Территориальная организация населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – анализ управления развитием муниципального хозяйства в муниципальном образовании город Барнаул.
Задачи:
рассмотреть элементы муниципального хозяйства
показать организационную специфику муниципального хозяйства
рассмотерть материально- финаносовые основы муниципального хозяйства

Оглавление

Введение
Методологические и теоретические основы управления муниципальным хозяйством
Элементы муниципального хозяйства и формы его организации
Организационная специфика муниципального хозяйства
Материально- финансовые основы муниципального хозяйства
Анализ управления развитием муниципального хозяйства в муниципальном образовании
Характеристика муниципального образования г. Барнаул
Основные проблемы социально-экономического развития г. Барнаула
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

кУРСОВАЯ РАБОТА ХОЗЯЙСТВО.docx

— 62.59 Кб (Скачать)

Проблемы расположены сверху вниз по убыванию степени их влияния на общую социально-экономическую ситуацию в г.Барнауле:


 

1

2

3

№ п/п

Наименование проблемы

Этапность решения проблем

1

2

3

1.

Проблемы, препятствующие развитию человеческого потенциала и достижению высокого качества жизни

1.1.

Низкая рождаемость

2008-2017

1.2.

Высокая смертность и низкая продолжительность жизни 

2008-2017

1.3.

Низкая заработная плата  в большинстве секторов экономики

2008-2012

1.4.

Недостаточно эффективная  работа учреждений образования

1.5.

Высокая затратность и разбалансированность медицинского обслуживания

1.6.

Неравная доступность  медицинских услуг по их видам  и категориям населения

2008-2017

1.7.

Неудовлетворительная материально-техническая  база учреждений культуры и спорта

2008-2012

1.8.

Недостаточная вовлеченность  жителей в занятия спортом и культурную жизнь города

2.

Проблемы, препятствующие экономическому росту

2.1.

Отсутствие четких приоритетов  в промышленной политике города

2008-2017

2.2.

Слабое использование  механизмов государственно-частного партнерства

2008-2012

2.3.

Недоиспользование возможностей по привлечению внешних инвестиций, недостаточность бюджетных инвестиций

2.4.

Малая доля инновационно активных предприятий и инновационной продукции

3.

Проблемы, негативно  влияющие на социально-экономическую, научно-техническую, продовольственную  и экологическую безопасность

3.1.

Неблагоприятная экологическая  обстановка в городе

2008-2012

3.2.

Недостаточно рациональная промышленная, жилищная, транспортная инфраструктура города

2012-2017

3.3.

Недостаток мероприятий  по развитию научно-технического потенциала г.Барнаула

 

2008-2012

3.4.

Высокая зависимость городского потребительского рынка от иностранных товаров

4.

Проблемы, препятствующие созданию системы управления городом, отвечающей хозяйственным потребностям и ориентированной на нужды населения

4.1.

Недостаточная ориентированность  на результат в деятельности исполнительных органов муниципальной власти и бюджетных учреждений

2008-2012

4.2.

Наличие нереализованных  возможностей в развитии институтов гражданского сообщества


 

 

 

 

 

Заключение

На основании изложенного  в работе материала можно сформулировать следующее:

Муниципальное хозяйство - это  совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.

         К элементам муниципального хозяйства относят:

- муниципальные предприятия  (поскольку их деятельность полностью  подчинена интересам населения  муниципального образования);

- иные предприятия и  учреждения, чья деятельность частично  связана с реализацией общественных  интересов населения муниципальных  образований;

- органы местного самоуправления.

Основными отличиями органов  местного самоуправления от органов  государственной власти являются следующие:

-самоуправление в отличие  от государственной власти власть  подзаконная, действующая в пределах  и на основании законов, принимаемых  органами государственной власти;

- самоуправление возможно  лишь тогда, когда строго определена  часть общественных дел, которыми  оно занимается (предметы его  ведения);

- для реализации полномочий  по этим предметам ведения  местное самоуправление должно  иметь собственные ресурсы в  виде самостоятельного бюджета  и муниципальной собственности;

- эта власть требует  обязательного наличия представительства  населения, другими словами, она  выборная по своей природе.

Под комплексным социально-экономическим  развитием поселения нужно понимать управляемый процесс изменений  в различных сферах жизни поселения, имеющий своей целью достижение определенного уровня развития духовной и экономической сфер на территории поселения, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения потребностей населения и интересов государства на территории поселения.

Управление развитием  муниципального образования - согласованное  воздействие различных субъектов  на процессы, протекающие в муниципальном  образовании для достижения таких  стратегических целей, как: улучшение  качества жизни населения и повышение  степени удовлетворения потребностей жителей, качественные преобразования экономической сферы, сохранение окружающей среды.

Отечественные ученые выделяют четыре модели муниципального хозяйства:

- муниципализация;

- муниципально-подрядная  и муниципально-рентная модели;

- муниципально-концессионная;

- концессия.

