15. «Итальянская песенка»Эта 
пьеса открывает собой мини-цикл внутри 
"Детского альбома", который можно 
условно назвать "Музыкальный дневник 
путешествий", поскольку это пьесы ("Итальянская 
песенка", "Старинная французская 
песенка", "Немецкая песенка", "Неаполитанская 
песенка") с явным национальным колоритом. 
Это ясно не только из их названий, но и 
из самой музыки. 
С Итальянской песенкой связана 
интересная история. Однажды во Флоренции 
Пётр Ильич услышал пение десятилетнего 
мальчика, окружённого толпой слушателей. 
Он пел в сопровождении гитары 
и его голос поражал теплотой 
и красивым тембром. В письме родным 
Чайковский писал: «Из Венеции я 
вывез с собою очень милую 
песенку. Вообще в Италии я испытал 
два приятных музыкальных впечатления. 
Одно во Флоренции - не помню, писал 
ли я Вам об этом. Мы с братом услышали 
вечером на улице пение и увидели 
толпу, в которую и пробрались. 
Оказалось, что пел мальчик лет 
10 или 11 под аккомпанемент гитары. 
Он пел чудным густым голосом с 
такою законченностью, с такой 
теплотой, какие и в настоящих 
артистах редко встречаются. Всего 
курьезнее было то, что он пел 
песню с словами очень трагического 
свойства, звучавшими необыкновенно мило 
в устах ребенка: «Зачем изменяешь мне, 
зачем покидаешь меня». Это было прелестно 
и грустно одновременно. Чайковский пожалел 
мальчика  «Как жаль мне этого ребёнка. 
Его, очевидно, эксплуатируют  отец, дядя 
и всякие родственники. Теперь по случаю 
карнавала, он поёт с утра до вечера и будет 
петь до тех пор, пока голос не пропадёт 
безвозвратно».  Мелодия песни, которую 
записал Чайковский, вошла в «Детский 
альбом» под названием «Итальянская песенка».
16. «Старинная французская песенка»                                                                                       
Одно из самых популярных произведений 
П. Чайковского. В основе пьесы подлинная 
старинная французская мелодия. П. Чайковский 
обращался к этой песне дважды: после "Детского 
альбома" он использовал ее в хоре менестрелей 
в своей опере "Орлеанская дева". 
Композитор использует приемы, характерные 
для старинной музыки. Музыкальную форму 
пьесы можно представить себе двояко - 
как двухчастную, так и трехчастную.
17. «Немецкая песенка»                                                                                                              
Несмотря на то. Что она называется песенка. 
Пьеса имеет ярко выраженный танцевальный 
характер, а часто повторяющийся пунктирный 
ритм добавляет ещё больше задора и энергии.  
По характеру эта немецкая песенка напоминает 
тирольские песни (в описании пьесы этот 
тезис подробнее раскрывается). Примечательно, 
что трехдольный размер в данном случае 
больше ассоциируется с лендлером, чем 
с вальсом (который П. Чайковский очень 
любил). Эта пьеса, как и большинство номеров 
"Детского альбома", написана в трехчастной 
форме. 
18. «Неаполитанская песенка»                                                                                            
"Неаполитанская песенка" - одна из 
самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич 
тоже любил эту музыку, и на её основе он 
впоследствии создал знаменитый "Неаполитанский 
танец" к балету "Лебединое озеро". 
В воображении встаёт картинка весёлого 
итальянского карнавала - его не раз наблюдал 
Чайковский, бывая в Италии.
19. «Нянина сказка»                                                                                                                    
Музыка этой пьесы позволяет по-разному 
трактовать содержание произведения (разные 
варианты подробнее обсуждаются в описании 
произведения). Пьеса написана в трехчастной 
форме.
20. «Баба Яга»Гармонический 
язык в этой пьесе более острый, чем в других 
пьесах цикла. Резкие аккорды вместе с 
многочисленными акцентами и выдержанным 
от начала до конца отрывистым штрихом 
придают музыке зловещую причудливость.  
