Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:26, курсовая работа
А. Киселев  прошел профессиональную хоровую школу сначала в Московском хоровом училище в хоре мальчиков под  руководством А.В. Свешникова, затем в Московской консерватории. Работал хормейстером, преподавал в хоровом училище. 
Его педагогами были А.В. Свешников, А.Г. Шнитке, А.Г. Флярковский.
.Краткие сведения о композиторе…………………………………………3
а) характеристика классического этапа в истории музыки……………...6
б) характеристика 20 в. и его направлений……………………………….8
3.  Синтез классических и современных черт музыкального языка на основе произведения «Величит душа Моя Господа»………………………11
   Заключение…………………………………………………………………13
   Литература………………………………………………………………….14
Белорусская государственная академия музыки
Вокально-хоровой 
факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   Классицизм 
и современность 
в музыкальном 
языке Анатолия Киселева 
 
 
 
Курсовая работа
                              
                              
                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Минск
2010 
СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
б) характеристика 
20 в. и его направлений……………………………….
3. Синтез классических и современных черт музыкального языка на основе произведения «Величит душа Моя Господа»………………………11
    Заключение……………………………………………………
    Литература……………………………………………………
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Киселев 
Анатолий Иванович - род. в Москве 18.02. 
1948. 
А. Киселев 
прошел профессиональную хоровую школу 
сначала в Московском хоровом училище 
в хоре мальчиков под  руководством 
А.В. Свешникова, затем в Московской консерватории. 
Работал хормейстером, преподавал в хоровом 
училище. 
Его педагогами были А.В. Свешников, А.Г. 
Шнитке, А.Г. Флярковский. 
 
   Композитор, автор симфонической, камерной, 
инструментальной, вокально-хоровой музыки, 
музыки для кинофильмов и мультфильмов, 
театра, музыки для детей. Член Правления 
Союза московских композиторов, секретарь 
Союза композиторов России. Заслуженный 
деятель искусств России. Как композитор и дирижер 
А. Киселев побывал во Франции, США, Швеции, 
Швейцарии, Австрии, Норвегии, Югославии, 
Финляндии, Италии, Испании, Бельгии, Болгарии, 
Беларуси и др.  
Конец 80-х ознаменовал появление ярчайших произведений для хора:
концерт для хора «Русская свадьба» (1985г.) – наиболее масштабное хоровое произведение. За основу автор взял тексты народных песен, которые отражают некоторые традиционные эпизоды русской свадьбы и предшествующих ей событий. Благодаря глубокому проникновению в самую сущность русского музыкального фольклора композитору удалось создать произведение по своему духу истинно народное, русское. Это произведение А. Киселев посвятил своему учителю и другу, первому исполнителю концерта, замечательному хоровому дирижеру В.В. Ровдо.
Принцип создания хорового концерта «Времена года» (1986г.) тот же, что и в «Русской свадьбе» – народные тексты и авторская музыка. Здесь композитор обращается к древнейшему пласту русского фольклора: языческой и раннехристианской народной поэзии. Заклинание могущественных сил природы, перед которыми преклонялись наши далекие предки, - основа сочинения. 4 контрастные части, следующие без перерыва, образуют единое впечатляющее действо, пронизанное подлинно народным духом.
4 элегии для женского хора (1987г.) – первое обращение к лирике Ф.И. Тютчева. Высокая поэзия порождает строгость стиля и ясность форм в этих изящных миниатюрах. Проникновение в мир тютчевских образов таково, что может показаться, будто эти элегии написаны в прошлом веке. Однако стилизация здесь только кажущаяся. Ухо легко улавливает сегодняшние гармонии и интонации.
Хоровой 
вокалист «Память» отличает философская 
сосредоточенность, а полифонически 
самостоятельные голоса, сливаясь, 
создают единый художественный образ. 
 
