Проблемы муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 18:41, реферат

Краткое описание

В процессе формирования в российском обществе новой профессиональной страты: муниципальных служащих,- становится очевидным тот факт, что этот процесс не может быть изолированным от тенденций развития мирового сообщества. Роль и функции служащих в управлении местными сообществами должны соответствовать требованиям основным мировых процессов

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

Система управленческого отчуждения воспроизводится также и в деятельности самих органов муниципального управления. Например, по результатам социологического исследования «Роль и место местного самоуправления в демократизации общества», проведенного автором в 2007 г. большинство муниципальных служащих не вовлечены в реальные процессы принятия муниципальных управленческих решений, поскольку эти решения принимаются по иерархической схеме «сверху-вниз». В органах местной власти фактически копируются механизмы принятия управленческих решений, действующие в системе государственного управления, отсутствует практика использования современных демократических управленческих технологий.

Какие причины обуславливают  существование данную ситуацию в  местном самоуправлении? В качестве основных причин социально-управленческого отчуждения населения, по результатам социологического опроса выделяются следующие: длительное огосударствление местного самоуправления и вследствие этого преобладание пассивно-иждивенческой психологии у большинства населения России (50,6%); низкий уровень компетентности граждан в решении вопросов местного значения (61,2%), недоверие граждан к местной власти (31,8%), недостаточная мотивация и не эффективная работа местных органов власти по привлечению населения к осуществлению местного самоуправления (23,5%), низкий уровень материального благосостояния населения (16,5%) и др. Отсутствие сформированного среднего класса в современной России является серьезным дестабилизирующим фактором развития демократических процессов и гражданского общества в целом.

Какие меры необходимо предпринять  для преодоления социально-управленческой отчужденности граждан в системе  местного самоуправления?

В первую очередь, органы местного самоуправления должны переориентировать  свою стратегию деятельности: от преимущественного оказания муниципальных услуг к созданию и развитию условий в муниципальных образованиях для активизации деятельности других социальных субъектов (НКО-сектор, предпринимательство и др.) с целью делегирования им части полномочий в сфере оказания муниципальных услуг.

Во-вторых, необходимо повсеместно  сформировать сеть бизнес-инкубаторов  для развития предпринимательской  среды в муниципальных образованиях и так называемых, «социальных  инкубаторов» для развития лидерского потенциала и гражданских инициатив в муниципальных образованиях, обучая их одновременно технологиям принятия муниципальных управленческих решений.

В-третьих, органам муниципального управления необходимо развивать гражданские  инициативы, используя для этого  все современные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления.

Важным и актуальным при этом остается необходимость  организации системной работы над  повышением общего уровня культуры и  образованности населения в вопросах местного самоуправления как условие эффективной реализации всех обозначенных выше направлений.

Таким образом, с одной  стороны, развитие социально-управленческой активности граждан в осуществлении  местного самоуправления является необходимым  условием эффективной реализации задач муниципальной реформы, а, с другой стороны, преодоление управленческого отчуждения населения, особенно в процессах решения вопросов местного значения, должно стать стратегической задачей деятельности самих органов муниципального управления.

 

Место и роль службы по связям с общественностью в органах муниципальной власти

 

Процесс демократизации российского  общества детерминировал возникновение  при органах государственного и  муниципального управления служб по связям с общественностью, их превращение в действенный инструмент диалога общества и власти. В то же время, процесс становления и функционирования этих органов нельзя охарактеризовать как проходящий без осложнений и контртенденций.

Основная цель исследования состоит в анализе особенностей становления и выявлении основных путей оптимизации и повышения эффективности деятельности служб по связям с общественностью органов власти и управления в России.

Управленческая деятельность, которая  осуществляется муниципальными органами власти, имеет значительную специфику. Если политическая власть и политическое управление в государственных органах «отдалены» от народа, то местное самоуправление, будучи одним из механизмов функционирования гражданского общества, «растворено» в нем, способствуя созданию механизмов и условий для свободного и эффективного развития гражданского общества. Взаимоотношения с общественностью органов муниципальной власти и управления строятся на принципе соучастия, для эффективной реализации которого необходимо осуществление развитых и разнообразных связей, организованных в двух направлениях: от органов управления к гражданам (управляемым) – прямая связь, от населения к органам власти – обратная связь.

Благодаря деятельности служб по связям с общественностью органы муниципальной  власти и управления должны становится как механизмом формирования гражданского общества (общества инициативных, законопослушных граждан, знающих свои права и умеющих их отстаивать), так и неотъемлемой его частью. Ведь посредством PR-коммуникации органов муниципальной власти и управления и общественности происходит осуществление гражданами конституционных прав по принятию общественно значимых решений, что позволяет наполнить идею народовластия реальным содержанием.

Особое значение служб по связям с общественностью в реализации социальной роли муниципального управления связано и с коммуникативным аспектом функционирования муниципальных органов власти, которые представляют собой целостную коммуникационную систему. Функциональные отношения внутри этой системы с другими органами муниципальной и государственной власти и управления, общественными организациями и гражданами осуществляются через коммуникативное взаимодействие и выражаются в структуре администрации. Решение тех социально-политических задач, которые стоят перед органами муниципального управления в России, сегодня во многом строится на понимании необходимости построения продуктивной коммуникации на всех этих уровнях.

