Муниципальное управление города Челябинск

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Вклад города Челябинска в экономику Челябинской области является очень значительным, в валовом региональном продукте области последние 3 года он занимает 38%.
На территории города, по состоянию на 1 января 2010 года, зарегистрировано 65,1 тыс. организаций всех видов экономической деятельности, в том числе 59,6 тыс. коммерческих организаций.

Оглавление

Оглавление 1
Задание 1 2
1.1. Свот - анализ муниципального образования городской округ Челябинск 2
1.2. Приоритетные направления и задачи по управлению экономическим развитием города Челябинск 3
Задание 2 6
2.1. Анализ и оценку модели муниципального управления, используемой в городе Челябинске 6
2.2 Анализ организационной структуры управления представительным и исполнительным органами местного самоуправления 7
2.3. Предложения по совершенствованию модели местного самоуправления города Челябинска, а также оргструктур управления представительным и исполнительным органами. 10
Задание 3 19
3.1. Анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность муниципального образования городад Челябинска. 19
Эссе "Конкурентные преимущества города Челябинска" 21
3.2. Точки роста города Челябинск 22
3.3. Предложения по формированию бренда города Челябинска 28
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Контрольная ГМУ.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

      В целом существующая организационно-управленческая структура является линейно – функциональной по принципу своего построения и сильно централизованной. При такой структуре управления учреждением каждое подразделение выполняет четко определенные функции в общей цепочке процесса. По сути, это - конвейер, и каждое подразделение четко знает свою роль в функционировании этого конвейера.

      Основные  недостатки существующих линейно-функциональных структур муниципального управления связаны  не только с их организационным построением, но и с самой сложившейся идеологией муниципального управления. Они сводятся к следующему.

      1. Укоренившийся подход к муниципальному  образованию и соответственно  к управлению им как к производственной  или социально-производственной  системе. Основной упор при  этом делается на улучшение  показателей работы самих структурных подразделений администрации (жилищно-коммунального, транспортного, здравоохранения и т.д.), а не на степень и качество удовлетворения потребностей населения в той или иной муниципальной услуге. Иными словами, критерием эффективности службы являются ее собственные показатели, а не конечный результат деятельности.

      2. Нацеленность на решение текущих  задач, связанных с жизнеобеспечением  муниципального образования, и  отсутствие стратегического подхода  к управлению. Многообразие текущих  частных задач и целей муниципального управления неизбежно порождает противоречия между ними, обусловленные прежде всего ограниченностью материальных и финансовых ресурсов. Каждое структурное подразделение нацелено на решение своей задачи и добивается получения максимума ресурсов. В данном случае вся система управления часто работает неэффективно.

      3. Нечеткость системы функциональных  связей между отдельными структурными  подразделениями, дублирование функций,  неравномерная загруженность работников, отсутствие четких организационных процедур, с помощью которых подразделения взаимодействуют между собой.

      В результате основной объем работы ложится  на плечи главы администрации, которому приходится решать множество координационных  вопросов.

      4. Смешение управленческих функций  и непосредственной хозяйственной деятельности. Многие структурные подразделения администраций, являясь юридическими лицами, оказывают различные платные услуги и зарабатывают средства на свое существование, т.е., по сути, занимаются коммерческой деятельностью. Этот бизнес является безрисковым, поскольку ведется на базе муниципальной собственности, за эффективным использованием которой должного надзора нет. По этой причине некоторые администрации из органов муниципального управления стали превращаться по типу деятельности в финансово-промышленные группы.

2.3. Предложения по совершенствованию модели местного самоуправления города Челябинска, а также оргструктур управления представительным и исполнительным органами.

 

      В условиях проведения экономической  и политической реформ линейно-функциональные организационные структуры управления в ряде случаев не отвечают требованиям, предъявляемым к управлению постоянно усложняющимися объектами и целями муниципального управления. Для устранения этого несоответствия линейно-функциональные структуры администраций могут дополняться структурами нового типа - программно-целевыми. Они создаются для решения конкретных целевых задач и могут быть постоянными либо временными. В результате такого дополнения образуются матричные организационные структуры муниципального управления.

