Муниципальное хозяйство как объект планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:59, реферат

Краткое описание

Целью работы является выявление места планирования в муниципальном хозяйстве.
Задачи:

- Выявить необходимость, сущность и задачи планирования деятельности местной власти.Рассмореть основные этапы становления муниципального планирования.
- Рассмотреть структуру муниципального хозяйства как объекта планирования
-Рассмотреть и изучить проблемы развития муниципального хозяйства и необходимость их учета в планировании
- Изучить особенности стратегического планирования в малых городах

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 51.95 Кб (Скачать)

Рассмотрим жилищно-коммунальное  хозяйство :

     Жилищно-коммунальное  хозяйство  (комплекс), которое, в свою очередь, состоит из ряда подотраслей и  хозяйств . Прежде это жилищное  хозяйство , которое включает с одной стороны жилищный фонд  муниципального  образования, а с другой предприятия, созданные для его обслуживания, содержания, эксплуатации и ремонта, а также организации, необходимые для управления этой деятельностью (управляющие компании). Кроме жилищного  хозяйства  в состав комплекса входят коммунальные предприятия инженерного обеспечения (ресурсоснабжения) города. Это предприятия водоснабжения и водоотведения, коммунальной энергетики (тепло и электроснабжения), газоснабжения, а так же предприятия и организации, обеспечивающие внешнее благоустройство и содержание территории города: санитарная очистка, дорожно-мостовое  хозяйство , зеленое  хозяйство  и т.п.

 

- городской пассажирский транспорт массового пользования, включая трамвай, троллейбус, автобус;

 

- комплекс потребительского рынка, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города;

 

- учреждения образования, здравоохранения, культуры и социальной сферы;

 

- службы общественной безопасности, включая экологическую безопасность  муниципального  образования.

 

 Жилищно-коммунальный  комплекс (ЖКК) – это один из  наиболее значимых элементов   муниципального   хозяйства , важнейшая  часть территориальной инфраструктуры. Его деятельность в значительной  степени формирует жизненную  среду человека – комфортность  жилища, микрорайона, города,  муниципального  образования.4

Основу ЖКК составляет жилищно-коммунальное  хозяйство  (ЖКХ) которое представляет собой  крупную отрасль непроизводственной сферы, предназначенная для сохранности  и улучшения использования жилищного  фонда, бесперебойного обеспечения  населения коммунальными услугами, необходимыми для жизни и деятельности человека, дальнейшего повышения  общего уровня благоустройства и  санитарного состояния  муниципальных  образований.

 

 В составе ЖКХ выделяют  следующие отрасли:

-жилищное  хозяйство ;

-водопроводно-канализационное хозяйство;

-теплоэнергетическое хозяйство (тепловые сети и коммунальные

котельные);

-электроснабжение (коммунальные электрические станции и электрические сети);

-газовое хозяйство (газовые сети и сооружения) ;

- санитарную очистку и благоустройство городских территорий;

-дорожно-мостовое хозяйство и другие сферы.

 

 Услуги, оказываемые жилищно-коммунальным  хозяйством , представляют собой  материальные услуги непроизводственного  назначения.

 

 Услуги, предоставляемые  населению жилищно-коммунальным  хозяйством , делятся на услуги  индивидуального и общественного  потребления. 

 

 -Первые доводятся непосредственно до каждого потребителя (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение и т.д.).

 

 -Вторые включают обслуживание мест общего пользования в многоквартирных жилых домах, лифтового  хозяйства , придомовых территорий (уборка, сбор и вывоз отходов), территории  муниципальных  образований (уборка улиц, строительство, ремонт и уборка дорог, мостов, тротуаров, озеленение, уличное освещение, утилизация и захоронение твердых бытовых отходов и т.д.).

 

 По социальной значимости  предприятий ЖКХ можно выделить  три уровня жизнеобеспечивающих  систем. Так, большинство служб  ЖКХ обеспечивают удовлетворение  первоочередных жизненных потребностей  населения (особенно в крупных  городах). Такие службы ЖКХ как,  электро-, тепло-, газоснабжение, водопровод  и канализация, городской электротранспорт  несут важную социальную нагрузку  и относятся к первому уровню  жизнеобеспечивающих систем. Прекращение  функционирования любой из названных  служб (или какие-то сбои в  их работе) может привести к  возникновению чрезвычайной ситуации.

