Муниципальные ресурсы, на примере Белгородской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в Российской Федерации и в том числе в Белгородской области произошли и происходят метаморфозы различных правовых институтов и законодательных баз. Одной из актуальных проблем российской современности является вопрос ресурсов и из развития, как источника существования, как основы жизни, а также всего того, что характеризует землю как правовую категорию - законодательство о земле

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
РАЗДЕЛ I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ………………………………………………………………………...4
РАЗДЕЛ II. COCТЯНИЕ РЕСУРСОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ……….13
РАЗДЕЛIII.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕСУРСОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

муниципальные ресурсы.doc

— 178.50 Кб (Скачать)


3

 

Муниципальные ресурсы, на примере Белгородской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

РАЗДЕЛ I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ………………………………………………………………………...4

РАЗДЕЛ II. COCТЯНИЕ РЕСУРСОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ……….13

РАЗДЕЛIII.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕСУРСОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в Российской Федерации и в том числе в Белгородской области произошли и происходят метаморфозы различных правовых институтов и законодательных баз. Одной из актуальных проблем российской современности является вопрос ресурсов и из развития, как источника существования, как основы жизни, а также всего того, что характеризует землю как правовую категорию - законодательство о земле. Разнообразные ресурсы Белгородской области в последние годы становятся всё привлекательнее для инвесторов. Причин этому явлению множество: от практического неконтролируемого разрастания денежной массы на руках у населения, до вполне успешных преобразований в области законодательства в Российской Федерации. Сделки с ресурсами в Белгородской области регистрируются всё чаще, однако, рынок ресурсов Белгородской области всё ещё имеет более чем значительный потенциал, который до сих пор инвесторами не раскрыт. Пока в значительной мере опыт решения данных вопросов в Белгородской области остается невостребованным. До тех пор, пока этот опыт не будет учитываться при совершенствовании законодательства, все попытки урегулировать отношения собственности на землю не принесут желаемых результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

 

Муниципальные ресурсы (хозяйство), как любая деятельность, должно опираться на наличие вполне определенных ресурсов. Традиционно под ресурсами понимают некую совокупность возможностей той или иной территории. Применительно к хозяйственным отношениям под ресурсами, как правило, понимаются материальные и нематериальные показатели территории, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности. Прежде всего, в это понятие включаются природные ресурсы (земля, недра). Обычно к материальным ресурсам относят также и производственный потенциал, производственные мощности, расположенные на данной территории. Развитие территории в значительной степени определяется наличием материальных ресурсов, поскольку от них зависит эффективность инвестиций, вкладываемых в регион, они определяют структуру производственной деятельности и благосостояние населения. Но несмотря на исключительную важность для ведения хозяйственной деятельности наличия ресурсов, сама деятельность невозможна без основного ресурса - кадрового потенциала территории. Примером важности данного ресурса может служить послевоенное развитие Японии, которая сумела достичь огромных успехов в хозяйственном развитии, не обладая сколько-нибудь серьезными природными ресурсами. Опыт Японии свидетельствует также и о том, что в современном обществе не только профессиональная подготовка кадров, но и обладание современными технологиями является своеобразным ресурсом деятельности. Не менее важным ресурсом, без которого невозможна никакая хозяйственная деятельность, является тот объем полномочий, которым наделен хозяйствующий субъект по закону. Другими словами, определенный правовой ресурс. Так же как без наличия у работников определенных навыков и технологий деятельности нельзя реализовать возможности материальных ресурсов, так и без правового ресурса невозможно осуществление хозяйственной деятельности. Так, наличие богатых природных ресурсов еще вовсе не означает богатства населения, проживающего на данной территории. Примеров тому достаточно много. Без наличия права на взимание земельного налога земля как ресурс хозяйственной деятельности органа местного самоуправления рассматриваться не может. Значительную роль в структуре понятия играют и другие виды ресурсов: финансовые, организационные.  Приведенные выше примеры разнообразных видов ресурсов свидетельствуют о том, что давать обобщенную классификацию ресурсов безотносительно к конкретному виду хозяйства бессмысленно, так как различные виды муниципальных образований будут обладать совершенно различным набором ресурсов. В значительной степени это определяется тем набором прав и полномочий, которые предоставлены муниципальному образованию законодательством.[1]

