Принципы организации и проведения тестирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 16:14, контрольная работа

Краткое описание

Особым методом исследования систем управления, и, пожалуй, достаточно эффективным является метод тестирования.
В управлении при помощи тестирования можно исследовать проблемы использования ресурсов (в частности, важнейшего из них – времени), уровень квалификации персонала, распределение функций управления, сочетание формального и неформального управления, стиль управления и многие другие.
Тестирование являются достоверным индикатором будущих успехов при исследовании систем управления, и признается универсальным методом в исследования, оно экономически эффективно и способно приносить материальную выгоду предприятию.

Оглавление

Понятие и сущность тестов……………..……………………………….4

2.
Виды тестов и сфера их применения…………………………………...5

3.
Принципы организации и проведения тестирования………………11

4.
Последовательность и характеристика этапов тестирования…….14

Заключение……………………………………………………………………...19

Список использованной литературы ……………………………………….20

Файлы: 1 файл

тестирование в ИСУ - копия.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

Тесты обычно используются в качестве вспомогательных средств  при принятии решений, связанных  с профессиональной деятельностью, включая индивидуальное профконсультирование и решения руководителей организаций, касающиеся подбора и расстановки кадров. Соответствующие структуры торгово-промышленного сектора, правительственных учреждений всех уровней, от федерального до местного, и различных родов войск используют практически все доступные виды тестов для принятия кадровых решений. Нередко комплексные батареи способностей и тесты специальных способностей разрабатывались именно для подобного применения, как и ситуационные тесты. Всё большее применение в этой сфере находят личностные и биографические опросники .

Весьма близкое  по целям применение психологического тестирования имеет место в вооружённых  силах при отборе и распределении военнослужащих.

Использование тестов в индивидуальном консультировании постепенно расширилось от узконаправленных советов относительно учебных и профессиональных планов до рассмотрения всех аспектов жизни человека. Усиливается использование тестов для улучшения самопонимания и личностного роста. Совершенно очевидно, что тесты применяют при решении широкого круга практических проблем. Однако не следует забывать и о том, что такие тесты – важное средство фундаментальных исследований. Психологические тесты служат стандартизированными инструментами исследования разнообразных проблем при исследовании систем управления.

3 . ПРИНЦИПЫ  ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ

При исследовании систем управления важную роль играет организация и проведение тестирования.

Система управления – это совокупность двух взаимодействующих  подсистем (управляющей и управляемой  – объект управления), образующих новую систему – систему управления. Эффективность управления системой рассматривается как степень достижения цели функционирования.

При проведении тестирования следует использовать следующие методологические принципы:

1. Проблема –  это противоречие, которое предстаёт нам иногда в качестве абсурда (неожиданно, непривычно, необъяснимо, нелогично, абстрактно). Методология работы с проблемой обеспечивает качественное планирование исследования, и его организацию.

2. Принцип оценки: любые события, явления, противоречия мы оцениваем по критериям важности, объективности, актуальности, связи с другими явлениями, сложности.

3. Принцип распознавания.  Всегда возникает необходимость  отождествления, сравнения, определения  класса явления, принадлежности  к определённой типологической группе. Это позволяет глубже понять новое явление, определить его свойства и характер, сделать оценку более существенной.

Методологические  принципы исследования помогают найти  эффективный вариант его проведения, целенаправленного осуществления. Принципы – это правила деятельности, которые её, с одной стороны, ограничивают, а с другой стороны – поддерживают, потому что они отражают концентрированный опыт успешного исследования .

К основным принципам  тестирования, которые находят своё применение в исследовании систем управления, относятся принципы действенности и достоверности.

Действенность теста – точность, с которой  тест, интервью и т.п. оценивает то, для чего он был разработан, или  выполняет предопределённую ему  функцию. Действенность отвечает на вопрос: «Оценивает ли этот тест то, для оценки чего он был предназначен?». Действенность теста всегда определяется по тому, что он оценивает. При найме на работу термин «действенность» означает, что тест относится к выполнению данной работы, другими словами, что результаты теста должны дать представление о способности человека выполнять определённую работу. Если это не подтверждается, то дальнейшая проверка не имеет никакого смысла. Тестирование характеризуется двумя основными параметрами, показывающими его действенность: эффективностью критериев и действенностью содержания.

