Классицизм и современность в музыкальном языке Анатолия Киселева

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

А. Киселев прошел профессиональную хоровую школу сначала в Московском хоровом училище в хоре мальчиков под руководством А.В. Свешникова, затем в Московской консерватории. Работал хормейстером, преподавал в хоровом училище.
Его педагогами были А.В. Свешников, А.Г. Шнитке, А.Г. Флярковский.

Оглавление

.Краткие сведения о композиторе…………………………………………3
а) характеристика классического этапа в истории музыки……………...6
б) характеристика 20 в. и его направлений……………………………….8
3. Синтез классических и современных черт музыкального языка на основе произведения «Величит душа Моя Господа»………………………11
Заключение…………………………………………………………………13
Литература………………………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

Курсовая Киселев.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

      Белорусская государственная академия музыки

          Вокально-хоровой  факультет 
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

       Классицизм  и современность  в музыкальном  языке Анатолия Киселева 
     
     
     

                  Курсовая работа 

                                                                         студентки III курса

                                                                         отделения хоровое дирижирование

                                                                         Рябоконь Юлии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск

2010 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

  1. .Краткие сведения о композиторе…………………………………………3
  2. а) характеристика классического этапа в истории музыки……………...6

    б) характеристика 20 в. и его направлений……………………………….8

3.  Синтез классических и современных черт музыкального языка на основе произведения «Величит душа Моя Господа»………………………11

   Заключение…………………………………………………………………13

   Литература………………………………………………………………….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Краткие сведения о композиторе
 
 

Киселев Анатолий Иванович - род. в Москве 18.02. 1948. 

А. Киселев  прошел профессиональную хоровую школу сначала в Московском хоровом училище в хоре мальчиков под  руководством А.В. Свешникова, затем в Московской консерватории. Работал хормейстером, преподавал в хоровом училище. 
Его педагогами были А.В. Свешников, А.Г. Шнитке, А.Г. Флярковский. 
 
   Композитор, автор симфонической, камерной, инструментальной, вокально-хоровой музыки, музыки для кинофильмов и мультфильмов, театра, музыки для детей. Член Правления Союза московских композиторов, секретарь Союза композиторов России. Заслуженный деятель искусств России.
Как композитор и дирижер А. Киселев побывал во Франции, США, Швеции, Швейцарии, Австрии, Норвегии, Югославии, Финляндии, Италии, Испании, Бельгии, Болгарии, Беларуси и др.  

Конец 80-х ознаменовал появление ярчайших произведений для хора:

концерт для хора «Русская свадьба» (1985г.) –  наиболее масштабное хоровое произведение. За основу автор взял тексты народных песен, которые отражают некоторые  традиционные эпизоды русской свадьбы  и предшествующих ей событий. Благодаря  глубокому проникновению в самую сущность русского музыкального фольклора композитору удалось создать произведение по своему духу истинно народное, русское. Это произведение А. Киселев посвятил своему учителю и другу, первому исполнителю концерта, замечательному хоровому дирижеру В.В. Ровдо.

Принцип создания хорового концерта «Времена года» (1986г.) тот же, что и в «Русской свадьбе» – народные тексты и авторская  музыка. Здесь композитор обращается к древнейшему пласту русского фольклора:  языческой и раннехристианской  народной поэзии. Заклинание могущественных сил природы, перед которыми преклонялись наши далекие предки, - основа сочинения. 4 контрастные части, следующие без перерыва, образуют единое впечатляющее действо, пронизанное подлинно народным духом.

4 элегии  для женского хора (1987г.) – первое обращение к лирике Ф.И. Тютчева. Высокая поэзия порождает строгость стиля и ясность форм в этих изящных миниатюрах. Проникновение в мир тютчевских образов таково, что может показаться, будто эти элегии написаны в прошлом веке. Однако стилизация здесь только кажущаяся. Ухо легко улавливает сегодняшние гармонии и интонации.

Хоровой вокалист «Память» отличает философская  сосредоточенность, а полифонически  самостоятельные голоса, сливаясь, создают единый художественный образ. 
 
