Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:29, творческая работа
разбор хора "Лань" Хиндемита
1. Творческий портрет композитора и его основные произведения.
2. Краткая характеристика творчества поэта, разбор поэтического текста.
Музыкально-теоретический анализ
1. Форма произведения и его структурные особенности.
2. Ладовая и тональная основа.
3. Особенности гармонического языка.
4. Мелодическая и интонационная основа.
5. Метроритм.
Темп и агогические отклонения.
6. Динамические оттенки.
7. Фактурные особенности произведения и его музыкальный склад.
Вокально-хоровой анализ
1. Тип и вид хора.
2. Диапазон и тесситурные особенности.
3. Соотношение естественного и искусственного ансамблей.
4. Особенности использования тембровых красок и хоровая оркестровка.
5. Приёмы хорового письма.
6. Виды хорового дыхания.
Исполнительский анализ
1. Ансамбль строя и интонационный ансамбль.
2. Ритмический ансамбль.
3. Темповой ансамбль.
4. Динамический ансамбль.
5. Штриховой ансамбль.
6. Дикционный и орфоэпический ансамбль.
7. Исполнительская фразировка.
8. Создание исполнительского плана.
9. Репетиционный план.
Особенности дирижёрского жеста
1. Характеристика дирижёрского жеста.
2. Виды ауфтактов.
3. Дирижирование фермат и пауз.
4. Особенности дирижирования метроритмических и ритмических структур.
Большое значении
в произведении имеет фермата.
Так например: в 1-ом такте, в
конце фразы. Композитор
В динамическом плане партитура весьма разнообразна. В 1-ом такте нюанс «p», но уже во 2-ом такте мы видим «pp». Динамика постепенно развивается. 2-ая строфа начинается с нюанса «p», т. к. в ней находится кульминация, динамика постепенно возрастает и приходит к «f». Затем следует незамедлительный спад и 3-я строфа начинается с нюанса «pp». В момент главной кульминации – динамика «mf», к концу фразы происходит её затухание.
Для данного произведения характерен смешанный тип фактуры. Композитор использовал различную фактуру. Так, например в 1-ом такте используется монодия (октавный унисон). Далее линеарное мышление композитора выливается в гомофонную фактуру (2-4 т.), Этот вид фактуры прерывается в 5-ом такте видом подголосочной полифонии. С 12 такта и до конца снова используется гомофонная фактура.
Вокально-хоровой анализ
Хоровая миниатюра П. Хиндемита «Лань» написана для 4-х голосного смешанного хора без использования divusi.
Общий диапазон хора составляет 2,5 октавы: H- e2.
S1,S2: cis1 – e2
A1.A2: cis1 – ais1
Т1,Т2: fis – e1
Б: H – cis1
Соотношение естественного и искусственного ансамблей будет варьироваться в зависимости от того, насколько совпадают или не совпадают тесситурные условия хоровых партий в различных фрагментах партитуры. В данном хоре преобладает естественный ансамбль. Искусственный же используется в 5 такте в партии басов, когда в высоком регистре им необходимо петь на нюансе «pp». А 6-11 такты наоборот являются очень удобными в тесситурно-динамическом отношении.
Виду того, что Хиндемит был представителем авангардной музыки, становится понятным, что его произведения звучат особенно. Не является исключением и хор «Лань». Каждое созвучие и каждая интонация является выражением тех эмоций, которые вложил композитор.
Уже самое начало: октавный унисон С и Т на нюансе «p» да ещё и с ферматой в конце фразы, носит спокойный, одухотворённый характер. Композитору полностью удалось раскрыть образ произведения.
Как говорилось ранее – хор начинается с запева в октаву партий С и Т. Эта тема звучит хоть и не на большой динамике, но плотно. Далее она получает развитие в партии сопрано. Особую окраску здесь даёт партия басов, которая постепенно спускается вниз. Из-за присутствия аккордов нетерцового строения возникаю сразу несколько секунд в одном аккорде. Это придаёт музыке неповторимость.
В произведении используется цепное дыхание. В 4-ом т., 9-ом т., 12-ом т. используется общехоровое дыхание; 4-ый т. и 12-ый т. – отделение одной строфы от другой; 9-ый т. – новая музыкальная мысль.
Исполнительский анализ
Музыка Хиндемита отличается интересными и необычными сочетаниями звуков. В данном произведении используются аккорды нетерцового строения, множество проходящих неаккордовых звуков и постоянная смена тональностей. Всё это даёт определённые трудности при выстраивании интонационного ансамбля.
Приёмы работы:
- узкое интонирование м.2
- интервальное мышление
- пение на опоре дыхания
В ритмическом плане партитура проста: . Лишь триоли в 10-11 тактах могут вызвать трудности в исполнении. Несмотря на это, необходимо следить, чтобы ровное ритмическое движение соответствовало плавному движению мелодии.
Как уже отмечалось ранее, произведение написано в едином темпе. Но это не говорит о том, что его надо исполнять строго в рамках единого темпа. Небольшие агогические отклонения в конце строф, которые помогут отделить одну мысль от другой, и в моменты кульминаций создадут нужный эмоциональный эффект (1т., 11т., 16т.).
Одновременно
для всех голосов композитором
выставлены одинаковые
Основной штрих произведения – legato. Но необходимо обращать внимание на содержание текста, который иногда требует исполнения non legato (10-11 т. «живости лёгких прыжков…»).
Необходимо проводить большую работу над правильным произношением хором гласных и согласных. Для необходимой при legato слитности нужно присоединять согласные к последующему слогу. Например: «В прозрачных глазах скрыта тайна лесов вековых тенистых…».
Исполнительская фразировка непосредственно связана со строфической формой произведения. Композитор чётко следует главным границам текста, тем самым устанавливая равновесие между музыкой и словом. Кульминация хора находится в 11 такте. До этого момента с самого начала будет наблюдаться динамическое нарастание (собственно её подготовка). Безусловно, в каждой строфе будет своя опорная точка (слово), к которой необходимо вести.
Перед началом
работы над партитурой
План
репетиции имеет весомое
Первый
этап работы будет включать
в себя знакомство с
Второй этап – знакомство с литературным текстом и совместное исполнение.
На третьем
этапе хору необходимо
Четвёртый
этап построен на
Особенности дирижёрского жеста
Характер дирижёрского жеста напрямую зависит от характера произведения. Поскольку хору «Лань» присущ спокойный, безмятежный характер, жест дирижёра будет мягким, плавным, без толчков.
В хоре используется несколько видов ауфтактов. В 1 такте используется задержанный ауфтакт, нацеленный на совместное произношение согласной «х». в 5-ом такте применяется ауфтакт к неполной доле.
Все ферматы хора (1т., 11т., 16т.) являются
снимаемыми. Особо внимание нужно
уделить фермате в16 такте. На
ней происходит затухание
В моменты пауз жест должен
сохранять свой спокойный
Выбор счётной доли будет определяться темпом и характером произведения. В данном хоре за счётную долю мы будем брать четверть.