Сущность и содержание технологий муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 06:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой состоит в изучении понятия и современного состояния технологий муниципального управления, а также рассмотрении современных технологий муниципального управления в республике Бурятия и пути их совершенствования. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- изучить понятие технологий муниципального управления;
-проанализировать современное состояние технологий муниципального управления;
- осветить современные технологии муниципального управления в республике Бурятия;
- провести анализ путей совершенствования технологий муниципального управления в республике Бурятия.

Файлы: 1 файл

Технологии муниципального управления сахаровская.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Введение

Сегодня Российской Федерации предъявляются все  более возрастающие требования провести фундаментальные реформы, направленные на повышение результативности деятельности государства и улучшения качества государственного и муниципального управления. В данном направлении Партия «Единая Россия» становится центром общероссийской дискуссии о стратегии развития страны.

Как говорят  политологи: «одна из причин, по которой  муниципальная реформа серьезно буксует», - это то, что реализация 131 закона по поводу муниципальной реформы наложилась на период жесткой централизации власти. Децентрализационный по сути своей 131 закон наложился в реальном историческом периоде на период централизации власти. Таким образом, надо было или принимать другой закон, который бы не закладывал в основу децентрализацию как фундамент реализации местного самоуправления, или искать другие формы консолидации власти.

Этот процесс  породил неизбежный концептуальный конфликт, который привел к тому, что на самом деле реформа местного самоуправления вылилась в имитацию. Здесь конфликтуют две совершенно очевидные вещи. С одной стороны, нет того субъекта в виде конкретного гражданского общества, которое должно было стать фундаментом местного самоуправления, а с другой стороны, есть совершенно очевидное стремление власти сделать местное самоуправление низшей ступенью вертикали власти.

В данном случае местное самоуправление стало не фундаментом, а подвеской, которая  болтается на субсидиях, которые  сверху спускаются.

Это концептуальное противоречие имеется, и оно даст о себе знать и в будущем».

 Сейчас важнейшим  направления реформирования является  создание «Электронного Правительства». В целях стимулирования действий  органов власти и придания  целенаправленности в применении  электронных технологий в управлении, в субъектах РФ до 2005 года были разработаны и приняты соответствующие стратегии и программы, выработаны мероприятия «Электронной России». В регионах осуществляются действия для усиления взаимодействия органов власти с хозяйствующими субъектами при внедрении информационных и коммуникационных технологий в реальной сектор экономики. Выработаны ориентиры для развития телекоммуникационной инфраструктуры и создания пунктов подключения к открытым информационным системам. Оказывается содействие развитию средств массовой информации посредством внедрения информационных и коммуникационных технологий.

Д. А. Медведев сказал по этому поводу: «стратегические  информационные технологии – это  одно из важнейших направлений развития нашей страны. Количество видов услуг, которые оказываются государственными и муниципальными структурами, у нас переваливает за полторы тысячи. Вопрос ещё в том, как считать. Думаю, что если посмотреть на это под другим углом зрения, то это не полторы тысячи, а тысячи, десятки тысяч. И люди по-прежнему стоят в очередях за справками и согласованиями, сталкиваются с необходимостью многократно обращаться по одному и тому же поводу в тот или иной орган власти, а зачастую и просто с отсутствием информации по требуемой услуге.

К 2015 году в соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации мы обязаны перевести все государственные услуги в электронный вид. Подчёркиваю: все, не частично, а все».

Управленческие  технологии – это целое направление  теоретических поисков и практических экспериментов. Их выдвижение на повестку дня вызвано объективным усложнением и удорожанием процессов муниципального управления и одновременно усилением их роли в жизнедеятельности общества. Сегодня и в прогнозируемом будущем невозможно упорядочить управленческую деятельность и в целом систему муниципального управления без разработки и освоения управленческих технологий по всем важнейшим аспектам организации и функционирования муниципального управления. Причем речь идет не о придании новых наименований старым, бюрократическим процедурам и операциям, не о простом наполнении чиновничьих кабинетов современными электронными средствами, а о качественно новом осмыслении и реформировании определяющих проявлений муниципального управления. Управленческие технологии, если они реально состоятся, должны вызвать глубокие преобразования во всем, что относится к данному системному общественному явлению. Помочь в этом может рациональное использование принципов муниципального управления.

Особенностью  современной России является процесс формирования основ рыночной экономики. В связи с этим значительно изменились функции управления, осуществляемые различными государственными и муниципальными органами управления, радикально поменялась сама их структура. Большинство современных технологий менеджмента можно использовать не только в коммерческой сфере, но и в государственном и муниципальном управлении. Новые условия развития общества приводят к тому, что многие методы и приемы менеджмента, доказавшие свою результативность в коммерческом секторе, постепенно переносятся в практику регионального и муниципального управления. В результате различия между менеджментом коммерческих и государственных организаций уменьшаются. Большинство подходов, конкретных приемов и технологий успешного менеджмента актуальны сегодня не только для коммерческих фирм, но и для органов государственного управления. В последнее время во всем мире отмечается изменение модели менеджмента в государственной службе в целом и в региональном и муниципальном управлении в частности. Эти изменения в определенной степени совпадают с изменениями менеджмента в коммерческих организациях.

Слабым местом в муниципальном  управлении остаются многие технологии, например, технологии контроля, технологии организационных форм управленческой деятельности и другие.

Над решением этого вопроса работают множество ученых, например, Атаманчук  Г.В. в своей работе «Теория государственного управления»; Иванов В.В., Коробова А.Н. «Муниципальное управление»; Игнатов  В.Г. «Государственное и муниципальное управление»; Василенко И.А. «Государственное и муниципальное управление» и многие другие. Но все-таки большое количество проблем остаются нерешенным.

Цель курсовой состоит в изучении понятия и современного состояния  технологий муниципального управления, а также рассмотрении современных технологий муниципального управления в  республике Бурятия и пути их совершенствования. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

- изучить понятие технологий муниципального управления;

-проанализировать современное состояние технологий муниципального управления;

- осветить современные технологии муниципального управления в республике Бурятия;

- провести анализ путей совершенствования технологий муниципального управления в республике Бурятия.

Объектом курсовой работы является муниципальное управление, а предметом  – современные технологии муниципального управления в республике Бурятия.

 

 

 

 

 

 

1.Сущность и содержание технологий муниципального управления.

1.1.Понятие технологий муниципального управления.

 

В настоящее время  имеется около 200 определений содержания понятия «управление», исходя из них, можно утверждать, что:

  • муниципальное управление – это функция муниципального образования (как организации), обеспечивающая достижение стоящих перед ним целей, и реализация соответствующих задач, как самоуправляющейся территориальной целостности;
  • муниципальное управление – это внутреннее качество муниципального образования как целостной системы, основными элементами которой являются органы муниципального управления (местного самоуправления) (субъект) и само муниципальное образование (объект), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации и самоуправления;
  • муниципальное управление служит интересам взаимодействия всех элементов этой системы (субъектов и объектов) и составляющих единое целое - муниципальное образование, с общими для всех элементов целями и задачами;
  • муниципальное управление – это управленческое воздействие субъекта на объект, которое упорядочивает систему - муниципальное образование, обеспечивает его функционирование в соответствии с закономерностями его существования и развития. Это – целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

Муниципальное управление — это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета1.

Если исходить из инженерного определения, то под  технологией понимается совокупность приемов и способов получения, обработки  или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий.

Развитие управленческой мысли и практики в течение ХХ века, особенно второй его половины, привело к формированию управленческих технологий. Обычно в обобщающее понятие технологии включают следующие содержательные моменты: социальная технология – это определенный способ достижения поставленных общественных целей; сущность этого способа состоит в пооперационном осуществлении деятельности, операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно.

Управленческая технология есть одно из проявлений социальных технологий, отражающее и организующее непосредственно управленческие процессы. Ее суть, кратко говоря, состоит в системном соединении научного знания, управленческих потребностей и интересов общества, целей и функций муниципального управления, возможностей и элементов управленческой деятельности.

