Муниципальные ресурсы, на примере Белгородской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в Российской Федерации и в том числе в Белгородской области произошли и происходят метаморфозы различных правовых институтов и законодательных баз. Одной из актуальных проблем российской современности является вопрос ресурсов и из развития, как источника существования, как основы жизни, а также всего того, что характеризует землю как правовую категорию - законодательство о земле

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
РАЗДЕЛ I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ………………………………………………………………………...4
РАЗДЕЛ II. COCТЯНИЕ РЕСУРСОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ……….13
РАЗДЕЛIII.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕСУРСОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

муниципальные ресурсы.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

Перечень видов флоры и фауны включает более 400 видов, из них 125 видов растений (в том числе грибы и лишайники) и 283 вида животных.[13]

Животный мир Белгородской области становится разнообразнее.[14]

Благодаря систематическим биотехническим мероприятиям и работе по интродукции и реинтродукции вновь появились и расширяют свой ареал обитания: сурок европейский (байбак), бобр европейский, лось, кабан, косуля, фазан. В Вейделевском и Ровеньском районах встречается до 30 фазанов в стае. Флора области в 2002 г. не претерпела значительных изменений. Поверхностные воды области занимают 45 % ее территории.

Здесь берут начало многочисленные притоки речных систем Днепра и Дона. Общая длина речной сети - 5000 км. Три самых крупных реки - Оскол, Ворскла и Северский Донец - имеют протяженность свыше 100 км каждая.

Отличительная особенность территории Белгородской области заключается в том, что практически все водотоки области могут быть отнесены по существу к малым рекам. Исключение составляют только реки Оскол, Псел, Ворскла, Тихая Сосна и Северский Донец. В пределах области объем среднегодового стока в среднем составляет 2,7 км3, в средне засушливые годы (75% обеспеченности) - 2,0 км3 , а в очень маловодные годы (95% обеспеченности) объем среднегодового стока снижается до 1,3 км3, то есть в 2 раза меньше среднемноголетних значений. Для районов, расположенных восточнее р. Оскол, среднегодовой сток почти в 2 раза меньше, чем для районов, расположенных западнее. В Белгородской области, кроме двух крупных водохранилищ - Старооскольского на реке Оскол и Белгородского на реке Северский Донец, имеется более 1100 прудов и водохранилищ. Наиболее крупные из них: Старооскольское на реке Оскол объемом 95 млн. м3; Белгородское на реке Северский Донец объемом 76 млн. м3; Корочанское на реке Короча объемом 6,8 млн. м3; Ураевское на реке Ураева объемом 8 млн. м3. Они предназначены для производства товарной рыбы, полива сельскохозяйственных культур, обеспечения водой промышленных предприятий, являются местами культурного и спортивного отдыха населения. Основными источниками загрязнения поверхностных вод являются предприятия жилищно - коммунального хозяйства, общее количество сточных вод которых составляет 80%. Подземные воды, в основном, приурочены к среднедевонским, верхнедевонским, юрским и меловым отложениям на северо - востоке области и к нижнекаменноугольным, юрским и неоген - палеогеновым на юго - западе.[15]

