«Детский альбом» П.И. Чайковского

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:47, контрольная работа

Краткое описание

«Детский альбом» П.И. Чайковского… Как часто мы слышим эти слова в концертных залах, по радио, в телепередачах. И звучат давно полюбившиеся, хорошо знакомые фортепианные миниатюры. Звучат в исполнении великих мастеров и начинающих маленьких пианистов. Сочинение "Детского альбома" - первое обращение композитора к детской теме.

Файлы: 1 файл

ДКР ПО МУЗЫКИ.docx

— 39.48 Кб (Скачать)

15. «Итальянская песенка»Эта пьеса открывает собой мини-цикл внутри "Детского альбома", который можно условно назвать "Музыкальный дневник путешествий", поскольку это пьесы ("Итальянская песенка", "Старинная французская песенка", "Немецкая песенка", "Неаполитанская песенка") с явным национальным колоритом. Это ясно не только из их названий, но и из самой музыки.

С Итальянской песенкой связана  интересная история. Однажды во Флоренции  Пётр Ильич услышал пение десятилетнего  мальчика, окружённого толпой слушателей. Он пел в сопровождении гитары и его голос поражал теплотой и красивым тембром. В письме родным Чайковский писал: «Из Венеции я  вывез с собою очень милую  песенку. Вообще в Италии я испытал  два приятных музыкальных впечатления. Одно во Флоренции - не помню, писал  ли я Вам об этом. Мы с братом услышали вечером на улице пение и увидели  толпу, в которую и пробрались. Оказалось, что пел мальчик лет 10 или 11 под аккомпанемент гитары. Он пел чудным густым голосом с  такою законченностью, с такой  теплотой, какие и в настоящих  артистах редко встречаются. Всего  курьезнее было то, что он пел  песню с словами очень трагического свойства, звучавшими необыкновенно мило в устах ребенка: «Зачем изменяешь мне, зачем покидаешь меня». Это было прелестно и грустно одновременно. Чайковский пожалел мальчика  «Как жаль мне этого ребёнка. Его, очевидно, эксплуатируют  отец, дядя и всякие родственники. Теперь по случаю карнавала, он поёт с утра до вечера и будет петь до тех пор, пока голос не пропадёт безвозвратно».  Мелодия песни, которую записал Чайковский, вошла в «Детский альбом» под названием «Итальянская песенка».

16. «Старинная французская песенка»                                                                                       Одно из самых популярных произведений П. Чайковского. В основе пьесы подлинная старинная французская мелодия. П. Чайковский обращался к этой песне дважды: после "Детского альбома" он использовал ее в хоре менестрелей в своей опере "Орлеанская дева". Композитор использует приемы, характерные для старинной музыки. Музыкальную форму пьесы можно представить себе двояко - как двухчастную, так и трехчастную.

17. «Немецкая песенка»                                                                                                              Несмотря на то. Что она называется песенка. Пьеса имеет ярко выраженный танцевальный характер, а часто повторяющийся пунктирный ритм добавляет ещё больше задора и энергии.  По характеру эта немецкая песенка напоминает тирольские песни (в описании пьесы этот тезис подробнее раскрывается). Примечательно, что трехдольный размер в данном случае больше ассоциируется с лендлером, чем с вальсом (который П. Чайковский очень любил). Эта пьеса, как и большинство номеров "Детского альбома", написана в трехчастной форме.

18. «Неаполитанская песенка»                                                                                            "Неаполитанская песенка" - одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый "Неаполитанский танец" к балету "Лебединое озеро". В воображении встаёт картинка весёлого итальянского карнавала - его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.

19. «Нянина сказка»                                                                                                                    Музыка этой пьесы позволяет по-разному трактовать содержание произведения (разные варианты подробнее обсуждаются в описании произведения). Пьеса написана в трехчастной форме.

20. «Баба Яга»Гармонический язык в этой пьесе более острый, чем в других пьесах цикла. Резкие аккорды вместе с многочисленными акцентами и выдержанным от начала до конца отрывистым штрихом придают музыке зловещую причудливость.  
Угловатое, как бы нарочито утрированное звучание начала пьесы напоминает прихрамывающую походку сказочного персонажа. Пьеса исполняется очень скоро: в нотах авторское указание Presto (итал. – очень быстро).

21. «Сладкая греза»                                                                                                                     Эта пьеса написана в стиле романса, точнее вокального дуэта. Пьеса передает мечтательное трепетное состояние души. У П. Чайковского, как, впрочем, и у многих других композиторов эпохи романтизма, большое значение имеют исполнительские ремарки в нотах. Обращает на себя внимание аккомпанемент: паузы между аккордами передают учащенное от волнения дыхание. Музыкальная форма пьесы трехчастная, как и в большинстве пьес "Детского альбома". Естественно, что крайние части схожи, тогда как средняя имеет значительное развитие.

22. «Песня жаворонка»                                                                                                               Эта пьеса невольно заставляет обратиться к другому фортепианному циклу П. Чайковского - "Временам года": здесь тоже есть пьеса, звуками изображающая пение жаворонка. Сравнение этих пьес приводит к интересным выводам (о них подробнее в описании данной пьесы). "Песня жаворонка" из "Детского альбома" - это тонкая живописная зарисовка, окрашенная светлым радостным настроением; лишь в средней части появляется налет грусти.