Выявление основных тенденций деятельности и развития служб по связям с общественностью  на муниципальном уровне происходило на примере деятельности органов муниципальной власти г. Тулы. Были проведены несколько исследований, выявляющих характер взаимодействия, уровень открытости власти, а также качество работы службы по работе с общественностью. Применялась как количественная, так и качественная стратегия. Первая позволила отразить реально существующее положение дел, вторая способствовала выявлению тенденций для развития в будущем.

Анализ показал, что уровень  открытости органов муниципальной  власти г. Тулы, достаточно высок, но система взаимодействия недостаточно результативна и проработана. Недостаток профессионалов в области связей с общественностью, непонимание целей и задач деятельности, отсутствие четкого определения статуса служб и несформированной структур гражданского общества - основные трудности, возникающие здесь.

Относительно проблемы целеполагания  необходимо отметить, что цели PR-служб  местного самоуправления не могут быть сформулированы на государственном  уровне. Стратегия деятельности служб по связям с общественностью должна являться продуктом стратегической разработки тех субъектов деятельности, которые осуществляют властные полномочия в конкретном муниципальном образовании. Руководители и сотрудники органов муниципальной власти и управления должны на таком кооперативном уровне приложить усилия к разработке целевой концепции развития органов муниципального управления, часть которой должна быть посвящена концептуализации деятельности служб по связям с общественностью.

Важно отметить, что на том же уровне, решается и проблема институционализации. Соответственно, кооперативная концепция необходимо должна включать раздел, в котором должна быть прописана институциональная структура служб по связям с общественностью муниципального образования. На местном уровне ориентация на эту концепцию не должна препятствовать созданию такой службы, структура которой должна максимально соответствовать специфике управления в данном муниципальном образовании.

Проблема профессионализма сотрудников  служб по связям с общественностью носит системный характер, и ее решение лежит, прежде всего, в поле функционирования российской системы образования, которое, являясь важным инструментом социализации личности, формирует мировоззренческие установки людей. Необходима ориентация в образовательном процессе на государственную концепцию воспитания человека и гражданина, мировоззрение которого включает культурные и политические ориентиры. Сегодня создание такого рода концепции является не просто фактором решения ряда проблем образования и рынка труда, но и условием самосохранения и возрождения нации нашей страны.

 

 

Заключение

 

Итак, практический опыт регионов России за последнее десятилетие показывает, что имеется дефицит, по крайней  мере на первоначальном этапе социальных и административных преобразований, региональных лидеров, способных разработать и осуществить реформы, а также оценить все последствия государственной политики реформирования, минимизировать социальные издержки при их проведении (пенсионная реформа, реформа системы здравоохранения, образования и т.д.). Учитывая возросшую опасность кризисных ситуаций (техногенных, природных, социальных и т.д.), предстоит обратить особое внимание на умение муниципальных руководителей действовать в быстро изменяющейся среде и быть гибкими, не меняя своих главных принципов, добиваться поставленных целей при активном привлечении бизнеса и общественных организаций, развивая партнерские отношения.

Наконец, последний вывод  состоит в следующем: требуется  интегрировать три компонента:

а) систему управления административными реформами,

б) систему оценки эффективности  муниципального управления,

в) систему профессиональной подготовки и развития муниципальных  служащих.

Только при таком  комплексном подходе возможен прорыв в муниципальной управлении и повышение его эффективности, качества оказываемых услуг и надежности работы муниципального аппарата в современных условиях.

 

Список литературы

 

  1. Белов А.А. Теория и практика связей с общественностью. – Ростов-на-Дону: Феникс, СПб.: Северо-Запад, 2005.
  2. Коханов Е.Ф. Теоретические и методические основы PR-деятельности: (социологический аспект). - М.: РИП-холдинг, 2009.
  3. Связи с общественностью как интегрированное научное знание периода открытого информационного общества: Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Наука, 2006.
  4. Смолева С.С. Службы по связям с общественностью муниципальных органов власти и управления в современной России: преблеы становления и функционирования: Автореф. дисс. … канд. полит. наук. – М., 2007.
  5. Демьянов Е.А. Территориальная общность как субъект самоуправленческой активности // Проблемы местного самоуправления. – 2009. – №2.
  6. Гладышев А.Г., Иванов В.Н., Мельников С.Б., Патрушев В.И.Основы современного муниципального управления. М.: ЮНИТИ, 2008.
  7. Лобанов В.В. Работа с высшим административным персоналом в США и других зарубежных странах. М.: Изд-во РАГС, 2006.
  8. Развитие профессионализма преподавателя высшей школы: Учебно-методическое пособие. Издание второе / Под научн. ред. А.А. Дергача. М.: Изд-во РАГС, 2007.
  9. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». – М.: изд-во «Омега-Л», 2007. – 134 с.
  10. Галимов Р.С., Рысаев И.Ш. Участие населения в осуществлении местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление // Экономика и управление. 2007. № 3. С.98-111.
  11. Мерсиянова И. Муниципальная Россия: социально-экономическая ситуация и развитие местного самоуправления // Муниципальная служба. 2007. № 4. – С.20-35.

Информация о работе Проблемы муниципального управления