Фортепианное творчество Бетховена

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 16:35, реферат

Краткое описание

В работе рассмотрено фортепианное творчество Бетховена, его революционное значение для развития пианизма и раскрытия потенциала совсем молодого для того времени инструмента - фортепиано.

Оглавление

Биографический и творческий путь композитора.
Биография композитора.
Пианизм Бетховена.
Техника исполнения.
Особенности инструмента.
Жанры фортепианного творчества композитора.
Сонатное мышление.
Новаторство в сонатной форме.
Смысловая и образная палитра.
Значение творчества композитора для фортепианной музыки.

Файлы: 1 файл

КР Фортепианное творчество Бетховена.docx

— 51.29 Кб (Скачать)

Какие инструменты предпочитал  Бетховен? Известно, что он высоко ценил  фортепиано с "венским" типом механики. Еще в боннский период композитор оказывал явное предпочтение инструментам Штейна, а впоследствии - в Вене - инструментам Штрейхера. Это были  основоположники  венского типа механики, остальные им подражали. И стремление мастеров раскрыть «певучесть» инструмента, тоже отмечалась Бетховеном. И все же Бетховен признавал лучший инструмент с «венским» типом механики непригодным лично для себя, считая его «чересчур "хорошим"», поскольку «такой инструмент лишает меня свободы самому вырабатывать свой тон».

Все же Бетховен по своей  взрывчатой натуре тяготел к более  мощным звучностям, соответствующим  масштабам и энергичному стилю  исполнения, вызывающему оркестровые  эффекты. В 1818 году англичанин Т. Бродвуд изобрел инструмент с расширенным диапазоном и с более тяжелой, глубокой и вязкой клавиатурой. Это фортепиано в значительно большей степени подходило к исполнительскому стилю Бетховена. Именно для него были написаны 5 последних сонат и Вариации ор.120. Инструмент Бродвуда обладал, с одной стороны, способностью к более интенсивной передаче чувств и. с другой стороны, компенсировал растущую глухоту великого музыканта.

Жанры фортепианного  творчества Бетховена.

Под фортепианным творчеством  Бетховена обычно принято понимать произведения для фортепиано solo: сонаты, концерты, вариации, различные пьесы (рондо, багатели и т.д.). Между тем  это понятие является более широким. Оно включает в себя также и камерные ансамбли с участием фортепиано. В эпоху венского классицизма (в частности, во времена Бетховена) роль фортепиано в ансамблях считалась главенствующей. Но из них, бесспорно, наряду с квартетами, именно соната являлась «творческой лабораторией» Бетховена.  Именно в этом жанре композитор проявил свой гений раньше всего, и именно в них опробовал первые смелые приёмы, которые потом получили масштабное развитие в симфоническом творчестве, а также дали фортепианному стилю Бетховена его симфонизм и масштабность. Так, «Похоронный марш на смерть героя» 12 сонаты явился прообразом траурного марша 3 симфонии. Идеи и образы «Аппассионаты» подготовили 5 симфонию. Пасторальные мотивы «Авроры» получили развитие в 6-й, «Пасторальной» симфонии. От речитативов 17 сонаты протянулись нити к речитативам 9 симфонии. Таким образом, поиски «нового пути», которые Бетховен вел на подступах к 3-й симфонии, сопровождались мощным сонатным потоком (до 1806 г. создано большинство бетховенских фортепианных сонат).

Как только новая манера письма была окончательно найдена, в  сонатном творчестве наступило длительное «затишье»: за десять лет композитор написал только 4 сонаты (№№ 24-27). Аналогичным  образом утверждался и стиль  позднего Бетховена. Лишь после всестороннего  «испытания» в последних пяти фортепианных сонатах (№№28-32) он получил  развитие в «Торжественной мессе», поздних квартетах, 9-й симфонии.

Сонатное мышление композитора.

Бетховен импровизировал в различных музыкальных формах – рондо, вариационной, но чаще всего  в сонатной. Именно сонатная форма  в наибольшей степени отвечала характеру  бетховенского мышления: он мыслил «сонатно», подобно тому, как И. С. Бах даже в гомофонных своих композициях  нередко мыслил категориями фуги. Вот почему среди всего жанрового  разнообразия бетховенского фортепианного  творчества (от концертов, фантазий и  вариаций до миниатюр) жанр сонаты закономерно  выделился как самый значительный. И вот почему характерные признаки сонаты пронизывают бетховенские вариации и рондо. У Бетховена фортепиано впервые зазвучало как целый оркестр, с чисто оркестровой мощью (это будет развито Листом, А. Рубинштейном). Фактурная многоплановость, сопоставление далёких регистров, ярчайшие динамические контрасты, громады многозвучных аккордов, богатая педализация – всё это характерные приёмы бетховенского фортепианного стиля. Не удивительно, что его фортепианные сонаты подчас напоминают симфонии для фортепиано, им явно тесно в рамках современной камерной музыки. Творческий метод Бетховена в принципе един как в симфонических, так и в фортепианных произведениях.