Многие исследователи справедливо  ставят вопрос о том, что нужны  не просто социальные технологии управления, а именно инновационные, которые  связывают современные научные  знания, практический опыт и творческий потенциал людей в искомую систему (логически последовательные и оптимальные действия), использование элементов которой непременно приводит к высоким результатам.

Управленческая технология – это  системное соединение научного знания, управленческих потребностей и интересов общества, целей и функций управления, возможностей и элементов управленческой деятельности.

Технология муниципального управления – это приемы, способы и порядок  осуществления процесса управления.

В процессе любой технологии предмет  труда преобразуется в продукт труда посредством применения средств труда, приводимых в действие рабочей силой.

Технологии муниципального управления — это целое направление  теоретических поисков и практических экспериментов. Их выдвижение на повестку дня вызвано объективным усложнением и удорожанием процессов муниципального управления и одновременно усилением их роли (значения) в жизнедеятельности общества. Сегодня и в прогнозируемом будущем невозможно упорядочить управленческую деятельность и систему муниципального управления без разработки и освоения инновационных технологий по всем важнейшим аспектам организации и функционирования муниципального управления, прежде всего стратегического планирования. Причем речь идет не о придании новых наименований старым, бюрократическим процедурам и операциям, не о простом оснащении чиновничьих кабинетов современными электронными средствами, а о качественно новом осмыслении государственного и муниципального  управления. Инновационные технологии, если они реально состоятся в муниципальном управлении, должны вызвать глубокие преобразования во всей системе, обеспечить рациональность и эффективность управленческой деятельности государственного аппарата.

Многие технологии современного менеджмента способны существенно  повысить эффективность регионального и муниципального управления. В современном мире внешние условия функционирования любой организации быстро изменяются, экономическая среда становится все в большей степени конкурентной. В связи с этим многие организации частного и общественного сектора вынуждены применять новые методы управления.

Большинство современных  технологий менеджмента можно использовать не только в коммерческой сфере, но и в государственном и муниципальном  управлении. Новые условия развития общества приводят к тому, что многие методы и приемы менеджмента, доказавшие свою результативность в коммерческом секторе, постепенно переносятся в практику регионального и муниципального управления. В результате различия между менеджментом коммерческих и государственных организаций уменьшаются. Большинство подходов, конкретных приемов и технологий успешного менеджмента актуальны сегодня не только для коммерческих фирм, но и для органов государственного управления. В последнее время во всем мире отмечается изменение модели менеджмента в государственной службе в целом и в региональном и муниципальном управлении в частности. Эти изменения в определенной степени совпадают с изменениями менеджмента в коммерческих организациях2.

Сфера муниципального управления сильно отличается от сферы частного бизнеса. Потребители муниципальных услуг не всегда имеют возможность выбора. Здесь, как правило, проявляется монополизм (снабжение электроэнергией и теплом), объем услуг может подвергаться рационированию (медицинское обслуживание), некоторые функции имеют социальную определенность (тюрьмы, суды), здесь не проявляются в полной мере рыночные механизмы и закономерности. Механизм рынка в основном предполагает индивидуальный выбор, в то время как в общественных товарах и услугах преобладает общественный и групповой выбор. Услуги общественного сектора не продаются по конкурентным ценам. Они в лучшем случае предоставляются по ценам, которые устанавливаются по критериям, далеким от рыночных. Иногда они оказываются на бесплатной основе, и издержки на их производство покрываются из налогов. Широко распространено субсидирование этих услуг. Часто организация общественного сектора предоставляет множество услуг, при этом издержки на их производство трудно разделить в соответствии с каждым видом этих услуг. В связи с этим не все приемы и технологии управления коммерческой фирмой в их неизменном виде могут применяться в государственной сфере. Это применение нуждается в соответствующей адаптации, которая должна быть тем большей, чем сильнее отличается содержание деятельности той или иной организации от содержания деятельности частной фирмы.

Информация о работе Сущность и содержание технологий муниципального управления