Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 13:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является всестороннее исследование понятия и характеристики муниципального управления, а также целей, задач и методов муниципального управления.
В работе рассматриваются такие вопросы как понятие и содержание муниципального управления, цели муниципального управления, задачи муниципального управления и методы муниципального управления.
Введение 3
1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ 5
2 ЦЕЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 8
3 ЗАДАЧИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 14
4 МЕТОДЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 16
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Смысл
и цель деятельности органов местного
самоуправления состоят только в
том, чтобы благоприятствовать материальному
и духовному развитию населения
муниципального образования. Именно внутреннее
состояние населения и
Во-вторых,
субъективная сторона целеполагания
и открытость сформулированных целей
муниципального управления. Сама сущность
управления состоит из определенной
последовательности (механизма) целеполагания,
от прогнозирования к
Планирование – это мост между нынешним и желаемым будущим положением. Игнорирование планирования означает отказ от целеполагания в муниципальном управлении, а, следовательно, и от самого управления как такового, тогда начинают проявлять себя стихийные процессы с непредсказуемостью их последствий.
В-третьих, иерархия целей муниципального управления строится на приоритете потребностей и интересов населения.
Основные виды целей муниципального управления образуют следующую структуру:
ü социальные, отражающие взаимоотношения элементов социальных структур сообщества, к примеру, уровень и качество жизни населения муниципального образования;
ü культурные, связанные как с восприятием культурных ценностей, которыми руководствуется сообщество, так и с влиянием духовного потенциала сообщества на реализацию социальных целей, к примеру, уровень образования;
ü экономические, характеризующие и утверждающие систему экономических отношений, обеспечивающих материальную основу реализации социальных и культурных целей муниципального управления, к примеру, размер бюджета муниципального образования;
ü производственные, состоящие в создании и поддержании активности тех экономических объектов, которые соответствуют перечисленным целям и способствуют их реализации, к примеру, предприятий и организаций оказывающих различные услуги;
ü организационные, направленные на решение организационных проблем в субъекте и объекте муниципального управления и построение функциональных и организационных структур для реализации вышеперечисленных целей.
Основой “древа” целей муниципального управления являются стратегические цели, связанные с сохранением или повышением уровня и качества жизни населения муниципального образования. Стратегические цели развертываются в тактические, определяющие направления действий по достижению первых, а тактические – в оперативные, определяющие каждодневные и конкретные действия по достижению первых и вторых целей. Стратегические цели являются – главными, а цели, способствующие их достижению – обеспечивающими (цели-средства). Цели муниципального управления также подразделяются на: общие (для всего муниципального управления) и частные (для отдельных сфер, органов и структурных подразделений), конечные (по результатам) и промежуточные, по времени – долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные, официальные (цели-декларации о намерениях или направлениях деятельности) и побочные (могущие носить негативный, противоположный смысл) и производные (могущие увести систему и ее отдельные элементы в сторону).
Построение “древа” целей муниципального управления на базе и с учетом их иерархии является непростой процедурой, причем применительно как муниципальному управлению в целом, так и к его отдельным частям. Необходимо четкое выделение главной (стратегической) цели, ради достижения которой и создаются органы местного самоуправления, а затем произвести “разветвление” этих целей по всем другим их видам. Важное значение имеет согласование целей так, чтобы они поддерживали и взаимообусловливали друг друга. Необходима обоснованная субординация целей, чтобы они работали друг на друга и, реализация одной цели становилась источником для другой. Субординация целей усиливает механизм целеполагания в муниципальном управлении.
И, конечно, первостепенная проблема заключается в достижении адекватности целей муниципального управления потребностям и интересам населения, а также тем целям, которые объективно порождаются управляемыми объектами.
К целям муниципального управления, как и ко всем прочим, предъявляются определенные требования:
Цели необходимо согласовывать по горизонтали и по вертикали. По горизонтали:
а) руководитель может установить место каждого (структурного подразделения, группы, отдельного работника) в достижение общей цели;
б)
может использовать эффективные
мотивирующие механизмы горизонтальных
связей (сквозные проекты, целевые группы,
целевые комплексные программы,
консультирующие и
При согласовании целей по вертикали важно учесть интересы всех заинтересованных организаций и групп (органов власти всех уровней, общественных организаций, предприятий, инвесторов, СМИ и т.д.).
Соблюдение этих требований превращает цели муниципального управления в мощную движущую силу функционирования и социально-экономического развития муниципального образования.
Для
большинства муниципальных
И, наконец, необходимы тщательное изучение и оценка состояния и возможностей самого муниципального образования:
Цель предопределяет задачи муниципального управления в реализации интересов муниципального образования. Задача управления – желаемый результат деятельности, достигаемый за намеченный период времени и характеризующийся набором количественных и качественных данных или параметров этого результата. Достижение целей управления обеспечивается решением соответствующих комплексов задач. Можно сказать, что цель становится задачей, если указан срок ее достижения и конкретизированы количественные и качественные характеристики желаемого результата. Короче говоря, цель достигается в результате решения задач.
Распределение целей во времени и пространстве в соответствии с организационной структурой муниципальной системы образует иерархическую систему задач, последовательное и параллельное решение которых должно приводить к достижению поставленных целей. В иерархии управления задачи вышестоящего звена управления могут рассматриваться как цели нижестоящих звеньев.
В муниципальном управлении можно выделить три уровня задач (рис.1):
1
– стабилизация управляющих
2
– управление сферами
3
– оптимизация
3 уровень | Оптимизация функционирования муниципального образования |
2 уровень | Управление сферами жизнедеятельности |
1 уровень | Стабилизация управляющих параметров |
Рис.
1. Уровни задач муниципального
управления
К основным задачам, способствующим достижению главной цели муниципального управления, относятся:
ü удовлетворение потребностей населения в различного рода услугах (в социально-культурных и иных сферах местной жизни);
ü реализация социально-экономического потенциала муниципального образования;
ü оптимальное сочетание местных и государственных интересов;
ü распределение социальных благ гарантированных государством (минимальный государственный социальный стандарт, обеспечивают их доступность, всеобщность, адресность и т.д.);
ü поддержание систем, обеспечивающих жизнедеятельность муниципального образования (пожарная и общественная безопасность, водоснабжение и канализация, и др.);
ü обеспечение условий для производства благ в видовом, количественном и качественном отношении превосходящих минимальный государственный социальный стандарт. /1/
Методы
муниципального управления основываются
на объективных экономических
Методы
муниципального управления всегда используются
комплексно, взаимно дополняя друг
друга. Их совокупность образует целостную
систему методов муниципального
управления. Существуют следующие группы
методов: экономические, административно-