Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 02:26, курсовая работа
Унитарным предприятием признается организация, созданная при государственном или муниципальном участии и не обладающая правом собственности на закрепленное за ней имущество. Направленность у него коммерческая.
Квалифицированные юристы всегда смогут дать вам подробные консультации по описанным вопросам.
Введение …………................................................................................................ 3
1. Варианты реорганизации унитарного предприятия …………………… 4
2. Ликвидация унитарного предприятия ……………………………….… 11
Заключение ……………………………………………………………………... 16
Список источников и литературы ………………………………………….…. 17
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (РГГУ)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий.
Итоговая контрольная работа
по Управлению государственными и муниципальными предприятиями
студента 4-го курса заочной формы обучения с использованием ДОТ
Москва 2015
Оглавление
Введение …………..........................
1. Варианты реорганизации унитарного предприятия …………………… 4
2. Ликвидация унитарного предприятия ……………………………….… 11
Заключение ……………………………………………………………………... 16
Список источников и литературы ………………………………………….…. 17
Введение
Унитарным предприятием признается организация, созданная при государственном или муниципальном участии и не обладающая правом собственности на закрепленное за ней имущество. Направленность у него коммерческая.
Квалифицированные юристы всегда смогут дать вам подробные консультации по описанным вопросам.
Согласно законодательным нормам России, в число унитарных предприятий входят коммерческие компании, у которых нет права собственности и которые были образованы при помощи участия муниципальных либо государственных органов. Для ликвидации путем реорганизации подобных предприятий существует несколько распространенных способов. Процедура применяется для нескольких случаев:
-при объединении двух или более унитарных организаций в одну общую;
-при вливании нескольких организаций в одно предприятие, которое уже существует;
-разделение основной унитарной компании на несколько организаций.
Процесс ликвидации или реорганизации унитарного предприятия осуществляется в том случае, если его собственником было принято соответствующее решение. Регламентируется данная процедура законодательными нормами РФ.
Согласно законодательству РФ, любое коммерческое предприятие, созданное при помощи государства и не имеющее при этом права собственности – является унитарным. Как правило, существует несколько способов реорганизации унитарных предприятий.
Реорганизация свойственна только после соответствующего решения собственника предприятия или уполномоченного государственного органа. Весь процесс происходит в рамках законодательства РФ, только после постановления суда или решения иного госоргана, с определенными полномочиями.
Проведение присоединения и слияния унитарных организаций возможно только при условии, что все эти компании имеют одного и того же собственника. Однако в том случае, если имущество муниципальных или государственных органов переходит к иному собственнику, являющемуся юридическим лицом на территории РФ, происходит полная смена юрисдикции унитарной организации. В данном случае проводится документально оформление передачи имущества иному собственнику, а также регистрируются все изменения, внесенные в устав.
Процедура реорганизации для присоединяющего предприятия считается законченной после того, как в единый государственный реестр были внесены соответствующие записи, свидетельствующие о прекращении существования присоединенного предприятия.
Согласно законодательству, унитарное предприятие обязано отправить уведомление о реорганизации всем своим кредиторам, а также в СМИ. Любая компания-кредитор вправе потребовать погашение долгов, которое оформляется документально. Наряду с этим, регистрирующий орган может отказать в начале процедуры реорганизации, если унитарное предприятие не предоставляет документа, подтверждающего, что кредиторы были извещены.
Что касается слияния, то оно оформляется специальным актом, который утверждается собственником. Законные обязанности и права предприятий, участвующих в объединении, переходят к новой унитарной организации.
При присоединении одной или нескольких унитарных организаций, также предусмотрена передача законных прав и обязанностей данных юридических лиц к единому унитарному предприятию. При этом проводится ревизия устава, составляется и утверждается передаточный акт.
Если же имеет место ситуация, при которой УП разделяется, его законные обязанности и права полностью переходят отдельным юридическим лицам. Исполнение баланса и распределение имущественных объектов проводится на основании решений собственника предприятия, подлежащего разделению. Само предприятие, существовавшее изначально, ликвидируется.
Понятие «реорганизация» означает прекращение реорганизуемого юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другим лицам. Особенности правопреемства в зависимости от формы реорганизации юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) установлены в ст. 58 ГК РФ. Правопреемство при реорганизации унитарного предприятия регулируется также ст. 30-34 Закона.
Прекращение унитарного предприятия с переходом прав и обязанностей к вновь возникающим юридическим лицам отличает его реорганизацию от ликвидации, не предполагающей правопреемства (ст. 61 ГК РФ, ст. 35 Закона).
Нормы ст. 30-34 Закона регулируют отношения, возникающие при реорганизации унитарного предприятия по решению собственника его имущества, принятого на основании подп. 5 п. 1 ст. 20 Закона. Решение о реорганизации принимает в пределах своей компетенции соответствующий орган, осуществляющий права собственника имущества унитарного предприятия.
Законодательством предусмотрены и основания принудительной реорганизации юридического лица. В частности, п. 2 ст. 57 ГК РФ предусматривает, что в случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Данная норма воспроизведена в п. 1 ст. 20 Закона.