Эти модели различаются по степени вмешательства органа МСУ  в хозяйственную деятельность предприятия. Максимальное вмешательство, когда  МСУ становится по существу собственником  предприятия, предполагается при муниципализации, минимальное вмешательство предполагает концессия, когда МСУ на договорных условиях предоставляет частному лицу управлять предприятием. Следует  иметь ввиду, что книга Велихова вышла в свет в 1928 г., и некоторые  из ее положений все-таки устарели. В настоящее время реализуются  следующие виды муниципального хозяйства:

1. Муниципально-рентная модель, при которой органы МСУ несут  основную нагрузку по решению  вопросов местного значения и  являются полноценным хозяйствующим  субъектом на территории МО (эта  модель соответствует муниципализации  в классификации Л.А.Велихова);

2. Коммунально-рентная модель, при которой доходы органов  МСУ складываются из налогов,  собираемых с жителей МО и,  кроме этого, органы МСУ могут облагать налогами (в виде ресурсной ренты, например) хозяйствующие субъекты.

3. Коммунальная модель, при  которой доходы органов МСУ  складываются из налогов с  жителей МО. Хозяйственную деятельность  здесь ведут в основном частные  предприятия .

Следует отметить, что существование  того или иного вида муниципального хозяйства зависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых); от собираемости налогов и от компетенции  органов МСУ. Так, например коммунальная модель существует в наиболее благополучных  странах Западной Европы, в России же, она практически нигде не применяется, напротив, российские МСУ претендуют, причем часто необоснованно, на реализацию муниципально-рентной модели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Омега, 2007.
  2. Бюджетный Кодекс РФ. // Консультант, от 10.12.2006 г.
  3. Гражданский Кодекс РФ. // Консультант, от 10.12.2006 г.
  4. Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». от 06.10.03г., с изм., внесенными Федеральным законом от 30.12.2004 №211 – ФЗ // М.: Изд-во Омега, 2005.
  5. Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.95 г. №235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность»
  7. Указ Президента РФ от 11.06.1997 г № 568 (с изм. и доп. от 24.11.2002г.) «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в РФ».
  8. Велихов, Л.А. Основы городского хозяйства/Л.А. Велихов.- Обнинск: Институт муниципального управления, 1995.
  9. Воронин, А.Г., Основы управления муниципальным хозяйством/ А.Г. Воронин, В.А. Лапин, А.Н. Широков.– М.: МОНФ. – 2005.
  10. Воронин, А.Г. Основные принципы формирования структуры управления муниципальным образованием/ А.Г. Воронин // Городское управление. 2006. – №1. – С.6-19
  11. Выдрин, И.В. Муниципальное право России: учебник/ И.В. Выдрин, А.Н. Кокогов. -М.: НОРМА, 2007. – 448 с.
  12. Гаврилов, А.И. Муниципальное хозяйство: методологические аспекты менеджмента:учебник для вузов/ А.И. Гаврилов, В.Ф. Сергеев, Н.Е. Жигалова.-Н. Новгород: ВВАГС, 2008.- 456 с.
  13. Жигалова, Н.Е. Анализ и диагностика социально-экономического развития муниципального образования. Ч.1: Учеб.пособие / Н.Е. Жигалова.- Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2006.- 196 с.
  14. Краснов, М.Н. Введение в муниципальное право/М.Н. Краснов. – М.: Юристъ, 2005. –256 с.
  15. Кремлев Н., Тутуков А. Совершенствование системы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований субъекта Российской Федерации // Муниципальная власть. 2007. №4.С.85
  16. Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: Опыт, проблемы, рекомендации/ И.С. Головко, Т.В. Псарева, Е.В., Репина-Гаврикова, И.А. Назаренко. Под общ. Ред. Т.В. Псаревой. – Новосибирск, 2006. – 544 с.
  17. Муниципальный менеджмент: учебное пособие для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; под ред. проф. Т.Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.
  18. Мескон, М.Х. Основы менеджмента. Пер. с англ./ М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 1992. – 702 с.
  19. Основы местного самоуправления и организации муниципального хозяйства: учебное пособие / под ред. А.И. Гаврилова. – Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятский академии гос. службы, 2004.
  20. Парахина, В.Н. Муниципальное управление/ В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина.-М.:КНОРУС, 2007.- 496 с.
  21. Портянкин, Ю.А. Методические основы оценки эффективности управления муниципальным имуществом: Дис. … канд. экон. наук. 08.00.05 // Ю.А. Портянкин. – М., 2002. – 155 с.
  22. Радченко, А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход/А.И. Радченко. – Ростов н/Д.: Ростиздат, 2001. – 213 с.
  23. Рапопорт B.C. Объективные предпосылки и основные положения целевого управления / В.С.Рапопорт, Л.В.Родионова // США: организационные проблемы управления / Под общей редакцией Б.З.Мильнера. - М.: «Мысль», 1976. - С.60.
  24. Райзберг Б.А. Программно-целевое планирование и управление / Б.А.Райзберг, А.Г.Лобко. - М: Инфра-М, 2002. - С.27.
  25. Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В.Б. Зотова.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
  26. Широков, А.Н. Местное самоуправление: рыночный облик местной власти/А.Н. Широков, С.Н. Юркова // Экономист. – 2006. – №1
  27. Яковлев В. О ходе реализации Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» (стенограмма выступления в Госдуме России)// Муниципальная власть, № 5 (сентябрь-октябрь) 2008 г. – С.6-7.
  28. http://www.barnaul.org/gorod_1/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Территориальная организация населения