Эффективность критериев – эффективность, основанная на том, что баллы теста (прогноз) связаны с уровнем исполнения (критерий). Эффективность критериев  указывает на то, что тест («прогноз») находится в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности («критерий»). Демонстрация действенности критериев предполагает доказательство того, что те, кто успешно проходят испытания, хорошо работают, и наоборот. То есть тест действенен, если люди, набравшие большее количество очков при тестировании, наилучшим образом соответствуют данной деятельности. С точки зрения психики, прогноз – это оценка, которую вы стараетесь связать с критерием – выполнение реальной работы.

Действенность содержания – тест, содержание которого эффективно, содержит ряд задач и навыков, действительно необходимых для выполнения рассматриваемой работы.

Действенность содержания – набор задач и  навыков, включённых в тест, необходимых  для выполнения рассматриваемой работы.

Основная задача – определить содержание работы в  виде поведенческих стереотипов, затем  случайным образом осуществить  набор этих задач и образцов поведения  и включить их в тесты. Примером служит тест на скорость печатания при найме  машинистки. Если этот тест – достоверный образец работы машинистки, то он, возможно, содержательно действенен.

Доказательство  содержательной действенности теста  на практике сложнее, чем в теории. Доказать, что задания, предлагаемые испытуемым при тестировании, на самом деле являются образцом задач, выполняемых в процессе реальной работы, и что условия тестирования адекватны реальным рабочим условиям, не всегда легко.

Помимо действенности  имеется другая важная характеристика теста – достоверность.

Достоверность – постоянство баллов, набранных одним и тем же человеком при повторном тестировании с теми же эквивалентными тестами.

Достоверность теста оценивает его устойчивость, т.е. постоянство результатов, полученных одним и тем же испытуемым при  повторном прохождении подобного или похожего теста.

Существует  несколько способов оценки стабильности или достоверности теста. Например, человеку делается один и тот же тест в два различных момента  времени и результаты сравниваются. Это называется оценкой повторного тестирования, это означает, что во второй раз предоставляется эквивалентный тест. Это называется эквивалентной оценкой. Другой способ определения достоверности теста – определение его внутренней устойчивости.

В общем виде морально-этические нормы могут  быть представлены в виде правил, которые должны соблюдать любые пользователи тестирования.

1. Тестирование  должно проводиться при участии  профессионального психолога –  специалиста по психодиагностике  или при последующем его участии в качестве консультанта.

2. Человека нельзя подвергать обследованию против его воли или обманным путём. Человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования испытуемый должен быть информирован о целях тестирования и способах использования его результатов.

3. Тестирующий должен обеспечить конфиденциальность информации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия».

4. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ  И ХАРАКТЕРИСТИКА ЭАТАПОВ ТЕСТИРОВАНИЯ

Выбор тестовой методики зависит от ряда взаимодействующих  факторов, основными из которых являются области применения тестов, цели и задачи исследования. К областям применения тестовых методик относятся: система образования; профессиональная подготовка, профессиональный отбор (подбор), определение профессиональной пригодности определение профессиональной пригодности; психологическое консультирование; психологическая коррекция; психотерапевтическая работа; судебная практика.

Выбор тестовой методики зависит также от целей  и задач исследования, которые  ставит перед собой тестурующий. Так, при индивидуальной работе с клиентами такими задачами могут быть:

- составление  плана необходимой профилактической  или консультационной работы с испытуемым;

- составление  рекомендаций по изменению соответствующих  психологических факторов, затрудняющих  нормальную трудовую деятельность на предприятии, снижающих мотивацию к труду и т.п.

