15. «Итальянская песенка»Эта
пьеса открывает собой мини-цикл внутри
"Детского альбома", который можно
условно назвать "Музыкальный дневник
путешествий", поскольку это пьесы ("Итальянская
песенка", "Старинная французская
песенка", "Немецкая песенка", "Неаполитанская
песенка") с явным национальным колоритом.
Это ясно не только из их названий, но и
из самой музыки.
С Итальянской песенкой связана
интересная история. Однажды во Флоренции
Пётр Ильич услышал пение десятилетнего
мальчика, окружённого толпой слушателей.
Он пел в сопровождении гитары
и его голос поражал теплотой
и красивым тембром. В письме родным
Чайковский писал: «Из Венеции я
вывез с собою очень милую
песенку. Вообще в Италии я испытал
два приятных музыкальных впечатления.
Одно во Флоренции - не помню, писал
ли я Вам об этом. Мы с братом услышали
вечером на улице пение и увидели
толпу, в которую и пробрались.
Оказалось, что пел мальчик лет
10 или 11 под аккомпанемент гитары.
Он пел чудным густым голосом с
такою законченностью, с такой
теплотой, какие и в настоящих
артистах редко встречаются. Всего
курьезнее было то, что он пел
песню с словами очень трагического
свойства, звучавшими необыкновенно мило
в устах ребенка: «Зачем изменяешь мне,
зачем покидаешь меня». Это было прелестно
и грустно одновременно. Чайковский пожалел
мальчика «Как жаль мне этого ребёнка.
Его, очевидно, эксплуатируют отец, дядя
и всякие родственники. Теперь по случаю
карнавала, он поёт с утра до вечера и будет
петь до тех пор, пока голос не пропадёт
безвозвратно». Мелодия песни, которую
записал Чайковский, вошла в «Детский
альбом» под названием «Итальянская песенка».
16. «Старинная французская песенка»
Одно из самых популярных произведений
П. Чайковского. В основе пьесы подлинная
старинная французская мелодия. П. Чайковский
обращался к этой песне дважды: после "Детского
альбома" он использовал ее в хоре менестрелей
в своей опере "Орлеанская дева".
Композитор использует приемы, характерные
для старинной музыки. Музыкальную форму
пьесы можно представить себе двояко -
как двухчастную, так и трехчастную.
17. «Немецкая песенка»
Несмотря на то. Что она называется песенка.
Пьеса имеет ярко выраженный танцевальный
характер, а часто повторяющийся пунктирный
ритм добавляет ещё больше задора и энергии.
По характеру эта немецкая песенка напоминает
тирольские песни (в описании пьесы этот
тезис подробнее раскрывается). Примечательно,
что трехдольный размер в данном случае
больше ассоциируется с лендлером, чем
с вальсом (который П. Чайковский очень
любил). Эта пьеса, как и большинство номеров
"Детского альбома", написана в трехчастной
форме.
18. «Неаполитанская песенка»
"Неаполитанская песенка" - одна из
самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич
тоже любил эту музыку, и на её основе он
впоследствии создал знаменитый "Неаполитанский
танец" к балету "Лебединое озеро".
В воображении встаёт картинка весёлого
итальянского карнавала - его не раз наблюдал
Чайковский, бывая в Италии.
19. «Нянина сказка»
Музыка этой пьесы позволяет по-разному
трактовать содержание произведения (разные
варианты подробнее обсуждаются в описании
произведения). Пьеса написана в трехчастной
форме.
20. «Баба Яга»Гармонический
язык в этой пьесе более острый, чем в других
пьесах цикла. Резкие аккорды вместе с
многочисленными акцентами и выдержанным
от начала до конца отрывистым штрихом
придают музыке зловещую причудливость.
Угловатое, как бы нарочито утрированное
звучание начала пьесы напоминает прихрамывающую
походку сказочного персонажа. Пьеса исполняется
очень скоро: в нотах авторское указание
Presto (итал. – очень быстро).
21. «Сладкая греза»
Эта пьеса написана в стиле романса, точнее
вокального дуэта. Пьеса передает мечтательное
трепетное состояние души. У П. Чайковского,
как, впрочем, и у многих других композиторов
эпохи романтизма, большое значение имеют
исполнительские ремарки в нотах. Обращает
на себя внимание аккомпанемент: паузы
между аккордами передают учащенное от
волнения дыхание. Музыкальная форма пьесы
трехчастная, как и в большинстве пьес
"Детского альбома". Естественно,
что крайние части схожи, тогда как средняя
имеет значительное развитие.
22. «Песня жаворонка»
Эта пьеса невольно заставляет обратиться
к другому фортепианному циклу П. Чайковского
- "Временам года": здесь тоже есть
пьеса, звуками изображающая пение жаворонка.
Сравнение этих пьес приводит к интересным
выводам (о них подробнее в описании данной
пьесы). "Песня жаворонка" из "Детского
альбома" - это тонкая живописная зарисовка,
окрашенная светлым радостным настроением;
лишь в средней части появляется налет
грусти.
23. «Шарманщик поет»
Счастливое стечение обстоятельств - знакомство
Петра Чайковского с Н. Ф. фон Мекк - сослужило
всем нам хорошую службу: оно оставило
нам огромную по количеству и необычайно
важную по содержанию этих двух очень
глубоких личностей. В их письмах сохранились
обстоятельства работы композитора над
многими его произведениями. Так, мы знаем
о работе над данной пьесой, мелодия которой,
кстати, использовалась композитором
дважды. Сравнение этих вариантов позволяет
проникнуть в творческую лабораторию
композитора.
