Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:22, контрольная работа
Актуальность такого института муниципального права как гарантии местного самоуправления заключается в том, что гарантии нашли свое закрепление в первую очередь в конституционных принципах организации и деятельности местного самоуправления и ими принято считать те реально существующие объективные и субъективные факторы, которые обеспечивают существование и развитие различных общественных институтов, а также реализацию гражданами своих прав, свобод и обязанностей.
Введение……………………………………………………………….………3
1. Понятие и целевое назначение гарантий местного самоуправления..….4
2. Система гарантий местного самоуправления………………….…………9
3. Правовые формы защиты местного самоуправления…………………..11
4. Судебная защита как особая форма защиты местного
самоуправления………………………………………………………….…………13
Заключение…………………………………………………………...………18
Список использованной литературы…………………
Организационными
гарантиями являются: наличие структур,
обеспечивающих реализацию и охрану
прав местного самоуправления (законодательные,
исполнительные, судебные органы государственной
власти различных уровней, органы местного
самоуправления, уполномоченный по правам
человека и др.); демократический порядок
формирования и деятельности структур
местного самоуправления; использование
форм прямого волеизъявления населения;
система подготовки кадров для органов
местного самоуправления; материально-технические
средства, обеспечивающие эффективность
данной деятельности (здания, помещения,
транспорт, средства связи, оргтехника
и т.п.). Организационная самостоятельность
местного самоуправления создает условия
для участия граждан в осуществлении местного
самоуправления как непосредственно,
так и через представителей.
2.
Система гарантий местного
самоуправления
Важнейшим и необходимым условием полного и эффективного осуществления задач и функций местного самоуправления является гарантированность прав местного самоуправления.
Система гарантий прав местного самоуправления, закрепляемая муниципальным правом, охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту.
Она включает: общие гарантии, к которым относятся экономические, политические, духовные, и специальные (собственно юридические) гарантии.
1. Общие гарантии. Деятельность органов местного самоуправления, реализация их прав осуществляется в определенных социально-экономических, политических условиях, которые, выступая в качестве важнейших основ жизнедеятельности людей в обществе и государстве, могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на процесс самоуправления. Поэтому в качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассмат-ривать те экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые:
- служат предпосылками стимулирования развития местного самоуправления;
- обеспечивают определенную устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления;
- создают реальные возможности для наиболее полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов местного самоуправления. /6/
Экономической гарантией местного самоуправления служит экономическая система общества, в основе которой лежат принципы:
- свободы экономической деятельности, предпринимательства и труда;
- разнообразия и равноправия форм собственности, включая и муниципальную собственность; их равной правовой защиты и др.
Политические гарантии местного самоуправления – это политико-правовой режим нашего государства:
- система государственной власти, основанная на принципах разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- народовластие, осуществляемое на основе политического и идеологического многообразия непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;
- самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий; полнота и гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина и др. /6/
Духовными гарантиями самоуправления выступают: система духовных ценностей и ориентации деятельности человека и общества в целом; уровень культуры, правосознания в обществе и др. Игнорирование органами местного самоуправления, государством исторических, культурных, национальных, а также местных традиций и обычаев затрудняет реализацию задач и целей местного самоуправления.
2.
Специальные (юридические)
Целевое назначение гарантий состоит в том, чтобы обеспечить правовыми средствами:
- организационную и материально-финансовую самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения;
- защиту прав местного самоуправления и создание благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации. /6/
3.
Правовые формы защиты
местного самоуправления
Правовые формы защиты местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм обеспечивающих деятельность всей системы местного самоуправления. Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, подзаконными актами, уставами муниципальных образований. Цель этих правовых актов – обеспечить нормальную, полноценную деятельность местного самоуправления и его органов в решении задач местного значения и выполнении переданных государственных полномочий, а также защиту прав местного самоуправления. /9/
Особую роль в системе правовых гарантий, обеспечивающих защиту местного самоуправления, играет право местного самоуправления на судебную защиту. Это право закреплено в ст. 11 Европейской Хартии местного самоуправления - «Органы местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных в Конституции или внутреннем законодательстве принципов местного самоуправления». Эта важнейшая гарантия международного права закреплена в статье 133 Конституции РФ, согласно которой местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту. Защита прав местного самоуправления в судебном порядке осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством. Например, в суде рассматриваются дела об административных правонарушениях, ответственность за которое наступает при невыполнении решений органов местного самоуправления. На должностных лиц и граждан в судебном порядке может быть наложен штраф в размере от 1 до 5 установленных законом МРОТ за невыполнение решений представительного органа местного самоуправления и местной администрации, принятых в пределах их компетенции. Такого рода дела рассматриваются судьей единолично в 7-дневный срок. Постановление судьи может быть отменено или изменено председателем вышестоящего суда, а также самим судьей по протесту прокурора. /9/
В судебном порядке решаются имущественные споры между органами местного самоуправления. Они рассматриваются арбитражными судами. Если по спорам между органами местного самоуправления создается согласительная комиссия, то её решение тоже может быть обжаловано в суд.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», для защиты общих интересов МС, органы МС могут создавать общероссийские, межрегиональные, региональные и местные ассоциации и союзы муниципальных образований.
Так, в соответствии со ст. 8 этого Федерального закона,
1.
В целях организации
2.
В целях организации
4.
В целях объединения
4.
Судебная защита как
особая форма защиты
местного самоуправления
Конституция Российской Федерации, федеральные законодательные акты, законодательные и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, гарантируя местное самоуправление, устанавливают систему правовых мер, направленных как на защиту нарушенных прав местного самоуправления, так и на предупреждение подобных нарушений.
1.
Особую роль в системе
В правовом государстве суд выступает в роли независимого от какого-либо влияния органа, решающего споры о нарушенном праве. Судебная власть в Российской Федерации призвана способствовать обеспечению законности в государстве, укреплению правопорядка, защите конституционного строя, одним из элементов которого является местное самоуправление, признаваемое и гарантируемое государством.
В соответствии со статьей 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» суд или арбитражный суд рассматривает иски о признании недействительными актов, нарушающих права местного самоуправления:
а) органов государственной власти и государственных должностных лиц;
б) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
в) предприятий, учреждений и организаций;
г) общественных объединений. /2/
С такими исками в суд или арбитражный суд вправе обращаться не только органы и должностные лица местного самоуправления, но и граждане, проживающие на территории муниципального образования.
Закон также предусматривает судебную форму защиты прав муниципального образования в случае отказа в государственной регистрации устава муниципального образования.
В некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, органы местного самоуправления могут обращаться в суд за защитой нарушенных прав граждан – жителей муниципального образования. Так, в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» органы местного самоуправления обращаются в суд в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей) с исками о признании действий продавца противоправными и прекращении этих действий. /8/
Гарантией
судебной защиты прав местного самоуправления
является порядок признания
2.
Гарантией правовой защиты
Статья 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющая эту гарантию, устанавливает, что решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. /2/
Информация о работе Контрольная работа по «Муниципальное право России»