Муниципальные образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:52, реферат

Краткое описание

Муниципальным образованием действующее законодательство определяет
любое городское или сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей
территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых
осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность,
местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Оглавление

Введение. Муниципальные образования.
Органы местного самоуправления.

Классификация органов местного самоуправления.

Классификация по качеству делегированных полномочий.

Классификация по количеству делегированных полномочий.

Типы структур муниципальных органов.

Проблемы муниципальной деятельности.


Заключение.

Файлы: 1 файл

Органы местного самоуправления в РФ.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Близость  определяется не столько ее местом в иерархической лестнице, сколько теми

функциями, которые она выполняет. Занимаясь  вопросами местного значения, она

должна  решать их в интересах населения. Поэтому муниципальное управление

предусматривает обязательное наличие представительных органов местного

самоуправления, за исключением случаев, когда их функции может выполнять сход.  

            Закон определяет исключительное  ведение представительных органов: 

  1.принятие  общеобязательных правил по предметам  ведения муниципального

    образования, предусмотренных уставом  муниципального образования; 

  2.утверждение  местного бюджета и отчета  о его исполнении;

  3.принятие  планов и программ развития  муниципального образования, утверждение

    отчетов об их исполнении;

  4.установление местных налогов и сборов;

  5.установление  порядка управления и распоряжения  муниципальной

    собственностью;

  6.контроль  за деятельностью органов местного  самоуправления и должностных  лиц

    местного самоуправления, предусмотренных  уставами муниципальных

    образований (часть 2 статьи 15 Федерального  закона "Об общих принципах

    организации местного самоуправления  в Российской Федерации").

            К полномочиям представительных  органов местного самоуправления

необходимо  отнести и сформулированное Л. А. Велиховым право издания

обязательных  постановлений. По его определению, "главное отличие муниципального

закона (обязательного постановления) от законов  государственных состоит в том, что

первый  имеет силу только для территории муниципального образования и относится

лишь  к вопросам местного значения, предметам  муниципального хозяйства и

благоустройства".  

            Виды нормативных актов, которые  имеют право принимать органы  местного

самоуправления, перечисляются в уставе муниципального образования и в законах

субъектов РФ. Обычно к ним относят: решения  и постановления выборного органа или

главы муниципального образования - по вопросам осуществления местного

самоуправления; распоряжения и приказы - по вопросам внутренней организации

деятельности органов местного самоуправления.

            Действующее федеральное законодательство  не обусловливает обязательное

создание  в муниципальных образованиях исполнительных органов местного

самоуправления, предусматривая возможность избрания главы муниципального

образования и других выборных должностных лиц, наделяемых при этом собственной

компетенцией  по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом

муниципального  образования. Кроме этого, в названном  уставе помимо

представительных  органов и выборных должностных лиц местного самоуправления

могут быть предусмотрены и иные органы и должностные лица местного

самоуправления. Под этим, как правило, и подразумевается  создание органов,

наделяемых  компетенцией для исполнения решений, принимаемых населением

муниципального  образования или его представительным органом.

            Говоря об общих принципах  организации таких органов, Л.  А. Велихов

справедливо отмечал следующее:

            "К аппарату местного самоуправления, отвечающему своей цели, надлежит

применять следующие общие требования. Во-первых, он должен правильно и с

достаточной гибкостью отображать подлинные  интересы и нужды местного

сообщества; во-вторых, он должен соответствовать  принципу экономии средств и сил,

т.е. при  наименьших затратах на его содержание, работать быстро, гладко и без

излишних  формальностей, и, в-третьих, он должен выдвигать на исполнительные

должности людей опытных и ответственных, создавая для них наиболее благоприятную

обстановку  работы."

            Полномочия представительного органа, а также компетенция исполнительных

органов местного самоуправления должны быть определены и закреплены в

муниципальном(местном) уставе.

            Виды органов местного самоуправления:

            представительные: Собрание представителей, Совет депутатов, Дума, Хурал

(Республика  Тыва), муниципальный совет, муниципальное  собрание, муниципалитет,

окружной  сельский (поселковый) Комитет (Саратовская  область);

            исполнительные: местная администрация,  волостная управа, исполком, мэрия.

            Конкретные названия органов  местного самоуправления, а также  глав

муниципального  образования (глава администрации, председатель Совета,

председатель  исполкома, мэр, городской голова, посадник и т. п.) и иных выборных

должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий определяются, как

правило, соответствующим законодательством  субъектов РФ. Однако в целом ряде

субъектов РФ (Вологодская обл., Воронежская  обл., Новгородская обл. и др.) вопрос

наименования  представительных и исполнительных органов местного самоуправления

отнесен к компетенции местного самоуправления и в каждом конкретном случае

определяется  в уставе муниципального образования3. 
 

          1.1.2. Классификация по количеству делегированных полномочий

 

            Еще одной возможной классификацией может быть разделение как выборных,

так и  создаваемых иным способом органов  по объему, количеству делегируемых

полномочий  на общие и специальные (отраслевые) органы.

            И представительные, и исполнительные  органы местного самоуправления могут

создавать постоянные или временные специальные  органы для реализации отдельных

полномочий, как правило, выделяемых по отраслевому  принципу (комитеты и

комиссии  для решения отдельных вопросов, самостоятельные подразделения местных

администраций, муниципальные организации и  предприятия).  

            Таким образом, делегирование  полномочий населения приводит  к созданию в

муниципальных образованиях целой системы взаимосвязанных  органов местного

самоуправления  с различной компетенцией, различающихся по механизму их создания,

качеству  и количеству делегируемых им полномочий.

Однако  можно выявить и систематизировать  основные, наиболее

распространенные  схемы построения таких структур.

2. Типы структур муниципальных органов

            В основных чертах муниципальные органы различных стран, за немногим

исключением, обладают одним общим типом структуры. Л. А. Велихов отмечал: " С тех

пор как  швейцарские городские коммуны (Берн, Женева, Люцерн, Цюрих и др.)

окончательно  отказались от практически невозможного в наше время решения

муниципальных дел общинным сходом, этот основной тип муниципального уклада

построен  почти повсеместно по следующей  ступенчатой схеме: 1) муниципальный

избирательный корпус, как база, 2) вышедший из его  лона распорядительный совет, 3)

исполнительный  орган, и 4) на верху этой пирамиды - должностное  лицо, облеченное

ролью высшего представителя муниципальной  коммуны. Начиная с 20-х гг. этот почти

повсеместно распространенный четырехступенчатый тип муниципального уклада был

изменен в ряде стран Европы, где отказались, ради экономии и простоты конструкции,

от особого  исполнительного органа, поручив  исполнительные функции единолично

высшему должностному лицу муниципального образования  или же соединяя как

распорядительную, так и исполнительную власть в едином представительном органе." 

            Рассмотрим примерные модели  организации местного самоуправления, которые

могут быть использованы в качестве базовых  при определении структуры органов

местного  самоуправления в каждом конкретном муниципальном образовании, с учетом

социальной  среды, условий функционирования муниципального хозяйства и

исторических  традиций.  

Возможные сочетания трех традиционно устойчивых элементов системы местной

власти - представительного органа, исполнительного органа и высшего должностного

лица  местного самоуправления основываются на следующих основных вариантах

распределения полномочий населения муниципального образования на решение

вопросов  местного значения:  

            Вариант 1: непосредственно делегируемые населением полномочия реализуются

в различных  пропорциях в компетенции представительного  органа и выборного

высшего должностного лица.  

            Вариант 2: все непосредственно делегируемые населением полномочия

реализуются в компетенции представительного органа.  

            Вариант 3: все непосредственно делегируемые населением полномочия

реализуются в компетенции выборного высшего  должностного лица (при этом

контрольные полномочия население оставляет  за собой и реализует их посредством

сходов  либо созданием специального выборного  контрольного органа).  

            Применение того или иного  варианта делегирования полномочий  зависит от

численности населения муниципального образования  и размеров его территории, от

Информация о работе Муниципальные образования