   В начале 90-х А. Киселев составляет и издает первый в России сборник «Православные песнопения современных отечественных композиторов». 
   А.И. Киселев – автор многочисленных хоровых произведений в православной традиции (в т. ч. «ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ» 2002-2007гг. и «ЛИТУРГИЯ СВ. ИОАННА ЗЛАТОУСТА» 2003г.). Первое– «Богородице Дево, радуйся» в исполнении патриаршего хора Богоявленского собора п/у Геннадия Харитонова – одобрил еще в 80-е годы ХХ века сам Патриарх Пимен. 
   2003 г. Лауреат Первого Всероссийского конкурса духовной музыки, посвященного 700-летию преставления св. благоверного князя Даниила Московского. 
 
   В 2003-2005гг. он Председатель Государственной Комиссии на выпускных Госэкзаменах Белорусской Академии Музыки. А.И. Киселев – вице-президент Ассоциации Электроакустической Музыки России. 
   23 февраля 2005г., в день рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в Рахманиновском зале консерватории в исполнении сербского университетского хора вновь прозвучало «ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ» композитора.       2006 г. – Российская премия «НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ». 
 
   В 2006 г. вышел авторский сборник произведений для детей и юношества «Взошла звезда ясная», куда вошли Рождественские песни и Православные песнопения для детей разных возрастов. 
   В 2007 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II для праздника .Славянской письменности он пишет Гимн св. Кириллу и Мефодию (Гимн Православных народов), который был исполнен в гала-концерте в Коломне 24 мая в присутствии Святейшего. В июне 2007 г. исполнен под управлением автора на открытии фестиваля «Магутны Божа», в июле 2008 г. – под управлением автора на открытии фестиваля в Сербии. 
 
   Его духовные произведения звучат на ведущих концертных площадках России и за рубежом, в т.ч. на сцене Кремлёвского Дворца съездов в дни традиционных Международных Патриарших Рождественских чтений и ежегодных февральских концертах, посвященных тезоименитству Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. 
 
 
 
 
 
 
 
 

а) характеристика классического этапа в истории музыки 

Классический  этап в истории музыки составило  творчество композиторов – Гайдна, Моцарта, Бетховена. Творчество венских  классиков – «абсолютная музыка», «чистая музыка». Но в «абсолютной  музыке» классиков запечатлелся богатейший опыт ее исторического взаимодействия с поэтическим словом, танцем, сценической драмой, ораторской речью, литературными сюжетами, сохраняются связи с другими музыкальными жанрами – оперой, песней, мессой, светской ораторией и т. д.  Композиционное совершенство было неотъемлемым идеалом «венских классиков», и самая тщательная работа над музыкальным материалом – от мотива до крупных структурных пропорций – принесла им авторитет непревзойденных мастеров музыкальной формы. Именно их творчество послужило фундаментом для разработки европейского учения о музыкальных формах, с классификацией так называемых «гомофонных форм»: периодов, предложений, простых и сложных «песенных » форм, 5 форм рондо, вариаций, сонатной, циклических форм.

Гармония  основывается на тональности как системе музыкального мышления особого типа. характеризующейся функциональной централизованностью, строгой рациональной выверенностью и иерархией, разветвлённостью, динамизмом тональных функций, оптимальным единообразием всех структур (от строения и расположения аккордов до монументальных тональных планов в крупных формах).

Каждая  из 24 тональностей имеет свой, только ей присущий основной звукоряд и комплекс аккордов при доминирующем значении 3 фундаментальных функций — субдоминанты, доминанты, тоники (S, D, Т). Масштабные формы основываются на гармоническом феномене модуляции со строго централизованной системой отклонений. Центральное положение тоники оттеняется характеристическими диссонансами (D7, S6), которые и определяют тяготение к тонике. Хотя еще у И. С. Баха заметны следы старинных ладов (фригийский лад во 2-й части 1-го Бранденбургского концерта), в эпоху барокко уже утверждаются мажор и минор как два господствующих лада. Господствующими они являются и в наше время (особенно в массовой культуре), несмотря на чрезвычайное усложнение гармонии в XX веке и появление атональной музыки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

б) характеристика 20 в. и его направлений 

Новое философско-эстетическое мышление 20 в. обусловило и развитие определенных сторон музыкального языка. «Музыкальный фовизм» вызвал к жизни невиданную ранее мощь ритма, красочное обогащение оркестровой фактуры, музыкальный экспрессионизм – обостренную мелодическую интонацию и предельную тематическую насыщенность музыкальной ткани, неоклассицизм – возрождение и развитие доклассического полифонического письма и т. д. Модернистская установка влекла к открытию новых правил музыкальной композиции, а делались они в первую очередь, в гармонии; это привело к нахождению 12-тонового серийного метода Шенберга, системы тропов Хауэра, теории синтетаккордов Рославца, четвертитоновости у Айвза, Хабы, Вышнеградского, ладов ограниченной транспозиции Мессиана и т. д. обновление музыкального синтаксиса означало радикальное преобразование ладовых звукорядов, аккордики, метрики и ритмики, типов фактуры, характера тематизма.

