Ситема гос. управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в рассмотрение методов Государственного регулирования агропромышленного комплекса. Агропромышленный комплекс является самым крупным народнохозяйственным комплексом страны и включает три сферы связанных между собой отраслей. Агропромышленный комплекс также один из важнейших в экономике страны. На его долю приходится более 30% работников отраслей материального производства, 25% основных фондов. От устойчивого функционирования аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни населения.

Оглавление

Введение.......................................................................................................3

Глава 1. Общая характеристика агропромышленного комплекса Российской Федерации…………………………………………5

1.1.Анализ агропромышленного комплекса в РФ.......................................5

1.2. Государственного регулирования агропромышленного комплекса..7

1.3. Основные составляющие инновационной деятельности в АПК РФ……………………………………………………………………………………13

1.4. Основные проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса…………………………………………………………………………...19

Глава 2. Методы регулирования агропромышленного комплекса……………………………………………………….………………..21

2.1. Государственная программа развития сельского хозяйства на 2008 – 2012 годы на территории московской области………………………………….21

2.2. Государственная поддержка агропромышленного комплекса Московской области………………………………………………………….…….24

2.3. Перспективы развития агропромышленного комплекса в Московской области………………………………………………………………..26

Заключение………………………………………………………………..33

Список используемой литературы……………………………….35

Файлы: 1 файл

Гос.регулирование.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

       Технологическое и техническое перевооружение сельского  хозяйства в современных условиях является ключевой проблемой обеспечения продовольственной безопасности России. Только создание и освоение новой техники и машинных технологий в сельхозпроизводстве позволит поднять качество и конкурентоспособность отечественной сельхозпродукции. Для развития сельского хозяйства и энергообеспечения требуется государственная поддержка, особенно при разработке и освоении энерго и ресурсосберегающих агротехнологий.

       Поэтому необходимо выделить еще одну специфическую  для АПК проблему. Речь идет об охране и вовлечении в хозяйственный оборот на возвратной (коммерческой) основе перспективных технологий возделывания и уборки сельхозкультур, содержания сельскохозяйственных животных и птицы и ряда других. Это актуально еще и потому, что предстоит преодолеть нарастающую из года в год технологическую отсталость российского сельского хозяйства от уровня зарубежных стран.

       Важным  элементом инновационной деятельности является организация менеджмента  инновационного цикла. По статистике, за рубежом на одну разработку в  науке приходится 10 менеджеров, которые доводят эту работу до уровня достаточного, чтобы ее освоить. В России же пропорция обратная. Многие полезные для сельского хозяйства изобретения оказывались невостребованными только из-за того, что их потенциал не был раскрыт и представлен.

       Без профессиональных команд менеджеров, консультантов, ориентированных на конечный рыночный результат, нельзя достигнуть успеха на рынке научных товаров, технологий и услуг. Актуальнейшая задача -- в рамках действующей системы аграрного образования реализовать многоуровневую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной инфраструктуры и, прежде всего, венчурного предпринимательства и бизнес - образования. К сожалению, несмотря на то, что в России уже 15 лет существует система подготовки кадров по MBА (бизнес-администрирование), обучение специалистов агробизнеса и аграрного менеджмента началось только в 2005 г. в Российском госагроуниверситете - МСХА имени К. А. Тимирязева.

       Приоритетный  национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления:

       1.Ускоренное  развитие животноводства.

       2.Стимулирование  развития малых форм хозяйствования.

       3.Обеспечение  доступным жильем молодых специалистов  на селе.

       1.Реализация первого направления Национального проекта позволит повысить рентабельность животноводства и промышленного рыбоводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов, предприятий промышленного рыбоводства и ввести в эксплуатацию новые мощности.

       Это станет возможным за счёт повышения доступности долгосрочных кредитов, привлекаемых на срок до 5 и 8 лет и за счёт роста поставок по системе федерального лизинга племенного скота, техники и оборудования для животноводства и промышленного рыбоводства благодаря увеличению уставного капитала ОАО «Росагролизинг», снижению ставки за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг». И продлению срока лизинга техники и оборудования для животноводческих комплексов и предприятий промышленного рыбоводства до 10 лет.

       Совершенствования мер таможенно - тарифного регулирования путем утверждения объемов квот и таможенных пошлин на мясо в 2006 - 2007 годах и вплоть до 2009 года и отмены ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.

       В октябре 2006 года решением Совета при  Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов в направление  «Ускоренное развитие животноводства»  включено пять дополнительных мероприятий. В их числе: государственная поддержка племенного животноводства, отечественного овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, развитие промышленного рыбоводства, а также дополнение в связи с этим финансовой составляющей нацпроекта субсидированием 5-летних кредитов на развитие животноводства и рыбоводства.

       1.Второе направление Национального проекта направлено на увеличение объема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Это предполагается достичь путем: удешевления кредитных ресурсов, привлекаемых малыми формами хозяйствования АПК; развития инфраструктуры обслуживания малых форм хозяйствования в АПК – сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих, кредитных); развития системы земельно-ипотечного кредитования, что позволит выдавать кредиты под залог земельных участков и поможет решить проблему отсутствия залоговой базы для малых форм хозяйствования в АПК.

       3.Реализация третьего направления позволит обеспечить доступным жильем молодых специалистов  на селе, создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса 

       1.4. Основные проблемы  и перспективы  развития агропромышленного  комплекса.

    Несмотря  на то что государство продолжает наращивать помощь агропрому, эксперты считают, что в данном случае большую значимость приобретают не столько физические объемы финансовой поддержки предприятий АПК, сколько способность отрасли эффективно распоряжаться этими деньгами.

    "В  целом общий объем бюджетного финансирования сельского хозяйства только растет, – заявил Президент РФ Медведев. – В этом году он составит 183 миллиарда рублей. Это весьма приличные деньги. Мы их тратим по самым разным направлениям: и для того, чтобы поддерживать ключевые сферы, такие как животноводство, растениеводство, молочное производство, и для того, чтобы, естественно, в ряде случаев проводить необходимые преобразования". По его мнению, сельское хозяйство страны оказалось готово к кризису лучше, чем промышленность, что связано с большим объемом финансовой поддержки отрасли, и с тем, что власти успели провести ряд организационных мероприятий в рамках нац. проекта.

    Президент напомнил, что в России принята  концепция продовольственной безопасности, в соответствии с которой внутренний рынок должен быть в значительной степени насыщен предприятиями отечественного АПК основными видами продукции. "Например, картошкой – на 95%, молоком – около 80%. Сейчас по некоторым показателям мы недотягиваем, в частности, по молоку и по мясу мы еще пока на эти позиции не вышли", – признал Дмитрий Медведев.

    В его понимании продовольственная  безопасность – это "способ для  государства создать условия, когда  население нашей страны, люди, которые  живут в нашей стране, будут  обеспечены продовольствием по нормальным, по разумным ценам". Тот факт, что из-за кризиса снизился импорт мяса и молока в Россию, Медведев считает благоприятным условием. За счет этого отечественный АПК развивается, в то же время сокращение импорта продовольствия спасло рынок от скачков цен, связанных с девальвацией рубля к ведущим мировым валютам, что "очень неплохо с точки зрения продовольственной безопасности", констатировал Президент.

    Эксперты  готовы поставить под сомнение некоторые  тезисы выступления главы государства. В частности, о больших объемах финансовой поддержки АПК, а также о положительном эффекте предпринятых властями организационных мер в отрасли. В России сельское хозяйство дотируется государством в незначительных масштабах, и эта поддержка абсолютно неэффективна, – сказал научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его словам, частичное субсидирование государством процентных ставок по кредитам предприятий АПК на деле стимулирует не столько сельское хозяйство, сколько "алчность банков".

    Российский агропром оказывается неконкурентоспособным не только из-за мизерных дотаций, но и вследствие отсталых технологий, слабой организации, незащищенности внутреннего рынка. Между тем именно в решении этих задач сегодня ключ к обеспечению продовольственной безопасности страны. "Проблемы АПК нельзя просто залить деньгами", – подчеркнул Делягин.