 

 Критерием выделения  следующих двух уровней выступает  временной фактор - необходимость  пользования продукцией или услугами  ежедневно или с каким-либо временным интервалом. В связи с этим ко второму уровню жизнеобеспечения относятся те виды деятельности ЖКХ, пользование которыми потребитель осуществляет ежедневно или с периодичностью в несколько дней (например, услуги по уборке мусора в жилых домах).

 

 К третьему уровню  относятся те виды деятельности  ЖКХ,

результатами которых  потребители пользуются по мере необходимости.

Прежде всего это подавляющая  часть услуг жилищного

хозяйства (мелкий и аварийный  ремонт) и т.д.

 

 ЖКХ - это замкнутый,  внешне ограниченный и зависимый  тип

производства: оно замкнуто на потребностях, формируемых на конкретно

заданной территории; оно  ограничено, т.е. и имеет предел, определяемы!

масштабами указанной  потребности в соответствующих  услугах на ограниченной территории; оно зависимо от ряда факторов, которые

формируют величину и структуру  этих потребностей в каждый соответствующий  период времени.

 

 Таким образом, жилищно-коммунальные  предприятия не могут выступать  в качестве самостоятельного  производителя, определять по  своему усмотрению формы, объемы  и масштабы деятельности. Их функционирование  жестко привязано к инфраструктуре, ограниченной пространственной  и функциональной организацией  города.

 

 Организационно и технически  предприятия жилищно-коммунального  комплекса не могут ввести  на практике избирательное обслуживание  клиентов, их деятельность носит  обезличенный характер и обслуживает  не отдельных потребителей и  даже не какую-либо группу, а  всю их совокупность на определенной  территории. Отсюда следует отсутствие  непосредственного контакта сторон, при этом свои услуги предприятия  ЖКХ отпускают в кредит, на условиях последующей оплаты, что порождает проблему перманентной задолженности.

 

 Нормальное функционирование  жилищно-коммунального  хозяйства   в значительной мере связано  с другими отраслями  муниципального   хозяйства  и системами народнохозяйственного  уровня. К последним относятся,  например, системы газо - и электроснабжения, которые, являясь необходимыми  элементами ЖКХ, относятся к  отраслям, не входящим в систему   муниципального  подчинения. Таким  образом, некоторые услуги коммунального  характера оказываются предприятиями,  которые сами не производят  продукцию, а являются посредниками  между предприятиями-производителями  и населением города. В первую  очередь это относится к таким  видам услуг, как предоставление  электроэнергии и газоснабжение.  Все эти энергоносители вырабатываются, добываются предприятиями соответствующих  отраслей (министерств и ведомств) и по своим транспортным магистралям  проводятся к городам и другим  населенным пунктам, где предприятия,  отвечающие за подвод этих  энергоносителей к жилым домам  и другим потребителям, покупают  у поставщиков их продукцию  и, используя собственное оборудование  распределения и подачи энергоносителей,  осуществляют их перепродажу  их прямым потребителям. Отсюда  возникают сложные задачи организации  и управления распределением, учетом  и расчета стоимости предоставленных  услуг и произведенных затрат  по коммунальным теплоносителям, электроэнергии и газу.

 

 По этим видам ресурсов  основными снабжающими организациями  являются:

 

-электроэнергия – централизованные региональные энергосистемы, входящие в состав РАО «ЕЭС России», а в удаленных районах – местные электростанции;

 

-природный газ – организации, входящие в состав РАО «Газпром»;

 

-теплоэнергия – ТЭЦ, принадлежащие региональным энергосистемам, и местные котельные, значительная часть которых находится в  муниципальной  собственности;

 

-водоснабжение и водоотведение – организации типа «Водоканал», в большинстве своем  муниципальные  предприятия, в отдельных городах – акционерные общества.

 

 Такие предприятия,  обеспечивающие поставку указанных  ресурсов по распределительным  сетям, являются естественными  локальными монополистами. 

 

 Тесная взаимосвязь  ЖКХ со всеми элементами и  подсистемами городского и народнохозяйственного  уровней приобретает особое значение  при решении проблем  муниципального  управления, требующего комплексного  подхода к функционированию и  развитию административно-террриториальных  территорий.

