Система избирательных комиссий

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:43, контрольная работа

Краткое описание

Избирательные комиссии играют решающую роль в организации и проведении выборов всех уровней. Это коллегиальные органы, независимые в своих решениях и действиях от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и подчиняющиеся только закону

Оглавление

1. Система избирательных комиссий__________________________________3
1.1 Центральная избирательная комиссия российской федерации__________8
1.2 Избирательные комиссии субъектов российской федерации__________11
2. Иные избирательные комиссии____________________________________15
2.1 Избирательные комиссии муниципальных образований______________15
2.2 Окружные избирательные комиссии ______________________________17
2.3 Территориальные избирательные комиссии________________________20
2.4 Участковые избирательные комиссии_____________________________23
Список используемой литературы___________________________________25

Файлы: 1 файл

9509 Система избират. комиссий.docx

— 46.59 Кб (Скачать)

з) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местного референдума;

и) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий, а избирательная комиссия муниципального района – также жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательной комиссии поселения и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

к) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

 

2.2 Окружные избирательные комиссии

Вид избирательных комиссий. Окружная избирательная комиссия образуется при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления в каждом одномандатном (многомандатном) избирательном округе.

Формирование окружных избирательных  комиссий по выборам в федеральные  органы государственной власти осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  на основе предложений избирательных  объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов  местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или соответственно окружной избирательной комиссии предыдущего состава.

Формирование окружных избирательных  комиссий по выборам в органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений избирательных  объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей  по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего  состава представительным органом (представительными органами) местного самоуправления.

Каждый из этих органов  обязан назначить не менее одной  трети назначаемого им количества членов избирательной комиссии на основе поступивших  предложений каждого из избирательных  объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших  предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции  в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации.

Срок полномочий окружных избирательных комиссий по выборам  в федеральные органы государственной  власти равен сроку полномочий органа, подготовку и проведение выборов  в который осуществляют указанные  избирательные комиссии. Срок полномочий окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной  власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления определяется региональными законами.

Порядок формирования окружной избирательной комиссии при проведении выборов в нижнюю палату парламента определен ст. 20 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с этими  положениями окружная избирательная  комиссия формируется в каждом одномандатном  избирательном округе не ранее чем  через пять дней со дня официального опубликования схемы одномандатных избирательных округов и не позднее чем за 90 дней до дня голосования в количестве 8 - 14 членов с правом решающего голоса. Формирование комиссии осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации при соблюдении требований об учете поступивших предложений от избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе и в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации. Если в субъекте Российской Федерации образован только один одномандатный избирательный округ, окружная избирательная комиссия по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации может не формироваться. При этом Центральная избирательная комиссия Российской Федерации возлагает полномочия окружной избирательной комиссии на избирательную комиссию данного субъекта Российской Федерации.

Каждый зарегистрированный кандидат вправе назначить в зарегистрировавшую его избирательную комиссию одного члена комиссии с правом совещательного голоса. Избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие списки кандидатов, в случае проведения выборов по смешанной избирательной  системе, вправе назначить в каждую окружную избирательную комиссию по одному члену с правом совещательного голоса.

В соответствии с законодательством  о выборах окружная избирательная  комиссия:

а) контролирует исполнение избирательного законодательства на территории соответствующего избирательного округа, информирует население об адресах  и номерах телефонов участковых избирательных комиссий;

б) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых избирательных  комиссий и принимает решения  по жалобам и заявлениям;

в) регистрирует кандидатов по соответствующему округу и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца;

г) обеспечивает соблюдение равных условий предвыборной деятельности для всех кандидатов;

д) распоряжается денежными  и иными материальными средствами, выделенными на подготовку и проведение соответствующих выборов по данному  избирательному округу;

е) устанавливает результаты выборов по избирательному округу, обеспечивает передачу документации, связанной с выборами, в архив;

ж) утверждает текст бюллетеней для голосования по избирательному округу, обеспечивает изготовление и  доставку бюллетеней участковым избирательным  комиссиям;

з) контролирует обеспечение  участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и  рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;

и) организует досрочное  голосование, составляет списки досрочно проголосовавших;

к) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным  и региональным законодательством.

Положения ст. 25 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» предусматривают  возможность расформирования по судебному решению окружной избирательной  комиссии в случае нарушения ею избирательных  прав граждан, повлекшего признание  недействительными результатов  выборов.

 

2.3 Территориальные избирательные комиссии

В конце 2006 года в России должны быть сформированы новые составы  территориальных избирательных  комиссий (ТИК) – основного звена системы избирательных комиссий в Российской Федерации. Территориальные избирательные комиссии формируются на четырехлетний срок, являются постоянно действующими комиссиями и принимают участие в проведении практически всех выборов на подведомственной им территории.

Хотя в настоящее время  выборы в нашей стране вновь приобрели  декоративный характер, тем не менее, активное, добросовестное и компетентное участие в работе ТИК может  содействовать становлению правового  общества.