      При возникновении новой проблемы, требующей  решения в течение определенного  отрезка времени, составляется программа  работ, выделяются необходимые для  выполнения программы ресурсы и  формируется временный коллектив  работников. Сотрудники органа муниципального управления, вошедшие во временный коллектив по выполнению целевой программы, находятся на время ее решения в двойном подчинении: административном подчинении своему линейному руководителю (вертикальная связь) и функциональном подчинении руководителю программы (горизонтальная связь).

      В системе муниципального управления программно-целевые структуры реализуются  в виде комиссий, штабов, рабочих  групп и т.п. Перечень таких подразделений  периодически меняется. Одни ликвидируются, другие появляются вновь, многие существуют годами.

      Комиссии  создаются на определенный срок для  решения какой-либо обострившейся  проблемы. Цель их создания - найти выход  из сложившейся управленческой ситуации. В своей работе они используют методы ситуационного анализа.

      Создание  рабочих групп внутри администрации  связано с решением конкретных управленческих задач и носит временный характер. Как правило, рабочие группы выполняют  проектировочные задачи. Например, при реорганизации органа власти эффективно создание особой группы для организационного проектирования структуры администрации, выработки новых технологий работы.

      При формировании структур программно-целевого управления целесообразно разрабатывать  карты (матрицы) распределения прав и ответственности между органами линейно-функциональной и программно-целевой структур. В них детально и наглядно фиксируются общие правила принятия решений, разделение ответственности нескольких органов за разные аспекты одного результата, роль коллегиальных и консультативных органов в процессе принятия решений.

      Необходимость реализации программно-целевых функций  требует создания в структуре  администрации отдельного стратегического, инновационного блока. Его деятельность должна быть направлена на выявление  проблемных ситуаций и постановку проблем, перевод проблем в пакеты задач и передачу их в отраслевые и функциональные подразделения. Основные задачи стратегического блока заключаются в следующем.

      1. Постоянный мониторинг существующего  состояния, сложившихся норм и  отношений в различных областях местной жизни: анализ ситуации, фиксация рассогласований и конфликтов, организация исследований.

      2. Разработка программ по предотвращению  кризисных ситуаций, а также проектов  по реорганизации и изменению  ситуации в различных сферах жизни, обеспечивающих доведение ее основных параметров до уровня, соответствующего объективным представлениям о поселении. Это включает разработку технических заданий на программы и проекты, их аналитическое и правовое обеспечение, экспертизу стратегических решений, представляемых на утверждение главе администрации, разработку планов-графиков выполнения подпрограмм и проектов, их бюджетирование, разработку бизнес-планов и т.п., а также внутренний управленческий аудит1.

      Совершенствование организационной структуры управления городом Челябинска подразумевает в узком смысле совершенствование регламентации деятельности муниципальных кадров, а в широком - создание системы научной организации труда работников городской администрации.

     При проектировании организационной структуры управления администрации муниципального образования необходимо учитывать условия и факторы, определяющие требования к организационным структурам.

     К условиям относятся:

     - устойчивость (поддержание простой, внутренне согласованной, основной организационной формы, развитие и поддержание широких, но гибких долгосрочных целей);

     - предприимчивость (поддержание способности к постоянной адаптивности и регулярному обновлению в хозяйственной деятельности);

     - ломка старых привычек (готовность к регулярной реорганизации, а также к реорганизации на временной основе для решения конкретных проблем.

     В состав факторов входят:

     - цели системы (количество и комплексность, динамичность, определенность, разнообразие);

     - среда функционирования (подчиненность и связность, количество, объем и стабильность связей);

     - ресурсы (состав, объем, источники получения, обеспеченность, стабильность).

     Организационное проектирование структуры управления администрации муниципального образования относится к слабо структурированным проблемам, поэтому оно лишь частично формализуемо и требует для своего решения привлечения экспертных методов и содержательных оценок (интервьюирование, анкетирование, организационную диагностику, деловые игры).

     Организационное проектирование структуры управления администрации муниципального образования предполагает соблюдение определенной последовательности действий разработчиков. Стандартная схема оргароектирования выступает в виде трехстадийного процесса:

     - стадии композиции (формирование общей структурной схемы и ее главных характеристик);

     - стадии структуризации (разработка состава подразделений и основных связей между ними);

     -стадии регламентации (разработка количественных характеристик аппарата управления, установление порядка его деятельности).

     Придерживаясь указанной схемы, процесс организационного проектирования структуры управления администрации муниципального образования представлен следующими этапами (таблица 1).

Таблица 2.1 - Этапы проектирования организационной структуры управления администрации муниципального образования 

Этап Исходные предпосылки, условия, ограничения Выходные результаты при реализации этапа
Анализ структуры управления Общие принципы управления; система целей и задач муниципального управления; особенности администрации; условия и факторы, определяющие требования к оргструктурам Общая схема оргструктуры управления; основные функциональные и линейные блоки оргструктуры; конфигурация структуры; множество функций муниципального управления
Формирование целей и задач (структуризация) Система целей и задач муниципального управления; система законодательно закрепленных функций за муниципальным уровнем управления; множество дополнительных функций администраций; методы структуризации целей (задач, функций) Выявление целей, задач, функций администраций: построение дерева целей; ранжирование целей, задач, функций администраций
Формирование структурных подразделений администраций Множество структур управления администраций муниципальных образований; типовые структуры управления; условия и факторы, определяющие требования к оргструктуре Выбор структурных подразделений для каждого уровня управления администрации
Согласование целей, задач, функций, выбранных структурных подразделений Выбранные цели и задачи, функции администрации; выбранные структурные подразделения; методы распределения целей, задач, функций Определение и согласование целей, задач, функций по уровням управления и структурным подразделениям; определение количества структурных подразделений
Формирование организационной структуры управления администрации Состав целей (задач и функций) администрации и ее структурных подразделений; количество структурных подразделений; распределение ресурсных потоков по структурным подразделениям Организационная структура управления администрации муниципального образования; характеристика каждого структурного подразделения
 

     Первый этап представляет собой общий анализ структуры управления администрации муниципального образования. В соответствии с общими принципами управления, целями и задачами муниципального управления, особенностями исследуемой администрации, условий и факторов, отражающих требования к организационным структурам управления, определяется наиболее общая схема исследуемой организационной структуры, основные и крупные функциональные и линейные блоки и конфигурация (тип) оргструктуры, а также выявляется определенное множество выполняемых исследуемой администрацией функций. При реализации этого этапа можно обойтись без использования особых методов и инструментария.

     Вторым и наиболее важным этапом в оргпроектировании выступает выработка и формирование (структуризация) объективно обусловленной и научно обоснованной системы целей и задач администрации муниципального образования.

     Исходной информацией здесь выступают результаты предыдущего этапа оргпроектирования: перечень целей, задач и хозяйственных функций, законодательно закрепленных за муниципальным уровнем управления, а также перечень тех целей, задач и хозяйственных функций, которые, по мнению разработчиков, целесообразно выполнять на муниципальном уровне управления. На этом этапе целесообразно использовать экспертные методы оценки для выявления общего числа целей, задач и функций, распределение их по блокам и уровням администрации, а также их ранжирование по важности, периодичности и интенсивности реализации.

     Структуризация целей и задач администрации муниципального образования ориентирована на соблюдение следующих требований:

     - общая цель должна полностью отражать основное предназначение проектируемой организации;

     - совокупность всех составляющих подцелей (задач) определенного уровня должна быть достаточной для обеспечения достижения цели (подцелей) предшествующего уровня;

     - каждая подцель (задача) должна выходить на организационно обособленное подразделение, причем каждое структурное подразделение может рассматриваться как многоцелевое;

     - при дезагрегировании общей цели на подцели (задачи) не следует увлекаться выделением значительного числа уровней, так как при этом будет затруднена практическая реализация указанного метода.

     Признавая всю важность этапа структуризации целей, останавливаться на этом нельзя. Во-первых, нельзя непосредственно из системы целей разработать организационную структуру управления. Во-вторых, выработка целей проектируемой структуры организации "редко предписывает единственные структурные решения"2.

Информация о работе Муниципальное управление города Челябинск