«Детский альбом» П.И. Чайковского

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:47, контрольная работа

Краткое описание

«Детский альбом» П.И. Чайковского… Как часто мы слышим эти слова в концертных залах, по радио, в телепередачах. И звучат давно полюбившиеся, хорошо знакомые фортепианные миниатюры. Звучат в исполнении великих мастеров и начинающих маленьких пианистов. Сочинение "Детского альбома" - первое обращение композитора к детской теме.

Файлы: 1 файл

ДКР ПО МУЗЫКИ.docx

— 39.48 Кб (Скачать)

«Детский альбом» П.И. Чайковского

«Детский альбом» П.И. Чайковского… Как часто мы слышим эти слова в концертных залах, по радио, в телепередачах. И звучат давно полюбившиеся, хорошо знакомые фортепианные миниатюры. Звучат в исполнении великих мастеров и начинающих маленьких пианистов.                                                                      Сочинение "Детского альбома" - первое обращение композитора к детской теме. Позже последует цикл Детских песен ор.54, балет "Щелкунчик". Поводом к обращению к музыке для детей послужили также жизненные обстоятельства композитора в 1877-1878 годах, и, прежде всего, общение с детьми в семье сестры А.И.Давыдовой в Каменке в момент сильнейших душевных переживаний, вызванных женитьбой.

Непосредственно созданию "Детского альбома" предшествовало длительное общение с Колей Конради, глухонемым воспитанником М.И.Чайковского. Именно с ним и своим братом композитор провел вместе часть зимы 1877 - 1878 годов. Втроем они посещали достопримечательности, путешествовали. Прежде мир ребенка для Чайковского - это были воспоминания собственного детства, общение с семьей Давыдовых в Каменке. В Швейцарии и Италии Чайковский довольно долгое время провел с Колей, входил в мир интересов мальчика, занимался его воспитанием, а также был свидетелем его реакций на впечатления, которые приносили путешествие, непосредственно наблюдал мир ребенка.                                                                                                           

Вторым фактором, предшествовавшим появлению идеи сочинить цикл пьес для детей, были встречи и впечатления  от пения "недетской" песенки уличного мальчика-певца Витторио во Флоренции, о чем Чайковский писал: "Всего курьезнее было то, что он пел песню со словами трагического свойства, звучащими необыкновенно мило в устах ребенка".                                                                                                              

Третьим фактором, определившим намерение Чайковского сочинить пьесы для детей, можно считать  пример Р.Шумана. Неслучайно в одном  из писем, рассказывая о замысле "Детского альбома" Чайковский упоминает  в этой связиР.Шумана.                                                                                                  

О начале работы над "Детским  альбомом" известно из письма композитора  от 30 апреля 1878 года. Чайковский, находясь в Каменке, в семье Давыдовых, написал П.И.Юргенсону: "Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями как у Шумана".

О порядке сочинения пьес сведений нет. Эскизы их были завершены  очень быстро. 27 мая 1878 года в письме к Н.Ф. фон Мекк из Браилова композитор сообщил обо всех сочиненных к этому моменту произведениях, в том числе и о "Детском альбоме", при этом поясняя: "Нужно будет много времени, по крайней мере, месяца полтора усидчивой работы, чтобы все это привести в порядок и переписать". 29 июля из Вербовки он написал издателю П.И.Юргенсону, что выслал ему рукописи всех завершенных к тому времени сочинений, в том числе и "Детскогоальбома".

«Детский альбом» - это  двадцать четыре легкие пьесы для  фортепиано. Первое издание датировано 1878 г. и осуществлено основателем  и владельцем крупнейшей музыкально – издательской фирмы в России Петром Ивановичем Юргенсоном, большим другом и искренним почитателем талантаП.И.Чайковского.                                                                                                          

Мысль о посвящении Володе Давыдову "Детского альбома", очевидно, возникла после окончания сочинения. В 1877г. Петр Ильич приехал отдохнуть к своим родственникам Давыдовым в сельцо Вербовка, тогда ему было 6 лет в отведенные для занятий часы с трудом осваивает премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Петр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый «пианист». Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл легких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности начинающего. Получилась своеобразная фортепианная сюита, где в небольших по объему пьесах народного характера перед юным пианистом последовательно ставятся разные художественно – исполнительские задачи. Мелодическая выразительность, простота гармонического языка, отсутствие фактурных сложностей делают эти произведения доступными юным исполнителям.

