышление композитора выливается в гомофонную фактуру (2-4 т.), Этот вид фактуры прерывается в 5-ом такте видом подголосочной полифонии. С 12 такта и до конца снова используется гомофонная фактура.

 

 

Вокально-хоровой  анализ

 

  1. Тип и вид хора.

           Хоровая миниатюра П. Хиндемита «Лань» написана для 4-х голосного смешанного хора без использования divusi.

 

  1. Диапазон и тесситурные особенности.

Общий диапазон хора составляет 2,5 октавы: H- e2.

S1,S2: cis1 – e2

A1.A2: cis1 – ais1

Т1,Т2: fis – e1

Б: H – cis1

          Если говорить тесситурной составляющей, то можно сказать, что тесситура весьма удобна для всех партий, исключение составляет высокая тесситура у партии С и Т на нюансе «p» в 1-ом такте.

 

    1. Соотношение естественного и искусственного ансамблей.

Соотношение естественного и искусственного ансамблей будет варьироваться в зависимости от того, насколько совпадают или не совпадают тесситурные условия хоровых партий в различных фрагментах партитуры. В данном хоре преобладает естественный ансамбль. Искусственный же используется в 5 такте в партии басов, когда в высоком регистре им необходимо петь на нюансе «pp». А 6-11 такты наоборот являются очень удобными в тесситурно-динамическом отношении.

 

    1. Особенности использования тембровых красок и хоровая оркестровка.

Виду того, что Хиндемит был представителем авангардной  музыки, становится понятным, что его  произведения звучат особенно. Не является исключением и хор «Лань». Каждое созвучие и каждая интонация является выражением тех эмоций, которые вложил композитор.

Уже самое начало: октавный унисон С и Т на нюансе «p» да ещё и с ферматой в конце фразы, носит спокойный, одухотворённый характер. Композитору полностью удалось раскрыть образ произведения.

 

    1. Приёмы хорового письма.

Как говорилось ранее –  хор начинается с запева в октаву партий С и Т. Эта тема звучит хоть и не на большой динамике, но плотно. Далее она получает развитие в партии сопрано. Особую окраску здесь даёт партия басов, которая постепенно спускается вниз. Из-за присутствия аккордов нетерцового строения возникаю сразу несколько секунд в одном аккорде. Это придаёт музыке неповторимость.

 

    1. Виды хорового дыхания.

 

В произведении используется цепное дыхание. В 4-ом т., 9-ом т., 12-ом т. используется общехоровое дыхание; 4-ый т. и 12-ый т. – отделение одной  строфы от другой; 9-ый т. – новая  музыкальная мысль.

 

 

 

 

Исполнительский анализ

 

  1. Ансамбль строя и интонационный ансамбль.

Музыка Хиндемита отличается интересными и необычными сочетаниями  звуков. В данном произведении используются аккорды нетерцового строения, множество  проходящих неаккордовых звуков и постоянная смена тональностей. Всё это даёт определённые трудности при выстраивании интонационного ансамбля.

Приёмы работы:

- узкое интонирование  м.2

- интервальное мышление

- пение на опоре дыхания

 

  1. Ритмический ансамбль.

В ритмическом плане партитура проста:           . Лишь триоли в 10-11 тактах могут вызвать трудности в исполнении. Несмотря на это, необходимо следить, чтобы ровное ритмическое движение соответствовало плавному движению мелодии.

 

  1. Темповой ансамбль.

      Как уже отмечалось ранее, произведение написано в едином темпе. Но это не говорит о том, что его надо исполнять строго в рамках единого темпа. Небольшие агогические отклонения в конце строф, которые помогут отделить одну мысль от другой, и в моменты кульминаций создадут нужный эмоциональный эффект (1т., 11т., 16т.).

 

  1. Динамический ансамбль.

       Одновременно  для всех голосов композитором  выставлены одинаковые обозначения  силы звука. Дирижёру необходимо  выделять голоса, несущие основную  мелодическую нагрузку. Так например  во 5-ом такте средние голоса являются подголосками, следовательно они должны звучать на нюанс тише, чем крайние голоса.

 

  1. Штриховой ансамбль.

        Основной  штрих произведения – legato. Но необходимо обращать внимание на содержание текста, который иногда требует исполнения non legato (10-11 т. «живости лёгких прыжков…»).

 

  1. Дикционный и орфоэпический ансамбль.

        Необходимо проводить большую работу над правильным произношением хором гласных и согласных. Для необходимой при legato слитности нужно присоединять согласные к последующему слогу. Например: «В прозрачных глазах скрыта тайна лесов вековых тенистых…».

 

  1. Исполнительская фразировка.

       Исполнительская  фразировка непосредственно связана со строфической формой произведения. Композитор чётко следует главным границам текста, тем самым устанавливая равновесие между музыкой и словом. Кульминация хора находится в 11 такте. До этого момента с самого начала будет наблюдаться динамическое нарастание (собственно её подготовка). Безусловно, в каждой строфе будет своя опорная точка (слово), к которой необходимо вести.

 

  1. Создание исполнительского плана.

      Перед началом  работы над партитурой дирижёру  необходимо изучить все авторские  указания, что беспрепятственно  ими руководствоваться. Центральное место в плане должен занять вопрос выявления частных и общей кульминаций. Эта работа должна выполняться параллельно с выявлением формы и его структурных особенностей. Так же необходимо уделять внимание и средствам выразительности: темп, динамика, штрих.

 

  1. Репетиционный план.

       План  репетиции имеет весомое значение  в достижении качественного исполнения. Ведь в нём отмечаются трудные  места, в которых хору понадобится  помощь, пути их решения, примерный  расчёт репетиционного времени.

        Первый  этап работы будет включать  в себя знакомство с произведением.  Хор будет исполнять пение  сольфеджио, затем пение на слог (например: «лё», он поможет выработке  правильной певческой позиции  и связности исполнения).

       Второй  этап – знакомство с литературным текстом и совместное исполнение.

       На третьем  этапе хору необходимо исполнять  произведение с учётом всех  выразительных средств.

      Четвёртый  этап построен на неоднократном  исполнении произведения, для его  наилучшего усвоения певцами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности дирижёрского жеста

 

  1. Характеристика дирижёрского жеста.

Характер дирижёрского жеста  напрямую зависит от характера произведения. Поскольку хору «Лань» присущ спокойный, безмятежный  характер, жест дирижёра будет мягким, плавным, без толчков.

 

 

  1. Виды ауфтактов.

В хоре используется несколько  видов ауфтактов. В 1 такте используется задержанный ауфтакт, нацеленный на совместное произношение согласной «х». в 5-ом такте применяется ауфтакт к неполной доле.

 

  1. Дирижирование фермат и пауз.

         Все ферматы хора (1т., 11т., 16т.) являются  снимаемыми. Особо внимание нужно  уделить фермате в16 такте. На  ней происходит затухание динамики, следовательно жесте будет происходить  ослабление руки.

         В моменты пауз жест должен  сохранять свой спокойный характер.      

 

  1. Особенности дирижирования метроритмических и ритмических структур.

      Выбор счётной доли будет определяться темпом и характером произведения. В данном хоре за счётную долю мы будем брать четверть.

 


Информация о работе "Лань" Хиндемита