23. «Шарманщик поет»                                                                                                                  Счастливое стечение обстоятельств - знакомство Петра Чайковского с Н. Ф. фон Мекк - сослужило всем нам хорошую службу: оно оставило нам огромную по количеству и необычайно важную по содержанию этих двух очень глубоких личностей. В их письмах сохранились обстоятельства работы композитора над многими его произведениями. Так, мы знаем о работе над данной пьесой, мелодия которой, кстати, использовалась композитором дважды. Сравнение этих вариантов позволяет проникнуть в творческую лабораторию композитора.

24. «В церкви»                                                                                                Завершается сборник пьесой "В церкви". Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало. Пьеса долгое время была известна под другим (не П. Чайковским данным) названием. Церковный характер музыки очевиден не только исходя из названия, но и по самой внутренней сути произведения. Сохранилось много суждений композитора о церкви и том настроении, которое церковь и церковный обряд вызывают в душе композитора. Эти настроения отчетливо проявились в данной - заключительной - пьесе "Детского альбома". При звучании этой заключительной пьесы возникает ассоциация с первым номером цикла - "Утренней молитвой". Эта первая пьеса тоже состоит из двух разделов, передающих дополняющие друг друга настроения: благоговейной созерцательности и мечты, ожидания счастья, радости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия:

Тема: «Детский альбом» П.И. Чайковского.

Програмное содержание: Развитие музыкального восприятия; формирование представлений детей о творчестве композитора, дирижера и педагога П.И. Чайковского; развитие умения анализировать музыкальные произведения с близкими названиями.                                                                                                                        

Материалы и оборудывание: Музыкальный центр, запись произведений из                          «Детского альбома» П.И. Чайковского«Итальянская песенка» и «Старинная французская песенка», портрет композитора. Иллюстрации с изображением музыкальных инструментов: фортепиано, мандолины, гитары.

                                     Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами будем слушать музыку замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского.                                                               Скажите, дети, а кто такой композитор? Ответы детей. Да, композитор – это музыкант, который сочиняет музыку.                                                                                

П.И. Чайковский жил давно, более ста лет назад и был не только композитором, но и дирижером . (Демонстрируется портрет композитора).                                                  Петр Ильич сочинил много музыкальных произведений, таких как: «Лебединое озеро», «Спящая Красавица», «Щелкунчик» и др. Среди них – «Детский альбом», в который вошло двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано.(Показ иллюстраций). Например: «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Вальс», «Нянина сказка», «Песня Жаворонка» и т.д. Под впечатлением путешествий Чайковский сочинил несколько пьес, таких как «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», а так же «Неаполитанская». В каждой пьесе отражаются свои национальные особенности. Сегодня мы свами послушаем две пьесы – это «Итальянская песенка» и «Старинная французская песенка». Давайте сравним итальянскую и старинную французскую песенки. Определим, чем они отличаются и какой характер у этих произведений? Первая пьеса, которую мы свами прослушаем, называется «Итальянская песенка». (Проигрывается пьеса).Итак, какой характер этой музыки?                                                

Дети:ответыдетей.                                                                                                                                  

Воспитатель: Да, «Итальянская песенка» очень грациозная, милая, нежная, игривая.  А похоже ли она на какой–нибудь  танец?

Дети:ответы детей.                                                                                                        

Воспитатель: Правильно. В пьесе чувствуется вальсовость, но вальс этот не плавный, а игривый, оживленный. В музыке много акцентов, которые придают ей энергичный характер, отчетливость. В аккомпанементе слышится подражание распространенным в Италии музыкальным инструментам – мандолине и гитаре.  В мелодии иногда встречаются быстрые, легкие, отрывистые звуки. Такие отрывистые звуки чаще всего встречаются в танце, чем в песне. Можно сказать, что «Итальянская песенка» больше похожа на танец, чем на песню.

Воспитатель:А теперь прослушаем вторую пьесу, которая называется «Старинная французская песенка». (Проигрывается пьеса). Итак, какой характер этой музыки?                                                                                              

Дети: ответы детей.                          

Воспитатель:В « Старинной французской песенке» оживает грустный, искренний, простой народный напев. Она похожа на песню – задушевную, задумчивую, мечтательную, печальную. В средней части музыка становится взволнованной, настойчивой, жалобной. Затем следует кульминация пьесы и опять повторяется первая мелодия, грустная, меланхоличная.                                               Итак, сегодня мы с вами беседовали о творчестве русского композитора П.И. Чайковского, слушали его замечательную музыку.

 

 

 

 

 

 

   Литература:

  1. ГогоберидзеА.Г., ДеркунскаяВ.А. Детство с музыкой - СПб, ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010 год
  2. Радынова О.П. Песня, танец, марш - СФЕРА,  М., 2009 год
  3. classic.chubrik.ru
  4. www.rodon.org
  5. www.tchaikov.ru                                                   

 

 

 

 

 

  План работы:                                                                                                         

1. Реферат по теме «Детский  альбом» П.И. Чайковского.

2. Конспект проведения беседы с  детьми старшего дошкольного возраста по теме «Детский  альбом» П.И. Чайковского.

3. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Департамент образования  города Москвы

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

среднего профессионального  образования

Педагогический колледж  № 18 "Митино"

 

 

 

 

Домашняя контрольная  работа

по Методике музыкального развития

Тема: «Детский альбом» П.И. Чайковского

 

 

 

Выполнила:

 Студентка 4 курса

403 группы

Ковалева Галина Александровна

Проверила:

Преподаватель:…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе «Детский альбом» П.И. Чайковского