24. «В церкви»
Завершается сборник пьесой "В церкви".
Тем самым, первый и последний номера соединяются
своего рода аркой; общим в обоих случаях
является торжественное просветленное
религиозное начало. Пьеса долгое время
была известна под другим (не П. Чайковским
данным) названием. Церковный характер
музыки очевиден не только исходя из названия,
но и по самой внутренней сути произведения.
Сохранилось много суждений композитора
о церкви и том настроении, которое церковь
и церковный обряд вызывают в душе композитора.
Эти настроения отчетливо проявились
в данной - заключительной - пьесе "Детского
альбома". При звучании этой заключительной
пьесы возникает ассоциация с первым номером
цикла - "Утренней молитвой". Эта первая
пьеса тоже состоит из двух разделов, передающих
дополняющие друг друга настроения: благоговейной
созерцательности и мечты, ожидания счастья,
радости.
Конспект занятия:
Тема: «Детский альбом» П.И.
Чайковского.
Програмное содержание:
Развитие музыкального восприятия; формирование
представлений детей о творчестве композитора,
дирижера и педагога П.И. Чайковского;
развитие умения анализировать музыкальные
произведения с близкими названиями.
Материалы и оборудывание:
Музыкальный центр, запись произведений
из
«Детского альбома» П.И. Чайковского«Итальянская
песенка» и «Старинная французская песенка»,
портрет композитора. Иллюстрации с изображением
музыкальных инструментов: фортепиано,
мандолины, гитары.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами
будем слушать музыку замечательного
русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Скажите, дети, а кто такой композитор? Ответы детей.
Да, композитор – это музыкант, который
сочиняет музыку.
П.И. Чайковский жил давно,
более ста лет назад и был не только композитором,
но и дирижером . (Демонстрируется
портрет композитора).
Петр Ильич сочинил много музыкальных
произведений, таких как: «Лебединое озеро»,
«Спящая Красавица», «Щелкунчик» и др.
Среди них – «Детский альбом», в который
вошло двадцать четыре лёгкие пьесы для
фортепиано.(Показ иллюстраций).
Например: «Марш деревянных солдатиков»,
«Болезнь куклы», «Вальс», «Нянина сказка»,
«Песня Жаворонка» и т.д. Под впечатлением
путешествий Чайковский сочинил несколько
пьес, таких как «Итальянская песенка»,
«Старинная французская песенка», «Немецкая
песенка», а так же «Неаполитанская». В
каждой пьесе отражаются свои национальные
особенности. Сегодня мы свами послушаем
две пьесы – это «Итальянская песенка»
и «Старинная французская песенка». Давайте
сравним итальянскую и старинную французскую
песенки. Определим, чем они отличаются
и какой характер у этих произведений?
Первая пьеса, которую мы свами прослушаем,
называется «Итальянская песенка». (Проигрывается пьеса).Итак,
какой характер этой музыки?
Дети:ответыдетей.
Воспитатель: Да, «Итальянская песенка»
очень грациозная, милая, нежная, игривая.
А похоже ли она на какой–нибудь танец?
Дети:ответы детей.
Воспитатель: Правильно. В пьесе чувствуется
вальсовость, но вальс этот не плавный,
а игривый, оживленный. В музыке много
акцентов, которые придают ей энергичный
характер, отчетливость. В аккомпанементе
слышится подражание распространенным
в Италии музыкальным инструментам –
мандолине и гитаре. В мелодии иногда
встречаются быстрые, легкие, отрывистые
звуки. Такие отрывистые звуки чаще всего
встречаются в танце, чем в песне. Можно
сказать, что «Итальянская песенка» больше
похожа на танец, чем на песню.
Воспитатель:А теперь прослушаем вторую
пьесу, которая называется «Старинная
французская песенка». (Проигрывается пьеса).
Итак, какой характер этой музыки?
Дети: ответы детей.
Воспитатель:В « Старинной французской песенке»
оживает грустный, искренний, простой
народный напев. Она похожа на песню –
задушевную, задумчивую, мечтательную,
печальную. В средней части музыка становится
взволнованной, настойчивой, жалобной.
Затем следует кульминация пьесы и опять
повторяется первая мелодия, грустная,
меланхоличная.
Итак, сегодня мы с вами беседовали о творчестве
русского композитора П.И. Чайковского,
слушали его замечательную музыку.
Литература:
- ГогоберидзеА.Г., ДеркунскаяВ.А. Детство с музыкой - СПб, ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010 год
- Радынова О.П. Песня, танец, марш - СФЕРА, М., 2009 год
- classic.chubrik.ru
- www.rodon.org
- www.tchaikov.ru
План работы:
1. Реферат по теме «Детский
альбом» П.И. Чайковского.
2.
Конспект проведения беседы с
детьми старшего дошкольного возраста
по теме «Детский альбом» П.И. Чайковского.
3.
Список литературы.
Департамент образования
города Москвы
Государственное бюджетное
образовательное учреждение
среднего профессионального
образования
Педагогический колледж
№ 18 "Митино"
Домашняя контрольная
работа
по Методике музыкального
развития
Тема: «Детский альбом» П.И.
Чайковского
Выполнила:
Студентка 4 курса
403 группы
Ковалева Галина Александровна
Проверила:
Преподаватель:…
Москва, 2012