Однако существует и ряд социально-психологических  просветительских задач (передавать психологические  знания, умения и навыки; проводить  индивидуальное и групповое консультирование по вопросам взаимоотношений с другими людьми, проблемам самоуправления, самовоспитании и саморазвитии и др.).

На начальном  этапе тестирования составляется раппорт. В контексте проведения тестирования термин «раппорт» относится к  попыткам проводящего тест специалиста вызвать у испытуемых интерес к тесту, добиться от них сотрудничества и содействовать тому, чтобы их реакции соответствовали целям теста.

Следующим этапом является непосредственное тестирование. Существуют определённые строгие правила, которые следует соблюдать при проведении тестирования. Эти правила сводятся к следующему:

1. Прежде чем  использовать выбранную тестовую  методику по прямому назначению, специалист подробно знакомится  с нею, убеждается, что тесты  отвечают предъявляемым к ним  требованиям, после чего пробует тест на самом себе (в крайнем случае - на другом человеке). Профессионализм психолога предполагает умение ставить опыты на себе, в том числе опыты по применению к самому себе соответствующих тестовых методик.

2. Перед началом  выполнения теста проводится тщательный инструктаж испытуемых, им разъясняются цели и задачи тестирования, порядок и правила выполнения тестовых заданий, основные положения сопровождающей тест инструкции.

3. Во время  проведения тестирования психолог  следит за работой испытуемых. Последние должны работать самостоятельно, независимо друг от друга, без посторонней помощи, способной изменить результаты тестирования. Отдельные уточняющие вопросы в процессе тестирования испытуемый задаёт, обращаясь непосредственно к психологу, проводящему тестирование.

Завершающим этапом тестирования является интерпретация результатов исследования.

Каждая тестовая методика должна сопровождаться обоснованной и выверенной программой обработки  и интерпретации результатов  тестирования. Такая программа включает в себя и применение статистико-математической обработки первичных данных (к примеру, установление корреляционных связей между различными показателями психологических свойств личности испытуемых, порядок и способы расчетов социометрических индексов и т.п.).

Интерпретация результатов исследования во многом зависит от продуктивного взаимодействия клиента с психологом-диагностом. На это справедливо указывает Г.С. Абрамова. Ее рассуждения на этот счет сводятся к следующему.

Анализ и  интерпретация данных исследования проводятся с целью точной оценки свойств, состояний или уровня психического развития, достигнутого индивидуумом или группой. Полученная в результате этого психологическая информация позволяет решать следующие задачи:

- выявлять состояния развитости соответствующего психологического свойства у индивидуума и определять динамику развития этого свойства в течение определённого времени;

- устанавливать  реальные изменения в поведении  индивида (группы) под влиянием учебно-воспитательных воздействий;

- разделять  обследуемых на подгруппы для  последующей дифференцированной  работы с ними с учётом достигнутого результата их развития;

- определять  профессиональную пригодность индивида  или группы для выполнения своих служебных обязанностей;

- разрабатывать  рекомендации для последующего  проведения психокоррекционной работы;

- составлять  прогнозные оценки развития качеств личности испытуемых;

- разрабатывать  предложения и рекомендации для  индивида по выбору его жизненного  пути (режим работы и отдыха, проведение досуга, образ жизни, выбор профессии, брачного партнёра и т.п.), а также по проблемам самообразования, саморазвития, самоорганизации, самовоспитания.

Таким образом, методология тестовых исследований систем управления имеет достаточно сложное содержание. Эффективное проведение тестирования во многом определяется соблюдением принципов тестирования (действенности и достоверности) и  верным выбором основных методов тестирования (метод факторного анализа, проективные методы и др.). Процесс проведения тестирования включает в себя три основных этапа: выбор тестовой методики непосредственное тестирование, интерпретация результатов исследования. Точное соблюдение техники тестирования позволяет решить ряд важных задач в области управления предприятием (подбор сотрудников с необходимыми личностно-профессиональными качествами, повышение мотивации работников и т.д.).

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование  выступает как одна из основных функций  управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).

Информация о работе Принципы организации и проведения тестирования