Угловатое, как бы нарочито утрированное 
звучание начала пьесы напоминает прихрамывающую 
походку сказочного персонажа. Пьеса исполняется 
очень скоро: в нотах авторское указание 
Presto (итал. – очень быстро).
21. «Сладкая греза»                                                                                                                     
Эта пьеса написана в стиле романса, точнее 
вокального дуэта. Пьеса передает мечтательное 
трепетное состояние души. У П. Чайковского, 
как, впрочем, и у многих других композиторов 
эпохи романтизма, большое значение имеют 
исполнительские ремарки в нотах. Обращает 
на себя внимание аккомпанемент: паузы 
между аккордами передают учащенное от 
волнения дыхание. Музыкальная форма пьесы 
трехчастная, как и в большинстве пьес 
"Детского альбома". Естественно, 
что крайние части схожи, тогда как средняя 
имеет значительное развитие.
22. «Песня жаворонка»                                                                                                               
Эта пьеса невольно заставляет обратиться 
к другому фортепианному циклу П. Чайковского 
- "Временам года": здесь тоже есть 
пьеса, звуками изображающая пение жаворонка. 
Сравнение этих пьес приводит к интересным 
выводам (о них подробнее в описании данной 
пьесы). "Песня жаворонка" из "Детского 
альбома" - это тонкая живописная зарисовка, 
окрашенная светлым радостным настроением; 
лишь в средней части появляется налет 
грусти. 
23. «Шарманщик поет»                                                                                                                  
Счастливое стечение обстоятельств - знакомство 
Петра Чайковского с Н. Ф. фон Мекк - сослужило 
всем нам хорошую службу: оно оставило 
нам огромную по количеству и необычайно 
важную по содержанию этих двух очень 
глубоких личностей. В их письмах сохранились 
обстоятельства работы композитора над 
многими его произведениями. Так, мы знаем 
о работе над данной пьесой, мелодия которой, 
кстати, использовалась композитором 
дважды. Сравнение этих вариантов позволяет 
проникнуть в творческую лабораторию 
композитора.
24. «В церкви»                                                                                                
Завершается сборник пьесой "В церкви". 
Тем самым, первый и последний номера соединяются 
своего рода аркой; общим в обоих случаях 
является торжественное просветленное 
религиозное начало. Пьеса долгое время 
была известна под другим (не П. Чайковским 
данным) названием. Церковный характер 
музыки очевиден не только исходя из названия, 
но и по самой внутренней сути произведения. 
Сохранилось много суждений композитора 
о церкви и том настроении, которое церковь 
и церковный обряд вызывают в душе композитора. 
Эти настроения отчетливо проявились 
в данной - заключительной - пьесе "Детского 
альбома". При звучании этой заключительной 
пьесы возникает ассоциация с первым номером 
цикла - "Утренней молитвой". Эта первая 
пьеса тоже состоит из двух разделов, передающих 
дополняющие друг друга настроения: благоговейной 
созерцательности и мечты, ожидания счастья, 
радости. 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Конспект занятия:
Тема: «Детский альбом» П.И. 
Чайковского.
Програмное содержание: 
Развитие музыкального восприятия; формирование 
представлений детей о творчестве композитора, 
дирижера и педагога П.И. Чайковского; 
развитие умения анализировать музыкальные 
произведения с близкими названиями.                                                                                                                         
Материалы и оборудывание: 
Музыкальный центр, запись произведений 
из                          
«Детского альбома» П.И. Чайковского«Итальянская 
песенка» и «Старинная французская песенка», 
портрет композитора. Иллюстрации с изображением 
музыкальных инструментов: фортепиано, 
мандолины, гитары. 
                                     