   В начале 90-х А. Киселев составляет и издает 
первый в России сборник «Православные 
песнопения современных отечественных 
композиторов». 
   А.И. Киселев – автор многочисленных хоровых 
произведений в православной традиции 
(в т. ч. «ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ» 2002-2007гг. и «ЛИТУРГИЯ 
СВ. ИОАННА ЗЛАТОУСТА» 2003г.). Первое– «Богородице 
Дево, радуйся» в исполнении патриаршего 
хора Богоявленского собора п/у Геннадия 
Харитонова – одобрил еще в 80-е годы ХХ 
века сам Патриарх Пимен. 
   2003 г. Лауреат Первого Всероссийского 
конкурса духовной музыки, посвященного 
700-летию преставления св. благоверного 
князя Даниила Московского. 
 
   В 2003-2005гг. он Председатель Государственной 
Комиссии на выпускных Госэкзаменах Белорусской 
Академии Музыки. А.И. Киселев – вице-президент 
Ассоциации Электроакустической Музыки 
России. 
   23 февраля 2005г., в день рождения Святейшего 
Патриарха Московского и всея Руси Алексия 
II, в Рахманиновском зале консерватории 
в исполнении сербского университетского 
хора вновь прозвучало «ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ» 
композитора.       2006 г. – Российская 
премия «НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ». 
 
   В 2006 г. вышел авторский сборник произведений 
для детей и юношества «Взошла звезда 
ясная», куда вошли Рождественские песни 
и Православные песнопения для детей разных 
возрастов. 
   В 2007 г. по благословению Святейшего Патриарха 
Московского и всея Руси Алексия II для 
праздника .Славянской письменности он 
пишет Гимн св. Кириллу и Мефодию (Гимн 
Православных народов), который был исполнен 
в гала-концерте в Коломне 24 мая в присутствии 
Святейшего. В июне 2007 г. исполнен под управлением 
автора на открытии фестиваля «Магутны 
Божа», в июле 2008 г. – под управлением автора 
на открытии фестиваля в Сербии. 
 
   Его духовные произведения звучат на ведущих 
концертных площадках России и за рубежом, 
в т.ч. на сцене Кремлёвского Дворца съездов 
в дни традиционных Международных Патриарших 
Рождественских чтений и ежегодных февральских 
концертах, посвященных тезоименитству 
Святейшего Патриарха Московского и Всея 
Руси Алексия II. 
 
 
 
 
 
 
 