Подземные воды до глубины 500 м пресные и слабо-пресные встречаются, также солоноватые и слабосолоноватые. Подземные воды на территории области являются источником водоснабжения. На состояние подземных вод оказывают существенное влияние предприятия горнорудной, химической и биохимической, сахарной и мясомолочной промышленности, а также животноводческие комплексы и птицефабрики.  Воды сеноман - альбского водоносного горизонта за пределами влияния крупных предприятий остаются достаточно высокого качества. Наименее подвержены загрязнениям водоносные комплексы батского и келовейского ярусов, каменно - угольных и палеозойских отложений, защищенных от внешнего воздействия достаточно мощной толщей водоупоров. Несомненно, Россия всегда славилась достижениями фундаментальной науки. Принято считать, что научные достижения - удел московских и питерских ученых. Однако и провинция способна удивлять. Фундаментом для любой научной деятельности является качественное образование. А в городе Белгороде с образовательными учреждениями дела обстоят не хуже, чем в любых других городах, в которых исторически сложились целые научные школы. В настоящее время, как и вся Россия, Белгородская область привыкает к новой двухуровневой подготовке в высшем образовании, которая пока не является обязательной для всех вузов. Появление бакалавров и магистров явление спорное. Кроме того, недавно на высшем уровне было заявлено, что в следующем учебном году в стране планируется увеличение обучающихся в магистратуре. В Белгородском государственном университете решено втрое превысить количество магистров. Первый выпуск, подготовленных по магистерским программам студентов, вуз выпустил в 2007 году. В 2009 году Белгородский государственный университет пользовался всего 60 программами для обучения магистров. В 2010 году их уже около 150. Многие из них станут авторскими. А значит преподаватели, кандидаты наук, доктора и профессоры смогут лучше проявить себя в работе, передать максимум своих знаний молодым людям. А это уже хорошая база для тех, кто планирует связать свою жизнь с настоящей наукой. Сегодня научных направлений у белгородского университета не так уж много, если сравнивать с крупнейшими вузами Москвы и Санкт - Петербурга. Но уже сложились свои научные школы: педагогическая, как одна из самых ранних, на факультете КНиТ, в изучении нанотехнологий. В настоящее время в разработке Белгородского государственного университета больше представлена фундаментальная наука, но немало осуществляется разработок, нацеленных на коммерческую прибыль. В конце 2009 года состоялась встреча ученых Белгородского государственного университета с губернатором Белгородской области. Ученые представили руководителю области около 20 инвестиционных проектов, а губернатор в свою очередь дал поручения руководителям разных департаментов и управлений помочь вузу наладить связь с производственниками и оказать поддержку в поиске инвесторов для реализации этих проектов. На данный момент Белгородский государственный университет возлагает большую надежду на такие разработки, как, например, создание особого способа получения полиакриловой смолы, которая будет применяться в стоматологии, сверхтонкого углеродного покрытия, который повысит срок службы изделий микромеханики (в частности, зондовых микроскопов), золь наногидроксилапатит найдет свое применение на костных имплантантах из титановых сплавов и позволит решить многие задачи  отечественной медицины, новые высокоэффективные способы сжатия речевых данных при хранении будут полезны всем тем, кто имеет дело с обработкой данных в разных сферах деятельности, и многие другие. На все эти разработки не только в нашей стране, но и за ее пределами уже есть спрос.  К строительству коттеджей в микрорайонах Белгородской области, с земельным наделом от 10 до 15 соток, приступили в пригороде города Белгорода. Собственное жилье в новом микрорайоне возводят в большинстве своем члены областного кредитного потребительского кооператива граждан «Свой дом», который создан на базе областного фонда поддержки индивидуального жилищного строительства с целью оказания финансовой поддержки застройщикам. [16]

Продуманная стратегия стройиндустрии позволяет строить красивое и качественное индивидуальное жилье, которого в прошлом году введено в эксплуатацию 22 тысячи квадратных метров, а в текущем эта цифра вырастет вдвое. Одновременно в районе осуществляют программу «Переселение граждан из ветхого жилья в муниципальном фонде», завершается строительство нового корпуса районной больницы. Для градостроительного совета района и архитекторов облик сел Белгородской области - под особым вниманием. Там строятся дороги, ремонтируют водопроводы, первого сентября примет детвору новый корпуса школ, кроме того, недавно были построены геронтологический центры и агрошколы в селах. Для осуществления планов в строительстве и обеспечении не только индивидуальных застройщиков жилья недорогим, качественным и красивым строительным материалом, в Белгородской области - появляются новые заводы по производству такой продукции: это заводы «Белкерамика», «Мелпром», «Спектрмел». Приоритетным направлением в Белгородской области определено усадебное домостроение, доля которого в общем объеме вводимого жилья будет ежегодно увеличиваться и к 2012 году составит 85 процентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ III.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕСУРСОВ       БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Сегодня в Белгородской области, вслед за другими областями Российской Федерации, отмечается всплеск интереса к проблеме развития хозяйства муниципального образования, прежде всего городов и областей.[17]

Методическими разработками в этой сфере занимаются государственные учреждения, высшие учебные заведения, негосударственные исследовательские центры, консалтинговые фирмы, и, разумеется, сами города и их ассоциации. Интерес к вопросу развития хозяйства Белгородской области можно объяснить несколькими причинами.