    Четвертое место, которое занимает Россия в  мире по объемам экспорта зерна, –  прежде всего заслуга частных  инвесторов, а не государства, сказал заведующий сектором аграрных отношений Института экономики РАН Борис Фрумкин. Если правительство хочет сохранить эти позиции на мировом рынке зерна, то необходимо оказывать предприятиям АПК господдержку в значительно больших объемах. Сейчас им не хватает машин, семян, минеральных удобрений. Лишь на 44% посевных площадей России в настоящее время вносятся удобрения, отметил эксперт. Обеспечить потребности внутреннего рынка на 80%, что соответствует критериям продовольственной безопасности государства, российский АПК сможет, вопрос лишь в сроках. По свинине и мясу птицы – к 2015-2018 году, по говядине и молоку – только через 20 лет, считает Фрумкин. При этом он полагает, что необходимо сохранить объемы импорта по всем видам продовольствия на уровне не менее 20%, чтобы стимулировать отечественных производителей снижать собственные издержки, а с ними и цены на продукцию.

    Такие же сроки реализации программы продовольственной  безопасности ведущий эксперт Института  конъюнктуры аграрного рынка  Андрей Станишевский. "Это задача на поколение", – говорит он. Госдотации в АПК нужно увеличивать. Но при этом важно помнить, что мало дать деньги, нужно еще проконтролировать, насколько эффективно они израсходованы. В любом случае из-за географического положения России большая часть территории находится в зоне рискованного земледелия, урожаи, а значит, и вопросы продовольственной безопасности, всегда будут зависеть от погоды, на превратности которой объемы госпомощи не влияют.

       Потенциал отечественного сельского хозяйства  огромен: мы можем не только обеспечивать полностью наши потребности в продовольствии, но и экспортировать сельхозпродукцию, – отмечает эксперт департамента аудита компании "2К Аудит – Деловые консультации" Оксана Купряшина. – Но это возможно только при должном внимании государства к проблемам сельскохозяйственной отрасли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 2. Методы регулирования агропромышленного комплекса.

       2.1. Государственная  программа развития  сельского хозяйства  на 2008 – 2012 годы  на территории  московской области.

       В рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее – Государственная программа) по строительству,  реконструкции  и модернизации животноводческих комплексов (ферм), по осуществлению промышленного рыбоводства, объектов кормопроизводства, первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока на территории Московской области в 2010 году Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее – Министерство) проводилась следующая работа.

       Во  исполнение приказа Минсельхоза  России от 10 февраля 2010 года № 41 «О порядке отбора инвестиционных проектов» Минсельхозпродом Московской области в 2010 году проведены 9 заседаний рабочей группы по развитию животноводства и первичной переработке сельскохозяйственной продукции  в  Московской области, где рассмотрены 27 инвестиционных проектов, представленных предприятиями АПК Московской области по строительству,  реконструкции  и модернизации животноводческих комплексов, комплексов по осуществлению промышленного рыбоводства, объектов кормопроизводства, первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, изъявивших желание принять участие в реализации Государственной программы с 2010 года и 12 из них решением рабочей группы Министерства включены в перечень и направлены в комиссию Минсельхоза России на рассмотрение и отбор.

       Отрасль растениеводства в сельскохозяйственном производстве - важнейшая сфера экономической  деятельности по производству сельскохозяйственной  продукции и оказанию услуг в целях обеспечения населения качественным продовольствием, промышленности сырьём, животноводства сбалансированными кормами.

                Московская область занимает 44 место  в РФ по производству зерновых  и зернобобовых культур, 11 место по производству картофеля и 4 место по производству овощей.

                В подотраслях картофелеводства  и овощеводства  производство  продукции рентабельно. Вместе  с тем отрасль растениеводства  в целом развивается не стабильно.

                 Основными причинами относительно медленного развития отрасли растениеводства являются:

Информация о работе Ситема гос. управления