Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:26, курсовая работа
А. Киселев прошел профессиональную хоровую школу сначала в Московском хоровом училище в хоре мальчиков под руководством А.В. Свешникова, затем в Московской консерватории. Работал хормейстером, преподавал в хоровом училище.
Его педагогами были А.В. Свешников, А.Г. Шнитке, А.Г. Флярковский.
.Краткие сведения о композиторе…………………………………………3
а) характеристика классического этапа в истории музыки……………...6
б) характеристика 20 в. и его направлений……………………………….8
3. Синтез классических и современных черт музыкального языка на основе произведения «Величит душа Моя Господа»………………………11
Заключение…………………………………………………………………13
Литература………………………………………………………………….14
Белорусская государственная академия музыки
Вокально-хоровой
факультет
Классицизм
и современность
в музыкальном
языке Анатолия Киселева
Курсовая работа
Минск
2010
СОДЕРЖАНИЕ
б) характеристика
20 в. и его направлений……………………………….
3. Синтез классических и современных черт музыкального языка на основе произведения «Величит душа Моя Господа»………………………11
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Киселев
Анатолий Иванович - род. в Москве 18.02.
1948.
А. Киселев
прошел профессиональную хоровую школу
сначала в Московском хоровом училище
в хоре мальчиков под руководством
А.В. Свешникова, затем в Московской консерватории.
Работал хормейстером, преподавал в хоровом
училище.
Его педагогами были А.В. Свешников, А.Г.
Шнитке, А.Г. Флярковский.
Композитор, автор симфонической, камерной,
инструментальной, вокально-хоровой музыки,
музыки для кинофильмов и мультфильмов,
театра, музыки для детей. Член Правления
Союза московских композиторов, секретарь
Союза композиторов России. Заслуженный
деятель искусств России. Как композитор и дирижер
А. Киселев побывал во Франции, США, Швеции,
Швейцарии, Австрии, Норвегии, Югославии,
Финляндии, Италии, Испании, Бельгии, Болгарии,
Беларуси и др.
Конец 80-х ознаменовал появление ярчайших произведений для хора:
концерт для хора «Русская свадьба» (1985г.) – наиболее масштабное хоровое произведение. За основу автор взял тексты народных песен, которые отражают некоторые традиционные эпизоды русской свадьбы и предшествующих ей событий. Благодаря глубокому проникновению в самую сущность русского музыкального фольклора композитору удалось создать произведение по своему духу истинно народное, русское. Это произведение А. Киселев посвятил своему учителю и другу, первому исполнителю концерта, замечательному хоровому дирижеру В.В. Ровдо.
Принцип создания хорового концерта «Времена года» (1986г.) тот же, что и в «Русской свадьбе» – народные тексты и авторская музыка. Здесь композитор обращается к древнейшему пласту русского фольклора: языческой и раннехристианской народной поэзии. Заклинание могущественных сил природы, перед которыми преклонялись наши далекие предки, - основа сочинения. 4 контрастные части, следующие без перерыва, образуют единое впечатляющее действо, пронизанное подлинно народным духом.
4 элегии для женского хора (1987г.) – первое обращение к лирике Ф.И. Тютчева. Высокая поэзия порождает строгость стиля и ясность форм в этих изящных миниатюрах. Проникновение в мир тютчевских образов таково, что может показаться, будто эти элегии написаны в прошлом веке. Однако стилизация здесь только кажущаяся. Ухо легко улавливает сегодняшние гармонии и интонации.
Хоровой
вокалист «Память» отличает философская
сосредоточенность, а полифонически
самостоятельные голоса, сливаясь,
создают единый художественный образ.
В начале 90-х А. Киселев составляет и издает
первый в России сборник «Православные
песнопения современных отечественных
композиторов».
А.И. Киселев – автор многочисленных хоровых
произведений в православной традиции
(в т. ч. «ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ» 2002-2007гг. и «ЛИТУРГИЯ
СВ. ИОАННА ЗЛАТОУСТА» 2003г.). Первое– «Богородице
Дево, радуйся» в исполнении патриаршего
хора Богоявленского собора п/у Геннадия
Харитонова – одобрил еще в 80-е годы ХХ
века сам Патриарх Пимен.
2003 г. Лауреат Первого Всероссийского
конкурса духовной музыки, посвященного
700-летию преставления св. благоверного
князя Даниила Московского.
В 2003-2005гг. он Председатель Государственной
Комиссии на выпускных Госэкзаменах Белорусской
Академии Музыки. А.И. Киселев – вице-президент
Ассоциации Электроакустической Музыки
России.
23 февраля 2005г., в день рождения Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Алексия
II, в Рахманиновском зале консерватории
в исполнении сербского университетского
хора вновь прозвучало «ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ»
композитора. 2006 г. – Российская
премия «НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ».
В 2006 г. вышел авторский сборник произведений
для детей и юношества «Взошла звезда
ясная», куда вошли Рождественские песни
и Православные песнопения для детей разных
возрастов.
В 2007 г. по благословению Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II для
праздника .Славянской письменности он
пишет Гимн св. Кириллу и Мефодию (Гимн
Православных народов), который был исполнен
в гала-концерте в Коломне 24 мая в присутствии
Святейшего. В июне 2007 г. исполнен под управлением
автора на открытии фестиваля «Магутны
Божа», в июле 2008 г. – под управлением автора
на открытии фестиваля в Сербии.
Его духовные произведения звучат на ведущих
концертных площадках России и за рубежом,
в т.ч. на сцене Кремлёвского Дворца съездов
в дни традиционных Международных Патриарших
Рождественских чтений и ежегодных февральских
концертах, посвященных тезоименитству
Святейшего Патриарха Московского и Всея
Руси Алексия II.