Во - первых, он объективен по своей природе. Тема Белгородской области и других типов поселений не является принципиально новой.

Белгородская область существуют давно, и основой жизнеобеспечения и повышения качества жизни, населяющих их людей всегда была хозяйственная деятельность. Вряд ли найдется город, руководители и жители которого отрицательно ответят на вопрос о том, нужно ли в принципе заниматься его экономическим развитием. Во - вторых, в Белгородской области этот интерес получил особый импульс. Это связано с тем переходным периодом, который переживает сегодня страна и в том числе Белгородская область, являющиеся одновременно локомотивами этого исторического процесса и индикаторами того положения, в котором находится российское общество. Условия развития хозяйства в Белгородской области за последние годы значительно изменились, причем наряду с открывшимися возможностями возник ряд сложностей. В целом, применительно к современной Белгородской области можно говорить о качественных сдвигах в сфере местного развития хозяйства. Значение этих сдвигов нередко ускользает из внимания за текущими трудностями, однако оно поистине революционно. Конституцией Российской Федерации 1993 года, отделившей местное самоуправление от государственной власти, и Федеральным Законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» определены основные принципы местного самоуправления. Российские муниципалитеты получили самостоятельность, основанную на разграничении компетенции разных уровней власти, определении предметов совместного ведения и передачи части полномочий сверху вниз. Экономической основой местного самоуправления в России стало право самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью и местными финансами. Муниципальные органы власти получили возможность и обязанность заниматься развитием собственной экономики в интересах проживающих на их территории людей. Вместе с тем, для Белгородской области оказывается трудным воспользоваться открывающимися возможностями. Тому есть много причин - как внешнего характера, так и внутреннего, связанного с необходимостью перестройки организационной среды, а нередко и психологии людей, занимающихся вопросами городского развития. Внешние условия экономического развития российских городов и других муниципальных образований меняются, но остаются очень непростыми. Слишком быстрая смена общественно-политической формации обострила отрицательные черты наследия предшествующего периода, поставила новые проблемы. Наиболее существенные из них перечислены ниже. Остается неразработанным правовое пространство развития хозяйства Белгородской области. В обеспечение реализации базового федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 1995 года Правительством РФ был определен перечень законов, нацеленных на разработку ключевых проблем развития муниципальных образований. Среди этих проблем для Белгородской области актуальны: укрепление финансово -экономической самостоятельности, развитие механизмов местных бюджетов и межбюджетных отношений, реформа отношений в сфере муниципальной собственности, прежде всего собственности на землю, формирование конкретных механизмов экономического развития, хозяйственного и инвестиционного климата, в частности. Едва ли не единственным шагом, который был реально сделан в этом направлении, было принятие в 1997 г. Закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Он зафиксировал определенные «правила деятельности муниципальных самоуправлений, однако сохранил ряд принципов старой бюджетной системы, а именно концепцию минимального бюджета муниципального образования, основанного на системе минимальных социальных стандартов и регулирующих доходов. Экономический кризис, в который попало российское государство, исключительно сильно бьет по городам. Сбросив с себя груз контроля за большинством хозяйствующих субъектов, города между тем не получили стабильной достаточной базы для решения огромного количества сопровождающих кризис проблем. В то же время именно город и область является зоной контакта с жителями, местом возникновения конфликтов, особенно в социальной сфере. Для Белгородской области, буквально брошенной в условия рыночных отношений, чрезвычайно сложно изменить обладающую огромной инерцией отраслевую и территориальную структуру своего хозяйства, сформировавшуюся в условиях командно-административной системы и советской плановой экономики. Белгородская область развивались, выполняя заданную сверху функцию в рамках так называемой политики размещения производительных сил, ориентированной на максимальную комплексность и взаимосвязь, и часто - на экономическую монофункцию. Кроме того, подобная специфика привязана к местным условиям. Особенно тяжелым этот процесс оказывается Белгородской области, так как данная область является монопрофильной городах, градообразующая база которой представлена несколькими предприятиями аналогичного профиля. Условия развития хозяйства Белгородской области осложняются тем, как сегодня строятся отношения Белгородской области с федеральными органами и органами субъекта Федерации. К числу наиболее существенных причин разногласий можно отнести формирование достаточной и стабильной финансово - экономической основы развития, а также сохраняющуюся на федеральном и региональном уровнях правовую неопределенность в ряде важнейших сфер городского развития. Далеко не всегда города могут выработать программы развития, взаимоувязанные с субъектом Федерации в сфере пересечения общих интересов, например по использованию сырьевой базы, для перерабатывающей промышленности, производству продукции локального потребления, совместному развитию и использованию объектов транспортной и иной инфраструктуры, использованию межселенной территории, внедрению экологических программ. Наконец, необходимо упомянуть об изменившихся международных условиях для Белгородской области. Доступность прямых контактов с зарубежными странами дала Белгородской области широкие возможности, связанные с выходом на перспективные рынки, привлечением инвестиций, проведением собственной внешнеэкономической политики. Однако для Белгородской области внешнеэкономические связи оказались сложными. Они попали в сложившееся экономическое пространство, где происходит постоянная борьба за инвестиции, составляющие основу хозяйственного развития Белгородской области, обеспечивающие их налоговую базу и занятость их жителей. В этом соревновании есть свои законы и правила, нацеленные на создание режима максимального благоприятствования для инвестора. По существу, только соображения безопасности и максимальной прибыльности на вложенные средства влияют на решение инвестора о месте вложения своего капитала. Белгородской области, особенно на фоне сложной внутренней политической и экономической ситуации, приходится прилагать максимум усилий для привлечения инвестиций - как иностранных, так и национальных. Кроме того, очень быстро меняется и сама международная хозяйственная среда. Происходит ее интернационализация: стремительно формируются общемировые рынки, происходят процессы политической и экономической интеграции, развиваются и распространяются новые технологии, в том числе телекоммуникационные и транспортные.[18]

