Оценка налогового потенциала муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:28, реферат

Краткое описание

Налоговая система Российской Федерации, которой отводится важная роль в решении проблем развития новых экономических отношений и обеспечения финансово-экономической стабильности в стране, призвана создавать благоприятные условия для укрепления и повышения эффективности производства, устранения диспропорций в экономике, способствовать росту жизненного уровня населения.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие налогового потенциала и его сущность 4
1.1 Понятие налогового потенциала 4
1.2 Роль налоговой политики в формировании налогового потенциала 12
1.3 Методы оценки налогового потенциала и их анализ 14
2. Налоговый паспорт и его место при определении налогового потенциала 25
2.1 Понятие налогового паспорта 25
3. Налоговый потенциал муниципального образования 30
Заключение 33
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

1Оценка налогового потенциала муниципального образования.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

     Структурно  он состоит из семи разделов, отражающих полный набор показателей, характеризующих  налоговый потенциал и эффективность  налогового администрирования в  регионе. К примеру, он включает такие показатели, оказывающие ключевое влияние на формирование налоговой нагрузки в регионе, как:

  • место и роль региона в общей системе хозяйства России;
  • специализация региона по отраслям хозяйства, особенности размещения и функционирования основных отраслей хозяйства;
  • численность населения региона, доля городского населения (коэффициент урбанизации);
  • валовой региональный продукт в разрезе основных отраслей;
  • объем выпуска промышленной продукции в физическом и денежном выражении в разрезе основных отраслей промышленности;
  • финансово-экономическое состояние предприятий основных отраслей региона, количество прибыльных и убыточных предприятий;
  • уровень и динамика заработной платы. Информация о задолженности по заработной плате позволяет определить выпадающие доходы бюджета по подоходному налогу;
  • финансово-экономическое состояние крупнейших налогоплательщиков региона;
  • объемы экспортных поставок в разрезе отраслей экономики региона (для прогноза сумм возмещения НДС предприятиям-экспортерам).

     Налоговый паспорт - это программный комплекс, который позволяет моделировать показатели налоговой базы и поступлений  налогов как на основе динамики предыдущих лет, так и изменения конкретных параметров налоговой базы. По этим данным можно прогнозировать поступления налогов и сборов на перспективу не только в условиях действующего налогового законодательства, но и с учетом его возможного изменения.

     Налоговый паспорт в первую очередь ориентирован на нужды государственных органов. Ведь он позволяет адекватно оценивать ситуацию в экономико-налоговой сфере страны и принимать соответствующие решения, направленные на повышение собираемости налогов и сборов. Вместе с тем он может быть интересен и налогоплательщикам с точки зрения оценки финансового и инвестиционного потенциала региона.

     Система показателей, используемых в каждом разделе Налогового паспорта, построена  с учетом их динамики, что дает возможность  определять тенденции и значимость отдельных факторов, влияющих на налоговые  характеристики региона, источники или способы определения каждого показателя (прямые данные статистической или налоговой отчетности или расчет). Целесообразность использования показателей, включенных в соответствующие разделы Паспорта, уже в достаточной мере апробирована.

     Для наиболее полного учета масштабов предоставленных налоговых льгот в Паспорте отдельно представлена информация о наличии в регионах зон со специальным налоговым режимом (например, ЗАТО), в которых используется особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов.

     Серьезной проблемой остается наличие большого количества предоставляемых отсрочек, рассрочек и иных форм изменения сроков уплаты налогов. Остро стоят и вопросы возмещения из федерального бюджета сумм входного НДС. Для учета при планировании связанных с этим бюджетных потерь в Паспорте предусмотрен специальный раздел "Выпадающие доходы".

     В целях учета выпадающих доходов  имеющие место многочисленные задержки с выполнением банками и другими  кредитными учреждениями поручений  налогоплательщиков по уплате причитающихся налогов особым разделом в Налоговом паспорте выделены показатели, характеризующие количество таких учреждений.

     Анализ  и оптимизация выпадающих доходов  позволяют повысить качество и обоснованность разрабатываемых планов и прогнозов  налоговых поступлений, увеличить их собираемость и пополнить доходную часть бюджетной системы. Кроме того, дополнительный учет всех возможных видов и сумм выпадающих доходов раскрывает большой объем работы, проводимой налоговыми органами по мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему.