Тем более это важно, поскольку территория муниципального образования является частью более крупных территориальных образований. Так, ресурсы, расположенные на территории городского или сельского муниципального образования, могут являться ресурсами различных уровней власти либо частных хозяйств, существующих на данной территории. Принадлежность ресурсов также определяется законом. С этой точки зрения основной границей, отделяющей ресурсы муниципального образования от иных видов ресурсов, расположенных на территории муниципального образования, является закон. В связи с этим под ресурсами муниципального образования мы понимаем некую совокупность материальных и нематериальных возможностей территории муниципального образования, распоряжение которыми отнесено к муниципальной компетенции законом. Однако данное определение ставит сразу несколько принципиальных вопросов: Какие виды ресурсов должны быть закреплены в законе? Каков принцип отнесения тех или иных ресурсов к тому или иному уровню власти? Каков минимальный набор ресурсов, необходимый для нормального функционирования муниципального хозяйства? Ответ на первые два вопроса можно дать исходя из целей деятельности муниципального образования, поскольку ресурсы муниципального хозяйства должны быть: во - первых, соразмерны объему задач, решаемых органами местного самоуправления данного муниципального образования; во-вторых, за органами местного самоуправления должны закрепляться ресурсы, обеспечивающие комплексное решение задач. Так, например, если за местным самоуправлением закреплена задача обеспечения населения коммунальными услугами, то весь производственный потенциал, работающий в этой сфере (инженерные сети, коммуникации, финансовые ресурсы, источники тепла), должен быть отнесен к ведению органов местного самоуправления. Исходя из этого же принципа, должен решаться и вопрос о наделении органов местного самоуправления муниципальной собственностью. Не менее важным принципом, который также должен учитываться при рассмотрении вопроса о закреплении ресурсов за определенными уровнями власти и управления, должен быть принцип наибольшей эффективности использования ресурса.[2]

Очевидно, что максимальная эффективность в использовании земли будет достигнута на муниципальном уровне, поскольку легче всего наладить контроль за ее использованием и оперативное регулирование процессов распоряжения землей на местном уровне.  Для ответа на третий вопрос нам необходимо рассмотреть, какие ресурсы формируют саму основу местного самоуправления. Общепринято выделять следующие основы местного самоуправления. Правовая (законодательная) основа. Включающая в себя полномочия, предметы ведения и гарантии прав местного самоуправления.

Финансовая основа местного самоуправления, включающая в себя весь комплекс финансовых ресурсов и проявляющаяся наиболее ярко в бюджетном процессе. Экономическая основа, включающая в себя ресурсы, связанные с участием муниципальных образований в хозяйственной деятельности; ключевым вопросом здесь является управление муниципальной собственностью. Управленческие основы. Включающие в себя структурно - организационные, информационные и кадровые ресурсы.[3]

Исходя из этого, предметом нашего дальнейшего рассмотрения должны стать вопросы: правовое регулирование местного самоуправления; местный бюджет; распоряжение муниципальной собственностью; муниципальная служба. Муниципальное хозяйство в результате двойственности своей природы занимает промежуточное положение между государственными и частными формами хозяйственной жизни. В силу своего особого места оно несет черты как государственного, так и частного хозяйства. Способы приобретения доходов ставят его в один ряд с иными хозяйствующими субъектами, а право на регулирование хозяйственных отношений на своей территории и общественный характер распределения прибыли свидетельствует о принадлежности данного вида хозяйства к общественному сектору и властным отношениям. Развитие муниципального хозяйства невозможно без закрепления за ним ресурсов, соответствующих виду и объемам задач, стоящих перед муниципальным образованием. В комплекс хозяйственных систем муниципального образования входят элементы, отражающие развитие производительных сил и производственных отношений. Следовательно, в этих слагаемых отражается развитие общества с учетом территориальных особенностей муниципального образования.

