Муниципальное хозяйство как объект планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:59, реферат

Краткое описание

Целью работы является выявление места планирования в муниципальном хозяйстве.
Задачи:

- Выявить необходимость, сущность и задачи планирования деятельности местной власти.Рассмореть основные этапы становления муниципального планирования.
- Рассмотреть структуру муниципального хозяйства как объекта планирования
-Рассмотреть и изучить проблемы развития муниципального хозяйства и необходимость их учета в планировании
- Изучить особенности стратегического планирования в малых городах

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 51.95 Кб (Скачать)

      Существует множество проблем, непосредственно связанных с функцио-

нированием комплекса  отраслей муниципального (городского) хозяйства: хронический дефицит  финансовых средств, низкий уровень  научно-технического потенциала и острая нехватка современных машин, оборудования, инструментов, материалов, средств механизации и автоматизации, отсталые технологии, негибкие формы организации производства и труда, недостаточная квалификация работников и др. Все эти проблемы возникли не сегодня, они были характерны для городского хозяйства на протяжении многих лет и десятилетий, но обострились в последние годы в связи с трудностями в экономике страны. Ограниченность бюджетных средств не дает возможности в полном объеме профинансировать необходимые для городского хозяйства мероприятия. Субсидии из федерального или региональных бюджетов в большинстве городов крайне малы либо вовсе отсутствуют. Поэтому возникает актуальная задача поиска дополнительных источников финансирования, как за счет пополнения городского бюджета, так и путем использования внебюджетных фондов и нецентрализованных финансов.

     Однако решение финансовых проблем еще не гарантирует соответствующего повышения уровня и качества работы в городском хозяйстве, ведь препятствием служат и другие проблемы:

- неоправданное совмещение  функций заказчика и подрядчика  на предпри-

ятиях многих отраслей городского хозяйства;

- отсутствие действенных  стимулов к повышению качества  работы и более

полному удовлетворению потребностей населения;

- слабая связь между  затратами труда и результатами  в городском хозяйст-

ве;

- фактическое отстранение  потребителей (населения) от влияния  на ре-

зультаты деятельности производителей работ и услуг в городском  хозяйстве.

Радикальные перемены, происшедшие  в последние годы в нашей стране в

связи со становлением рыночных отношений, лишь в малой степени  затронули экономический механизм городского хозяйства. В частности, существенно повысились тарифы на жилищно-коммунальные и транспортные услуги, выросли

доходы работников данной сферы, предприятия и организации  городского хозяйства стали в  большей мере ориентироваться на достижение коммерческих целей и результатов. Однако повышение тарифов, которое тяжелым бременем легло на население, не улучшило финансовое положение большинства предприятий и организаций муниципальной сферы, не обеспечило соответствующего повышения качества работ и услуг.

В процессе управления городским  хозяйством нужно учитывать интересы

всех хозяйствующих субъектов, включая пользователей, собственников, заказ иорганизаций должны быть вторичны по отношению к интересам населения городов и муниципальных образований6.

1.4 Особенности планирования в малых городах

Из рассмотренных проблем  видны следующие особенности:

Муниципальные образования (городские, сельские) играют ключевую роль

в развитии регионов. Они  служат своеобразными локомотивами развития ре-

гионов, поскольку здесь  происходит концентрация человеческих ресурсов, торгового, промышленного, финансового  капитала. Муниципальные образования вне зависимости от размеров и местоположения выполняют две важные функции:

-как двигатель развития экономики региона и страны;

-обеспечение приемлемого качества жизни населению;

 

    Главной целью деятельности менеджмента городов и сельских районов яв-

ляется улучшение качества и повышение уровня жизни населения  на основе

роста эффективности хозяйственного комплекса. В условиях рыночной экономики  законы конкуренции действуют не только на уровне отдельных фирм и корпораций, на ранках товаров и услуг, инвестиций и трудовых ресурсов. В конкурентной борьбе за инвестиции, рабочую силу участвуют города, регионы, целые страны. Инвестиционная привлекательность определяется целой системой факторов. По нашему мнению, одним из основных факторов является наличие ясной стратегии развития территориальных образований. В административно-командной системе считалось, что отдельные города, районы не могут иметь самостоятельной Программы развития, поэтому направления развития определялось «сверху», чаще всего отраслевыми министерствами и соответственно финансировались те проекты, которые представляли определенные ведомства.

Предусмотренная реформой децентрализация  управления объективно спо-

собствует возрастанию роли органов местного самоуправления в  иерархиче-

ской системе управления. Законодательные акты, принятые после 1991 г., на-

правлены на укрепление этой тенденции. Местные органы власти имеют  теперь право принимать не только решения оперативного характера, но и решения, нацеленные на долгосрочную, стратегическую перспективу.

 

      В настоящее время имеются теоретические разработки и практический

опыт планирования городов  и районов в условиях формирующейся  рыночной экономики.

      Анализ показал, что содержание сложившихся форм и методов управления городом (районом) не соответствуют современным требованиям. Формирование рыночных отношений породило качественно новые проблемы, решение которых требуют адекватной системы управления и планирования в системе муниципального менеджмента. Среди таких проблем выделим:

 

     n Кризисное состояние экономического потенциала субъектов местного

самоуправления.

    n Изменение демографической ситуации, связанное с ускорением темпов

старения населения, увеличением  миграционного притока из села в  город.

    n Несоответствие финансовых возможностей города масштабам социаль-

ных и экономических проблем.

    n Экологические проблемы.

    n Негативные социальные явления, такие как бедность, безработица, рост

преступности, алкоголизма, наркомании и др.

 

     В настоящее время в деятельности муниципального менеджмента практически отсутствует функция стратегического планирования, все усилия направляются на решение задач оперативного краткосрочного характера, то есть управленческие решения, принимаемые менеджментом, можно определить как реакцию на текущие проблемы. Между тем наиболее оптимальной системой управления считается управление по «слабым сигналам», основу которой составляет стратегическое планирование. Главная задача менеджмента на любом уровне – предвосхитить проблемы, решить их на стадии зарождения.

     Достижение поставленной цели возможно при использовании современ-

ных систем планирования.

 

     Стратегические планы развития позволяют местному сообществу узнать о

конкретных мерах, которое  собирается реализовать городской  менеджмент. В частности, каким видам деятельности будет отдаваться предпочтение, что будет служить ориентиром при принятии инвестиционных решений для бизнеса. Поскольку в рыночных условиях возможности административного регулирования деятельности предприятий ограничены, основным способом влияния власти на предприятия является финансовая политика, которая включает льготное налогообложение в пределах компетенций, установленных Бюджетным кодексом, кредитование из внебюджетных инвестиционных фондов по льготным процентным ставкам, выдача гарантий при получении банковских кредитов и др.

 

     Поддержка проекта местной властью свидетельствует не только о коммерческой эффективности проекта, но и о его социальной значимости, что служит дополнительным аргументом при банковском кредитовании. Способы поддержки экономики являются одной из главных составляющих стратегии развития города.

В условиях рыночной экономики  наличие планов развития территорий

становится необходимым  условием динамичного развития не только предприятий, но и отдельных регионов, городов, сельских районов.

Особенности малых городов (районов), как объектов управления и плани-

рования, состоят в следующем:

n Зависимость перспектив от государственной поддержки.

n Низкая, по сравнению с большими городами, плотность населения.

n Малые города занимают промежуточное положение между крупными

городами и собственно сельскими поселениями, поскольку  экономика, трудовой потенциал таких  городов все еще тесно связаны  с сельскохозяйственным

производством.

n Инерционность социально-экономических процессов. Поэтому период

планирования должен быть не менее 3-5 лет.

n Тесная зависимость и взаимообусловленность проблем. Например, обес-

печение высокого уровня социальной защиты населения связано с возможно-

стями бюджетов, величина которых, в свою очередь, зависит от эффективности работы производственных, торговых и других предприятий.

Основной тенденцией последних  лет стала децентрализация государствен-

ного управления. Вследствие этого в компетенцию местных  органов власти попали многие вопросы, требовавшие ранее государственного решения на более высоких уровнях.

Так, Федеральным законом  «Об общих принципах организации  местного

самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены:

- комплексное социально-экономическое  развитие муниципальных образо-

ваний.

- участие в охране окружающей  среды на территории муниципального  об-

разования.

- обеспечение социальной  поддержки и содействие занятости  населения.

- местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного

бюджета, установление местных  налогов, сборов, решение иных финансовых

вопросов местного значения.

- содержание и использование  муниципального жилищного фонда  и нежи-

лых помещений.

- организация, содержание  и развитие муниципальных учреждений  здраво-

охранения, обеспечение санитарного  благополучия населения.

- содержание и развитие  муниципальных учреждений дошкольного,  ос-

новного общего и профессионального  образования.

- охрана общественного  порядка, содержание муниципальных  органов ох-

раны общественного порядка  и контроль их деятельности.

- создание условий для  жилищного и социально-культурного  строительст-

ва и др.

Главной целью деятельности муниципального менеджмента является

улучшение качества и повышение  уровня жизни населения на основе роста эффективности хозяйственного комплекса. Достижение данной стратегической

цели конкретизируется в  решении следующих задач:

- приоритетное обеспечение  интересов населения при решении  любых со-

циально-экономических проблем

- создание условий для  свободного и всестороннего развития  личности

- обеспечение правопорядка

- разработка рациональной  системы взаимоотношений между  всеми заин-

тересованными участниками- обеспечение надежности и устойчивости жизнеобеспечивающих систем в

городском хозяйстве (водо- и энергоснабжения, общественного  транспорта и

др.

Реализация указанных  задач возможно при использовании  современных

систем планирования. Сложившаяся  практика подтверждает, что основной

формой планирования является краткосрочное. На уровне регионов наиболее

распространенными плановыми  документами являются прогнозы социально-

экономического развития, перспективные финансовые планы. В  краткосрочных планах учитывают сложившиеся тенденции, инерцию накопленного ресурсного потенциала. В рамках такого планирования ограничены возможности планового маневра, формирования различных альтернатив.

Теория и практика хозяйствования в рыночных условиях показала, что

наиболее современной  системой планирования является стратегическое планирование. «Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организациям достичь своих целей». Главной особенностью стратегического планирования является трактовка будущего: будущее не обязательно должно быть лучше прошлого, будущее нельзя изучить только методом экстраполяции. Поэтому в качестве первого шага предпринимается оценка перспектив организации, задачей которой выступает выяснение тех тенденций, шансов, ситуаций, которые способны изменить существующее положение.

Требуемое приспособление объекта  планирования к внешней среде  озна-

чает изменения в его  внутреннем потенциале. Гибкое приспособление организационных структур приоритетно  по сравнению с контролем, маневр в распределении ресурсов ,по сравнению с пунктуальностью их расходования. Важной особенностью стратегических планов является адаптивность, способность учитывать изменения, происходящие как в самом объекте планирования, так и во внешней среде. Стратегическое планирование снижает неопределенность во внешней среде, привносит определенный элемент стабильности.

Условием развития любой  территории является инвестиционная привлека-

тельность. Наличие стратегии  является для инвесторов ориентиром в принятии инвестиционных решений. В качестве инвесторов можно рассматривать население, предприятия, государство, местные органы управления. Органы государственной и муниципальной власти в условиях рыночной экономики лишились возможности прямого влияния на деятельность предприятий. Одним из способов включения самостоятельных юридических лиц в деятельность, направленную на решение задач территориального развития, является разработка стратегических планов развития регионов. Бизнес, имея в наличии четко обозначенные приоритеты развития территорий, будет сообразно с ними строить свои стратегии развития, способствуя тем самым реализации планов власти.

Информация о работе Муниципальное хозяйство как объект планирования