Понятие и сущность предмета ведения местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:00, доклад

Краткое описание

Кризисная ситуация, сложившаяся в экономике России, сопровождается серьезным обострением проблем и противоречий в национальной, политической и социальной сферах общественной жизни, которые в свою очередь сдерживают развитие Российской Федерации и разрушают ее государственность. В этих условиях важнейшим фактором стабилизации выступают использование потенциала самоорганизации и самоуправления населения для улучшения условий жизнедеятельности и сохранения Российского государства.

Файлы: 1 файл

Понятие и сущность МСУ1.docx

— 57.64 Кб (Скачать)

Как правило, обращения граждан  по вопросам принятия муниципальных  правовых актов оформляются в  виде письменных коллективных обращений  к представительному органу муниципального образования (иногда их называют петициями). В них обосновывается необходимость принятия того или иного правового акта и предлагается его проект. В муниципальном образовании может устанавливаться порядок сбора подписей под петицией.

Проект муниципального правового  акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом  местного самоуправления, к компетенции  которого относится принятие соответствующего акта, в течение 3 месяцев со дня  его внесения. При этом представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность излагать свои позиции при рассмотрении внесенного проекта. Если принятие муниципального правового акта относится к компетенции  представительного органа местного самоуправления, указанный проект рассматривается  на его открытом заседании с участием представителей населения.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового  акта, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей  его инициативной группы граждан.

 

 

4.8 Обращения граждан

Конституция РФ (ст. 33) и Федеральный  закон устанавливают право граждан  на индивидуальные и коллективные обращения  в органы местного самоуправления, к депутатам и должностным  лицам. Существует несколько видов  обращений: предложения, заявления, жалобы.

Предложение — обращение  гражданина или группы граждан, направленное на улучшение порядка организации  и деятельности муниципальных органов  и организаций, совершенствование  правовой основы местной жизни, решение  вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности местного сообщества. Жалоба – обращение гражданина или группы граждан по поводу нарушения их прав или охраняемых законом интересов. Заявление— обращение гражданина или группы граждан по поводу реализации принадлежащих им или другим гражданам прав, свобод и законных интересов.

Органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями в течение месяца обязаны рассмотреть  обращение гражданина (граждан) и  дать на него письменный ответ. Для  этого они имеют право запрашивать  и получать от органов государственной  власти и органов местного самоуправления, учреждений и организаций сведения и материалы, необходимые для  рассмотрения обращений.

Порядок рассмотрения обращений  граждан в органы местного самоуправления устанавливается законом субъекта РФ. За нарушение должностным лицом  местного самоуправления порядка и  сроков ответа на обращения граждан  законом субъекта РФ устанавливается  административная ответственность.

Таким образом, обращения  граждан в органы местного самоуправления, являясь одной из форм их участия  в осуществлении местного самоуправления, служат также гарантией защиты их прав и законных интересов. Умение местной  власти работать с обращениями граждан, своевременно и компетентно реагировать  на них является одним из важных критериев ее дееспособности, залогом  успеха на очередных выборах.

 

 

 

ГЛАВА 5 СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

С 2002 г. в России началась административная реформа, призванная повысить эффективность деятельности всех уровней публичной власти, четко  разграничить между ними полномочия и ответственность, привести финансовые ресурсы каждого уровня в соответствие с объемом полномочий. Существенным компонентом этой реформы стала  реформа местного самоуправления. В 2003 г. был принят новый Федеральный  закон № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации». В дальнейшем в него был внесен ряд изменений  и дополнений. В полную силу новый  закон о местном самоуправлении вступает с 1 января 2009 г., а сейчас в  порядке эксперимента реализуется  в Ставропольском крае и Новосибирской  области. В Ставропольском крае приняты  законодательные акты: о границах муниципальных образований, по вопросам организации местного самоуправления на территориях районов и о  межбюджетных отношениях. Указанные  нормативные акты меняют структуру  местных органов власти, закрепляют двухуровневый местный бюджет (зафиксировано  образование 9 городских округов, 26 муниципалитетов на районном уровне и 280 — на поселенческом, общее количество муниципальных образований в  Ставропольском крае насчитывает 315) и  регулируют взаимоотношения между  органами государственной власти Ставропольского  края и органами местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав Ставропольского края.

Федеральный закон от 6 октября. 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» обозначил  следующий этап реформы местного самоуправления, цель которой заключается  в том, чтобы, с одной стороны, приблизить органы местного самоуправления к населению, с другой — сделать  их ответственными перед государством. В результате улучшились правовые условия  для организации местного самоуправления. Большее внимание в нормах Федерального закона 2003 г. уделяется регулированию бюджетного процесса в муниципальных образованиях, межбюджетному регулированию, процессам выравнивания применительно к разным типам муниципальных образований. Однако эффективность этих процессов во многом будет зависеть от наличия соответствующих норм в Бюджетном и Налоговом кодексах, определяющих доходную базу местных бюджетов.

