Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:00, доклад
Кризисная ситуация, сложившаяся в экономике России, сопровождается серьезным обострением проблем и противоречий в национальной, политической и социальной сферах общественной жизни, которые в свою очередь сдерживают развитие Российской Федерации и разрушают ее государственность. В этих условиях важнейшим фактором стабилизации выступают использование потенциала самоорганизации и самоуправления населения для улучшения условий жизнедеятельности и сохранения Российского государства.
ГЛАВА 4 НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ ГРАЖДАНВ МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
Конституция РФ (ст. 130, п. 2) предусматривает,
что местное самоуправление осуществляется
гражданами путем референдума, выборов,
других форм прямого волеизъявления,
через выборные и другие формируемые
органы местного самоуправления. Тем
самым предусмотрены две
Первая — формы
Ко второй группе относятся:
участие граждан в опросах
по различным вопросам местной жизни,
собрания и конференции (собрания делегатов),
публичные слушания, правотворческая
инициатива граждан, обращения граждан
в органы местного самоуправления,
мирные массовые акции населения, а
также разнообразные формы
Согласно Федеральному закону
2003 года, граждане вправе участвовать
в осуществлении местного самоуправления
и в иных формах, не противоречащих
законодательству, т. е. перечень форм
прямой демократии не ограничен. Участие
граждан в местном
Рассмотрим некоторые из форм участия граждан в местном самоуправлении более подробно.
4.1 Местный референдум
Высшая форма народовластия
на муниципальном уровне — местный
референдум, проводимый в целях решения
непосредственно населением вопросов
местного значения. Его решения не
нуждаются в утверждении
Решение о проведении местного
референдума принимается
4.2 Муниципальные выборы
Муниципальные выборы проводятся
с целью избрания депутатов и
должностных лиц местного самоуправления
на основе всеобщего, равного и прямого
избирательного права при тайном
голосовании. Выборы назначаются представительным
органом местного самоуправления в
сроки, предусмотренные уставом
муниципального образования. В случаях,
установленных федеральным
Гарантии избирательных
прав граждан устанавливаются
При проведении муниципальных выборов используются различные избирательные системы. Основные из них — выборы по избирательным округам («мажоритарная» система) и пропорциональная система.
При мажоритарной системе территория муниципального образования разбивается на несколько избирательных округов с примерно равной численностью населения и от каждого округа избирается один депутат. Такая схема встречается в России чаще всего в силу относительной простоты агитационной кампании, привычности ее как для населения, так и для властей. При пропорциональной системе избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партию или блок партий (т. е. за партийные списки), а депутатские мандаты распределяются пропорционально набранным голосам. Решение о применении в муниципальном образовании той или иной избирательной системы осуществляется местным сообществом самостоятельно в зависимости от местных условий и закрепляется в уставе муниципального образования.
Обе избирательные системы имеют свои достоинства и недостатки. Пропорциональная более приспособлена для выражения общего интереса территориального коллектива. Однако ее применение в России требует развитой политической структуры общества и устойчивых избирательных объединений на муниципальном уровне.
Разновидностью мажоритарной
системы являются выборы по многомандатным
округам, когда от одного избирательного
округа избирается не один, а несколько
(не более 5) депутатов. Избранными по округу
считаются кандидаты, набравшие
наибольшее количество голосов, в количестве,
соответствующем числу
Возможна также смешанная
избирательная система, при которой
одна часть депутатов избирается
по мажоритарной системе, а другая —
по пропорциональной. Сочетая положительные
качества исходных систем, смешанная
избирательная система
Согласно уставам большинства муниципальных образований, для победы на выборах достаточно простого большинства голосов. В некоторых уставах предусматривается, что при выборе главы муниципального образования для победы необходимо абсолютное большинство голосов, т. е. 50% +1 голос от числа действительных бюллетеней. Если ни один из кандидатов такого большинства не набирает, проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие в первом туре наибольшее количество голосов. Для победы во втором туре достаточно простого большинства голосов.
4.3 Голосование населения
В соответствии с Федеральным законом 2003 года голосование граждан может производиться по вопросам отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, изменения границ или преобразования муниципального образования. Порядок назначения и организации голосования аналогичны проведению выборов и референдумов.
Основанием для отзыва
депутата или выборного должностного
лица местного самоуправления могут
служить только его конкретные противоправные
решения или действия (бездействие),
установленные уставом и
Голосование по вопросам изменения
границ или преобразования муниципального
образования считается
4.4 Сходы граждан
В муниципальных образованиях с численностью избирателей не более 100 человек представительный орган местного самоуправления не создается, а для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Он осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, созывается главой муниципального образования самостоятельно или по инициативе не менее 10 жителей и правомочен при участии более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.
Решения схода считаются принятыми, если за них проголосовало более половины участников. Они подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) и исполнению.
4.5 Опросы населения
Опрос граждан может проводиться на всей или на части территории муниципального образования с целью выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Для этого обычно достаточно опросить некоторое количество граждан, представляющих разные слои населения (репрезентативная выборка), что значительно проще и дешевле по сравнению с референдумом. Существуют технологии проведения различных устных и письменных опросов, формы анкетирования и т. д.
В опросе имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.
Опрос граждан назначается представительным органом муниципального образования по собственной инициативе или по инициативе главы муниципального образования, а для вопросов государственного или межмуниципального значения — по инициативе органов государственной власти субъекта РФ. Порядок назначения и проведения опроса определяется уставом или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления. Результаты носят рекомендательный характер.
4.6 Собрания (конференции) граждан
Собрания граждан
Обращения, принятые собраниями граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение вопросов, содержащихся в обращениях, с направлением письменного ответа.
В ряде случаев полномочия
собрания граждан может осуществлять
конференция граждан, т. е. собрание
делегатов. Проведение конференций
целесообразно в тех случаях,
когда проведение собраний затруднено
(например, для выявления мнения
жителей городского микрорайона, в
котором может проживать
Порядок назначения и проведения собрания (конференции) граждан, а также их полномочия определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
4.7 Публичные слушания. Правотворческая инициатива граждан
Публичные слушания и правотворческая инициатива — формы участия граждан в нормотворческом процессе и формировании муниципальной нормативной базы. Публичные слушания проводятся представительным органом или главой муниципального образования по собственной инициативе или по инициативе населения для обсуждения проектов муниципальных правовых актов и иных решений, затрагивающих интересы населения. Проведению публичных слушаний должно предшествовать опубликование проекта муниципального правового акта и его обсуждение в средствах массовой информации и на собраниях (конференциях) граждан. При этом выявляются различные точки зрения, аргументы сторон, ведутся публичные дискуссии.
Федеральный закон 2003 года устанавливает обязательность проведения публичных слушаний по ряду вопросов жизнедеятельности муниципального образования.
Для обеспечения участия жителей в публичных слушаниях население муниципального образования заблаговременно оповещается о времени и месте их проведения. Результаты публичных слушаний подлежат опубликованию (обнародованию). Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Правотворческая инициатива граждан — право жителей на внесение в органы местного самоуправления собственных проектов муниципальных правовых актов или изменений к действующим правовым актам по вопросам местного значения. С правотворческой инициативой может выступить группа граждан, обладающих избирательным правом. Ее минимальная численность (не превышающая 3% числа избирателей муниципального образования) устанавливается правовым актом представительного органа местного самоуправления.
Информация о работе Понятие и сущность предмета ведения местного самоуправления