     Для оценки налогового потенциала региона, налоговой нагрузки на товаропроизводителя  и их учета при планировании налоговых  поступлений Налоговый паспорт  содержит показатели размеров начисленных  и фактически поступивших налогов  и сборов, задолженности по ним, которые выделены самостоятельными разделами.

     Эта информация служит основой для определения  уровня поступления налогов и  налоговой нагрузки относительно валового регионального продукта (как по начислению, так и по поступлению).

     Налоговое прогнозирование представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему (консолидированный, федеральный и территориальные бюджеты) и осуществляется на базе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов в виде системы показателей и основных параметров социально-экономического развития.

     Налоговое прогнозирование включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления, расчет уровней  поступления налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т.д.

     Особое  значение имеет анализ основных факторов, определяющих динамику налогового потенциала и поступлений налогов в бюджетную систему. По мере становления налогового законодательства и адаптации к нему налогоплательщиков происходит снижение влияния субъективных факторов, а важнейшую роль, определяющую размеры налоговых доходов государства, начинают играть экономические факторы, воздействующие на изменение налоговой базы отдельных налогов и сборов и налогового потенциала в целом.

     Исходной  составляющей налогового планирования является определение налоговой  базы по видам налогов, расчет которой  проводится в целом по стране и по регионам. Специфика и сложность планирования в региональном разрезе - необходимость анализа исполнения текущих налоговых обязательств, мониторинга и прогноза социально-экономической ситуации по каждому региону Российской Федерации.

     Налоговый паспорт - это документ, в котором  приведена комплексная характеристика налогового потенциала. В нем дается оценка существующей налоговой базы региона, определяется налоговая составляющая в целом и по отдельным видам  налогов в динамике, что позволяет разрабатывать прогноз поступления налогов и сборов на перспективу, как в условиях действующего налогового законодательства, так и с учетом его возможного изменения.

     Система показателей, используемых в каждом разделе Налогового паспорта, построена  с учетом их динамики, что дает возможность определять тенденции и значимость отдельных факторов, влияющих на налоговые характеристики региона, источники или способы определения каждого показателя (прямые данные статистической или налоговой отчетности или расчет). Целесообразность использования показателей, включенных в соответствующие разделы Паспорта, уже в достаточной мере апробирована.

 

3. Налоговый потенциал муниципального образования

 

       Расчетные налоговые доходы - налоговый потенциал  - является оценкой доходов,  которые  могут быть собраны в бюджет муниципального образования из налоговых источников, закрепленных за бюджетом муниципального образования. При   расчете  этой  величины  следует использовать показатели, объективно характеризующие возможности получать   налоговые   доходы   с   налоговой  базы,  закрепленной  за муниципальным  образованием,  а  не  данные  о  фактических доходах за отчетный   период.   Данное  требование  имеет  исключение  в  течение переходного  периода,  когда часть средств отдельных фондов финансовой поддержки    может   распределяться   с   использованием   показателей фактических  и  прогнозируемых  доходов отдельных муниципалитетов.

       Использование  данных о фактических доходах  при расчете бюджетной обеспеченности   приводит   к   снижению   стимулов   у муниципальных образований  по  мобилизации  доходов, поскольку уменьшение доходов от налоговых  источников  будет  компенсировано (при учете их в расчетных налоговых доходах) увеличением финансовой помощи в предстоящем году. И наоборот,  увеличение фактически полученных налоговых доходов местного бюджета  приведет  к адекватному снижению объема финансовой поддержки, то есть, в конечном итоге, к отсутствию прироста собственных доходов.

       Расчет  налогового потенциала может производиться на основе оценки налоговой  базы  в  разрезе  муниципальных образований соответствующих типов по агрегированному показателю (аналогичному валовому внутреннему продукту,  объему  промышленного  производства и товарооборота) либо с использованием налоговой базы по видам налогов.

