Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 02:26, курсовая работа

Краткое описание

Унитарным предприятием признается организация, созданная при государственном или муниципальном участии и не обладающая правом собственности на закрепленное за ней имущество. Направленность у него коммерческая.
Квалифицированные юристы всегда смогут дать вам подробные консультации по описанным вопросам.

Оглавление

Введение …………................................................................................................ 3
1. Варианты реорганизации унитарного предприятия …………………… 4
2. Ликвидация унитарного предприятия ……………………………….… 11
Заключение ……………………………………………………………………... 16
Список источников и литературы ………………………………………….…. 17

Файлы: 1 файл

итоговая контрольная работа.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда лишь в случаях, предусмотренных ГК РФ (п. 2 ст. 61).

Следовательно, неисполнение организацией требований, содержащихся в иных законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта.

 

Если решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо на уполномоченные его учредительными документами органы возложены обязанности по осуществлению ликвидации (п. 3 ст. 61 ГК РФ), однако в установленный срок ликвидация юридического лица не произведена, то суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица. При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и др., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ (аналогия закона).[335]

Согласно ст. 20 ФЗ от 8.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц»[336] учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Нормы, установленные в п. 5 ст. 35 Закона, корреспондируют правилам ст. 9 ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)»[337]. Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных указанной статьей, не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обязательств.

При большом количестве имущественных обязательств, наличии сомнительных или спорных долгов и исходя из иных фактических обстоятельств ликвидационная комиссия вправе предусмотреть более длительные сроки для предъявления претензий кредиторами. Следует отметить, что законодательством не определен максимальный срок для предъявления требований в таких случаях.

О ликвидации унитарного предприятия должно быть помещено объявление в печатном издании, публикующем сведения о государственной регистрации юридических лиц. Поэтому опубликование такого объявления, например, в рекламной газете, как это нередко имеет место на практике, не должно рассматриваться как выполнение требований ГК РФ об обязательной публикации сообщения о ликвидации. Подобная публикация может иметь лишь вспомогательное значение и являться не более чем дополнением к объявлению, опубликованному в установленном порядке. Самостоятельного юридического значения такая публикация не имеет.

Следующий этап ликвидации унитарного предприятия заключается в совершении ликвидационной комиссией действий по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. Основанием для выявления кредиторов и дебиторов предприятия служат первичные и иные документы бухгалтерского учета, заключения аудитора, акты проверок налоговых и иных органов, другие документы предприятия.

Ликвидационная комиссия обязана в письменной форме уведомить каждого кредитора о ликвидации унитарного предприятия и сообщить срок для предъявления кредиторами имущественных требований. Здесь нужно иметь в виду, что объявление о ликвидации предприятия, о котором говорилось выше, не заменяет собой письменного уведомления персонально каждого кредитора. Ликвидационная комиссия должна располагать документами, подтверждающими факт персонального письменного уведомления кредиторов о ликвидации данного унитарного предприятия и сроках для предъявления требований кредиторами.

ГК РФ (п. 1 ст. 63) требует также принятия ликвидационной комиссией мер к получению унитарным предприятием дебиторской задолженности.

Промежуточный ликвидационный баланс составляется не ранее чем через два месяца с даты опубликования сообщения (объявления) о ликвидации. Обязанность составления промежуточного ликвидационного баланса возлагается на ликвидационную комиссию. Утверждение промежуточного ликвидационного баланса относится к числу исключительных правомочий собственника имущества предприятия в силу подп. 5 п. 1 ст. 20 Закона, где говорится об утверждении ликвидационных балансов (промежуточного и окончательного). Данное полномочие не может быть реализовано решением исполнительного органа унитарного предприятия.

Согласно ст. 64 ГК РФ требования кредиторов при ликвидации юридического лица удовлетворяются в следующей очередности:

- в первую очередь удовлетворяются  требования граждан, перед которыми  ликвидируемое юридическое лицо  несет ответственность за причинение  вреда жизни или здоровью, путем  капитализации соответствующих  повременных платежей;

- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

- в третью очередь удовлетворяются  требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

- в четвертую очередь погашается  задолженность по обязательным  платежам в бюджет и во внебюджетные  фонды;

- в пятую очередь производятся  расчеты с другими кредиторами  в соответствии с законом.