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами 
будем слушать музыку замечательного 
русского композитора Петра Ильича Чайковского.                                                               
Скажите, дети, а кто такой композитор? Ответы детей. 
Да, композитор – это музыкант, который 
сочиняет музыку.                                                                                 
П.И. Чайковский жил давно, 
более ста лет назад и был не только композитором, 
но и дирижером . (Демонстрируется 
портрет композитора).                                                  
Петр Ильич сочинил много музыкальных 
произведений, таких как: «Лебединое озеро», 
«Спящая Красавица», «Щелкунчик» и др. 
Среди них – «Детский альбом», в который 
вошло двадцать четыре лёгкие пьесы для 
фортепиано.(Показ иллюстраций). 
Например: «Марш деревянных солдатиков», 
«Болезнь куклы», «Вальс», «Нянина сказка», 
«Песня Жаворонка» и т.д. Под впечатлением 
путешествий Чайковский сочинил несколько 
пьес, таких как «Итальянская песенка», 
«Старинная французская песенка», «Немецкая 
песенка», а так же «Неаполитанская». В 
каждой пьесе отражаются свои национальные 
особенности. Сегодня мы свами послушаем 
две пьесы – это «Итальянская песенка» 
и «Старинная французская песенка». Давайте 
сравним итальянскую и старинную французскую 
песенки. Определим, чем они отличаются 
и какой характер у этих произведений? 
Первая пьеса, которую мы свами прослушаем, 
называется «Итальянская песенка». (Проигрывается пьеса).Итак, 
какой характер этой музыки?                                                 
Дети:ответыдетей.                                                                                                                                   
Воспитатель: Да, «Итальянская песенка» 
очень грациозная, милая, нежная, игривая.  
А похоже ли она на какой–нибудь  танец? 
Дети:ответы детей.                                                                                                         
Воспитатель: Правильно. В пьесе чувствуется 
вальсовость, но вальс этот не плавный, 
а игривый, оживленный. В музыке много 
акцентов, которые придают ей энергичный 
характер, отчетливость. В аккомпанементе 
слышится подражание распространенным 
в Италии музыкальным инструментам – 
мандолине и гитаре.  В мелодии иногда 
встречаются быстрые, легкие, отрывистые 
звуки. Такие отрывистые звуки чаще всего 
встречаются в танце, чем в песне. Можно 
сказать, что «Итальянская песенка» больше 
похожа на танец, чем на песню. 
Воспитатель:А теперь прослушаем вторую 
пьесу, которая называется «Старинная 
французская песенка». (Проигрывается пьеса). 
Итак, какой характер этой музыки?                                                                                               
Дети: ответы детей.                           
Воспитатель:В « Старинной французской песенке» 
оживает грустный, искренний, простой 
народный напев. Она похожа на песню – 
задушевную, задумчивую, мечтательную, 
печальную. В средней части музыка становится 
взволнованной, настойчивой, жалобной. 
Затем следует кульминация пьесы и опять 
повторяется первая мелодия, грустная, 
меланхоличная.                                               
Итак, сегодня мы с вами беседовали о творчестве 
русского композитора П.И. Чайковского, 
слушали его замечательную музыку. 
 
 
 
 
 
 
   
Литература:
  -  ГогоберидзеА.Г., ДеркунскаяВ.А. Детство с музыкой - СПб, ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010 год
- Радынова О.П. Песня, танец, марш - СФЕРА,  М., 2009 год
- classic.chubrik.ru
- www.rodon.org
- www.tchaikov.ru                                                    
 
 
 
 
 
  План работы:                                                                                                          
 1. Реферат по теме «Детский 
альбом» П.И. Чайковского.
2. 
Конспект проведения беседы с 
детьми старшего дошкольного возраста 
по теме «Детский  альбом» П.И. Чайковского.
3. 
Список литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Департамент образования 
города Москвы
Государственное бюджетное 
образовательное учреждение
среднего профессионального 
образования
Педагогический колледж 
№ 18 "Митино"
 
 
 
 
Домашняя контрольная 
работа
по Методике музыкального 
развития
Тема: «Детский альбом» П.И. 
Чайковского
 
 
 
Выполнила:
 Студентка 4 курса
403 группы
Ковалева Галина Александровна
Проверила:
Преподаватель:…
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва, 2012