История джаза. Его истоки и развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:27, реферат

Краткое описание

Вы, слушая эту музыку, не притопываете ногой?, вам никогда не понять, что такое джаз», - говорил Луи Армстронг, один из самых популярных музыкантов ХХ века. История джаза – часть истории ХХ века. Джаз многолик. Обаяние джаза, его ценности непреходящи, не связаны с приливами и отливами популярности этой музыки. Джаз восходит к фольклору американских негров. Его разнообразные жанры «Филд край», «холлер», «уорк сонг», «ринг-шаут» - музыка не африканская и не европейская, но сплав элементов двух музыкальных традиций

Файлы: 1 файл

История джаза.doc

— 87.50 Кб (Скачать)
 

 История джаза. Его истоки и развитие.

Истоки джаза 

Вы, слушая эту музыку, не притопываете ногой?, вам никогда не понять, что такое джаз», - говорил Луи Армстронг, один из самых популярных музыкантов ХХ века. История джаза – часть истории ХХ века. Джаз многолик. Обаяние джаза, его ценности непреходящи, не связаны с приливами и отливами популярности этой музыки. Джаз восходит к фольклору американских негров. Его разнообразные жанры «Филд край», «холлер», «уорк сонг», «ринг-шаут» - музыка не африканская и не европейская, но сплав элементов двух музыкальных традиций

Говоря  о появлении джаза, надо упомянуть "3-х  китах" этого необыкновенного музыкального явления XX века: Спиричуэлс, рэгтайм и блюз. Основными признаками джаза являются импровизация, особое пристальное внимание уделяется ритму, плюс красочный гармонический и тембровый ряд. 
 
Надо сказать, что именно джаз выдвинул импровизацию как основной метод исполнения произведения. До этого классическая музыкантская школа почти исключила его из своего арсенала приёмов. Известно, что И.С. Бах был блестящим импровизатором, позднее виртуозы фортепианного искусства - Ф. Лист, С. Рахманинов включали импровизационные отрывки (как правило, это были каденции) в свои произведения, но впоследствии сама идея импровизировать во время исполнения произведения была отринута. Джаз же сделал её основной целью и основным музыкальным приёмом. 
Только с развитием джаза стало очевидным, какими огромными выразительными средствами располагают труба, кларнет, саксофон, тромбон, контрабас, барабан. Саксофон является, наряду с фортепиано, основным солирующим инструментом, выразителем музыкальных идей. 
Нельзя говорить о джазе и не упомянуть ещё один излюбленный элемент джазовой музыки - синкопу. Этот выразительнейший ритмический ход является  
носителем неповторимого джазового "заводного" настроения, задора, залог того, что даже в самых грустных, меланхоличных блюзах будет бить ключом жизненная сила. 
 
Говоря об истоках джаза, надо сказать, что своим появлением джаз обязан исключительно американской культуре, в которой сплелись многонациональные культурные традиции. Прежде всего надо упомянуть о рэгтайме. В переводе это означает "рваный ритм" - возник как способ особого исполнения на фортепиано, имеющий в основе своей синкопированный ритм. Среди многих явлений, повлиявших на формирование джаза в Америке, нельзя не отметить так называемых рабочих песен, тюремных песен, а также того, что происходило и в белой американской среде – белого кантри и госпел. На самом деле все это, вместе с блюзом, было взаимосвязано и варилось в общем котле многонациональной эмигрантской и рабовладельческой Америки. 
 
Дальнейшая история джаза разворачивалась у нас на глазах, с каждым десятилетием поражая все новыми и новыми своими поворотами. Так, джаз стал очень популярен за пределами США. В Англии, после приезда туда первых представителей американского ритм – энд - блюза в начале 50-х годов, начался бум так называемого “британского блюза”, приведший к развитию мощного и многогранного направления английской рок-музыки, замешанной на блюз - роке. Популярен джаз стал, как в европейских странах, так и на Востоке, соединившись с давними музыкальными традициями этнической музыки. Так джаз стал одним из основных признаков культуры ХХ столетия. Можно сказать, что джаз, являющийся порождением американской культуры, ныне стал достоянием мировой аудитории.

Диксиленд

Диксиленд - одна из стилевых разновидностей классического джаза. Первоначальными исполнителями Д. были музыканты из белых поселенцев США. Являясь разновидностью новоорлеанского стиля в 1910-20-е гг., Д. стал с 1940-х гг. названием последнего (в период его широкого распространения за пределами США).

  •  
    Мэйнстрим
 

В переводе с английского  означает “Главное течение”. Разновидность  чистого, традиционного  свинга, представленная знаменитыми исполнителями, играющими в малых  составах (а не в  биг - бэндах). Отличие от свинга больших оркестров в том, что для солиста больше возможности импровизации и оттого длиннее соло и ярче проявляются индивидуальное мастерство исполнителя. Мэйнстрим - это своего рода школа джаза, в которой и зародились все дальнейшие его направления. 
 