 

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица определен в ст. 22 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». Государственная регистрация в таких случаях осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

Документы унитарного предприятия, предусмотренные п. 1 ст. 28 Закона, при ликвидации предприятия передаются на хранение в государственный архив в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Процесс ликвидации долгий и порой трудоемкий. Он имеет свой порядок, который определяется, и регламентируются относительно федерального закона. Ликвидация или реорганизация предприятий требуют создание ликвидационной комиссии, и далее операции по обеспечению законного устранения предприятия. Существует специальные сроки подачи документов и особые процедуры. Так унитарное предприятие в письменной форме должно разослать уведомления кредиторам о своем решении  не позднее 30 дней с начала процедуры реорганизации или ликвидации и поместить эти данные в органы печати. Кредиторы, в свою очередь, могут заявить свои требования к предприятию путем обращения в суд. Рамки исполнения этих дел определяются и рассматриваются Гражданским кодексом Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий – это ответственная процедура для каждого заявителя, влияющая на дальнейшую судьбу всего предприятия. Грамотность проведения данной операции сказывается на положительные или отрицательные стороны конечных результатов. Поэтому без квалифицированной помощи юристов и консультантов будет весьма сложно осуществить планы по ликвидации или реорганизации вашего предприятия, так как эти процессы требуют знания законов.

Унитарное предприятие реорганизуют с целью повышения его эффективности. Решение о реорганизации предприятия принимает собственник, в отдельных случаях (разделение или выделение) - уполномоченный государственный орган или суд.

Реорганизация унитарного предприятия, как и других организаций, может быть произведена в таких формах как:

- слияние (два/несколько предприятий  объединяются в одно новое);

- присоединение (одно/несколько предприятий присоединяются к другому, продолжающему существование);

- разделение (предприятие делится  на два/несколько новых);

- выделение (от предприятия отделяется  одно/несколько новых, и старое  и новое существуют параллельно);

- преобразование (предприятие меняет организационно-правовую форму с одной на другую).

Преобразовать государственное или муниципальное унитарное предприятие можно в государственное или муниципальное учреждение. Некоммерческой организацией автономного типа унитарное предприятие может стать лишь, будучи федеральным государственным. Иные организационно-правовые формы унитарное предприятие может принять в результате приватизации.

Слияние либо присоединение унитарных предприятий возможно лишь при общем собственнике. Смена собственника (федерация, субъект федерации или муниципалитет) реорганизацией не является.

Ликвидация унитарного предприятия осуществляется по решению собственника либо, в отдельных случаях, по решению уполномоченного государственного органа или суда.

Суд может ликвидировать унитарное предприятие за грубые, неустранимые нарушения законодательства.

Как реорганизация, так и ликвидация унитарного предприятия подлежат регистрации в едином государственном реестре юридических лиц.

Бывают случаи, когда реорганизация и ликвидация унитарного предприятия являются комплексным процессом. Пример - присоединение.

И при реорганизации, и при ликвидации унитарного предприятия необходимо предварительное уведомление кредиторов.

 

Список источников и литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 80 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья). М., 2003. – 396 с.
  3. Алексий П. В., Кондаков Д. А. Нормативно-правовое регулирование управления государственными и муниципальными унитарными предприятиями // Закон и право. 2004. № 4
  4. Беляева О. Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий: вопросы судебно-арбитражной практики // Хозяйство и право. 2002. № 5
  5. Гуев А. Н. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». - М.: Дело, 2004.
  6. Комментарий к законодательству о федеральных государственных унитарных предприятиях. Под ред. Ю. П. Орловского и Н. А. Ушаковой. М., 2001.
  7. Комментарий к Федеральному закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» / под ред. М. Ю.Тихомирова. - М.: Издание г-на Тихомирова М. Ю., 2003
  8. Леонова Г. Б. Унитарное предприятие как субъект гражданского права // Законодательство. 2001. № 8.
  9. Тихомиров М. Ю. Уставы унитарных предприятий по новому Федеральному Закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». – М.: 2003.
  10. Якобсон Л. И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика. М., 2000.

 

  1. Правовая система «Консультант Плюс»

 

2. www.klerk.ru

 


Информация о работе Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий