Задачи муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является всестороннее исследование понятия и характеристики муниципального управления, а также целей, задач и методов муниципального управления.

В работе рассматриваются такие вопросы как понятие и содержание муниципального управления, цели муниципального управления, задачи муниципального управления и методы муниципального управления.

Оглавление

Введение 3

1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ 5

2 ЦЕЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 8

3 ЗАДАЧИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 14

4 МЕТОДЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 16

Заключение 19

Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Задачи муниципального управления.docx

— 42.17 Кб (Скачать)

     Смысл и цель деятельности органов местного самоуправления состоят только в  том, чтобы благоприятствовать материальному  и духовному развитию населения  муниципального образования. Именно внутреннее состояние населения и волнующие  его проблемы являются подлинным  и актуальным источником формирования целей муниципального управления. Необходимо изучение объективных условий, которые  складываются вокруг муниципального образования  и внутри его, реальное определение  возможностей и силы субъективного  фактора, четкое знание потребностей и  интересов конкретных управляемых  объектов в управляющих воздействиях, достоверная оценка потенциала муниципального управления для управленческих действий, способных привести в итоге к  объективной практической целенаправленности муниципального управления. Целеполагание в муниципальном управлении должно быть четко связанным с объектом.

     Во-вторых, субъективная сторона целеполагания  и открытость сформулированных целей  муниципального управления. Сама сущность управления состоит из определенной последовательности (механизма) целеполагания, от прогнозирования к программированию, а далее к планированию – принятию решения о том, что делать, когда  делать и кто будет делать.

     Планирование  – это мост между нынешним и  желаемым будущим положением.  Игнорирование планирования означает отказ от целеполагания в муниципальном управлении, а, следовательно, и от самого управления как такового, тогда начинают проявлять себя стихийные процессы с непредсказуемостью их последствий. 

     В-третьих, иерархия целей муниципального управления строится на приоритете потребностей и интересов населения.

     Основные  виды  целей муниципального управления образуют следующую структуру:

         ü    социальные, отражающие взаимоотношения элементов социальных структур сообщества, к примеру, уровень и качество жизни населения муниципального образования;

         ü    культурные, связанные как с восприятием культурных ценностей, которыми руководствуется сообщество, так и с влиянием духовного потенциала сообщества на реализацию социальных целей, к примеру, уровень образования;

         ü    экономические, характеризующие и утверждающие систему экономических отношений, обеспечивающих материальную основу реализации социальных и культурных  целей муниципального управления, к примеру, размер бюджета муниципального образования;

         ü    производственные, состоящие в создании и поддержании активности тех экономических объектов, которые соответствуют перечисленным целям и способствуют их реализации, к примеру, предприятий и организаций оказывающих различные услуги;

         ü    организационные, направленные на решение организационных проблем в субъекте и объекте муниципального управления и построение функциональных и организационных структур для реализации вышеперечисленных целей.

     Основой “древа” целей муниципального управления являются стратегические цели, связанные с сохранением или повышением уровня и качества жизни населения муниципального образования. Стратегические цели развертываются  в тактические, определяющие направления действий по достижению первых, а тактические – в оперативные, определяющие каждодневные и конкретные действия по достижению первых и вторых целей. Стратегические цели являются – главными, а цели, способствующие их достижению – обеспечивающими (цели-средства). Цели муниципального управления также подразделяются на: общие (для всего муниципального управления) и частные (для отдельных сфер, органов и  структурных подразделений), конечные (по результатам) и промежуточные, по времени – долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные, официальные (цели-декларации о намерениях или направлениях деятельности) и побочные (могущие носить негативный, противоположный смысл) и производные (могущие увести систему и ее отдельные элементы в сторону). 

     Построение  “древа” целей муниципального управления на базе и с учетом их иерархии является непростой процедурой, причем применительно  как муниципальному управлению в  целом, так и к его отдельным  частям. Необходимо четкое выделение  главной (стратегической) цели, ради достижения которой и создаются органы местного самоуправления, а затем произвести “разветвление” этих целей по всем другим их видам. Важное значение имеет согласование целей так, чтобы они поддерживали и взаимообусловливали друг друга. Необходима обоснованная субординация целей, чтобы они работали друг на друга и, реализация одной цели становилась источником для другой. Субординация целей усиливает механизм целеполагания в муниципальном управлении.

     И, конечно, первостепенная проблема заключается  в достижении адекватности целей  муниципального управления потребностям и интересам населения, а также  тем целям, которые объективно порождаются  управляемыми объектами.

     К целям муниципального управления, как  и ко всем прочим, предъявляются  определенные требования:

  • достижимость и реалистичность;
    • понятность исполнителям;
    • качественную и (возможно) количественную описанность;
  • мотивирующую силу;
  • взаимную совместимость;
  • возможность проверки достижения и корректировки;
  • объективную обусловленность и обоснованность;
  • социальную мотивированность;
  • обеспеченность в ресурсном отношении;
  • системную организованность.