Таким образом, подходы к  регулированию муниципальных отношений  указывают на стремление Президента Российской Федерации и федерального законодателя совершенствовать муниципальную  систему страны, создать условия  для развития инициатив и ответственности  населения в решении вопросов жизнеобеспечения муниципальных образований, укрепления народовластия на местном  уровне. Это дает основание сделать  вывод о начале нового этапа реформы  местного самоуправления как одного из важных направлений реформы всей системы управления обществом и  государством, базирующейся на принципах  конституционного федерализма и  народовластия.

Реформу местного самоуправления в современной России следует  рассматривать как часть общего процесса становления новой российской государственности, который обусловливает  существенные качественные изменения  во многих сферах жизни общества и  государства. Естественно, этот процесс  связан с целым комплексом экономических (затянувшийся процесс перехода к  рыночным отношениям), финансовых (ограниченность доходной базы и несбалансированность местных бюджетов), социальных (распад существовавшей социальной инфраструктуры, резкое снижение уровня жизни населения  и т.д.), политических (падение доверия  населения к институтам власти) трудностей.

Выделяют следующие проблемы развития местного самоуправления в  Российской Федерации:

- финансовая слабость  местного самоуправления, разрыв  между возлагаемыми на него обязанностями и их ресурсным обеспечением; невозможность по финансовым соображениям выполнять свои обязательства перед населением подрывает авторитет местной власти, зачастую дестабилизируя обстановку на местах;

- слабость гражданского  общества, низкий уровень общественной  активности, низкая правовая культура  населения, дефицит знаний о  сущности и возможностях самоуправления;

- сопротивление бюрократии  всех уровней, которая видит  в местном самоуправлении угрозу  своему благополучию, привычным  методам управления;

- недооценка важности  реформы местного самоуправления, вылившаяся в неурегулированность  межбюджетных отношений;

- дефицит квалифицированных  кадров в системе самоуправления, особенно в сельской местности.

 

 

Заключение

 

Процесс становления местного самоуправления должен быть неизбежен  в рамках формирования правового  государства и гражданского общества в России, а поэтому необходим  поиск путей, юридических и организационных  форм и определенных кадровых решений  для того, чтобы процесс местного самоуправления развивался нормально  и в законных рамках упрочил систему  демократической власти, как на уровне Федерации, так и в ее субъектах. В целом, изучив подробно материал по вопросу местного самоуправления, я  могу сказать, что в целом местное  самоуправление в нашей стране развивается  положительно, и перспективы его  дальнейшего развития можно также  оценить позитивно.

Учитывая многообразие субъектов  правового регулирования, а также  то, что новые законы по-прежнему должны работать в неподготовленной среде (низкая активность населения, отсутствие необходимой финансово-экономической  основы, некомплектность правового  регулирования), целесообразно не строить  расчетов на одномоментное создание сразу по всей стране местного самоуправления, а двигаться к нему поэтапно. Совершенствование  организационных структур местного самоуправления требует применения программно-целевых технологий организационного проектирования, позволяющих сохранить  целостность организации.

В заключение, я хочу сказать, что для России вопрос о местном самоуправлении остается открытым, т.к. еще не решены многие проблемы связанные с местным самоуправлением. Но можно сказать, что местное самоуправление в России успешно функционирует, а дальнейшее развитие и улучшение системы местного самоуправления можно охарактеризовать как перспективную цель для страны в целом.

 

Библиографический список использованной литературы 

Федеральный закон от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического развития РФ» (принят ГДФС РФ 23.06.1995).

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003). Государственная программа РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)»

1. Бабун Р.В. Местное  самоуправление и муниципальное  управление: современные проблемы. – Обнинск: Институт муниципального  управления, 2010.

2. Бабун Р.В. Организация  муниципального управления: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2012.

3. Белоножкин В.И., Остапенко  Г.А. Информационные аспекты противодействия  терроризму. – М.: Горячая линия-Телеком, 2009.

4. Бюджетная система Российской  Федерации. 2-е изд. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2000.

5. Вертакова Ю.В.  Индикативное  планирование воспроизводственных  пропорций устойчивого развития  экономики региона (импирико-статистический подход). – М.: Высшая школа, 2005.

6. Волкова Е. Ступени,  ведущие к облакам / Intelligent enterprise, № 7, 2011, с. 34-35

 

Приложение

 

  1. Модель «сильный мэр – совет»

 

  1. Модель «слабый мэр – совет»



 

 

  1. Модель «совет - администратор»

 

  1. Комиссионная модель




 

 



 

 

 

  1. Комбинированная модель

 

  1. Модель «мэр – собрание»

 




Информация о работе Понятие и сущность предмета ведения местного самоуправления