Понятие, субъекты, объекты и особенности права государственной и муниципальной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Тема управления государственной и муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Институт собственности представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также обеспечивать защиту правомочий собственников в случае их нарушения. Основными источниками регулирования отношений собственности в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, раздел II Гражданского кодекса Российской Федерации "Право собственности и другие вещные права" (ст. 209-306)1. В Российской Федерации признается частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Оглавление

Введение 3
1. Право государственной и муниципальной собственности 4
2. Понятие, субъекты, объекты и особенности права государственной и муниципальной собственности 6
2.1.Муниципальная собственность как единство владения, распоряжения и пользования объектами собственнических отношений.
13
2.2. Муниципальная собственность как вид публичной собственности 15
2.3. Муниципальная собственность как форма общественной (общенародной) собственности. 17
Заключение 19
Задача 21
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

ПР Г и М С.docx

— 52.19 Кб (Скачать)

Вместе с тем, как показывает выше приведенный анализ содержания муниципальной собственности, общественные отношения имеют место во всех основных сферах жизнедеятельности местных сообществ: экономической, социальной и духовной. Это позволяет говорить о социальном характере муниципальной собственности.

В каждой из вышеназванных сфер жизни местных сообществ возникают и функционируют исходные основы муниципальной собственности, связанные с присвоением и отчуждением муниципальных общественных благ. В экономической сфере то и другое свойственно по отношению к средствам производства и обращения, рабочей силе, материальным предметам потребления (в том числе к представляемым муниципальным общественным услугам). В социальной сфере речь идет об отношениях по поводу присвоения и отчуждения таких ценностей, как местная публичная власть и самоуправление, реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина и т.п. В духовной сфере - это отношения, связанные с присвоением и отчуждением идей, знаний, информации, художественных произведений и другие.

О подходах в классификации собственности. В общественных науках сложилось две основных точки зрения по вопросу о видах собственности.

 

  Согласно первому подходу , собственность можно подразделить на следующие виды - государственную, частную, акционерную, юридическую, кооперативную, муниципальную, публичную, семейную, личную и др. Основной недостаток данного подхода видится в отсутствии четкого определения качественно различных признаков, используемых при обосновании выбора того или иного вида собственности. Для примера приведем одну из точек зрения на муниципальную собственность, имеющую место в юридической науке.

 

 

2.2. Муниципальная собственность как вид публичной собственности.

 В российской правовой литературе публичная собственность используется как собирательный термин и нередко рассматривается в качестве категории конституционного права. Данное понятие объединяет государственную и муниципальную формы собственности. Публичная собственность - это особая категория, которая не просто соединяет несколько форм общественной собственности, объединенных особыми субъектами - публичными образованиями. Она характеризует отношения господства, присвоения и распределения общественного блага в целях удовлетворения публичных интересов. Основной целью регулирования отношений публичной собственности является достижение конституционного (публичного) интереса, содержание которого не всегда совпадает с частноправовым характером. Важнейшим инструментом управления публичной собственностью является публичное образование, соответствующий орган публичной власти.

Муниципальная собственность рассматривается как вид публичной собственности, которая принадлежит юридическому лицу публичной власти (муниципалитетам) и используется в интересах местного сообщества либо муниципального образования, муниципалитета.

Единство природы муниципальной (публичной) собственности обуславливается единством природы местной публичной власти, источником которой является народ. Муниципальные образования выступают в качестве субъектов права публичной собственности и одновременно являются публичными образованиями. В их собственности как субъектов права публичной собственности может находиться только то имущество, которое необходимо для осуществления полномочий, определенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Это имущество призвано обеспечить полномочий органов местной публичной власти.

К типам собственности относят наиболее фундаментальные, наиболее качественно особые и наиболее крупные ее разновидности. Формами же собственности служат ее группы в составе типов. Важнейшими критериями обоснования как типов, так и внутренних форм собственности, являются характер ее субъектов и объектов, коренные особенности тех и других. Главные из только что названных критериев - это субъекты того или иного достояния. В число субъектов включают общество в целом, местные сообщества, различные социальные группы, личность как таковая.

К типам собственности относятся частная, личная, коллективная, общественная (общенародная), смешанная собственность.