Особенность формообразования в музыке 20 в. составило  то, что основные типы форм, на которые  ориентировались композиторы, остались прежние (классические, барочные, романтические), но модернизировались организующие их элементы музыкального языка – тематизм, гармония, ритмика, мелодика, фактура. Изменились и соотношения этих элементов в организации музыкальной формы.

Если  в классической форме основу составляли тематизм и гармония, а действие остальных было местным, то в музыкальной форме 20 в. наряду с классическими основами стали выступать также ритмика и мелодика(мелодическая линеарность). Ритмические и мелодико-линеарные средства составили самостоятельные системы формообразования.

Тематизм  стал пониматься многоголосно – все слои фактуры (контрапункт, бас, аккорд), возобладало полифоническое толкование всей музыкальной ткани. Смыкание тематизма и гармонии: тематическое значение многозвучных диссонирующих аккордов; тематическое значение созвучий, извлекаемых из додекафонной серии, тематическое значение звукорядов.

Гармония стала не только «наукой об аккордах и их связях», но, охватив также ладомелодический (горизонтальный) аспект, она расширилась до учения о всей звуковысотной стороне музыки.

Мелодика обобщила развитые побочные голоса, голоса полифонической ткани, также – линеарное развитие в фактуре и линеарные связи в гармонии, соприкоснувшись с явлением звукорядовой модальности.

Ритмика в 20 в. вобрала в себя понятие метрики, так как в этом столетии было утрачено главное качество метра – его неизменность. Если в классическом стиле метроритмика могла быть основой только части формы – «метрического периода», или «метрического 8-такта», - в стилистике 20 в. ритмика стала организовывать отдельные законченные формы, выходить на первый план в формообразовании.

Фактура получив в 20 в полифоническое толкование сблизилась с категориями полифонии и тематизма.

Подробнее о гармонии 20 в.

Гармония  в 20 в. расширила свое значение, охватив  помимо вертикалей (аккордов) также горизонталь (мелодические лады) и промежуточную между ними диагональ фактуры (имитации).Наступило гармоническое единство вертикали и горизонтали.

Начала  зарождаться сонорная (тембровая) гармония.

Центричность  и ацентричность – основные направления звуковысотной организации.

Центричные  системы, основанные на модификации  принципа тональности, вместили в себя: лад «Шостаковича»; диссонантную тональность (с диссонантной тоникой), диатоническую  и хроматическую; 12-ступенную тональность; «тональность Хиндемита»; политональность;

Ацентричные системы опираются на модально-звуковой принцип: гемитоника, тропы Хауэра, синтетаккорды Рославца, равноинтервальность  Прокофьева, симметричные лады Мессиана, додекафония. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.. Синтез классических и современных черт музыкального языка на основе произведения «Величит душа Моя Господа» 

Анатолия  Киселева по своей природе нельзя назвать авангардистом – он мелодист, приверженец классических традиций, идущих от Свиридова, с его любовью к песне. Однако в гармонии А. Киселева можно услышать влияние современной эпохи – обращение к джазовой гармонии.

В творчестве композитора произошел синтез различных  музыкальных тенденций – это  и обращение к народно-бытовой  музыке, и к духовной (старинные церковные лады), и к американскому, западному  вокальному джазу.

В произведении «Величит душа Моя Господа » из «Всенощного бдения» можно проследить все эти составляющие:  об истоках  народности говорит форма – куплетно-вариантная, с явно выраженным делением на запев-припев (запев Solo с мерным сопровождением хора, припев – tutti хора). Также можно провести параллель с православной духовной музыкой – запевала и подхват всего хора, размеренный запев (долгий распев слогов), припев – речитация.

Информация о работе Классицизм и современность в музыкальном языке Анатолия Киселева