Местное самоуправление: сущность, характерные черты, исторические формы самоуправления
Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 21:47, курсовая работа
Краткое описание
Во всем мире вопросам местного самоуправления отводится значимая роль; оно рассматривается как нижний уровень управления, неотъемлемый признак демократического государства. В нашей стране местному самоуправлению уделяют все большее внимание как одному из атрибутов российской государственности, необходимому элементу демократической организации государственной и общественной жизни каждого государства. Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности).
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4 1.1 Понятие и система местного самоуправления в России 4 1.2 Реформирование местного самоуправления от древнерусского государства до современного этапа 8 1.3.Становление правовых основ организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации……………………………………………………………..…………………………………………………………………………………….12 ГЛАВА II. СТАНОВЛЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 2.1 Принципы местного самоуправления и функции местного самоуправления 15 2.2 Основы местного самоуправления в Российской Федерации 20 2.3 Проблемы местного самоуправления в Российской Федерации………………………………………………………………………..29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 ЛИТЕРАТУРА 33
1. способами вступления
в должность высшего должностного
лица;
2. распределением полномочий
между различными органами местного
самоуправления;
3. порядком осуществления
взаимодействий между органами
местного самоуправления.
Существуют три основных, объективно
сложившихся этапа становления организационно-правовой
основы местного самоуправления в России.
Первый этап - с 1990 по 1993 год.
Второй этап - с 1993 по 1995 год.
Третий этап - с 1995 - по настоящее
время.
Проводя анализ истории земства
и советского периода государственности
России, можно проследить затем, каким
принципам должно соответствовать местное
самоуправление и из чего необходимо исходить
при построении оптимальной модели организации
местного самоуправления в России. Ход
истории свидетельствует о том, что местное
самоуправление всегда возникало, прежде
всего, там, где требовалось пробудить
инициативу органов местной власти для
быстрого и безболезненного выхода из
кризисной ситуации. С учетом особенностей
развития современного российского общества,
исторических корней местного самоуправления,
зарубежного муниципального опыта, современной
нужно считать модель развитого местного
самоуправления, сочетаемого с сильной
государственной властью на уровне Федерации.
Данная модель могла бы преодолеть региональный
сепаратизм, так как в единстве государства
заинтересованы и федеральная власть
и власть местного самоуправления. Таким
образом, процесс становления правовых
основ организации самоуправления все
больше обретает усовершенствованный
характер,
ГЛАВА II. СТАНОВЛЕНИЕ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Принципы местного
самоуправления и функции местного
самоуправления
Принципы местного самоуправления —
это обусловленные природой местного
самоуправления идеи, лежащие в основе
организации и деятельности населения,
формируемых им органов, самостоятельно
осуществляющих управление муниципальными
делами. Принципы закреплены в Европейской
хартии местного самоуправления, Конституции
РФ, Федеральном законе «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации», других законодательных
актах. Это придает принципам нормативно-правовой
характер общеобязательных требований.
Принципы делятся на конституционные
или общие и иные.
К принципам местного самоуправления
относятся:
1. Самостоятельность решения
населением вопросов местного значения (ст.
12 и 130 Конституции).
- Самостоятельность в осуществлении
гражданами местного самоуправления реализуется
путем референдума, выборов, других форм
прямого волеизъявления, через выборные
и другие органы местного самоуправления.
- Местное самоуправление в
пределах своих полномочий самостоятельно.
Органы местного самоуправления не входят
в систему органов государственной власти.
- Население самостоятельно
определяет организационную форму, структуру
и наименование органов местного самоуправления.
- Законодательно закрепленная
финансово-экономическая самостоятельность
муниципального образования.
2. Организационная обособленность
местного самоуправления: его органов
в системе управления государством и взаимодействие
с органами государственной власти в осуществлении
общих задач и функций (ст. 12 Конституции).
- Органы местного самоуправления
не входят в систему органов государственной
власти.
- Образование органов местного
самоуправления, назначение должностных
лиц местного самоуправления органами
государственной власти и государственными
должностными лицами не допускаются.
- Являясь властью публичной,
местное самоуправление через свои органы
взаимодействует с органами государственной
власти, другими муниципальными образованиями,
участвует в гражданском обороте в своем
интересе и от своего имени.
- Между муниципальными образованиями
исключается взаимоподчиненность.
- Должностные лица местного
самоуправления не состоят на государственной
службе.
3. Обеспечение деятельности
местного самоуправления необходимыми
материально-правовыми ресурсами (ст. 132
Конституции).
- Самостоятельное распоряжение
муниципальной собственностью, самостоятельное
формирование, утверждение и исполнение
бюджета. Признание и равная защита муниципальной
собственности наряду с другими формами
собственности.
