Малый бизнес в экономике муниципального сектора

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 10:56, курсовая работа

Краткое описание

А также узнаем об основных направлениях деятельности органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства. Рассмотрим более подробно материально-финансовую поддержку, помощь в продвижении товаров, работ, услуг и др. в малом предпринимательстве.
Целью моей курсовой работы является рассмотрение и подробное изучение малого бизнеса в экономике муниципального сектора.

Файлы: 1 файл

малый бизнес в экономике муниципального сектора.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

4. Федеральные органы  исполнительной власти в пределах  своих полномочий при проведении  политики государственной поддержки малого предпринимательства:

* принимают меры по совершенствованию правового регулирования государственной поддержки малого предпринимательства;

* проводят анализ состояния малого предпринимательства и эффективности применения мер по его государственной поддержке, подготавливают прогнозы развития малого предпринимательства и предложения по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки;

* разрабатывают и реализуют федеральные целевые программы развития и государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства в реализации государственных программ и проектов, а также в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд;

* осуществляют финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства в рамках федеральной целевой программы развития и государственной поддержки малого предпринимательства;

* подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению, иных льгот и преференций, а также об использовании средств федерального бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации для участия в финансировании мероприятий по поддержке малого предпринимательства;

* оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства;

* координируют на федеральном уровне деятельность организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

5. Органы государственной  власти Российской Федерации,  органы государственной власти  субъектов Российской Федерации,  органы местного самоуправления  осуществляют взаимодействие в  целях проведения единой государственной политики в области поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

     За последние годы в стране сделано многое для развития малого предпринимательства и формирования рыночных отношений. Вместе с тем очевидно, что государственная политика в данной сфере недостаточно устойчива и результативна. Одной из главных причин неудовлетворительных результатов деятельности малых предприятий является отсутствие комплекса условий, обеспечивающих эффективность данному процессу. Особенно далеки от совершенства экономические условия. Опыт последних лет показал, что недостаточно учитываются и согласуются интересы федеральных, региональных и муниципальных уровней. Именно такое согласование, обеспечивающее функционирование экономики как целостной рыночной системы и ее региональных подсистем, и должно составлять основу государственной политики.

 

Большинство субъектов  РФ пока еще не в полной мере почувствовали  позитивное воздействие со стороны  федеральных структур на экономику региона в целом и на развитие малых предприятий, в частности. Это в известной мере связано как с наличием скудных финансовых средств, выделяемых на развитие малого предпринимательства, так и с отсутствием методики оценки потенциала регионов. В современной науке управления и прогнозирования условно выделяют четыре группы регионов:

   1. регионы с  достаточно высоким уровнем социально-экономического  развития;

   2. депрессивные  регионы;

   3. регионы, ориентированные  на добычу и переработку первичных  природных ресурсов;

   4. регионы аграрного  типа.

Во многих случаях, однако, государственная статистика не дает объективной картины развития малого предпринимательства. В регионах часто  создаются структуры, декларирующие  поддержку малого предпринимательства, но между ними нет должного взаимодействия ни на федеральном, ни на региональном или местном уровнях. Поэтому система «центр - регионы - город - район» по поддержке малого предпринимательства работает с большими изъянами.

Взаимодействие между  федеральным и региональным уровнями в области политики малого предпринимательства устанавливается, как показывает практика, в следующих направлениях:

    * в законодательной  сфере;

    * в определении  приоритетов, разработке прогнозов  развития малого предпринимательства,  совершенствовании его государственной поддержки;

    * в инвестиционной  политике;

    * в предоставлении  целевых финансовых средств депрессивным  регионам;

    * в международной  помощи.

 

Что касается взаимодействия региональных структур и местного муниципального самоуправления, то данные вопросы находятся пока еще в стадии разработки. Принятый Закон РФ «Об основах местного самоуправления» не создал действенного инструментария управления муниципальными образованиями. Нет также четкого разграничения компетенции местного самоуправления и государственного регионального управления в отношении малого предпринимательства.

На областном, городском  и районных уровнях реально существует свой круг проблем управления развитием  предпринимательства.

Они, в основном, решаются соответствующими ведомствами и структурами, деятельность которых не всегда координируется с точки зрения выбора приоритетов развития и поддержки предпринимательства, вложения в него бюджетных средств с целью эффективного использования местных возможностей.

В связи с этим возникает  необходимость разработки региональных и местных программ поддержки  малого предпринимательства, которые, по мнению автора, должны предусматривать:

    * создание  равных стартовых условий каждому  предпринимателю;

    * упорядочение и упрощение процедур регистрации новых предприятий;

    * предоставление  льгот в выделении материальных, финансово-кредитных ресурсов, недвижимости, кредитовании внешнеэкономической  деятельности;

    * создание  системы государственной политики  поддержки малого предпринимательства и правовой защиты предпринимателей;

    * насыщение  рынка товарами, услугами, произведенными  предпринимателями;

    * создание  благоприятных условий для оздоровления  окружающей среды;

    * формирование  позитивного общественного мнения  в отношении предпринимательской  деятельности.

