Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:29, творческая работа
разбор хора "Лань" Хиндемита
1. Творческий портрет композитора и его основные произведения.
2. Краткая характеристика творчества поэта, разбор поэтического текста.
Музыкально-теоретический анализ
1. Форма произведения и его структурные особенности.
2. Ладовая и тональная основа.
3. Особенности гармонического языка.
4. Мелодическая и интонационная основа.
5. Метроритм.
Темп и агогические отклонения.
6. Динамические оттенки.
7. Фактурные особенности произведения и его музыкальный склад.
Вокально-хоровой анализ
1. Тип и вид хора.
2. Диапазон и тесситурные особенности.
3. Соотношение естественного и искусственного ансамблей.
4. Особенности использования тембровых красок и хоровая оркестровка.
5. Приёмы хорового письма.
6. Виды хорового дыхания.
Исполнительский анализ
1. Ансамбль строя и интонационный ансамбль.
2. Ритмический ансамбль.
3. Темповой ансамбль.
4. Динамический ансамбль.
5. Штриховой ансамбль.
6. Дикционный и орфоэпический ансамбль.
7. Исполнительская фразировка.
8. Создание исполнительского плана.
9. Репетиционный план.
Особенности дирижёрского жеста
1. Характеристика дирижёрского жеста.
2. Виды ауфтактов.
3. Дирижирование фермат и пауз.
4. Особенности дирижирования метроритмических и ритмических структур.
1. Творческий портрет
П.
Хиндемит - крупнейший немецкий композитор,
один из признанных классиков музыки
XX в. Будучи личностью универсального
масштаба (дирижер, исполнитель на альте
и виоле д\'амур, теоретик музыки,
публицист, поэт - автор текстов собственных
произведений) - Хиндемит был столь
же универсален в своей
Начало деятельности Хиндемита совпало с 20-ми гг. - полосой интенсивных поисков в европейском искусстве. Экспрессионистские влияния этих лет (опера "Убийца, надежда женщин" на текст О. Кокошки) сравнительно быстро уступают место антиромантическим декларациям. Гротеск, пародийность, язвительное осмеяние всяческой патетики (опера "Новости дня"), альянс с джазом, шумы и ритмы большого города (фортепианная сюита 1922) - все объединялось под общим лозунгом - "долой романтизм". Программа действий молодого композитора недвусмысленно отражена в его авторских ремарках - вроде той, которая сопровождает финал альтовой Сонаты ор. 21 № 1: "Темп бешеный. Красота звука - дело второстепенное". Однако уже тогда в сложном спектре стилевых исканий доминирует неоклассическая ориентация. Для Хиндемита неоклассицизм был не только одной из многих языковых манер, но прежде всего - ведущим творческим принципом, поиском "прочной и прекрасной формы" (Ф. Бузони), потребностью выработать стабильные и надежные нормы мышления, восходящие к старинным мастерам.
Ко
второй половине 20-х гг. окончательно
формируется индивидуальный стиль
композитора. Жестковатая экспрессия
хиндемитовской музыки дает повод уподобить
ее "языку деревянной гравюры".
Приобщение к музыкальной культуре
барокко, ставшей центром
Необычайно
продуктивная работа Хиндемита в
инструментальных жанрах неотделима от
его исполнительского облика. Как
альтист, участник знаменитого квартета
Л. Амара, композитор концертировал
в самых разных странах (в т. ч.
в СССР - 1927). Он же являлся в те
годы организатором фестивалей новой
камерной музыки в Донауэшингене, вдохновляясь
звучавшими там новинками и одновременно
- определяя общую атмосферу
В
30-е гг. творчество Хиндемита тяготеет
к большей ясности и
К идеалу гармоничного, классически уравновешенного высказывания Хиндемита вели также поиски научнообъективной основы музыкального творчества, стремление теоретически осмыслить и обосновать извечные законы музыки, обусловленные ее физической природой. Так появилось на свет "Руководство по композиции" (1936-41) - плод многолетнего труда Хиндемита-ученого и педагога.
Но, быть может, самой главной причиной отхода композитора от самодовлеющих стилистических дерзостей ранних лет послужили новые творческие сверхзадачи. Духовное возмужание Хиндемита стимулировалось самой атмосферой 30-х гг. - сложной и страшной обстановкой фашистской Германии, требовавшей от художника мобилизации всех нравственных сил. Не случайно именно тогда появилась опера "Художник Матис" - (1938) - глубокая социальная драма, которая воспринималась многими в прямом созвучии с происходящим (красноречивые ассоциации вызывала, например, сцена сожжения лютеранских книг на базарной площади в Майнце). Весьма актуально звучала и сама тема произведения - художник и общество, разработанная на материале легендарной биографии Матиса Грюневальда. Примечательно, что опера Хиндемита была запрещена фашистскими властями и вскоре начала свою жизнь в виде одноименной симфонии (3 части ее носят название картин Изенгеймского алтаря, принадлежащих кисти Грюневальда: "Концерт ангелов, Положение во гроб, Искушения cв. Антония").
Конфликт
с фашистской диктатурой стал причиной
длительной и безвозвратной эмиграции
композитора. Однако, живя многие годы
вдали от родины (в основном в
Швейцарии и США), Хиндемит оставался
верен исконным традициям немецкой
музыки, равно как и избранному
композиторскому пути. В послевоенные
годы он продолжает отдавать предпочтение
инструментальным жанрам (создаются "Симфонические
метаморфозы тем Вебера", симфонии
"Питтсбургская" и "Serena", новые
сонаты, ансамбли, концерты). Наиболее
значительнее произведение Хиндемита
последних лет - симфония "Гармония
мира" (1957), возникшая на материале
одноименной оперы (которая рассказывает
о духовных исканиях астронома И.