Автаркичное развитие поселений стало практически невозможным, конкуренция за инвестиции между городами и регионами, включая российские, стремительно возрастает. Однако дело не ограничивается только сложностью внешней среды. Все более заметными становятся проблемы субъективного характера. Первая из них - недостаточно активная позиция самой Белгородской области. В соответствии с реалиями рыночной экономики российские города превращаются в самостоятельные экономические субъекты. В нормальных хозяйственных условиях (отличных от чрезвычайных - стихийных бедствий, например) Белгородская область, которая стремится заниматься своим экономическим развитием, не должны делать ставку на реальную помощь государства - как организационную, так и материальную, в частности, в виде дотаций на развитие городского хозяйства и централизованных государственных инвестиций в экономику. Вторая проблема связана с трудностями организационного характера. В Белгородской области складывается типичная противоречивая ситуация: аппарат городской администраций знает ситуацию в Белгородской области, обладают разнообразной, порой уникальной информацией, однако вопросами самостоятельного определения места города и стратегических направлений его развития они практически не занимается. Причинами этого являются отсутствие опыта такой работы или просто отступление стратегических задач на второй план на фоне текущей работы.

Таким образом, специалистам, знакомым с подходами к развитию муниципального хозяйства - представляющие либо местные, либо иногородние учреждения - необходимо владеть ситуацией в Белгородской области для того, чтобы их рекомендации оказались востребованными.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование свидетельствует: действующая в настоящее время в Белгородской области ресурсная база и её управление и развитие не может отвечать современным требованиям и требует коренных перемен. Главная стратегическая ошибка Белгородской области - превратное понимание государственных (муниципальных) ресурсов. В сложившейся социально - экономической ситуации объективно необходим пересмотр принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственными (муниципальными) ресурсами. При этом усиление роли государства и органов местной власти в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственных (муниципальных) ресурсов. Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании экономической и логической системы критериев, в соответствии с которыми, объекты выбираются для осуществления управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственными (муниципальными) ресурсами.