       В  случае  использования  агрегированного  показателя, отражающего общий  уровень  развития  экономики  муниципального  образования (т.е. налогового    потенциала),   расчет   оценки   налогового   потенциала производится   по   аналогии   с методологией  распределения средств Федерального   фонда   финансовой   поддержки   субъектов   Российской Федерации.  То  есть  оценка  ведется  на  основе  соотношения объемов добавленной стоимости (промышленного производства, фонда оплаты труда) с  прогнозируемым поступлением налогов с единицы добавленной стоимости (промышленного производства,  фонда оплаты труда). При необходимости возможно  применение поправочных коэффициентов на отраслевую структуру экономики  муниципалитета,  отражающих  различия  в  уровне  налоговых доходов,  закрепленных  за  муниципалитетами,  поступающих  с  равного объема добавленной стоимости (промышленного производства, фонда оплаты труда) в различных отраслях экономики.

         Важно  отметить,  что  применение поправочных коэффициентов будет необходимо  в  случае  принятия  решения  о  передаче  в муниципальные

       бюджеты  косвенных налогов (например, акцизов  на алкоголь) и ресурсных платежей,   распределенных   неравномерно   относительно  используемых агрегированных  показателей,  не  коррелирующих напрямую с добавленной стоимостью, промышленным производством, фондом оплаты труда.

       Налоговый  потенциал  может  оцениваться  также по видам налогов, если  можно  выделить и оценить косвенные показатели налоговой базы по этим  налогам  в  разрезе  муниципалитетов.  Например,  для земельного налога,  который  является основным местным налогом, в качестве такого показателя  можно  было  бы  использовать  кадастровую стоимость земли (возможно,  с корректировкой на федеральные и региональные льготы для отдельных категорий налогоплательщиков и земель), подоходного налога -доходы  населения, объем фонда оплаты труда, налогов на малый бизнес -объем  товарооборота.  Ниже  в таблице приведен рекомендуемый перечень показателей,   которые   могут  использоваться  для  оценки  косвенной налоговой базы по отдельным налогам.

       Важно  отметить,  что  как  и  при  оценке  различий  в стоимости бюджетных услуг расчет не должен быть чрезмерно сложным. Например, при использовании   оценки   налогового   потенциала   на   основе   общих агрегированных   показателей  не  следует  применять  раздельный  учет значительного   количества   отраслей   экономики   и  промышленности, особенно,  если  учесть,  что  для большинства из них уровни налоговой нагрузки   практически   не  отличаются.  Также  и  применение  метода репрезентативных  налоговых ставок совсем не обязательно подразумевает оценки  каждого  вида  налога,  тем  более,  если его доля в налоговых доходах муниципальных образований незначительна.

 

Заключение

 

     К сожалению, показатели налогового потенциала, собираемости налогов и сборов, а  также методика расчета налоговой  базы, на основе которых определяются задания по поступлению доходов  в бюджетную систему, до сих пор  не являются признанными экономико-статистическими показателями. Неопределенный статус этих показателей снижает эффективность налогово-бюджетного процесса, хотя, например, падение среднего показателя собираемости даже на несколько процентов влечет за собой значительный недобор налогов. Именно поэтому показатели налогового потенциала и собираемости налогов, методы их оценки должны рассматриваться в качестве полноправных инструментов бюджетно-налогового планирования и статистического учета.

     Следует также обратить внимание на необходимость совершенствования существующей схемы отчетности, которая предлагает отражение сальдированного результата поступления налогов и сборов и возмещения на счета плательщика налогов, пеней и штрафов. Это ведет к искажению показателей о суммах мобилизованных налогов и сборов и, следовательно, данных о работе налоговых органов по сбору налоговых платежей.

     Предлагаемый  экономический подход к анализу  налогового потенциала позволит более  обоснованно подходить к определению  контрольных показателей по мобилизации  налогов и сборов в федеральный бюджет и выравниванию налоговой нагрузки. Таким образом, в рамках проводимой ФНС России политики по переносу налоговой нагрузки с производственного сектора на потребительский будет обеспечен более взвешенный и целенаправленный подход, способствующий укреплению финансового положения реального сектора экономики и созданию условий для обеспечения надежной базы налоговых поступлений.

Информация о работе Оценка налогового потенциала муниципального образования