Основными ресурсными компонентами муниципального образования выступают природа и человек. Каждое муниципальное образование располагает определенными природными ресурсами, которые никак нельзя заменить человеческим трудом. Создается впечатление, что природные ресурсы, с одной стороны, находятся в пассивной позиции к социально-экономическому потенциалу муниципального образования, а с другой - муниципальному образованию небезразлично, ценой каких усилий будут вовлечены природные ресурсы в его экономический оборот. Поэтому ограниченность полезных ископаемых, увеличение затрат на их добычу и ставят в выгодное положение те муниципальные образования, которые обладают благоприятными природными ресурсами. Одним из самых ценных природных ресурсов является земля, а в сельских муниципальных образованиях она выступает основным средством производства. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. Государство регулирует земельные отношения в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создания условий для равноправного развития различных форм землепользования, сохранения и улучшения природной среды и охраны прав на землю физических и юридических лиц. Для решения этих проблем органы местной власти наделены широкими полномочиями в области использования земли и других природных ресурсов. Органы местной власти решают следующие основные задачи: планирование и использование земель, находящихся в их ведении; организация проведения работ по землеустройству; оформление прав на пользование землей собственниками, землепользователями и арендаторами; взимание платы за землю; контроль за использованием земель на территории муниципальных образований. Эти задачи решаются представительными органами местной власти при осуществлении ими своих полномочий, исполнительными органами (местной администрацией), районными (городскими) комитетами по земельным ресурсам и землеустройству. Земли муниципального образования должны использоваться в строгом соответствии с указанными документами. Для принятия научно обоснованных решений по рациональному использованию земли необходимо руководствоваться земельным кадастром. Земельный кадастр - это совокупность систематизированных достоверных сведений о земле всех категорий. Он содержит сведения о правовом режиме земель, их распределении по собственникам, о категориях земель, качественной характеристике и хозяйственной ценности земель. Близкими к природным ресурсам являются экологические условия, которые в настоящее время следует выделить в отдельную группу. Ведь разведанные и используемые природные ресурсы во многом определяют экологические возможности муниципального образования. Органы местной власти, принимая планы и программы развития территории муниципального образования, разрабатывая и утверждая местный бюджет, учитывают решение вопросов охраны окружающей природной среды и экологической безопасности, а именно: экологически обоснованное размещение объектов производственной и социальной инфраструктуры; экологически безопасное размещение предприятий местной промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства; рациональное использование природных ресурсов; экологически безопасное развитие сельского хозяйства; использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов. Органы местной власти вправе принимать экологические программы в соответствии с разработанными и утвержденными ими основными направлениями охраны окружающей природной среды, используя при этом бюджетные средства, а также средства внебюджетных экологических фондов. Местные экологические фонды создаются для решения неотложных природоохранительных задач из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций и граждан.[4]

Средства местных экологических фондов составляют платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, платы за размещение отходов, суммы полученных по искам о возмещении вреда штрафов за экологические правонарушения. Наряду с природными ресурсами и экологическими условиями важную роль в развитии муниципального образования играет население и режим его воспроизводства.[5]

Поэтому органы местной власти осуществляют деятельность, направленную на создание условий, способствующих рациональному воспроизводству населения, а именно: соблюдение прав человека и граждан в области здоровья, приоритет профилактических мер в области охраны здоровья, доступность медико - социальной помощи, социальной защиты граждан в случае утери здоровья. К компетенции органов власти в области охраны здоровья населения относятся: развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности, организация первичной и других видов медико-санитарной помощи и обеспечение ее доступности. Развитие муниципального образования определяется наличием материально-финансовых ресурсов, от которых зависит эффективность инвестиций, вкладываемых в развитие производственной сферы. Материально-финансовые ресурсы также определяют структуру производственной деятельности и благосостояние населения данной территории, то есть эффективность функционирования муниципального образования в целом определяется, прежде всего, материально - финансовыми ресурсами, имеющимися в его распоряжении и составляющими в своей совокупности финансово - экономическую основу местной власти. Финансово - экономические основы обеспечивают хозяйственную самостоятельность местной власти и служат, прежде всего, удовлетворению потребностей населения муниципального образования, созданию условий для его жизнедеятельности. Финансово - экономические основы местной власти составляют: муниципальная собственность, местные бюджеты и иные финансовые ресурсы; имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление местной власти, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования. Для ведения хозяйственной деятельности муниципального образования помимо материальных и нематериальных ресурсов необходимы основные ресурсы - кадровый потенциал муниципального образования, так как профессиональная подготовка и овладение современными технологиями является ресурсом хозяйственных систем муниципального образования. В современных условиях профессионализм и компетенция входят в число основных критериев при кадровых назначениях. Следовательно, необходима соответствующая система подготовки кадров для органов местной власти.[6]

Информация о работе Муниципальные ресурсы, на примере Белгородской области