Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 02:26, курсовая работа
Унитарным предприятием признается организация, созданная при государственном или муниципальном участии и не обладающая правом собственности на закрепленное за ней имущество. Направленность у него коммерческая.
Квалифицированные юристы всегда смогут дать вам подробные консультации по описанным вопросам.
Введение …………................................................................................................ 3
1. Варианты реорганизации унитарного предприятия …………………… 4
2. Ликвидация унитарного предприятия ……………………………….… 11
Заключение ……………………………………………………………………... 16
Список источников и литературы ………………………………………….…. 17
Как и при слиянии унитарных предприятий, правопреемство в случае их реорганизации в форме присоединения осуществляется в соответствии с передаточным актом. При этом правопреемство также является универсальным - к предприятию, к которому осуществлялось присоединение, в соответствии с передаточным актом переходят все права и обязанности присоединенного (присоединенных) предприятия (предприятий).
В результате реорганизации унитарного предприятия в форме разделения реорганизованное предприятие прекращает свое существование в качестве юридического лица. При разделении унитарного предприятия возникают как минимум два новых предприятия, каждое из которых подлежит государственной регистрации в установленном порядке.
Все права и обязанности разделенного унитарного предприятия как юридического лица переходят к вновь создаваемым при его реорганизации предприятиям на основании разделительного баланса (п. 3 ст. 32 Закона).
Закон определяет правила добровольного разделения унитарного предприятия по решению собственника его имущества. Согласно ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (в т. ч. и в форме разделения) может осуществляться также по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда.
По общему правилу, имущество унитарных предприятий, возникших в результате реорганизации в форме разделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного унитарного предприятия (п. 5 ст. 29 Закона).
При реорганизации в форме разделения, как и в других случаях реорганизации унитарного предприятия, право принятия решения о реорганизации принадлежит собственнику имущества предприятия (подп. 5 п. 1 ст. 20 Закона). В указанном решении должны быть определены порядок и условия разделения. Указанные решения не обязательно должны быть оформлены в качестве отдельных документов (правовых актов), поэтому они могут быть отражены в решении (акте) о разделении унитарного предприятия.
При разделении унитарного предприятия документом, определяющим правопреемство, является разделительный баланс. Согласно ст. 59 ГК РФ разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам унитарного предприятия, реорганизуемого в форме разделения, в отношении всех его кредиторов и должников, в т. ч. обязательствам, оспариваемым сторонами. Разделительный баланс относится к числу документов, которые должны быть представлены в регистрирующий орган для государственной регистрации предприятий, вновь возникающих в результате разделения унитарного предприятия.
После принятия решения о разделении унитарного предприятия оно не вправе распоряжаться своими основными и оборотными средствами иным образом, кроме как передать их вновь создаваемым на его основе предприятиям по разделительному балансу.
В п. 1 ст. 33 Закона дается нормативное определение такой формы реорганизации унитарного предприятия, как выделение. При реорганизации в форме выделения вновь создается одно или более унитарных предприятий. В отличие от разделения (ст. 32 Закона), при выделении реорганизованное предприятие продолжает действовать в качестве юридического лица. Вторым отличием является то, что при выделении вновь созданным предприятиям передаются не все, а только часть прав и обязанностей реорганизуемого унитарного предприятия.
Государственной регистрации при выделении предприятия (предприятий) подлежит вновь созданное в результате выделения предприятие (предприятия). Что касается унитарного предприятия, из которого выделилось одно или несколько новых предприятий, то в его учредительные документы вносятся изменения, обусловленные содержанием решения о выделении (например, об изменении размера уставного фонда и др.). Указанные изменения, вносимые в учредительные документы, подлежат государственной регистрации в установленном порядке (п. 7 ст. 9 Закона).
Часть прав и обязанностей унитарного предприятия, из которого выделяются одно или несколько предприятий, переходит к вновь создаваемым при его реорганизации предприятиям в соответствии с разделительным балансом (п. 3 ст. 33 Закона).
В ст. 33 Закона установлены правила выделения из унитарного предприятия одного или нескольких предприятий по решению собственника его имущества. Как уже отмечалось, согласно ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (в т. ч. и в форме выделения) может осуществляться также по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда.
Если иное не предусмотрено федеральным законом, имущество унитарных предприятий, возникших в результате реорганизации в форме выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного унитарного предприятия (п. 5 ст. 29 Закона).
Как и в других случаях реорганизации унитарного предприятия, право принятия решения о реорганизации принадлежит собственнику имущества предприятия (подп. 5 п. 1 ст. 20 Закона). В указанном решении должны быть определены порядок и условия выделения.
Изменения и дополнения в устав унитарного предприятия, из которого выделены одно или несколько предприятий, должны быть оформлены в качестве самостоятельного документа, поскольку они, наряду с другими необходимыми документами, должны быть представлены в регистрирующий орган для государственной регистрации.
Уставы вновь созданных в результате выделения унитарных предприятий (подлинники или нотариально удостоверенные копии) наряду с другими необходимыми документами представляются в регистрирующий орган для государственной регистрации.
Решения соответствующих государственных или муниципальных органов, осуществляющих правомочия собственников имущества унитарных предприятий, по вопросам, связанным с реорганизацией, облекаются в форму правовых актов (п. 2 ст. 30 Закона).
Решение о назначении руководителя унитарного предприятия, из которого выделены одно или несколько унитарных предприятий, согласно п. 2 ст. 33 Закона, принимается при необходимости. Это означает, что собственник по своему усмотрению вправе как назначить нового руководителя, так и сохранить трудовые отношения с прежним руководителем.