 
а) 
характеристика классического 
этапа в истории музыки 
Классический 
этап в истории музыки составило 
творчество композиторов – Гайдна, 
Моцарта, Бетховена. Творчество венских 
классиков – «абсолютная 
Гармония основывается на тональности как системе музыкального мышления особого типа. характеризующейся функциональной централизованностью, строгой рациональной выверенностью и иерархией, разветвлённостью, динамизмом тональных функций, оптимальным единообразием всех структур (от строения и расположения аккордов до монументальных тональных планов в крупных формах).
Каждая 
из 24 тональностей имеет свой, только 
ей присущий основной звукоряд и комплекс 
аккордов при доминирующем значении 
3 фундаментальных функций — субдоминанты, 
доминанты, тоники (S, D, Т). Масштабные формы 
основываются на гармоническом феномене модуляции со 
строго централизованной системой отклонений. Центральное положение 
тоники оттеняется характеристическими 
диссонансами (D7, S6), которые 
и определяют тяготение к тонике. Хотя 
еще у И. С. Баха заметны следы старинных 
ладов (фригийский лад во 2-й части 1-го 
Бранденбургского концерта), в эпоху барокко 
уже утверждаются мажор и минор как два 
господствующих лада. Господствующими 
они являются и в наше время (особенно 
в массовой культуре), несмотря на чрезвычайное 
усложнение гармонии в XX веке и появление атональной музыки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
б) 
характеристика 20 в. 
и его направлений 
Новое философско-эстетическое мышление 20 в. обусловило и развитие определенных сторон музыкального языка. «Музыкальный фовизм» вызвал к жизни невиданную ранее мощь ритма, красочное обогащение оркестровой фактуры, музыкальный экспрессионизм – обостренную мелодическую интонацию и предельную тематическую насыщенность музыкальной ткани, неоклассицизм – возрождение и развитие доклассического полифонического письма и т. д. Модернистская установка влекла к открытию новых правил музыкальной композиции, а делались они в первую очередь, в гармонии; это привело к нахождению 12-тонового серийного метода Шенберга, системы тропов Хауэра, теории синтетаккордов Рославца, четвертитоновости у Айвза, Хабы, Вышнеградского, ладов ограниченной транспозиции Мессиана и т. д. обновление музыкального синтаксиса означало радикальное преобразование ладовых звукорядов, аккордики, метрики и ритмики, типов фактуры, характера тематизма.
Особенность формообразования в музыке 20 в. составило то, что основные типы форм, на которые ориентировались композиторы, остались прежние (классические, барочные, романтические), но модернизировались организующие их элементы музыкального языка – тематизм, гармония, ритмика, мелодика, фактура. Изменились и соотношения этих элементов в организации музыкальной формы.
Если в классической форме основу составляли тематизм и гармония, а действие остальных было местным, то в музыкальной форме 20 в. наряду с классическими основами стали выступать также ритмика и мелодика(мелодическая линеарность). Ритмические и мелодико-линеарные средства составили самостоятельные системы формообразования.
Тематизм стал пониматься многоголосно – все слои фактуры (контрапункт, бас, аккорд), возобладало полифоническое толкование всей музыкальной ткани. Смыкание тематизма и гармонии: тематическое значение многозвучных диссонирующих аккордов; тематическое значение созвучий, извлекаемых из додекафонной серии, тематическое значение звукорядов.
Гармония стала не только «наукой об аккордах и их связях», но, охватив также ладомелодический (горизонтальный) аспект, она расширилась до учения о всей звуковысотной стороне музыки.
Мелодика обобщила развитые побочные голоса, голоса полифонической ткани, также – линеарное развитие в фактуре и линеарные связи в гармонии, соприкоснувшись с явлением звукорядовой модальности.
Ритмика в 20 в. вобрала в себя понятие метрики, так как в этом столетии было утрачено главное качество метра – его неизменность. Если в классическом стиле метроритмика могла быть основой только части формы – «метрического периода», или «метрического 8-такта», - в стилистике 20 в. ритмика стала организовывать отдельные законченные формы, выходить на первый план в формообразовании.
Фактура получив в 20 в полифоническое толкование сблизилась с категориями полифонии и тематизма.
Подробнее о гармонии 20 в.
Гармония в 20 в. расширила свое значение, охватив помимо вертикалей (аккордов) также горизонталь (мелодические лады) и промежуточную между ними диагональ фактуры (имитации).Наступило гармоническое единство вертикали и горизонтали.
Начала зарождаться сонорная (тембровая) гармония.
Центричность и ацентричность – основные направления звуковысотной организации.
Центричные системы, основанные на модификации принципа тональности, вместили в себя: лад «Шостаковича»; диссонантную тональность (с диссонантной тоникой), диатоническую и хроматическую; 12-ступенную тональность; «тональность Хиндемита»; политональность;
Ацентричные 
системы опираются на модально-звуковой 
принцип: гемитоника, тропы Хауэра, 
синтетаккорды Рославца, равноинтервальность 
Прокофьева, симметричные лады Мессиана, 
додекафония. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.. 
Синтез классических 
и современных черт 
музыкального языка 
на основе произведения 
«Величит душа Моя Господа» 
Анатолия Киселева по своей природе нельзя назвать авангардистом – он мелодист, приверженец классических традиций, идущих от Свиридова, с его любовью к песне. Однако в гармонии А. Киселева можно услышать влияние современной эпохи – обращение к джазовой гармонии.
В творчестве композитора произошел синтез различных музыкальных тенденций – это и обращение к народно-бытовой музыке, и к духовной (старинные церковные лады), и к американскому, западному вокальному джазу.
В произведении 
«Величит душа Моя Господа » из 
«Всенощного бдения» можно 
Информация о работе Классицизм и современность в музыкальном языке Анатолия Киселева