Пьесы, исполнявшиеся малыми свинговыми, называемыми "комбо", были длиннее по времени и гораздо проще по форме. Обычно это короткое вступление и тема, а затем импровизации солистов, обычно не ограничиваемые по времени, и в конце тема и кода. В свинговых комбо впервые появились и джазовые вокалисты. Они иначе чувствовали свинг и умели импровизировать голосом. Поэтому именно в мэйнстримовской среде и выросли такие певицы как Билли Холидэй или Элла Фитцджеральд.  
 
Крупнейшими представителями мэйнстрима являлись как и те, кто работал в качестве приглашённых музыкантов в больших оркестрах, такие как Бэн Уэбстер, Коулмен Хокинс, Лестер Янг, Рой Элдридж, Джонни Ходжес, Бак Клэйтон и другие, так и руководители биг-бэндов - Дюк Эллингтон, Каунт Бэйси, Бэнни Гудмен, Джек Тигарден, Гарри Джеймс, Джин Крупа, которые будучи изначально солистами, а не только начальниками и дирижерами, тоже искали возможности поиграть отдельно от своего большого коллектива, в малом составе.

 Буги-вуги

К 20-м  годам можно отнести  классические образцы  стиля буги-вуги, возникшего еще в  конце 19-го века. Буги-вуги – чисто фортепьянный стиль, получивший широкое  распространение благодаря хаус-рент-парти, традиционным вечеринкам с участием музыкантов. Его характерные черты – опора на блюзовую традицию, импровизацию, техническая виртуозность, острая ритмика, насыщенность брейками (короткими сольными импровизационными вставками) и рифмами (повторяющимися мелодическими фигурами), выдерживаемая левой рукой пианиста фактура “блуждающего баса”. Наиболее яркие представители стиля буги-вуги – чернокожие джазмены Пит Джонсон, Альберт Аммонс, Мид Лакс Льюис, выступавшие как по одиночке, так и вместе.

  •  
     
    Ритм энд блюз

К началу 50-х годов  ритм-энд-блюз был  уже достаточно развит, но все еще находился  как бы в тени, будучи типичной субкультурой даже в рамках обособленной негритянской культуры США. История самого ритм-энд-блюза довольно коротка. Он начал формироваться еще в конце 30-х годов, как следствие урбанизации жизни "деревенских" американских негров и концентрации их в гетто - специальных районах больших промышленных городов, где обособленно проживают представители различных этнических групп: негры, мулаты, метисы, пуэрториканцы, евреи, итальянцы, китайцы. Одним из факторов рождения ритм-энд-блюза в негритянских гетто послужила миграция исполнителей кантри-блюза (деревенского блюза) с Юга на Север США, из сельской местности - в большие города, с ферм и плантаций - на заводы и фабрики. Блюз перекочевывает с сельских пикников, где он чаще всего звучал, в шумных барах, и в клубах. Например, в Лос-Анджелес переселились такие известные блюзмены, как Ти-Боун Уокер из Техаса и Би Би Кинг из Мемфиса; в Нью-Йорк - Луис Джордан из Арканзаса и Джо Тернер из Канзас-Сити; из дельты Миссисипи в Чикаго - Мадди Уотерс, Элмор Джеймс и Хаулин Вулф. 
 
Что же привлекло мастеров кантри-блюза в большие города? Дело в том, что к 30-м годам в США изменилась ситуация с развлекательной популярной музыкой. После того, как в быт простых людей вошел электрофон, т. е. электропроигрыватель, заменивший примитивный механический патефон, все более широкое распространение стали получать грампластинки. Это послужило причиной почти полного вытеснения такого способа развлечений как домашнее музыцирования. Параллельно с этим, во всех закусочных, барах и даже аптеках появились так называемые джук-боксы (Juke Box) - пластиночные автоматы. Естественно, значительно расширилась индустрия производства пластинок, как для домашних электропроигрывателей, так и для джук-боксов. В истории с ритм-энд-блюзом нас интересует жизнь негритянских гетто больших городов. Их обитатели не только жили, но и развлекались обособленно от белых. Для удовлетворения культурных потребностей цветного населения стали образовываться негритянские звукозаписывающие студии и радиостанции, производящие и пропагандирующие только негритянскую музыку и только для негров. Таким образом, потребность в черных исполнителях заметно возросла, что и послужило одной из главных причин их миграции, переселения из сельской местности и маленьких городков в развитые города с большим количеством клубов, баров и разных забегаловок, а также звукозаписывающих студий и радиостанций. Можно сказать, что ритм-энд-блюз возник как развлекательная музыка, как "низкопробный джаз", который долгое время не признавали как самостоятельное течение, и которое, тем не менее несло на себе функцию развлекательной, ненавязчивой музыки. Надо заметить, что основа ритм-энд-блюза неоднородна: с одной стороны, это мягкая, жалостливая, "плачущая" нотка, заимствованная из кантри-музыки, а с другой - жёсткая ритмическая основа современных тогда джазовых ритмов. Плюс "навязанная" появлением звукоусилительной техники манера исполнения - громкая и достаточно примитивная в художественном плане. Так как исполнялась эта музыка преимущественно в барах и ночных клубах "чёрных" районов больших городов, задачи её сводились к тому, чтобы развлечь пришедшую отдохнуть после рабочего дня публику. Ритм-энд-блюз считают предтечей и идейной моделью Рок-н-ролла. 
 