- Гарантирование минимальных
бюджетов на уровне не ниже минимальной
бюджетной обеспеченности, установленной
уполномоченным органам уровня субъекта
Федерации.
- Наделение органов местного
самоуправления отдельными государственными
полномочиями только с одновременной
передачей необходимых материальных и
финансовых средств.
- Компенсация дополнительных
расходов, возникших в результате решений,
принятых органами государственной власти.
4. Многообразие организационных
форм осуществления местного самоуправления (ст.
131 Конституции) (организационные формы
осуществления местного самоуправления
будут рассматриваться в отдельной теме
лекции).
5. Гарантия права местного самоуправления
на судебную защиту (ст. 133 Конституции).
- Граждане, проживающие на территории
муниципального образования, органы и
должностные лица местного самоуправления
могут предъявлять в суд или арбитражный
суд иски о признании недействительными
нарушающих права местного самоуправления
актов органов государственной власти
и государственных должностных лиц, органов
и должностных лиц местного самоуправления,
предприятий, учреждений, организаций
и общественных объединений.
6. Ответственность органов и
должностных лиц местного самоуправления
перед населением.
- Ответственность наступает
не только за принимаемые решения, но и
за действия.
- Органы местного самоуправления
и должностные лица местного самоуправления
несут ответственность перед населением
муниципального образования, государством,
физическими и юридическими лицами в соответствии
с законом.
- Ответственность перед населением
наступает в результате утраты доверия
населения. Порядок и условия определяются
уставами муниципальных образований.
Один из видов данной ответственности
— возможность отзыва населением депутата,
члена выборного органа, выборного должностного
лица местного самоуправления.
- Ответственность перед государством
наступает в случае нарушения ими Конституции
Российской Федерации, конституции, устава
субъекта Российской Федерации, федеральных
законов, законов субъекта Российской
Федерации, устава муниципального образования,
государственных полномочий в той мере,
в какой эти полномочия обеспечены соответствующими
органами государственной власти материальными
и финансовыми средствами.
- Ответственность перед физическими
и юридическими лицами наступает в порядке,
установленном федеральными законами,
законами субъектов Российской Федерации,
уставами муниципальных образований.
7. Соблюдение прав и свобод человека
и гражданина.
- Местное самоуправление как
деятельность в интересах населения.
- Осуществление деятельности
местного самоуправления исходя из гарантированных
Конституцией РФ основных прав и свобод
человека и гражданина (избирать и быть
избранным в органы местного самоуправления,
обращаться лично, направлять индивидуальные
и коллективные обращения в органы местного
самоуправления, знакомиться с документами
и-материалами, непосредственно затрагивающими
права и свободы человека и гражданина,
обжаловать в суде решения и действия
органов местного самоуправления, получать
образование, медицинскую помощь и т.д.).
8. Законность в организации
и деятельности местного самоуправления.
- Прокурорский надзор за исполнением
федеральных законов, законов субъектов
Федерации и уставов муниципальных образований
органами и должностными лицами местного
самоуправления, за соблюдением ими прав
и свобод человека и гражданина.
- Обжалование в судебном порядке
решений и действий органов и должностных
лиц местного самоуправления, ущемляющих
права юридических и физических лиц.
- Многообразие форм общественного
контроля населения за деятельностью
органов и должностных лиц местного самоуправления;
обращений граждан в органы местного самоуправления
и к его должностным лицам; отчетов депутатов
представительных органов, глав муниципальных
образований и других выборных должностных
лиц местного самоуправления.
9. Гласность деятельности
местного самоуправления.
- Обязательность опубликования
законов и любых нормативных актов.
- Обеспечение возможности контроля
населения за деятельностью органов власти
и управления всех уровней, возможность
гражданам влиять на выработку решений,
затрагивающих их интересы, права и свободы.
- Обязанность органов и должностных
лиц местного самоуправления обеспечить
каждому возможность знакомиться с документами
и материалами, непосредственно касающимися
прав и свобод человека, а также получать
другую полную и достоверную информацию
о деятельности органов местного самоуправления.
- Обязанность органов и должностных
лиц местного самоуправления обязаны
давать ответ по существу обращений граждан
в течение месяца.
10. Коллегиальность и единоначалие
в деятельности местного самоуправления.
- Обязательное наличие выборных
органов местного самоуправления муниципальных
образований. Коллегиальный порядок деятельности
выборного органа. Гарантия коллегиальности
— требование кворума.
- Свобода определения в уставе
организации и деятельности иных органов
местного самоуправления.
11. Использование местных обычаев
и традиций в организации и деятельности
местного самоуправления.
- Обращение к местным обычаям
и традициям, учет местных особенностей
народностей, проживающих на территории
муниципального образования, при выборе
моделей местного самоуправления.
- Установление и изменение
границ муниципального образования, в
том числе при образовании, объединении,
преобразовании или упразднении муниципальных
образований, осуществляются с учетом
исторических и иных местных традиций
по инициативе населения, органов местного
самоуправления, а также органов государственной
власти субъекта Российской Федерации.
- Обусловленность организации
и деятельности местного самоуправления
историческими традициями, которые привели
к образованию на данной территории специфических
институтов самоуправления; составом
населения (национальностей, общностей,
коренных жителей и т.д.); социально-экономическим
развитием особых социальных групп со
своими интересами и потребностями; культурными
традициями, отраженными в наименовании
муниципального образования (например,
муниципальное образование может иметь
свою символику); иными местными традициями
(например, проживание в закрытых административно-территориальных
образованиях). Под функциями же местного самоуправления
понимаются основные направления муниципальной
деятельности. Функции местного самоуправления обусловлены
природой, местом в системе народовластия,
задачами и целями, к достижению которых
направлена муниципальная деятельность.
Функции местного самоуправления отличаются
определенной устойчивостью и стабильностью,
потому что в них проявляется постоянное,
воздействие населения, органов местного
самоуправления на муниципальные отношения
в целях наиболее эффективного решения
вопросов местного значения. В своей совокупности
они показывают возможности и эффективность
системы местного самоуправления, характеризуя
социальное предназначение местного самоуправления
и процесс его осуществления.
С учетом роли местного самоуправления
в организации и осуществлении власти
народа, задач, решаемых в процессе муниципальной
деятельности, и полномочий местного самоуправления
можно выделить следующие основные его
функции:
1) обеспечение участия населения
в решении вопросов местного значения;
2) управление муниципальной
собственностью, финансовыми средствами
местного самоуправления;
3) обеспечение комплексного
развития территории муниципального образования;
4) обеспечение удовлетворения
потребностей населения в социально-культурных,
коммунально-бытовых и других жизненно
важных услугах;
5) охрана общественного порядка;
6) представительство и защита
интересов и прав местного самоуправления,
гарантированных Конституцией РФ и федеральными
законами.
2.2 ОСНОВЫ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основы местного
самоуправления представляют собой совокупность
отношений, складывающихся в результате
организации и осуществления местного
самоуправления. По сути дела это основы
(отношения), присущие местной публичной
власти, т.е. властеотношения.
Среди них можно выделить следующие
группы отношений:
- возникающие в результате
деятельности жителей, как социальной
общности - социальная основа;
- возникающие по поводу статуса
и деятельности органов и выборных должностных
лиц местного самоуправления, то есть
организационные - организационная основа;
- возникающие в связи с установлением
территориального устройства, как одной
из основ местного самоуправления и признаков
публичной власти - территориальная
основа;
- возникающие в связи с формированием экономической
основы и экономической деятельностью
органов местного самоуправления;
- возникающие в связи с формированием финансовой
основы и финансовой деятельности органов
местного самоуправления;
- возникающие по поводу формирования
нормативной базы местного самоуправления
- правовая основа;
- возникающие по поводу формирования
теории о местном самоуправлении - теоретические
основы и т.д.
Все эти и закрепленные в законодательстве
основы местного самоуправления находятся
в тесном взаимодействии и взаимозависимости.Территориальная
основа является важнейшим признаком
публичной власти, в том числе и муниципальной.
Она обозначает локальный характер местного
самоуправления и непосредственно связана
с масштабом применения норм, принимаемых
при осуществлении деятельности субъектами
местного самоуправления. Развитие социальной,
организационной и территориальной основ
связано с развитием экономики, включающей
производство, собственность, а позднее
и финансовые ресурсы. Без производства
человек не мог выжить. Оно давало не только
продукты питания и товары производственного
назначения, но и составляло налогооблагаемую
базу, с помощью которой формируются финансовые
ресурсы. Производство давало также людям
рабочие места. Экономическая и финансовая
основы составляют фундамент муниципальной
власти. От состояния экономической и
финансовой основ зависит состояние самой
публичной власти, ее реальная способность
решать задачи местного значения, а также
создавать условия для достойной жизни
человека. Основы местного самоуправления
находятся в тесной связи между собой.
Помимо этого, следует заметить, что они
имеют непосредственную связь с компетенцией
местного самоуправления, с ее реализацией.
С одной стороны, основы местного самоуправления
выступают в качестве фундамента, на котором
строится компетенция, с другой, они являются
механизмом, с помощью которого реализуется
компетенция. Да это и понятно. Муниципальная
власть реализуется, как было ранее замечено,
путем управления. Для управления характерно
наличие субъекта и объекта управления.
Но чтобы управлять, субъект управления
должен обладать соответствующей компетенцией,
объем которой зависит от многих факторов:
от численности населения, от объема муниципальной
собственности, от состояния финансовых
ресурсов. А это и есть основы местного
самоуправления.