Развитие сонатного  цикла.

Бетховен довел классическую сонату до своей кульминации, открыв простор для появления романтической сонаты. В его творчестве традиционный сонатный цикл особенно бурно обновляется.

Так начиная со второй сонаты менуэт заменяется скерцо(но при этом неоднократно встретится в других сонатах). Наряду с классическими частями в сонату вводятся марши, (№№12, 28), фуги (№№ 28, 29, 31), инструментальные речитативы (в 17 сонате), ариозо (в 31). Используются разнообразные композиционные решения: в 12 сонате 1 часть написана в вариационной форме; в 13 - сонатное Allegro вообще отсутствует; 14, «Лунная», начинается как бы сразу со второй, медленной части; в «Авроре» (№21) 2 часть – интродукция – является расширенным вступлением к финалу; в 19, 20, 22, 24, 27, 32 всего две части; в 1-4, 7, 11, 12, 13, 15, 18, 29 – четыре. Значительно усиливается импровизационное начало. Расширяются рамки мажорно\минорной системы за счёт модуляций в далёкие тональности. Вводятся более сложные тональные сопоставления. Обновляется гармоническая составляющая: используются альтерированные аккорды, ослабевают ладовые тяготения, используются диссонансы.

Меняется также  и смысловое содержание сонаты. Образное наполнение уже близко романтизму. У Бетховена уже не встретить легкомысленной пасторальности сонат Гайдна и жизнеутверждающей светлой энергии и не менее светлой лирикой Моцартовских сонат. Для него соната поднимается на уровень симфонии по значимости идей. Их образный мир ошеломляюще разнообразен. Мятежные порывы соседствуют здесь с сокровенными лирическими исповедями, моменты философских размышлений с картинами природы, суровые «роковые» образы, трагедийные конфликты с жизнеутверждающей героикой. Бетховен чрезвычайно расширил эстетические границы фортепианной музыки, обогатив её образами героической борьбы, предельного напряжения духовных сил, преодолевающих все препятствия. Однако, будучи у Бетховена жанром больших философских обобщений, соната, по сравнению с симфонией, более личная область творческого высказывания. Здесь Бетховен не столько «Шекспир масс» (Стасов), сколько «Шекспир человеческой души».

Асафьев: «Сонаты  Бетховена – это вся жизнь  человека. Кажется, что нет эмоциональных  состояний, которые так или иначе  не нашли бы здесь своего отражения, нет душевных конфликтов, которые  не преломились бы в музыкально-философском  плане...»

Значение фортепианного  творчества Бетховена.

Фортепианное творчество Бетховена явилось мощным импульсом к развитию исполнительского искусства. Оно оказало огромное влияние на фортепианную музыку его эпохи. Исследование крупных произведений Крамера и Гуммеля. показывает, что воздействие Бетховена проявлялось во многих отношениях: мышлении, драматургии, образной стороне, тематизме, гармоническом языке, фактуре и фортепианной технике. Но произведения выдающихся современников Бетховена, которые критика ставила на уровень его сочинений (в частности, Крамера), не смогли пережить своего времени. Творчество Бетховена во все последующие эпохи не только не потеряло своего значения, но и вызывает все более глубокий интерес благодаря богатству воображения и пламенным порывам фантазии, т.е. именно благодаря тем качествам, за которые его критиковали современники и за отсутствие которых поощряли авторитетных композиторов его эпохи.

Фортепианное творчество Бетховена опередило свое время, и не было до конца понято его современниками (в особенности поздние произведения). Но достижения Бетховена нашли продолжение в произведениях крупнейших композиторов последующей, романтической эпохи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованные материалы:

  1. Материалы сайта Бельканто http://www.belcanto.ru/beethoven.html
  2. Корганов В. Д. Бетховен. Биографический этюд..  М.: Алгоритм,1997
  3. Борис Кремнев. Бетховен ЖЗЛ(Электронное издание, http://zzl.lib.ru/catalog/02_b.shtml)
  4. Кириллина Л. В. Бетховен. Жизнь и творчество : В 2-х т.. М.: Московская консерватория, 2009
  5. Материалы сайта Musike http://musike.ru/beethoven.html
  6. Прохорова И. - Музыкальная литература зарубежных стран, для 5-го класса ДМШ и ДШИ, Учебник. - М.Музыка, 2003.
  7. Материалы диссертации Максимова Е.И. «Фортепианное творчество Л. Бетховена в контексте музыкальной критики и исполнительских тенденций конца XVIII - первой трети XIX века» http://www.dissercat.com/content/fortepiannoe-tvorchestvo-l-betkhovena-v-kontekste-muzykalnoi-kritiki-i-ispolnitelskikh-tende

Информация о работе Фортепианное творчество Бетховена