Предписание о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации выдается при наличии следующих условий: возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений; если это ведет к развитию конкуренции; отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30% от общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг); возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара. Предписание антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном предписании, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.
Если учредитель юридического лица, уполномоченный им орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществит реорганизацию в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, то суд по иску этого органа назначает внешнего управляющего и поручает ему осуществить реорганизацию данного юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами соответствующей организации. Внешний управляющий вправе выступать от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц.
В п. 1 ст. 30 Закона дается понятие слияния двух или нескольких унитарных предприятий как одной из форм реорганизации. Данная статья базируется на положениях ст. 57-59 ГК РФ, но при этом существенно конкретизирует их и устанавливает новые правила. При слиянии унитарных предприятий все имущественные права и обязанности каждого предприятия, участвовавшего в слиянии, переходят к унитарному предприятию, которое возникает в результате слияния.
Предприятия, участвовавшие в слиянии, прекращают свое существование в качестве юридических лиц.
В результате слияния возникает новое унитарное предприятие, подлежащее государственной регистрации в установленном порядке. Факт государственной регистрации такого предприятия влечет возникновение нового унитарного предприятия в качестве юридического лица, и с этого момента к нему переходят права и обязанности всех предприятий, участвовавших в слиянии.
Необходимо учитывать, что согласно п. 3 ст. 57 ГК РФ в случаях, установленных законом, слияние юридических лиц может быть осуществлено лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Здесь прежде всего имеются в виду органы, предусмотренные антимонопольным законодательством.
Также необходимым условием слияния унитарных предприятий является принадлежность их имущества одному и тому же собственнику (п. 3 ст. 29 Закона). Это обусловливает административную, а не договорную процедуру слияния унитарных предприятий. Поскольку решение о слиянии таких предприятий принимается одним субъектом, в этом случае не заключается договор о слиянии, как это, например, происходит при слиянии хозяйственных обществ.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона право принятия решения о реорганизации унитарного предприятия принадлежит собственнику его имущества. В решении о слиянии определяются порядок и условия слияния. Заметим, что Закон не обязывает собственника оформить соответствующие решения в качестве отдельных документов (правовых актов). Поэтому все указанные решения могут быть отражены в решении (акте) о слиянии.
Требования к содержанию передаточного акта установлены п. 1 ст. 59 ГК РФ. Данный документ должен включать весь комплекс обязательств реорганизованных унитарных предприятий (в т. ч. и таких, по которым не наступил срок исполнения, а также оспариваемые сторонами обязательства) с указанием лица, которому передаются соответствующие права и обязанности. Передаточный акт утверждает орган, принявший решение о реорганизации (п. 2 ст. 30 Закона).
При слиянии унитарных предприятий правопреемство является общим (универсальным), т. е. к вновь возникшему в результате такой реорганизации унитарному предприятию переходят все права и все обязанности предприятий, участвовавших в слиянии.
Присоединение представляет собой форму реорганизации, при которой возникает не новое юридическое лицо (таковым уже является унитарное предприятие, к которому осуществляется присоединение), а изменяется статус (объем прав и обязанностей) предприятия, к которому присоединились одно или несколько других унитарных предприятий.
Государственной регистрации в этом случае подлежит не предприятие, к которому осуществлялось присоединение, а изменения и дополнения к его уставу. Само же унитарное предприятие, к которому осуществлялось присоединение, считается реорганизованным не с момента его государственной регистрации (как это имеет место при других формах реорганизации), а с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного (присоединенных) предприятия (предприятий). Присоединившиеся предприятия прекращают свое существование с этого момента.
В этом заключается главное отличие реорганизации в форме присоединения от имевшей место на практике до вступления в силу ГК РФ реорганизации некоторых юридических лиц в форме поглощения.
Для реорганизации унитарного предприятия в форме присоединения, как и для слияния предприятий, ГК РФ (ст. 57) и другие законы предусматривают случаи, когда такая реорганизация может быть осуществлена только с согласия уполномоченных государственных органов.
Пункт 2 ст. 31 Закона императивно устанавливает круг вопросов, разрешаемых собственником имущества унитарных предприятий, участвующих в присоединении. Напомним, что унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме присоединения только при условии, что их имущество принадлежит одному и тому же собственнику (п. 3 ст. 29 Закона). Поэтому присоединение к унитарному предприятию, как и слияние таких предприятий, происходит не в договорном, а в административном порядке.
Решение о присоединении к унитарному предприятию принимается одним субъектом, и в этом случае не заключается договор о присоединении, как это, например, происходит при реорганизации хозяйственных обществ в форме присоединения.
Во всех случаях реорганизации унитарных предприятий, в т. ч. и при реорганизации в форме присоединения, право принятия решения о реорганизации предприятия принадлежит собственнику его имущества (подп. 5 п. 1 ст. 20 Закона). В указанном решении должны быть определены порядок и условия присоединения.
При этом изменения и дополнения в устав унитарного предприятия, к которому осуществляется присоединение, должны быть оформлены в качестве самостоятельного документа, поскольку они, наряду с другими необходимыми документами, должны быть представлены в регистрирующий орган для государственной регистрации.
Информация о работе Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий