Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:47, контрольная работа
«Детский альбом» П.И. Чайковского… Как часто мы слышим эти слова в концертных залах, по радио, в телепередачах. И звучат давно полюбившиеся, хорошо знакомые фортепианные миниатюры. Звучат в исполнении великих мастеров и начинающих маленьких пианистов. Сочинение "Детского альбома" - первое обращение композитора к детской теме.
«Детский альбом» П.И. Чайковского
«Детский альбом» П.И. Чайковского…
Как часто мы слышим эти слова в концертных
залах, по радио, в телепередачах. И звучат
давно полюбившиеся, хорошо знакомые фортепианные
миниатюры. Звучат в исполнении великих
мастеров и начинающих маленьких пианистов.
Непосредственно созданию "Детского
альбома" предшествовало длительное
общение с Колей Конради, глухонемым
воспитанником М.И.Чайковского. Именно
с ним и своим братом композитор провел
вместе часть зимы 1877 - 1878 годов. Втроем
они посещали достопримечательности,
путешествовали. Прежде мир ребенка для
Чайковского - это были воспоминания собственного
детства, общение с семьей Давыдовых в
Каменке. В Швейцарии и Италии Чайковский
довольно долгое время провел с Колей,
входил в мир интересов мальчика, занимался
его воспитанием, а также был свидетелем
его реакций на впечатления, которые приносили
путешествие, непосредственно наблюдал
мир ребенка.
Вторым фактором, предшествовавшим
появлению идеи сочинить цикл пьес
для детей, были встречи и впечатления
от пения "недетской" песенки уличного
мальчика-певца Витторио во Флоренции,
о чем Чайковский писал: "Всего курьезнее
было то, что он пел песню со словами трагического
свойства, звучащими необыкновенно мило
в устах ребенка".
Третьим фактором, определившим
намерение Чайковского сочинить
пьесы для детей, можно считать
пример Р.Шумана. Неслучайно в одном
из писем, рассказывая о замысле
"Детского альбома" Чайковский упоминает
в этой связиР.Шумана.
О начале работы над "Детским альбомом" известно из письма композитора от 30 апреля 1878 года. Чайковский, находясь в Каменке, в семье Давыдовых, написал П.И.Юргенсону: "Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями как у Шумана".
О порядке сочинения пьес сведений нет. Эскизы их были завершены очень быстро. 27 мая 1878 года в письме к Н.Ф. фон Мекк из Браилова композитор сообщил обо всех сочиненных к этому моменту произведениях, в том числе и о "Детском альбоме", при этом поясняя: "Нужно будет много времени, по крайней мере, месяца полтора усидчивой работы, чтобы все это привести в порядок и переписать". 29 июля из Вербовки он написал издателю П.И.Юргенсону, что выслал ему рукописи всех завершенных к тому времени сочинений, в том числе и "Детскогоальбома".
«Детский альбом» - это
двадцать четыре легкие пьесы для
фортепиано. Первое издание датировано
1878 г. и осуществлено основателем
и владельцем крупнейшей музыкально
– издательской фирмы в России
Петром Ивановичем Юргенсоном, большим
другом и искренним почитателем талантаП.И.Чайковского.
Мысль о посвящении Володе Давыдову "Детского альбома", очевидно, возникла после окончания сочинения. В 1877г. Петр Ильич приехал отдохнуть к своим родственникам Давыдовым в сельцо Вербовка, тогда ему было 6 лет в отведенные для занятий часы с трудом осваивает премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Петр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый «пианист». Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл легких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности начинающего. Получилась своеобразная фортепианная сюита, где в небольших по объему пьесах народного характера перед юным пианистом последовательно ставятся разные художественно – исполнительские задачи. Мелодическая выразительность, простота гармонического языка, отсутствие фактурных сложностей делают эти произведения доступными юным исполнителям.
В автографе "Детского альбома" нет посвящения. В письмах Чайковского об этом упомянуто лишь после выхода в свет пьес. Так 24 ноября/6 декабря из Флоренции он писал Н.Ф.фон Мекк: "Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом".
Самая первая редакция была сделана с учетом возможностей маленького Володи, но в дальнейшем Петр Ильич возвращался к своему сочинению и дорабатывал его, принимая во вниманиеобщие характерные особенности игры юных музыкантов. Посвящению же Володе Давыдову, который «подсказал» композитору идею «Детского альбома», так и осталось.
"Детский альбом Чайковского",
наряду с широко известными
сочинениями Шумана, Грига, Дебюсси,
Равеля, Бартока и некоторых других композиторов-классиков,
входит в золотой фонд мировой музыкальной
литературы для детей. В России он дал
толчок к созданию ряда близких по характеру
и тематике фортепианных опусов. Воздействие
сочинения Чайковского испытали на себе
- в той или иной мере - многие русские авторы,
от А.Гречанинова, С.Прокофьева и В.Ребикова
до С.Майкапара, А.Гедике, Е.Гнесиной, Дм.Кабалевского
и др.
Хотя цикл адресован детям, к нему неоднократно обращались и профессиональные артисты. Высокохудожественный образец интерпретации "Детского альбома" оставил Я.В.Флиер, запечатлевший его в грамзаписи. В наши дни известны исполнение Детского альбома М.Плетневым и В.Постниковой. Плетнев допускает ряд существенных перестановок номеров внутри сборника, меняет их традиционную последовательность, выдвигая, тем самым, свою "версию" относительно "сюжетных ходов" и целостной драматургической концепции цикла.
Легкие пьесы для фортепьяно:
1. «Утренняя молитва»
Светлая тональность соль мажора, равномерное
ритмическое движение и строгая 4-голосная
фактура(словно поет хор) передает настроение
сосредоточенности и покоя.
2. «Зимнее утро»
3. «Мама»
4. «Игра в лошадки»
5. «Марш деревянных солдатиков»
6. «Болезнь куклы»
7. «Похороны куклы»
8. «Вальс»
9. «Новая кукла»
10. «Мазурка»
11. «Русская песня»
12. «Мужик на гармонике играет»
13. «Камаринская»
14. «Полька»