Кеплера и о его нелегкой судьбе).
Сочинение венчается
Верой
в эту гармонию - вопреки хаосу
реальной жизни - проникнуто все позднее
творчество композитора. Все настойчивее
звучит в нем проповеднически-
2. Краткая характеристика
творчества поэта, разбор
Райнер (Рене) Мария Рильке (Rainer (Rene) Maria Rilke) (1875-1926), австрийский поэт. Родился 4 декабря 1875 года в Праге. Несчастливое детство и пять лет обучения в военной школе в Санкт-Пельтене наложили неизгладимый отпечаток на его чувствительную натуру и навсегда поселили в нем чувство одиночества.
Ранняя лирика Рильке типична для поэзии неоромантизма. Его сборник "Венчанный снами" (1897), наполненный неясными грезами с оттенком мистицизма, обнаружил яркую образность и незаурядное владение ритмом, размером, приемами аллитерации и мелодикой речи. Тщательное изучение наследия датского поэта Й. П. Якобсена (1847-1885) окрылило и преисполнило его строгим чувством ответственности. Две поездки в Россию, на его "духовную родину" (1899 и 1900), вылились в сборник "Часослов" (1899-1903), в котором несмолкающей мелодией звучит молитва, обращенная к недогматически понятому Богу будущего. Прозаическим дополнением к "Часослову" стали "Истории о добром Боге" (1900).
Свойственное Рильке стремление "жить среди толпы, но быть во времени бездомным" предопределило его отшельническую судьбу и бесприютность. Рильке обзавелся фамильным гербом, наивно уверовав в свою принадлежность к древнему рыцарскому роду, - это заблуждение увековечила его импрессионистическая поэма в прозе "Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке" (1906).
С 1900 по 1902 год Рильке жил неподалеку от колонии художников Ворпсведе, в 1901 году женился на Кларе Вестхоф. Стесненность в средствах и художественные искания привели его в Париж, где он имел возможность общаться со скульптором Роденом. Французская импрессионистическая живопись и символическая поэзия также отразились на поэзии Рильке, которая приобрела пластичность, широту диапазона и сосредоточенность на передаче неизменной сущности вещей ("Новые стихотворения", 1903-1908). Самое крупное прозаическое произведение Рильке, разноплановый декадентский роман "Записки Мальте Лауридса Бригге" (1911), обнаруживает многообразное влияние Парижа на восприимчивый эстетизм Рильке.
Первая
мировая война заставила его
на время покинуть Францию. В 1922 году
долго сдерживаемое творческое напряжение
разрядилось в трудных для
восприятия, зачастую темных "Дуинезских
элегиях" (1912-1923) и вдохновенных "Сонетах
к Орфею" (1923). Развивая глубоко
оригинальную символическую космологию,
Рильке поднимается к новым
Гений
Рильке одинок. Его восприятие жизни,
само его творчество, глубоко затронутое
мыслью о смерти, были трагичными. Слово
немецкого языка приобрело под
его пером исключительную значимость,
а его письма представляют собой
поразительное свидетельство
Хо-ро-ша/ ты лань/
В проз-рач/ных гла-зах/
Скры-та тай/на ле-сов/ ве-ко-вых/те-нис/тых
До-вер-/чив све-/тел взор/твой чи-/стый
Но в нём/ та-ит-/ся страх/
О, как мно-/го гра-/ци-и неж-/ной
В жи-/вос-ти лёг-/ких прыж-ков/
Пусть нич-то/ не на-ру-/шит твой по-кой/
Без-мя-теж-/ный о лань/
Чу-/до ле-сов/
Хор «Лань» входит в цикл из 6 хоров a cappella на стихи Р. М. Рильке. В цикл также входят хоры: «Лебедь», «Если всё проходит», «Весна», «Зимой», «Фруктовый сад». Год создания – 1939.
В оригинале произведение написано на французском языке. Перевела – К. Лемасова.
Содержание
текста полностью
Музыкально-теоретический анализ
Произведение
«Лань» представляет собой
1 строфа – 1-4 т.
2 строфа – 5-11 т.
3 строфа – 12-16 т.
Первоначальная тональность произведения A-dur. Через хор проходит ряд тональностей: A-dur (1 т.), fis-moll (5 т.), cis-moll (6 т.), Cis-dur (11 т.), A-dur (16 т.). В произведении так же есть место и атональности. Есть участки, где определить тональность не легко, и ориентироваться необходимо на мелодический рисунок.
В хоре
«Лань» гармонический язык
Затакт 1-го и сам 1-ый такт является своего рода запевом (он в объёме квинты). Начальное проведение мелодического рисунка принадлежит верхнему голосу. Во 2-ой строфе мелодию исполняют крайние голоса (С и Б), а средние голоса являются подголосками. Во 2-ой фразе этой строфы мелодия достигает в развитии своей кульминации. 3-я строфа построена на мелодическом материале 1-ой с видоизменённой концовкой. В неё находится 2-я (главная) кульминация.
Произведение
написано в переменном размере.
В произведение
в основном используется
Указанны автором темп произведения – Moderato e dolce ( = 72-80). В переводе с итальянского языка данный термин звучит как «умеренно и нежно».