Нормативно- правовые акты местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 17:56, контрольная работа

Краткое описание

Правовые акты подразделяют на:
• нормативные;
• ненормативные.
Цель нормативного правового акта - установить нормы права, т.е. первично урегулировать общественное отношение, определить права и обязанности его участников.
Право на принятие муниципальных правовых актов вытекает прежде всего из положений Конституции РФ, обращенных к местному самоуправлению.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Понятие и виды муниципальных правовых актов …………. 4-8
1.1. Понятие муниципального правового акта ……………………….. 4-5
1.2. Регистр муниципальных правовых актов ………………………... 6
1.3. Муниципальные правовые акты: виды, краткая характеристика .. 7-8
ГЛАВА 2. Принятие, опубликование и действие муниципального правового акта ……………………………………………………………… 9-14
2.1. Принятие нормативного правового акта ……………………….. 9-10
2.2. Опубликование нормативного правового акта ………………… 11-12
2.3. Действие и отмена действия нормативного правового акта ….. 13-14
ГЛАВА 3. Устав муниципального образования ……………………… 15-20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………… 21

Файлы: 1 файл

контрольная муниципалка.docx

— 58.17 Кб (Скачать)

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.    Опубликование нормативного правового акта

Следующим этапом правотворческой деятельности является опубликование (обнародование) правового акта и его вступление в силу. В качестве обязательного он предписан только для муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, потому что эти акты вступают в силу только после их официального опубликования. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность  ознакомления с ними граждан. Не подлежат обнародованию правовые акты или их отдельные положения, содержащие сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (например, персональные данные, конфиденциальная информация, сведения, составляющие государственную тайну).

Возможны разные варианты опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов. Во-первых, в соответствии с п. 7 ч.1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочием по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.

Исходя из содержания данного полномочия, можно выделить следующие виды информации, подлежащие опубликованию в печатном средстве массовой информации, учрежденном органами местного самоуправления:

1) муниципальные  правовые акты;

2) проекты муниципальных  правовых актов;

3) официальная информация  о социально-экономическом и культурном  развитии муниципального образования, о развитии его общественной  инфраструктуры;

4) иная официальная  информация муниципального образования.

Поскольку действующее законодательство не предусматривает обязательности опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации муниципального образования только в тех средствах массовой информации, которые находятся в собственности соответствующего муниципального образования, источником опубликования официальной информации может выступать по договору с органом местного самоуправления средство массовой информации, находящееся в любой, в том числе в частной собственности и собственности субъекта Российской Федерации. При этом, разумеется, что территорией распространения такого средства массовой информации должна быть, в том числе территория соответствующего муниципального образования, а соответствующий источник должен быть четко указан в уставе муниципального образования.

Под периодическим печатным изданием, согласно Закону Российской Федерации Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации»  понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Официальное опубликование муниципальных правовых актов преследует двуединую цель: доведение этого акта до сведения граждан и официальное определение момента вступления этого акта в силу.

Размещение муниципальных правовых актов в сети «Интернет» обеспечивает публичность деятельности органов местного самоуправления и расширяет количество лиц, которые могут с ними ознакомиться. Однако такое размещение не позволяет определить момент, с которого муниципальный правовой акт можно применять к гражданам.

 

2.3.   Действие и отмена действия муниципального правового акта

Важной гарантией самостоятельности местного самоуправления является норма, согласно которой муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, – уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Статья 48. Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия

1. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Действие муниципального правового акта, не имеющего нормативного характера, незамедлительно приостанавливается принявшим (издавшим) его органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в случае получения соответствующего предписания Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации об уполномоченных по защите прав предпринимателей. Об исполнении полученного предписания исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления или должностные лица местного самоуправления обязаны сообщить Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в трехдневный срок, а представительные органы местного самоуправления - не позднее трех дней со дня принятия ими решения.

2. Признание по решению суда закона субъекта Российской Федерации об установлении статуса муниципального образования недействующим до вступления в силу нового закона субъекта Российской Федерации об установлении статуса муниципального образования не может являться основанием для признания в судебном порядке недействующими муниципальных правовых актов указанного муниципального образования, принятых до вступления решения суда в законную силу, или для отмены данных муниципальных правовых актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Особую роль в системе муниципальных правовых актов играют уставы муниципальных образований.

Устав является основным нормативным правовым актом, определяющим систему местного самоуправления конкретного муниципального образования.

В связи с этим устав обладает рядом особенностей: установлен особый порядок принятия устава, а также внесения изменений и дополнений; устав носит определенный учредительный характер, так как закрепляет систему местного самоуправления конкретного муниципального образования, определяет полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления, действующих от имени муниципального образования; устав затрагивает все сферы, связанные с организацией и осуществлением местного самоуправления; все правовые  акты органов и должностных лиц местного самоуправления должны соответствовать уставу; именно устав определяет систему правового регулирования в муниципальном образовании через определение субъектов правотворчества, его порядка  и процедур, он содержит указания на некоторые акты, регулирующие  те или иные общественные отношения в сфере местного самоуправления.

Устав муниципального образования наряду с решениями, принятыми населением на референдуме, является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов и имеет прямое действие. Статьей 44 Федерального закона №131 устанавливаются основные требования к уставу муниципального образования. В частности, определяется, какие положения должны определяться уставом. Это:

1) наименование  муниципального образования (в соответствии  с законом субъекта Российской  Федерации, определившим это наименование);

2) перечень вопросов  местного значения (в соответствии  с Федеральным законом № 131-ФЗ);

3) формы, порядок  и гарантии участия населения  в решении вопросов местного  значения, в том числе путем  образования органов территориального  общественного самоуправления;

4) структура и  порядок формирования органов  местного самоуправления;

5) наименования  и полномочия выборных и иных  органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок  принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в  силу муниципальных правовых  актов;

7) срок полномочий  представительного органа муниципального  образования, депутатов, членов иных  выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного  самоуправления, а также основания  и порядок прекращения полномочий  указанных органов и лиц;

8) виды ответственности  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления, основания наступления  этой ответственности и порядок  решения соответствующих вопросов, в том числе основания и  процедура отзыва населением  выборных должностных лиц местного  самоуправления, досрочного прекращения  полномочий выборных органов  местного самоуправления и выборных  должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного  бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) порядок внесения  изменений и дополнений в устав  муниципального образования.

Кроме этого, частью 2 статьи 44 установлено, что уставом регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. То есть приведенный перечень не является исчерпывающим. В Федеральном законе № 131-ФЗ содержатся указания на вопросы, подлежащие урегулированию в уставах и (или) нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований, в том числе:

1) подотчетность  и подконтрольность органов местного  самоуправления (исключительно в  Уставе);

2) установление  официальных символов муниципальных  образований и порядка официального  использования указанных символов;

3) принятие решений  о привлечении граждан к выполнению  на добровольной основе социально  значимых для поселения и городского  округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного  значения поселений (исключительно  в Уставе);

4) порядок и случаи  дополнительного использования  муниципальным образованием собственных  материальных ресурсов и финансовых  средств для осуществления переданных отдельных государственных полномочий (исключительно в Уставе);

5) установление  сроков назначения муниципальных  выборов (исключительно в Уставе);

6) определение избирательной  системы, которая применяется при  проведении муниципальных выборов  в муниципальном образовании (исключительно  в Уставе);

7) порядок регистрации  устава территориального общественного  самоуправления;

8) определение порядка  организации и осуществления  территориального общественного  самоуправления, условий и порядка  выделения необходимых средств  из местного бюджета;

9) порядок организации  и проведения публичных слушаний;

10) порядок назначения  собрания граждан, проводимого по  инициативе населения (исключительно  в Уставе);

11) установление  порядка принятия решения о  самороспуске представительного  органа местного самоуправления (исключительно в Уставе);

12) порядок назначения  и проведения опроса граждан;

13) определение численности  депутатов представительного органа  поселения (в Уставе);

14) порядок определения  целей, условий и порядка деятельности  муниципальных предприятий и  учреждений, утверждения их уставов, назначения на должность и  освобождение от должности их  руководителей, рассмотрения отчетов  о деятельности указанных руководителей (исключительно в Уставе);

15) порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения  и контроля за исполнением муниципального заказа, а также ряд иных вопросов.

По общему правилу, устав муниципального образования принимается представительным органом. В поселениях с числом избирателей менее 100 человек, где функции представительного органа осуществляет сход граждан, устав может приниматься на сходе.

Информация о работе Нормативно- правовые акты местного самоуправления