На мой взгляд, предложенный подход в классификации собственности по типам и формам собственности, количественной структуре ее объектов позволяет более точно определить целевое назначение муниципальной собственности, ее место и роль в структуре и содержании собственности как общественного феномена.

В избранной нами классификации по типам собственности муниципальной собственности нет. Следовательно, ее можно отнести к одной из внутренних форм собственности как составного элемента одного из типов собственности.

Муниципальная собственность не является формой частной собственности. Ее нельзя отнести к собственности отдельных, обособленных лиц. Частная собственность направлена главным образом на получение и умножение доходов. Ее содержание составляют общественные отношения по поводу присвоения-отчуждения названными лицами определенных жизненных благ в целях обогащения

Муниципальная собственность - это не разновидность личной собственности. Содержание личной собственности включает в себя отношения между людьми по поводу индивидуального присвоения-отчуждения главным образом потребительских жизненных благ, удовлетворяющих личные потребности людей.

Вряд ли можно муниципальную собственность рассматривать в качестве разновидности коллективной собственности, так как основным субъектом местного самоуправления являются местные сообщества, а не коллективы. Коллективная собственность в общем плане рассматривается как отношения между людьми по поводу присвоения-отчуждения жизненных благ определенными коллективами.

Муниципальную собственность нельзя считать формой смешанной собственности. В самом общем плане смешанная собственность представляет собой относительно устойчивое единство различных типов и форм собственности. Данный тип собственности характеризуется объединением социально различных субъектов присвоения (общества, коллективов, частных лиц и т.л.) в основном на паритетных началах, без реального господства одних и без подавления других4.

 

 

2.3. Муниципальная собственность как форма общественной (общенародной) собственности.

Анализ содержания общественной (общенародной) собственности как типа собственности позволяет нам отнести к одной из его форм муниципальную собственность.

Под общественной (общенародной) собственностью понимается, с одной стороны, достояние общества в целом, а с другой - совместное достояние всех его составных частей (вплоть до конкретных личностей). Муниципальную собственность можно рассматривать как собственность местного сообщества в целом, так и его отдельных членов.

В качестве субъектов присвоения муниципальной собственности выступают:

- местное сообщество в целом  как основной, т.е. полный, глубинный  собственник;

- любой член местного сообщества - индивидуальный как неосновной, т.е. частичный, более внешний собственник.

Содержанием муниципальной собственности служат отношения между местным сообществом (единым собственником) и его составными частями (сособственниками) по поводу присвоения-отчуждения муниципальных общественных благ.

Объектами муниципальной собственности как общенародное достояние, т.е. достояние местных сообществ, в принципе допустимо во всех сферах их жизнедеятельности:

- материальные ресурсы (средства  производства и обращения, разнообразные  природные богатства, созданная  продукция и т.п.);

- социальные ценности (в том числе  на власть, свободу, безопасность, возможность  получать образование);

- духовные блага (памятники истории  и культуры, некоторые произведения  искусства).

Муниципальная собственность носит всенародно совместный характер. Это означает, что в ее пределах каждая социальная группа, каждый гражданин есть владелец муниципальных общественных благ не самостоятельно, не отдельно от других, а только вместе со всеми, в единстве со всеми. Ни у кого не может быть какого-либо пая (доли) в этом общенародном достоянии. Муниципальная собственность как форма общественной общественная собственности предполагает и утверждает приоритет общенародных потребностей и интересов над личными и групповыми. Она может существовать и развиваться только при постоянном учете интересов членов местных сообществ. Всеобщий характер муниципальной собственности состоит в том, что она, возникнув, распространяется на все социальные группы, на всех членов местного сообщества. В рамках муниципальной собственности как общенародного достояния обеспечивается реальное равенство социальных групп и личностей. Все в равной степени становятся собственниками муниципальных общественных благ (материальных, социальных и духовных). Ни у кого нет преимуществ в этом отношении. На такой основе складывается равное владение, распоряжение, пользование муниципальной собственностью5.