Общеизвестным фактором является развитие муниципального образования, которое начинается с оздоровления муниципальной экономики, являющейся структурным важнейшим элементом местной жизни. В основе экономической жизни муниципального образования лежит тот или иной способ хозяйствования, а главное - отношение к муниципальной собственности и в частности к муниципальным ресурсам. Не сами муниципальные ресурсы, которые сегодня стали многоструктурными играют решающую роль, а грамотное профессиональное пользование и распоряжение ими. Подводя итоги анализа ресурсной базы Белгородской области, отметим сохраняющийся огромный потенциал имеющихся ресурсов. Для их развития необходимо комплексно решить вопрос о формировании государственной ресурсной политики и формирования органа управления таковой. Пока на местах будет продолжаться неопределённость в уполномоченными органами в осуществлении ресурсной политики картина будет продолжать оставаться подобной сегодняшнему дню.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Бабанский Ю.К., Цукерман Г.А.,[Текст], Муниципальное хозяйство в 4-х томах Просвещение, 2007 – с. 28

2.      50 лет Белгородской области: путь созидания, [Текст]. - Белгород, 2004

3.      Белгородоведение, [Текст] / под ред. В.А. Шаповалова. - Белгород, 2010.

4.      Белгородское областное хозяйство,  [Текст]- Белгород, 2010.

5.      Белгородское областное хозяйство, [Текст]- Белгород, 2006.

6.      Воспитание историей, [Текст] Методические рекомендации. - Белгород, 2009.

7.      Гарднер М., Эйлер Л., [Текст], Муниципальное хозяйство. Проблемы и суждения // Просвещение, 2007 – c. 6

8.      Гаусс К.,. Эльконин Д.Б, [Текст], Муниципальное хозяйство: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2007. с. 19

9.      Границкая А.С., П.М. [Текст], Муниципальное хозяйство: Проблемы и перспективы // «Экзамен», Москва, 2010 – c. 127

10. Громцева А.К., Е.И. Игнатьев, [Текст], Муниципальное хозяйство в процессе обучения: Из опыта работы. Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.: Просвещение, 2010– c. 213   

11. Давыдов В.В., Н.И. Моро, [Текст], Муниципальное хозяйство - М.: Педагогика, 2006 - с. 121-123

12. Инельдер Б., Г. Лихтенберг, [Текст], Муниципальное хозяйство: единство целей и принципов реализации // Советская педагогика, 2010 - с. 31

13. Косова И.М. Текст], Муниципальное хозяйство, кооперация, образование, культура. Тенденции и перспективы на рубеже тысячелетий // Музеи. Образование. Культура. Процессы интеграции. - М., 2009.

14. Медведева Е.Б., Юнхевич М.Ю. [Текст], Муниципальное хозяйство как новая научная дисциплина // Культурно-образовательная деятельность музеев. - М., 2007.

15. Областное муниципальное хозяйство, [Текст]. Белгородское направление. -Белгород, 2006.

16. Областное муниципальное хозяйство (буклет), [Текст].- Белгород, 2010.

17. Очерки краеведения Белгородчины, [Текст]: Учебное пособие. - Белгород, изд-во БГУ, 2010.

18. Павленко А. Г., Шатерникова Н. И., [Текст] Областные белгородские ресурсы - Белгород, 2009.

19. Кардано Д., . [Текст] Областные белгородские ресурсы - М.: Педагогика, 2005 – с.4

20. Колягин Ю.М., [Текст] Областные белгородские ресурсы - М.: Просвещение,  № 1, 2007 – c. 13

21. Краснопольский И., [Текст] Областные белгородские ресурсы: Новый аспект // М.: Просвещение,  2007 - с. 25-31

22. Лейбниц В., [Текст] Организация областных белгородских ресурсов. М, Москва, 2006 – c. 158-161

23. Лернер И.Я., [Текст] Областные белгородские ресурсы. М// Эксперт, , 2006 - с. 32-35

24. Нешков К.И., [Текст] Областные белгородские ресурсы // Эксперт - с. 28-29

25. Обреимова В.И., [Текст] Управление в Белгороде уч. пос. // «ПРИОР», Москва, 2010 – c. 94

26. Паскаль Б., [Текст] «Муниципальное дело» уч. пособие - экспресс-курс //Москва, 2006 – c. 65-68

27. Перельман  Я.И., [Текст] «Муниципальное дело» в 2009 г// Центр развития, 2010 – c

 

приложение  1

Предприятия, функционирующие в Белгородской области

Наименование

Количество

Всего крупных и средних предприятий, в том числе

73

промышленных

9

ЖКХ

8

строительных

5

субъектов малого бизнеса

3447

учреждений образования

70

учреждений культуры

65

учреждений здравоохранения

56

Информация о работе Муниципальные ресурсы, на примере Белгородской области