 

     Таким образом, жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК) - сложное многоотраслевое образование, в котором каждая отрасль выполняет четко поставленные задачи.5

 

      В условиях перехода к рыночным отношениям и в результате приватизации значительная доля собственности вышла за пределы собственно муниципального (государственного) сектора. Практически полностью приватизированы предприятия и организации бытового обслуживания, торговли и общественного питания. Изменение форм собственности в значительной мере затронуло также строительство и ремонтно-строительное производство, местную промышленность. В ряде случаев смена форм собственности повлекла за собой и изменение профиля деятельности, но, как правило, этого не произошло, и более того, некоторые отрасли в результате приватизации получили новый импульс развития. Речь идет, прежде всего, о торговле и общественном питании, где качество и ассортимент предоставляемых услуг существенно изменились в лучшую сторону. Бытовое обслуживание, строительство, ремонтное производство в первые годы рыночных преобразований пережили трудные времена, но постепенно стали находить свое место на рынке и уже получили определенное

развитие. Некоторые изменения, связанные с частичной приватизацией жилых помещений и с коммерциализацией хозяйственной деятельности предприятий и организаций, произошли также в жилищно-коммунальном хозяйстве и пассажирском транспорте, но практически не затронули ограниченный рыночный механизм функционирования данной группы отраслей, в которых доминирует муниципальная собственность. Указанные отрасли составляют в настоящее время основу муниципального (городского) хозяйства.

    Специфика планирования связана также с особенностями функционирования муниципального хозяйства как группы отраслей, имеющих местный характер, производящих специфическую продукцию, тесно взаимосвязанных друг с другом и в значительной мере зависящих от потребителей, а также имеющих различные возможности вхождения в рыночную среду, но нацеленных на удовлетворение социально-бытовых потребностей населения. Муниципальное хозяйство выполняет важнейшие задачи по обеспечению жизнедеятельности территорий, направлено на удовлетворение потребностей местного населения и территориальных производственных систем и потому носит местный (территориальный) характер. Состав и содержание отраслей муниципального хозяйства определяется численностью и структурой населения, величиной

территории, особенностью природных  условий, характером планировки территории и другими местными факторами.

 

 

 

 

 

1.3 Проблемы развития муниципального хозяйства и необходимость их

учета в планировании

 

    При планировании перспектив развития муниципального хозяйства примем во внимание ряд обстоятельств. Как видно из рассмотренного в 1.1 Структура муниципального хозяйства стр. 8

Муниципальное хозяйство  представляет собой совокупность взаимосвязанных  отраслей и производств, которые  должны развиваться пропорционально, без перекосов. Уровень достижений в одних отраслях зависит от степени развития других. Так, тесно взаимосвязаны водопровод и канализация, тепло- и газоснабжение, транспорт и дорожное хозяйство, строительное и ремонтно-строительное производство и т.п. Соответственно важнейшей задачей разработки перспективного плана является обеспечение пропорционального развития всех подотраслей жилищно-коммунального хозяйства. В связи с этим при расчете капитальных затрат должны быть соблюдены пропорции между развитием жилищного и коммунального хозяйства.

    Муниципальное хозяйство тесно связано с потребителем. Это особенно

сказывается в таких отраслях, как транспорт, электро , водоснабжение, где производство и потребление услуг практически совпадают, а оплата – в большинстве случаев – нет. Значительная часть коммунальных услуг отпускается в кредит, на условиях последующей оплаты, что порождает задолженность и воспроизводит дотационность. Поэтому при разработке перспектив развития муниципального хозяйства города необходимо:

- стремиться к наиболее полному удовлетворению потребностей его жителей в услугах различных предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса.

      Предприятия и организации муниципального хозяйства, обеспечивающие

функционирование территориальных  систем, являются монополистами в  своей сфере деятельности. Они связаны единой технологической цепочкой и включаются в состав естественных монополистов, для которых конкуренция невозможна или нецелесообразна: водопроводно-канализационное хозяйство, коммунальная энергетика, городской электро-транспорт и некоторые другие. Потребители этих отраслей не могут реализовать свое право выбора и обратиться при необходимости к конкурентам, так как альтернативы не имеется. Такое положение дел противоречит рыночному подходу, но с ним приходится считаться.

Другая группа отраслей муниципального хозяйства обладает достаточным

рыночным потенциалом  и может быть переведена на рыночные принципы хозяйствования. Речь идет о  муниципальном строительстве и  ремонтно-

строительном производстве, эксплуатации жилищного фонда, банно-прачечных услугах и др. Перевод предприятий данной сферы на рыночную основу должен сопровождаться различными мероприятиями по социальной защите наименее обеспеченных слоев населения (адресные ссуды, льготы по оплате коммунальных услуг и др.).

Информация о работе Муниципальное хозяйство как объект планирования