 

 

 

 

Заключение

На современном этапе развития российской экономики все больше проявляется негативная тенденция снижения эффективности управления и использования государственной и муниципальной собственности по сравнению с частным сектором. В Российской Федерации многие предприятия и учреждения данных форм собственности являются в настоящее время практически единственными поставщиками товаров и услуг, как для населения, так и для самого государства, поэтому решение проблемы повышения уровня управления данными видами собственности приобретает принципиальное значение. Первостепенную роль в этом процессе должна играть нормативно-правовая база, обеспечивающая усиление государственного контроля и регулирование, как в государственном секторе экономики, так и в других сферах, связанных с использованием государственной собственности.

Основными задачами законодательного обеспечения эффективного управления федеральной и муниципальной собственностью являются:

- структурно,  количественную оптимизацию организаций и предприятий государственной и муниципальной форм собственности;

- обеспечение полного и своевременного  учета государственной и муниципальной  собственности и всех проводимых  с ней операций;

- создание единой системы контроля за сохранностью государственной и муниципальной собственности и использованием её по назначению;

- выработку критериев оптимальных  решений по распоряжению государственной  и муниципальной собственностью;

- повышение инвестиционной привлекательности  государственной и муниципальной  собственности.

Большинство из перечисленных задач можно решить посредством разработки Федерального закона "Об управлении государственной собственностью в Российской Федерации". Данный закон должен содержать:

- цели, задачи и принципы управления  государственной собственностью (по  основным видам объектов собственности);

- правила разграничения федеральной  собственности, собственности субъектов  Федерации, собственности муниципальных  образований;

- особенности владения, пользования, распоряжения имуществом;

- правила и порядок отнесения  имущества к каждому из видов  собственников;

- правила и организационные основы  учета имущества; классификации  объектов учета; ведения реестров  государственного и муниципального  имущества;

- принципы организации системы  управления собственностью,

- сферы компетенции органов государственной  власти в отношении собственности;

- общие принципы управления собственностью  на уровне субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований, которые должны стать для них  основой разработки собственной  нормативно-правовой базы;

- правила и порядок приобретения  и прекращения прав собственности;

- критерии и параметры оценки  эффективности деятельности хозяйствующих  субъектов с точки зрения эффективности  использования бюджетных средств (например, обязательность ведения  и представления на все уровни  бюджетной системы балансовой  отчетности по собственности, пассивам  и активам собственника);

- критерии и правила сохранения  объектов собственности в качестве  субъектов хозяйствования (принципы  и условия реорганизации)6.

 

 

Задача

Травкин приобрел в магазине музыкальных инструментов концертный рояль. На следующий день к директору магазина пришла жена Травкина и потребовала принять рояль обратно и возвратить полученную магазином денежную сумму. При этом она пояснила, что Травкин страдает шизофренией, состоит под наблюдением психоневрологического диспансера и в ближайшее время она намерена обратиться в суд с заявлением о признании его недееспособным. Приглашенный директором магазина продавец, оформлявший покупку, сообщил, что поведение Травкина не давало ни малейшего повода заподозрить какие-либо психические отклонения. К тому же Травкин, опробуя инструмент, исполнил на весьма высоком профессиональном уровне несколько технически сложных отрывков из произведений Бетховена, Листа и Дебюсси. Жена Травкина предъявила медицинскую справку, где отмечалось, что Травкин в течение ряда лет подвержен периодическим приступам шизофрении, которые за последние несколько месяцев участились, но в промежутках между ними он вполне способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.  
Есть ли основания для признания сделки недействительной?

Является человек недееспособным или нет, может быть решено только судом.

Статья 29. Признание гражданина недееспособным.

1. Гражданин, который вследствие  психического расстройства не  может понимать значения своих  действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным  в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.

2. От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки  совершает его опекун.

3. Если основания, в силу  которых гражданин был признан  недееспособным, отпали, суд признает  его дееспособным. На основании  решения суда отменяется установленная  над ним опека.

Статья 22. Недопустимость лишения и ограничения правоспособности и дееспособности гражданина.

1. Никто не может быть  ограничен в правоспособности  и дееспособности иначе, как в  случаях и в порядке, установленных  законом. 
2. Несоблюдение установленных законом условий и порядка ограничения дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской либо иной деятельностью влечет недействительность акта государственного или иного органа, устанавливающего соответствующее ограничение. 
3. Полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.

Информация о работе Понятие, субъекты, объекты и особенности права государственной и муниципальной собственности