При выделении из унитарного предприятия одного или нескольких предприятий правопреемство является не общим (универсальным), а частным (сингулярным), т. е. к каждому из вновь созданных предприятий переходит только часть прав и обязанностей реорганизованного унитарного предприятия.
Преобразование унитарного предприятия представляет собой изменение организационной формы такого предприятия, в результате которого возникает юридическое лицо другого вида, предусмотренного законодательством. Статья 34 Закона ограничивает возможность реорганизации унитарного предприятия путем преобразования - такое предприятие может быть преобразовано только в организации в государственное или муниципальное учреждение. Преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации.
В случае преобразования унитарного предприятия государственной регистрации подлежит вновь возникшее юридическое лицо, к которому с этого момента переходят все имущественные (а в ряде случаев и неимущественные) права и обязанности преобразованного предприятия как субъекта гражданско-правовых отношений. Те права и обязанности, которые могут принадлежать только юридическому лицу, действующему в форме унитарного предприятия, не переходят в порядке правопреемства.
С момента государственной регистрации нового юридического лица унитарное предприятие, реорганизованное путем преобразования, прекращает свое существование.
Созданное в результате преобразования унитарного предприятия новое юридическое лицо является правопреемником указанного предприятия (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Права и обязанности реорганизованного унитарного предприятия переходят к созданному в результате преобразования юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
Государственное унитарное предприятие может быть преобразовано в государственное учреждение, а муниципальное унитарное предприятие - в муниципальное учреждение.
Учреждение не обладает имуществом, принадлежащим ему на праве собственности. Имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. По общему правилу, право оперативного управления возникает у учреждения с момента передачи ему соответствующего имущества, но решением собственника имущества или правовыми актами могут быть предусмотрены исключения из этого правила.
Статьей 11 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте, который составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.
В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в т. ч. обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также права на обозначение, индивидуализирующее предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права. В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
При приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия имущество, не включенное в состав подлежащих приватизации активов указанного предприятия, изымается собственником.
В соответствии с решениями собственника, унитарное предприятие может быть ликвидировано. Данная процедура регламентируется нормами законодательства РФ. Помимо решения владельца, основанием для начала процесса ликвидации может служить решение судебного органа РФ.
Для начала процедуры следует назначить ликвидационную комиссию, которая утверждается собственником УП. При ликвидации все дела данного предприятия лежат на ликвидационной комиссии. В случае осуществления ликвидации фирм ООО права и обязанности не ложатся на другие юридические лица, при этом деятельность полностью прекращается.
Стоит отметить, что если ликвидационной комиссией отмечается невозможность выполнения обязательств по кредитам на момент начала процесса, представители предприятия либо его руководитель, согласно закону, обязаны начать процедуру банкротства.
Статья 35 Закона конкретизирует общие правила о ликвидации юридических лиц, установленные в ст. 61-65 ГК РФ. Содержащиеся в ней правовые нормы имеют универсальное значение для всех унитарных предприятий - основанных как на праве хозяйственного ведения, так и на праве оперативного управления.
Главное отличие ликвидации унитарного предприятия, как и ликвидации любого юридического лица, от его реорганизации в предусмотренных законом формах (о реорганизации см. ст. 29-34 Закона) заключается в том, что ликвидация не предполагает правопреемства, т. е. перехода прав и обязанностей ликвидированного юридического лица к другим субъектам. Поэтому при ликвидации унитарное предприятие прекращает свое существование в качестве юридического лица и, следовательно, в качестве участника гражданского оборота. ГК РФ и Закон достаточно детально регулируют порядок ликвидации при помощи главным образом императивных норм, подробно определяя содержание и последовательность действий при ее осуществлении. Это связано в первую очередь с необходимостью обеспечить выполнение ликвидируемым юридическим лицом своих обязанностей перед кредиторами, поскольку его обязательства, не исполненные до или в процессе ликвидации, прекращаются. Исключение здесь составляют только случаи, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.). Об основаниях прекращения обязательств см. гл. 26 ГК РФ.
Пункты 1 и 2 ст 35 Закона предусматривают возможность: а) добровольной ликвидации унитарного предприятия по решению собственника его имущества; б) ликвидации такого предприятия на основании судебного решения.
Общий порядок добровольной ликвидации унитарного предприятия по решению собственника его имущества регулируется ГК РФ, Законом и другими нормативными правовыми актами (п. 5 ст. 35 Закона).
Решение о добровольной ликвидации унитарного предприятия, назначении ликвидационной комиссии и утверждении ликвидационных балансов является исключительным правомочием собственника имущества соответствующего предприятия (подп. 5 п. 1 ст. 20 Закона). Поскольку норма, установленная в п. 1 ст. 35 Закона, является императивной, в уставе унитарного предприятия нельзя предусмотреть иной, по сравнению с указанным в ней, порядок принятия решения о ликвидации такого предприятия. В то же время исполнительному органу унитарного предприятия не запрещается, например, инициировать принятие соответствующих решений собственником и подготовить проекты необходимых документов.
Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ основаниями для ликвидации юридического лица на основании судебного решения могут быть: а) допущенные при его создании грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; б) осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); в) осуществление деятельности, запрещенной законом; г) осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или других правовых актов; д) иные основания, предусмотренные ГК РФ.
Информация о работе Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий