Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 22:05, курсовая работа
Тема управления государственной и муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Институт собственности представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также обеспечивать защиту правомочий собственников в случае их нарушения. Основными источниками регулирования отношений собственности в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, раздел II Гражданского кодекса Российской Федерации "Право собственности и другие вещные права" (ст. 209-306)1. В Российской Федерации признается частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Введение 3
1. Право государственной и муниципальной собственности 4
2. Понятие, субъекты, объекты и особенности права государственной и муниципальной собственности 6
2.1.Муниципальная собственность как единство владения, распоряжения и пользования объектами собственнических отношений.
13
2.2. Муниципальная собственность как вид публичной собственности 15
2.3. Муниципальная собственность как форма общественной (общенародной) собственности. 17
Заключение 19
Задача 21
Список использованных источников и литературы
Согласно первому подходу , собственность можно подразделить на следующие виды - государственную, частную, акционерную, юридическую, кооперативную, муниципальную, публичную, семейную, личную и др. Основной недостаток данного подхода видится в отсутствии четкого определения качественно различных признаков, используемых при обосновании выбора того или иного вида собственности. Для примера приведем одну из точек зрения на муниципальную собственность, имеющую место в юридической науке.
2.2. Муниципальная собственность как вид публичной собственности.
В российской правовой литературе публичная собственность используется как собирательный термин и нередко рассматривается в качестве категории конституционного права. Данное понятие объединяет государственную и муниципальную формы собственности. Публичная собственность - это особая категория, которая не просто соединяет несколько форм общественной собственности, объединенных особыми субъектами - публичными образованиями. Она характеризует отношения господства, присвоения и распределения общественного блага в целях удовлетворения публичных интересов. Основной целью регулирования отношений публичной собственности является достижение конституционного (публичного) интереса, содержание которого не всегда совпадает с частноправовым характером. Важнейшим инструментом управления публичной собственностью является публичное образование, соответствующий орган публичной власти.
Муниципальная собственность рассматривается как вид публичной собственности, которая принадлежит юридическому лицу публичной власти (муниципалитетам) и используется в интересах местного сообщества либо муниципального образования, муниципалитета.
Единство природы муниципальной (публичной) собственности обуславливается единством природы местной публичной власти, источником которой является народ. Муниципальные образования выступают в качестве субъектов права публичной собственности и одновременно являются публичными образованиями. В их собственности как субъектов права публичной собственности может находиться только то имущество, которое необходимо для осуществления полномочий, определенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Это имущество призвано обеспечить полномочий органов местной публичной власти.
К типам собственности относят наиболее фундаментальные, наиболее качественно особые и наиболее крупные ее разновидности. Формами же собственности служат ее группы в составе типов. Важнейшими критериями обоснования как типов, так и внутренних форм собственности, являются характер ее субъектов и объектов, коренные особенности тех и других. Главные из только что названных критериев - это субъекты того или иного достояния. В число субъектов включают общество в целом, местные сообщества, различные социальные группы, личность как таковая.
К типам собственности относятся частная, личная, коллективная, общественная (общенародная), смешанная собственность.
На мой взгляд, предложенный подход в классификации собственности по типам и формам собственности, количественной структуре ее объектов позволяет более точно определить целевое назначение муниципальной собственности, ее место и роль в структуре и содержании собственности как общественного феномена.
В избранной нами классификации по типам собственности муниципальной собственности нет. Следовательно, ее можно отнести к одной из внутренних форм собственности как составного элемента одного из типов собственности.
Муниципальная собственность не является формой частной собственности. Ее нельзя отнести к собственности отдельных, обособленных лиц. Частная собственность направлена главным образом на получение и умножение доходов. Ее содержание составляют общественные отношения по поводу присвоения-отчуждения названными лицами определенных жизненных благ в целях обогащения
Муниципальная собственность - это не разновидность личной собственности. Содержание личной собственности включает в себя отношения между людьми по поводу индивидуального присвоения-отчуждения главным образом потребительских жизненных благ, удовлетворяющих личные потребности людей.
Вряд ли можно муниципальную собственность рассматривать в качестве разновидности коллективной собственности, так как основным субъектом местного самоуправления являются местные сообщества, а не коллективы. Коллективная собственность в общем плане рассматривается как отношения между людьми по поводу присвоения-отчуждения жизненных благ определенными коллективами.
Муниципальную собственность нельзя считать формой смешанной собственности. В самом общем плане смешанная собственность представляет собой относительно устойчивое единство различных типов и форм собственности. Данный тип собственности характеризуется объединением социально различных субъектов присвоения (общества, коллективов, частных лиц и т.л.) в основном на паритетных началах, без реального господства одних и без подавления других4.
2.3. Муниципальная собственность как форма общественной (общенародной) собственности.
Анализ содержания общественной (общенародной) собственности как типа собственности позволяет нам отнести к одной из его форм муниципальную собственность.
Под общественной (общенародной) собственностью понимается, с одной стороны, достояние общества в целом, а с другой - совместное достояние всех его составных частей (вплоть до конкретных личностей). Муниципальную собственность можно рассматривать как собственность местного сообщества в целом, так и его отдельных членов.
В качестве субъектов присвоения муниципальной собственности выступают:
- местное сообщество в целом как основной, т.е. полный, глубинный собственник;
- любой член местного сообщества - индивидуальный как неосновной, т.е. частичный, более внешний собственник.
Содержанием муниципальной собственности служат отношения между местным сообществом (единым собственником) и его составными частями (сособственниками) по поводу присвоения-отчуждения муниципальных общественных благ.
Объектами муниципальной собственности как общенародное достояние, т.е. достояние местных сообществ, в принципе допустимо во всех сферах их жизнедеятельности:
- материальные ресурсы (средства производства и обращения, разнообразные природные богатства, созданная продукция и т.п.);
- социальные ценности (в том числе на власть, свободу, безопасность, возможность получать образование);
- духовные блага (памятники истории и культуры, некоторые произведения искусства).
Муниципальная собственность носит всенародно совместный характер. Это означает, что в ее пределах каждая социальная группа, каждый гражданин есть владелец муниципальных общественных благ не самостоятельно, не отдельно от других, а только вместе со всеми, в единстве со всеми. Ни у кого не может быть какого-либо пая (доли) в этом общенародном достоянии. Муниципальная собственность как форма общественной общественная собственности предполагает и утверждает приоритет общенародных потребностей и интересов над личными и групповыми. Она может существовать и развиваться только при постоянном учете интересов членов местных сообществ. Всеобщий характер муниципальной собственности состоит в том, что она, возникнув, распространяется на все социальные группы, на всех членов местного сообщества. В рамках муниципальной собственности как общенародного достояния обеспечивается реальное равенство социальных групп и личностей. Все в равной степени становятся собственниками муниципальных общественных благ (материальных, социальных и духовных). Ни у кого нет преимуществ в этом отношении. На такой основе складывается равное владение, распоряжение, пользование муниципальной собственностью5.
На современном этапе развития российской экономики все больше проявляется негативная тенденция снижения эффективности управления и использования государственной и муниципальной собственности по сравнению с частным сектором. В Российской Федерации многие предприятия и учреждения данных форм собственности являются в настоящее время практически единственными поставщиками товаров и услуг, как для населения, так и для самого государства, поэтому решение проблемы повышения уровня управления данными видами собственности приобретает принципиальное значение. Первостепенную роль в этом процессе должна играть нормативно-правовая база, обеспечивающая усиление государственного контроля и регулирование, как в государственном секторе экономики, так и в других сферах, связанных с использованием государственной собственности.
Основными задачами законодательного обеспечения эффективного управления федеральной и муниципальной собственностью являются:
- структурно, количественную оптимизацию организаций и предприятий государственной и муниципальной форм собственности;
-
обеспечение полного и
-
создание единой системы
-
выработку критериев
-
повышение инвестиционной
Большинство из перечисленных задач можно решить посредством разработки Федерального закона "Об управлении государственной собственностью в Российской Федерации". Данный закон должен содержать:
-
цели, задачи и принципы управления
государственной собственностью (по
основным видам объектов
-
правила разграничения
- особенности владения, пользования, распоряжения имуществом;
- правила и порядок отнесения имущества к каждому из видов собственников;
-
правила и организационные
- принципы организации системы управления собственностью,
-
сферы компетенции органов
-
общие принципы управления
-
правила и порядок
-
критерии и параметры оценки
эффективности деятельности
-
критерии и правила сохранения
объектов собственности в
Задача
Травкин приобрел
в магазине музыкальных инструментов
концертный рояль. На следующий день к
директору магазина пришла жена Травкина
и потребовала принять рояль обратно и
возвратить полученную магазином денежную
сумму. При этом она пояснила, что Травкин
страдает шизофренией, состоит под наблюдением
психоневрологического диспансера и в
ближайшее время она намерена обратиться
в суд с заявлением о признании его недееспособным.
Приглашенный директором магазина продавец,
оформлявший покупку, сообщил, что поведение
Травкина не давало ни малейшего повода
заподозрить какие-либо психические отклонения.
К тому же Травкин, опробуя инструмент,
исполнил на весьма высоком профессиональном
уровне несколько технически сложных
отрывков из произведений Бетховена, Листа
и Дебюсси. Жена Травкина предъявила медицинскую
справку, где отмечалось, что Травкин в
течение ряда лет подвержен периодическим
приступам шизофрении, которые за последние
несколько месяцев участились, но в промежутках
между ними он вполне способен отдавать
отчет в своих действиях и руководить
ими.
Есть ли основания для признания сделки
недействительной?
Является человек недееспособным или нет, может быть решено только судом.
Статья 29. Признание гражданина недееспособным.