а)
характеристика классического
этапа в истории музыки
Классический
этап в истории музыки составило
творчество композиторов – Гайдна,
Моцарта, Бетховена. Творчество венских
классиков – «абсолютная
Гармония основывается на тональности как системе музыкального мышления особого типа. характеризующейся функциональной централизованностью, строгой рациональной выверенностью и иерархией, разветвлённостью, динамизмом тональных функций, оптимальным единообразием всех структур (от строения и расположения аккордов до монументальных тональных планов в крупных формах).
Каждая
из 24 тональностей имеет свой, только
ей присущий основной звукоряд и комплекс
аккордов при доминирующем значении
3 фундаментальных функций — субдоминанты,
доминанты, тоники (S, D, Т). Масштабные формы
основываются на гармоническом феномене модуляции со
строго централизованной системой отклонений. Центральное положение
тоники оттеняется характеристическими
диссонансами (D7, S6), которые
и определяют тяготение к тонике. Хотя
еще у И. С. Баха заметны следы старинных
ладов (фригийский лад во 2-й части 1-го
Бранденбургского концерта), в эпоху барокко
уже утверждаются мажор и минор как два
господствующих лада. Господствующими
они являются и в наше время (особенно
в массовой культуре), несмотря на чрезвычайное
усложнение гармонии в XX веке и появление атональной музыки.
б)
характеристика 20 в.
и его направлений
Новое философско-эстетическое мышление 20 в. обусловило и развитие определенных сторон музыкального языка. «Музыкальный фовизм» вызвал к жизни невиданную ранее мощь ритма, красочное обогащение оркестровой фактуры, музыкальный экспрессионизм – обостренную мелодическую интонацию и предельную тематическую насыщенность музыкальной ткани, неоклассицизм – возрождение и развитие доклассического полифонического письма и т. д. Модернистская установка влекла к открытию новых правил музыкальной композиции, а делались они в первую очередь, в гармонии; это привело к нахождению 12-тонового серийного метода Шенберга, системы тропов Хауэра, теории синтетаккордов Рославца, четвертитоновости у Айвза, Хабы, Вышнеградского, ладов ограниченной транспозиции Мессиана и т. д. обновление музыкального синтаксиса означало радикальное преобразование ладовых звукорядов, аккордики, метрики и ритмики, типов фактуры, характера тематизма.
Особенность формообразования в музыке 20 в. составило то, что основные типы форм, на которые ориентировались композиторы, остались прежние (классические, барочные, романтические), но модернизировались организующие их элементы музыкального языка – тематизм, гармония, ритмика, мелодика, фактура. Изменились и соотношения этих элементов в организации музыкальной формы.
Если в классической форме основу составляли тематизм и гармония, а действие остальных было местным, то в музыкальной форме 20 в. наряду с классическими основами стали выступать также ритмика и мелодика(мелодическая линеарность). Ритмические и мелодико-линеарные средства составили самостоятельные системы формообразования.
Тематизм стал пониматься многоголосно – все слои фактуры (контрапункт, бас, аккорд), возобладало полифоническое толкование всей музыкальной ткани. Смыкание тематизма и гармонии: тематическое значение многозвучных диссонирующих аккордов; тематическое значение созвучий, извлекаемых из додекафонной серии, тематическое значение звукорядов.
Гармония стала не только «наукой об аккордах и их связях», но, охватив также ладомелодический (горизонтальный) аспект, она расширилась до учения о всей звуковысотной стороне музыки.
Мелодика обобщила развитые побочные голоса, голоса полифонической ткани, также – линеарное развитие в фактуре и линеарные связи в гармонии, соприкоснувшись с явлением звукорядовой модальности.
Ритмика в 20 в. вобрала в себя понятие метрики, так как в этом столетии было утрачено главное качество метра – его неизменность. Если в классическом стиле метроритмика могла быть основой только части формы – «метрического периода», или «метрического 8-такта», - в стилистике 20 в. ритмика стала организовывать отдельные законченные формы, выходить на первый план в формообразовании.
Фактура получив в 20 в полифоническое толкование сблизилась с категориями полифонии и тематизма.
Подробнее о гармонии 20 в.
Гармония в 20 в. расширила свое значение, охватив помимо вертикалей (аккордов) также горизонталь (мелодические лады) и промежуточную между ними диагональ фактуры (имитации).Наступило гармоническое единство вертикали и горизонтали.
Начала зарождаться сонорная (тембровая) гармония.
Центричность и ацентричность – основные направления звуковысотной организации.
Центричные системы, основанные на модификации принципа тональности, вместили в себя: лад «Шостаковича»; диссонантную тональность (с диссонантной тоникой), диатоническую и хроматическую; 12-ступенную тональность; «тональность Хиндемита»; политональность;
Ацентричные
системы опираются на модально-звуковой
принцип: гемитоника, тропы Хауэра,
синтетаккорды Рославца, равноинтервальность
Прокофьева, симметричные лады Мессиана,
додекафония.
3..
Синтез классических
и современных черт
музыкального языка
на основе произведения
«Величит душа Моя Господа»
Анатолия Киселева по своей природе нельзя назвать авангардистом – он мелодист, приверженец классических традиций, идущих от Свиридова, с его любовью к песне. Однако в гармонии А. Киселева можно услышать влияние современной эпохи – обращение к джазовой гармонии.
В творчестве композитора произошел синтез различных музыкальных тенденций – это и обращение к народно-бытовой музыке, и к духовной (старинные церковные лады), и к американскому, западному вокальному джазу.
В произведении
«Величит душа Моя Господа » из
«Всенощного бдения» можно
Информация о работе Классицизм и современность в музыкальном языке Анатолия Киселева