Программа поддержки малого предпринимательства должна являться составной частью программы социально-экономического развития региона, что обеспечит ее приоритетность.

Целевые программы поддержки  малого бизнеса разрабатываются  исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации.

Решение о разработке программы принимается администрацией региона на основании предварительной  оценки его экономического развития в целом, а также развитости отдельных  структур, реального и прогнозируемого  вклада предпринимательства в социальную сферу. Главной целью разрабатываемой программы является формирование и реализация политики органов управления в области малого предпринимательства, обеспечивающей создание благоприятных условий для развития деловой активности населения и достижения на этой основе ощутимого улучшения уровня жизни в регионе.

По видам государственной  поддержки предпринимательства  целесообразно также иметь программы  с конкретными разделами, сроками, источниками финансирования и системой ответственности за реализацию.

Такого рода программа  будет наиболее реальна и эффективна, если ее разработкой займутся не только департамент поддержки предпринимательства, но и заинтересованные комитеты, управления областных, городских, районных администраций  совместно с союзами или другими представительными структурами, объединяющими предпринимателей. Она должна в основном строиться на бюджетном финансировании и напрямую зависеть от налоговых поступлений и от исполнения бюджета.

Таким образом, исследование региональных аспектов поддержки и развития малого предпринимательства позволяет сделать следующие выводы:

1.Проблема создания  малого предпринимательства как  сектора экономики в настоящее  время имеет тенденцию нестационарного  развития, однако стратегия его  поддержки на федеральном и региональном уровнях требует дальнейшего совершенствования.

Политика федеральных  структур власти в отношении малого предпринимательства должна строиться  в зависимости от выбранного приоритетного  направления развития региона.

По мнению автора, наиболее важными направлениями являются:

    * реструктуризация  крупных производств, в том  числе в средние и малые  предприятия;

    * поддержка  малых предприятий в жилищно-коммунальном  хозяйстве;

    * развитие  малого предпринимательства в  аграрном секторе;

    * развитие малой стройиндустрии в жилищном хозяйстве и строительстве;

    * смягчение  социальной напряженности,

    * недопущение  массовой безработицы;

    * содействие  развитию малого предпринимательства;

    * повышение  конкурентоспособности российского  производителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Заключение

Малые предприятия играют важную роль в развитии экономики  страны, являясь её основой. Именно малые предприятия способствуют формированию в государстве так  называемого среднего класса, который  во многих экономически развитых государствах является основой благосостояния всего общества. Именно поэтому государство заинтересовано в проведении определённой политики, направленной на развитие и поддержку малого предпринимательства.

Изучив подробно тему «Малый бизнес в экономике муниципального сектора» мы можем сделать ряд выводов:

1) Понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц-малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства.

2) Сущность малого предпринимательства проявляется в его экономических и социальных функциях: формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания и т.д.

3) Деятельность субъектов  малого и среднего бизнеса  в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом  209-ФЗ «О развитии малого и  среднего предпринимательства в  Российской Федерации», в котором  указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу. К субъектам малого предпринимательства относятся: коммерческие организации, в которых средняя численность работников за год не превышает 100 человек за исключением организаций, имеющих филиалы и представительства; кредитных организаций; страховых организаций;

4)крайне необходимы меры, направленные на стимулирование развития малого предпринимательства и его поддержку. Исключительно важной задачей в связи с этим является создание системы государственной поддержки малого предпринимательства и благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Необходима целостная системная методология развития малого предпринимательства, а также контроль за использованием средств на развитие этого сектора экономики.

5) Государственная поддержка малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики Российской Федерации и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Список используемой литературы

1.Федеральный закон  от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ “О  развитии малого и среднего  предпринимательства в Российской  Федерации”.

2. Аборнева О. Государственное  регулирование и поддержка малого  предпринимательства (региональный  аспект) / О. Аборнева / / Проблемы теории и практики управления. - 2004.- №2. - С.111-113.

3. Валигурский Д.И.  Предпринимательство: развитие, государственное  регулирование, перспективы: учебное  пособие / Д.И. Валигурский. - М.: Дашков  и К' , 2002. - 331 с.

4. Волконский В.А. О роли малого и среднего бизнеса в России и мире / В.А. Волконский, Ю.К. Крюков // Экономика и математические методы. - 2005. - Т.41, №1. - С. 20-36.

5. Ершова И.В. Льготы  для субъектов малого предпринимательства:  что нового?/И. В. Ершова//Закон. - 2005. - №4. - С. 94-96.

6. Константинова Л.Ф.  Проблемы малого бизнеса: учебное  пособие.- Иркутск: издательство  БГУЭП, 2004.- 123 с.

Информация о работе Малый бизнес в экономике муниципального сектора