В автографе "Детского альбома" нет посвящения. В письмах Чайковского  об этом упомянуто лишь после выхода в свет пьес. Так 24 ноября/6 декабря  из Флоренции он писал Н.Ф.фон  Мекк: "Альбом этот я посвятил моему  племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом".

Самая первая редакция была сделана с учетом возможностей маленького Володи, но в дальнейшем Петр Ильич возвращался к своему сочинению и дорабатывал его, принимая во вниманиеобщие характерные особенности игры юных музыкантов. Посвящению же Володе Давыдову, который «подсказал» композитору идею «Детского альбома», так и осталось.

"Детский альбом Чайковского", наряду с широко известными  сочинениями Шумана, Грига, Дебюсси,  Равеля, Бартока и некоторых других композиторов-классиков, входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. В России он дал толчок к созданию ряда близких по характеру и тематике фортепианных опусов. Воздействие сочинения Чайковского испытали на себе - в той или иной мере - многие русские авторы, от А.Гречанинова, С.Прокофьева и В.Ребикова до С.Майкапара, А.Гедике, Е.Гнесиной, Дм.Кабалевского и др.                                                                                                                                          

Хотя цикл адресован детям, к нему неоднократно обращались и  профессиональные артисты. Высокохудожественный образец интерпретации "Детского альбома" оставил Я.В.Флиер, запечатлевший его в грамзаписи. В наши дни известны исполнение Детского альбома М.Плетневым и В.Постниковой. Плетнев допускает ряд существенных перестановок номеров внутри сборника, меняет их традиционную последовательность, выдвигая, тем самым, свою "версию" относительно "сюжетных ходов" и целостной драматургической  концепции цикла.

                         Легкие пьесы для фортепьяно:                                                                 

1. «Утренняя молитва»                                                                                                               Молитвой начинался день ребенка. Молясь, он настраивался на добрые мысли и поступки.  
Светлая тональность соль мажора, равномерное ритмическое движение и строгая 4-голосная фактура(словно поет хор) передает настроение сосредоточенности и покоя. 

2. «Зимнее утро»                                                                                                                           "Зимнее утро" - вторая пьеса из фортепианного цикла П. Чайковского "Детский альбом". Особыми композиторскими приемами П. Чайковский фортепианным звучанием передал тонкую поэтическую атмосферу зимнего утра. Течение мелодии очень естественное и потому легко запоминающееся.

3. «Мама»                                                                                                                                         Пьеса исполнена искренности и теплоты чувств; она полностью соответствует своему названию. Выразительность ее исполнения в значительной мере зависит от точности выполнения авторских ремарок. Ощущению мягкости и гибкости способствует трехдольный размер. Фортепианная фактура пьесы двухголосна. Голоса движутся, сохраняя между собой "теплый интервал" (дециму). Для исполнителя определенную проблему представляет интонационная самостоятельность голосов.

4. «Игра в лошадки»                                                                                                                  Примечательная музыкальная особенность пьесы - однородность фортепианной фактуры на протяжении всей пьесы. Это позволяет провести параллель с образцами старинной музыки, что в свою очередь побуждает подойти к ней с позиций так называемой теории аффектов. С другой стороны, напрашивается сравнение с пьесами Р. Шумана. Единообразие фактуры сочетается в пьесе с разнообразием гармонии. Внимание привлекает также особый композиторский прием - так называемый органный пункт. Пьеса дает хороший повод для обсуждения этого приема - его функции и значения.

5. «Марш деревянных солдатиков»                                                                                         Пьеса является элементом мини-цикла внутри всего "Детского альбома" и объединяется с близкой с ней по содержанию "Игрой в лошадки". Она демонстрирует ювелирную отделку всех элементов фортепианной фактуры. В творчестве П. Чайковского пьеса имеет своеобразную параллель - марш солдатиков (уже не деревянных, а настоящих мальчиков).