Раскрывая музыкальные особенности ритм-энд-блюза, надо прежде всего отметить те черты, которые он перенял от традиционного кантри-блюза. Это, в первую очередь, касается ладово-мелодической основы. Гармоническая структура большинства пьес соответствует обычному двенадцати - тактовому блюзу, но без особых замен и усложнений, характерных для джазового блюза. Наряду с этим, встречаются и формы с членением на восьми тактовыеые части, содержащие в основном те же сочетания между септаккордами тоники, субдоминанты и доминанты. Полностью сохранился и блюзовый лад, характерный наличием в нем так называемых “блюзовых нот” блю-нот ( их называют еще как “blue note”): пониженных третьей, седьмой и пятой ступеней - своеобразный “не то мажор, не то минор”. Блюзовые ноты на самом деле находятся между нотами, например между ля и ля-бемолем, и поэтому их нельзя взять на рояле, а можно голосом, на духовом инструменте и на гитаре, подтягивая струну. Выбор тональностей для пьес в ритм-энд-блюзе предопределялся удобством игры на гитарах с использованием открытых струн. Таким образом, большинство мелодий было в диезных тональностях (ми-, ля-, ре- и соль ), в то время как в джазе блюз исполнялся преимущественно в бемольных тональностях (фа, си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль, и т. д.), что было продиктовано спецификой аппликатуры духовых инструментов, особенно саксофонов и тромбонов. Нельзя не отметить характерный для ритм-энд-блюза прием так называемого “стоп-тайма”, когда весь оркестр, беря первую ноту такта, делал двух тактовую паузу, во время которой продолжал петь или играть лишь один солист. После нескольких таких остановок мелодия доигрывалась с обычным аккомпанементом.

  •  
    Термин “Third Stream” - “третье течение” появился в конце 50-х - самом начале 60-х годов как слияние джазовой и классической академической школы. Связано это в большей степени с появлением в среде джазовых музыкантов людей образованных, нередко с консерваторским образованием, знающих мировую музыкальную классику и в то же время находящихся в курсе всех новейших тенденций мирового искусства, связанных с авангардизмом.  
     
    Яркими примерами так называемого "третьего течения" могут являться работы некоторых джазменов, в которые являются своими версиями классических произведений. Например, запись биг-бэндом Стэна Кентона музыки Рихарда Вагнера в джазовых аранжировках. Или версия сюиты “Петя и волк” Сергея Прокофьева, сделанная Оливером Нелсоном. С другой стороны, исполнявшаяся многими оркестрами музыка современных авторов была "классична" своим подходом и к композиции, и к аранжировке, соблюдались законы построения формы, законы полифонии и многое другое, что являлось достижениями академической музыкальной школы.

Кул 

Создание  Кул-джаза (cool-jazz, бук. "прохладного  джаза") связано  с именем Майлза Дэвиса и его альбома  “The Birth of the Cool” –  “Рождение Кула”. Основными художественными признаками Кул являются утончённость и некоторая отстранённость, что достигается путём сочетания "холодных" музыкальных тембров (например, тенор-саксофона и флейты), плавной ритмической основы и изысканной гармонии.  
 
“Cool Jazz” сыграл огромную роль в развитии джазового искусства. Он стал отправной точкой для эстетической составляющей многих последующих направлений, таких как “третье течение”, “интеллектуальный” или “модальный” джаз, “фьюжн”, “нью эйдж”.

  •  

 Би-боп

 

Сложивший в начале 40-х годов  би-боп стал первым значительным стилем современного джаза. Отнести это течение  к современности  позволяет присущее ему яркое новаторство  в области в  области мелодии, ритма, гармонии, формы, других выразительных средств. Для него характерен культ свободной сольной импровизации. Музыканты этого стиля сформировались еще в эпоху свинга, но затем значительно изменили свое мировоззрение. Би-боп сложился под влиянием настроений, существующих в то время в негритянской среде, и создавался непосредственно в ограниченном кругу черных джазменов. Стиль следовал традициям хот-джаза. 
 