Полномочия территориальных  избирательных комиссий

Обязанности ТИК во время  выборов зависят от вида выборов. На выборах Президента РФ, депутатов  Госдумы и законодательного органа субъекта Федерации ТИК играет роль промежуточной инстанции, курирующей участковые комиссии. Роль ТИК при  проведении выборов в органы местного самоуправления зависит от того, на какой территории проводятся выборы. На некоторых муниципальных выборах  ТИК играет роль комиссии, подчиненной  комиссии муниципального образования, но чаще бывает так, что ТИК играет решающую роль при проведении муниципальных  выборов. Часто на ТИК возлагаются  полномочия избирательной комиссии муниципального образования, и тогда  она является комиссией, организующей муниципальные выборы.

В любом случае роль ТИК  на выборах очень велика (точнее говоря, велика ее формальная роль, чем  и пользуются местные администрации, управляющие работой ТИК). На муниципальных  выборах она может оказаться  определяющей, на других выборах роль ТИК определяется ее возможностью влиять на участковые комиссии, в частности, именно в ТИК могут фальсифицироваться протоколы участковых комиссий.

Более подробно полномочия ТИК указаны в законе (ст. 26 ФЗГ), и о них будет сказано ниже.

Порядок формирования ТИК  и назначения их руководителей

ТИКи формируются Избирательной  комиссией субъекта Федерации (ИКСФ) на основе предложений, поданных политическими  партиями (или их региональными отделениями), общественными объединениями, представительными  органами муниципальных образований, собраниями избирателей по месту  жительства, работы, службы, учебы, территориальными комиссиями предыдущего состава.

При формировании ТИК в 2006 году политические партии “Единая  Россия”, КПРФ, ЛДПР имеют преимущество: предложенные ими кандидатуры должны быть включены в составы ТИК обязательно. Такое же преимущество имеют партии и региональные отделения партий, которые были допущены к распределению  депутатских мандатов на последних  выборах в законодательный орган  субъекта Федерации (если в данном субъекте Федерации уже прошли выборы по партийным  спискам).

Кандидатуры предварительно рассматриваются рабочей группой, а затем – на заседании избирательной  комиссии. Обычно ИКСФ поддерживает предложения  своей рабочей группы. Вместе с  назначением членов комиссий назначаются  и их председатели.

Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса перечислены  в п. 23 ст. 29 ФЗГ:

1) заблаговременно извещаются  о заседаниях соответствующей  комиссии;

2) вправе выступать на  заседании комиссии, вносить предложения  по вопросам, отнесенным к компетенции  соответствующей комиссии, и требовать  проведения по данным вопросам  голосования;

3) вправе задавать другим  участникам заседания комиссии  вопросы в соответствии с повесткой  дня и получать на них ответы  по существу;

4) вправе знакомиться  с документами и материалами  (в том числе со списками  избирателей, с подписными листами,  финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с  выборами, включая документы и  материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;

5) вправе удостовериться  в правильности подсчета по  спискам избирателей числа избирателей,  принявших участие в голосовании,  в правильности сортировки бюллетеней  по кандидатам, избирательным объединениям;

6) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую  комиссию или в суд.

Важнейшими из этих полномочий являются 2 и 4. Член комиссии также обладает и другими полномочиями, например, присутствовать на заседаниях нижестоящих  комиссий, составлять протоколы об административных правонарушениях (по поручению комиссии) и т.д.

Руководство комиссии

Руководители комиссии играют более значительную роль в комиссии, чем рядовые члены. В первую очередь  это относится к председателю и секретарю. Их роль определяется не формальным статусом, а облегченным  доступом к информации и документам комиссии.

Председатель ТИК назначается  Избирательной комиссией субъекта Федерации на том же заседании, на котором формируется комиссия. Заместитель  председателя и секретарь комиссии избираются на первом заседании комиссии.

 

2.4 Участковые избирательные комиссии

Это особый вид комиссий и обладают рядом признаков, присущих только им. Так, УИК занимают «низовое» место, составляя организационный фундамент системы избирательных комиссий в Российской Федерации. Они образуются только для проведения конкретных выборов. Целевое назначение этих комиссий – обеспечение решающего момента избирательной кампании, т. е. процесса голосования и подсчета голосов. УИК действуют только на непостоянной (временной) основе и имеют самый короткий по сравнению с другими комиссиями срок полномочий.

Срок полномочий УИК начинается с установленного законом момента  их формирования и заканчивается через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, которое должно осуществиться не позднее чем через одни месяц со дня голосования. Однако в случае обжалования или опротестования итогов голосования, связанного с нарушениями, допущенными участковой комиссией при организации голосования или подсчета голосов, ее полномочия сохраняются до вынесения окончательного решения по жалобе. Число членов участковой комиссии зависит от числа избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке, и должно быть достаточным для того, чтобы обеспечить надлежащую организацию голосования и выдачу бюллетеней в помещении для голосования, обеспечение учета заявлений и голосования вне помещения. Число членов комиссии с правом решающего голоса устанавливается федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации о конкретных выборах и, как правило, составляет от 3 до 15 человек. Формируют УИК вышестоящие избирательные комиссии. К субъектам, наделенным правом предлагать кандидатуры в состав УИК, кроме указанных в общих правилах, относятся представительные органы муниципальных образований, собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. УИК ближе всего стоят к избирателям, и главными направлениями их деятельности являются информирование избирателей, работа со списками избирателей, подготовка и проведение голосования и подсчета голосов.

Информация о работе Система избирательных комиссий