6. «Болезнь куклы»                                                                                                                       П. И. Чайковский очень тепло относился к детям. Им адресован целый ряд произведений композитора. "Болезнь куклы" - первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. Исполнение должно быть эмоциональным и в то же время строгим и сдержанным в проявлении чувства. В трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба. Сложную проблему для исполнителя представляет собой правильное соотношение мелодии и аккомпанемента.

7. «Похороны куклы»                                                                                                                Слушая эту пьесу, чувствуешь бережное отношение П. Чайковского к переживаниям ребенка, понимание их глубины и значительности. Пьеса вполне доказывает оправданность посвящения "Детского альбома" Р. Шуману: напрашивается ее сравнение с "Первой утратой" из "Альбома для юношества" Р. Шумана. При всей серьезности темы следует помнить, что композитор звуками создает впечатление похорон куклы: элемент игры здесь не должен совсем пропадать.

8. «Вальс»                                                                                                                                       Эта пьеса - одно из многих свидетельств любви П. Чайковского к вальсу (приводится много примеров вальса в произведениях композитора). В русской музыке традиция вальса идет от М. И. Глинки. Существуют разные типы вальса - лирический, и бальный, характерный танец. Этот вальс демонстрирует особое соотношение метра мелодии и трехдольного аккомпанемента. П. Чайковский тонко и с большим мастерством использует характерную особенность вальса - так называемые гемиоли (дается объяснение этой ритмической фигуры). Этот вальс побуждает к сравнению с вальсами Ф. Шопена.       

9. «Новая кукла»                                                                                                                        Эта пьеса - яркий пример того, как на протяжении всей пьесы композитор выражает одно настроение - радость. Композиторские средства, которыми это сделано, заставляют вспомнить другой музыкальный шедевр - песню Л. Бетховена "Новая любовь - новая жизнь" на стихи И. В. Гете. Пьеса написана в трехчастной форме пьесы; особенности средней части. Задача исполнителя - передавая бурную радость, не впасть в суетливость и суметь передать оттенки этой радости. В репризе настроение более умиротворенное.

10. «Мазурка»                                                                                                                         Мазурка по происхождению польский танец. В этом своем качестве она имеет характерные особенности польского танца. У П. Чайковского было много предшественников, писавших мазурки. Встречаются мазурки разного характера. Мазурка из "Детского альбома" - интимного камерного характера. Данная мазурка написана в традиционной для этого танца трехчастной форме.

11. «Русская песня»                                                                                                                   Петр Ильич повидал разные страны. Но из каждой поездки его тянуло домой, на Родину. Его звали бескрайние просторы полей и лесов, весенние радости и осенняя грусть, простота и искренность народа. Теплота и нежность русской песни. ":Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки:" - писал Чайковский. Детские впечатления композитора, его любовь к народной песне, пляске нашли отражение в трёх пьесах "Детского альбома": это "Русская песня", "Мужик на гармонике играет" и "Камаринская". 

12. «Мужик на гармонике играет»                                                                                           Эта пьеса - вторая (после предыдущей) в мини-цикле из трех пьес с русскими образами внутри "Детского альбома". В ней талантливо имитируется звучание гармоники (это дает повод кратко рассказать об истории появления и усовершенствования этого инструмента). В пьесе уникальная гармоническая структура, своеобразное использование определенных аккордов. 

13. «Камаринская»                                                                                                                       Эта пьеса заставляет, прежде всего, сказать о русской плясовой песне "Камаринская". Упоминание об этой песне можно встретить, например, у М. Лермонтова. До П. Чайковского "Камаринскую" написал М. Глинка (у П. Чайковский есть яркое высказывание об этом произведении М. Глинки). Между этими пьесами имеется примечательное сходство. Характерные композиторские приемы позволяют П. Чайковскому воспроизвести звучания народных инструментов - волынки и гармоники.      

14. «Полька»                                                                                                                                 Полька - одна из наиболее популярных пьес "Детского альбома". Название танца уже само говорит о его польском происхождении. П. Чайковский замечательно передает народный характер танца, особенно это ощущается, когда мелодия переходит в нижний регистр и приобретает нарочито грубоватый задорно юмористический характер. Вся пьеса построена на одном мотиве, который несколько раз повторяется, что делает пьесу легко запоминающейся.            

Информация о работе «Детский альбом» П.И. Чайковского