Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:21, курсовая работа
Главной целью исследования является изучение конституционно – правового регулирования и прав граждан на публичные мирные акции.
Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:
• Проанализировать понятие, особенности и виды публичных мирных акций граждан;
• Рассмотреть законодательство Российской Федерации о публичных мероприятиях граждан;
• Проанализировать субъекты и порядок организации и проведения публичных мирных акций граждан;
• Изучить какая бывает ответственность за нарушение законодательства о публичных мирных акциях граждан.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Публичные мирные акции граждан как объект конституционно-правового регулирования……………………………
6
1.1. Понятие, особенности и виды публичных мирных акций граждан…………………………………………………………………… 6
1.2. Законодательство Российской Федерации о публичных мероприятиях граждан…………………………………………………….
9
Глава 2. Правовой режим публичных мирных акций граждан по законодательству Российской Федерации и воронежской области……
11
2.1. Субъекты и порядок организации и проведения публичных мирных акций граждан ……………………………………
11
2.2. Ответственность за нарушение законодательства о публичных мирных акциях граждан ……………………………………
15
Заключение ………………………………………………………………. 17
Источники и литература ………………………………………………… 19
Во Франции в конце 18 века делался упор на ограничение собраний и митингов рабочих одной профессии. Конституция 1848 г. говорила о том, что граждане Франции имеют право собираться мирно и без оружия, однако на протяжении нескольких десятилетий это право осуществлялось с большой погрешностью (множество исключений из законодательного акта).
В Германии до 1908 г. право на мирные собрания регулировалось местным региональным законодательством, где-то оно существовало, а где-то нет. Общеимперский закон о собраниях был принят только в 1908 г.
Естественно, что во многих странах право на публичные акции законодательно появилось только после Второй мировой войны, когда мировое сообщество взялось за создание универсальных прав человека.
Право на осуществление публичных мероприятий является конституционным, основа его юридического содержания сегодня первично закреплена в статье 31 Конституции Российской Федерации 1993 г. Включение в текст Основного закона соответствующей нормы было вполне закономерно, поскольку чуть ранее законодателем на различных уровнях были сделаны попытки прямого правового регулирования этого права на территории Российской Федерации (Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.)5
В современной России данное право регулируется Федеральным законом № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 г., а также законами субъектов Федерации. Он стал большим шагом вперед в развитии российской демократии.
Новый закон выгодно отличается от действовавшего до его принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР. Последний предусматривал право органов исполнительной власти запрещать проведение митингов, шествий или демонстраций в случае, если их цели противоречили Конституции страны, равно как и конституциям ее субъектов, либо угрожали общественному порядку и безопасности граждан. Напротив, Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» такого права не предусматривает, устанавливая лишь перечень мест, где их проведение запрещено. Таким образом, упомянутый федеральный закон эффективно вводит уведомительный порядок проведения публичных мероприятий.
ГЛАВА 2. ПРАВОВОВОЙ РЕЖИМ ПУБЛИЧНЫХ МИРНЫХ АКЦИЙ ГРАЖДАН ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Субъекты и порядок
организации и проведения
Закон определяет и выделяет такого субъекта, как организатор и предъявляет определенные требования.
Если внимательно прочитать закон, то под организатором понимается человек, который взял на себя обязательство по подготовке и проведению публичного мероприятия.
Вот ряд обязанностей организатора публичного мероприятия, предусмотренных законом (ст. 5 ФЗ №54):
– обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия;
– требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия;
– обеспечивать общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия;
– приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;
– обеспечивать соблюдение нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
– обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия
Субъекты и их роль на месте публичного мероприятия
Организатор – отвечает
за организационные вопросы
Лидер – выдвигает требования, а так же выражает и формирует мнения участников.
Участники – граждане принимающие непосредственное участие в акции.
СМИ – освещает публичное мероприятие.
К организации публичного мероприятия относятся (ст. 4 ФЗ № 54):
1) оповещение возможных
участников публичного
2) проведение предварительной агитации;
3) изготовление и
4) другие действия, не
противоречащие
Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.
Проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах:
1) законность – соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации;
2) добровольность участия в публичном мероприятии.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные
требования организатора
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.
При проведении собраний,
митингов, демонстраций, шествий и
пикетирования не допускается осуществление
экстремистской деятельности. Организаторы
массовых акций несут ответственность
за соблюдение установленных
Итак, для того что бы правильно организовать публичное мероприятие нужно:
В Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» закреплен перечень мест, в которых не допускается проведение публичного мероприятия. К ним относятся:
1) территории, непосредственно
прилегающие к опасным
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно
прилегающие к резиденциям
4) пограничная зона, если
отсутствует специальное
В соответствии с тем же Федеральным законом, порядок проведения публичных мероприятий на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», включающего Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.
Не следует так же забывать ещё об одном важном шаге, подаче уведомления.
Организатор публичного мероприятия обязан подать уведомление о проведении публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Областная администрация) или органу местного самоуправления (Администрация города и др.) сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если Уведомление не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления не были согласованы изменения. Такое мероприятие будет считаться несогласованным.
Одним из примеров указанной деятельности является состоявшийся 5 марта 2012 года несогласованный митинг. На требования сотрудников органов внутренних дел прекратить несогласованную акцию, митингующие ответили отказом, после чего за нарушение установленного порядка проведения публичного мероприятия были задержаны и доставлены в различные территориальные отделы полиции более 400 лиц, на которых были составлены протоколы об административных правонарушениях по ст. ст. 19.3 и 20.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, необходимо
помнить, что любое установленное
законом право порождает
2.2. Ответственность за нарушение законодательства о публичных мирных акциях
Органы внутренних дел осуществляют охрану общественного порядка, но не вправе применять специальные средства для пресечения незаконных публичных мероприятий ненасильственного характера, если они не нарушают работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций. Любые неправомерные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие право граждан на публичные мероприятия, могут быть обжалованы в суд.
Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность (предупреждение, наложение штрафа) за воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования, проводимых в соответствии с законом, или участию в них (ст. 5.38).
Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание должностных лиц за воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них, либо принуждение к участию в них (ст. 149).7
Часть 1 статьи 20.2 КоАП РФ
предусматривает наложение
В соответствии с частью 2 названной статьи нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на участников - от пятисот до одной тысячи рублей.
Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ практики применения Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» показывает, что при всей своей прогрессивности он, к сожалению, недостаточно технологичен. Четких и исчерпывающих оснований для запрета публичного мероприятия Закон, как известно, не устанавливает. При этом, однако, в силу некоторой недоговоренности отдельных своих формулировок он, при известном насилии над здравым смыслом, допускает использование технической процедуры «согласования» в целях фактического запрета публичного мероприятия органом власти. Что, собственно говоря, и воспроизводит предпосылки для объективного конфликта между организаторами публичного мероприятия и органами власти.
Сегодня проведение публичных мероприятий по инициативе граждан все еще воспринимается общественностью как проявление крайних форм демократии. Причина такого отношения заключается в недостаточной разработанности проблемы реализации права на проведение публичных мероприятий в научном и практическом плане. В этих условиях особую значимость приобретает изучение и обобщение опыта реализации свободы собраний, накопленного другими государствами, использование его в современном российском законодательстве о публичных мероприятиях и в практической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
В последние годы в Российской Федерации уделяется большое внимание совершенствованию; законодательства, в том числе, в части согласования его с требованиями норм международного права в области прав человека. Однако, все еще сохраняется характерная для многих прежних законодательных актов декларативность прав и свобод личности. Новейшие законы зачастую лишь дублируют положения норм международного права.