     Цели  необходимо согласовывать по горизонтали  и по вертикали. По горизонтали:

     а) руководитель может установить место  каждого (структурного подразделения, группы, отдельного работника) в достижение общей цели;

     б) может использовать эффективные  мотивирующие механизмы горизонтальных связей (сквозные проекты, целевые группы, целевые комплексные программы, консультирующие и координирующие комитеты и советы и т.п.).

     При согласовании целей по вертикали  важно учесть интересы всех заинтересованных организаций и групп (органов  власти всех уровней, общественных организаций, предприятий, инвесторов, СМИ и т.д.).

     Соблюдение  этих требований превращает цели муниципального управления в мощную движущую силу функционирования и социально-экономического развития муниципального образования.

     Для большинства муниципальных образований  выбор целей деятельности представляет сложную проблему, требующую серьезных  подходов и исследований. При выборе целей следует принимать во внимание тенденции и факторы внешней  среды, такие, как общее состояние  экономики в стране, возможные  меры правительственного регулирования  экономики, изменения социальных, политических, демографических, экологических и  других условий, могущих оказать  влияние на функционирование муниципального образования. Необходимо также учитывать  тенденции и планы развития промышленности, сельского хозяйства характер возможных  структурных сдвигов, которые повлекут за собой изменения объемов, уровня зарплаты и занятости и т.п.

     И, наконец, необходимы тщательное изучение и оценка состояния и возможностей самого муниципального образования:

    • его финансового и ресурсного потенциала;
    • демографического состава населения;
    • возможностей по сохранению и наращиванию товарооборота, производственных и сельскохозяйственных мощностей;
    • его репутации для инвесторов (инвестиционной привлекательности);
    • его маркетинговых возможностей;
    • наличия и эффективного использования научно–технического потенциала новых производств, технологий и др.;
    • компетентности, как муниципальных органов, так и отдельных должностных лиц. /1/
 

 

     3 ЗАДАЧИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

     Цель  предопределяет задачи муниципального управления в реализации интересов  муниципального образования. Задача управления – желаемый результат деятельности, достигаемый за намеченный период времени  и характеризующийся набором  количественных и качественных данных или параметров этого результата. Достижение целей управления обеспечивается решением соответствующих комплексов задач. Можно сказать, что цель становится задачей, если указан срок ее достижения и конкретизированы количественные и качественные характеристики желаемого  результата. Короче говоря, цель достигается  в результате решения задач.

     Распределение целей во времени и пространстве в соответствии с организационной  структурой муниципальной системы  образует иерархическую систему  задач, последовательное и параллельное решение которых должно приводить  к достижению поставленных целей. В  иерархии управления задачи вышестоящего звена управления могут рассматриваться  как цели нижестоящих звеньев.

     В муниципальном управлении можно  выделить три уровня задач (рис.1):

     1 – стабилизация управляющих параметров  и поддержание их на заданном  уровне, контроль состояния муниципальных  объектов;

     2 – управление сферами жизнедеятельности  муниципального образования с целью обеспечения населения услугами;

     3 – оптимизация функционирования  всего муниципального образования,  исходя из заданного критерия  качества функционирования с  выдачей соответствующих данных  о деятельности органов местного  самоуправления в органы государственной  власти и населению.  
 
 

     
     3 уровень Оптимизация функционирования муниципального образования
     2 уровень Управление  сферами жизнедеятельности
     1 уровень Стабилизация  управляющих параметров
 

 

     Рис. 1.  Уровни задач муниципального управления  

     К основным задачам, способствующим достижению главной цели муниципального управления, относятся:

         ü   удовлетворение потребностей населения в различного рода услугах (в социально-культурных и иных сферах местной жизни);

         ü   реализация социально-экономического потенциала муниципального образования;

         ü   оптимальное сочетание местных и государственных интересов;

         ü    распределение социальных благ гарантированных государством (минимальный государственный социальный стандарт, обеспечивают их доступность, всеобщность, адресность и т.д.);

         ü   поддержание систем, обеспечивающих жизнедеятельность муниципального образования (пожарная и общественная безопасность, водоснабжение и канализация, и др.);

         ü   обеспечение условий для производства благ в видовом, количественном и качественном отношении превосходящих минимальный государственный социальный стандарт. /1/

 

      4 МЕТОДЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 
 

     Методы  муниципального управления основываются на объективных экономических законах, закономерностях социально-экономических  систем, должны учитывать достигнутый  научно-технический уровень, социальные, правовые и психологические отношения  в процессе управления.

     Методы  муниципального управления всегда используются комплексно, взаимно дополняя друг друга. Их совокупность образует целостную  систему методов муниципального управления. Существуют следующие группы методов: экономические, административно-распорядительные и правовые, социально-психологические.

Информация о работе Задачи муниципального управления