Центральные фигуры этого течения – трубачи Диззи Гиллеспи, Майлс Дэвис, саксофонист Чарли Паркер, гитарист Чарли Крисчен, пианисты Бад Пауэлл, Телониус Монк, барабанщики Кенни Кларк, Макс Роуч, контра- басист Чарли Мингус. Музыканты би-бопа зачастую создавали мелодии, не имеющие вокальной основы, а предназначенные только для импровизации. Их отношение к своему творчеству было подчеркнуто анти коммерческим, за ним стояла идея обособленности негров от белых. Гармония боперов включала большое число сложных альтернативных созвучий, импровизационные линии были насыщены множеством сложных мелодических и ритмических деталей, фразировка отличалась крайним разнообразием и изобретательностью. Стандарт стиля би-боп заключался в отсутствии стандартов, тем не менее их музыка была узнаваема.  
 
Музыкант, оказавший очень большое влияние на своих коллег – это феноменальный джазовый пианист Арт Тейтум. Его творчество было скорее эклектичным и его трудно отнести какому-либо конкретному стилю. Би-боп имел последователей в лице ряда замечательных джазменов. Это трубачи Фэтс Наварро, Клиффорд Браун, саксофонист Сонни Ститт, тромбонистДж. Дж. Джонсон, пианисты Билл Эванс, Эррол Гарнер, канадец-негр Оскар Питерсон, англичанин Джордж Ширинг.

 Модальный джаз 

“Модальный  джаз” или, говоря более понятно, - “ладовый джаз”, - музыканты, исповедывающие этот стиль, используют не смену многочисленных аккордов, а лады – последовательности нескольких нот. Это течение возникло в джазе как контрапункт к прогрессирующему хард - бопу с его изобретательностью, сложностью и жесткостью. Связан с именами Майлза Дэвиса, Билла Эванса, Джона Льюиса и его "Модерн Джаз Квартета". Основным признаком является простая мелодия, максимально насыщенная чувством, сочинённая в процессе импровизации.

В развитии джаза большую роль сыграли: ансамбль "Original Dixieland Jazz Band", который первый выпустил джазовую грампластинку, имевшую большую популярность; Сидней Беше, Джозеф "Кинг" Оливер, Джелли Ролл Мортон, Бикс Бейдербек, Френк Тешемахер, Пи Ви Рассел, Бенни Гудман, и, конечно же, Луи Армстронг, внесший, , самый большой вклад.

История джаза в СССР. Русский джаз. Александр Цфасман, Леонид Утёсов, Валентин Парнах.

. Всё началось в 20-х годах с того, что Валентин Парнах привёз из Парижа множество пластинок с американскими исполнителями, инструменты для игры в джаз-бенде, и собрал музыкантов для первых концертов. В 1927 году уже появляется первый советский профессиональный джазовый коллектив - «АМА-джаз» пианиста Александра Цфасмана. В общем, к 30-м годам джаз уже начал формироваться как некое своеобразное музыкальное явление. Тогда в Москве и Ленинграде уже появилось столько успешных джазовых оркестров, сколько их не было в после сталинскую эпоху.  
Ранние бенды исполняли нечто такое, что джазом назвать можно было с натяжкой. Тем не менее, они сыграли огромную роль в дальнейшем развитии и распространении джаз-культуры в стране. Самыми яркими личностями той эпохи были Александр Цфасман и Леонид Утёсов. Во многом похожие: оба евреи, приехавшие в Москву развивать музыкальную культуру, оба с огромным опытом, успешные, но у них были абсолютно разные взгляды и отношение к джазу. 
Цфасман был космополитом, считавшим, что культура и искусство – достояние всего человечества, не зависящее от границ, нечто, что объединяет людей всех рас и национальностей.  Утёсов был очень популярной фигурой в Советском союзе, он превратил джаз в музыку, доступную каждому (и в этом было одно из главных отличий раннего советского джаза от западного). Он был не только музыкантом, но не менее ярким актёром, мастером на водевили. Утесов пел куплеты, веселил людей, бринчал на гитаре и заправски отплясывал, за что и сыскал любовь народа. В 1928 году он создал первый в Советском Союзе театрализованный джаз-оркестр – «Теа-джаз». Его музыканты были ловкими, артистичными. Дунаевский любил работать именно с этим оркестром. Первый его бенд играл в обеденные перерывы для рабочих ленинградских заводов. Между прочим, исключительно эта связь джаза с народными массами помогла ему выжить в период жёстких чисток и репрессий довоенного периода. 

Информация о работе История джаза. Его истоки и развитие