Конституционно-правовое регулирование и защита права граждан на публичные мирные акции в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью исследования является изучение конституционно – правового регулирования и прав граждан на публичные мирные акции.
Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:
• Проанализировать понятие, особенности и виды публичных мирных акций граждан;
• Рассмотреть законодательство Российской Федерации о публичных мероприятиях граждан;
• Проанализировать субъекты и порядок организации и проведения публичных мирных акций граждан;
• Изучить какая бывает ответственность за нарушение законодательства о публичных мирных акциях граждан.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Публичные мирные акции граждан как объект конституционно-правового регулирования……………………………
6
1.1. Понятие, особенности и виды публичных мирных акций граждан…………………………………………………………………… 6
1.2. Законодательство Российской Федерации о публичных мероприятиях граждан…………………………………………………….
9
Глава 2. Правовой режим публичных мирных акций граждан по законодательству Российской Федерации и воронежской области……
11
2.1. Субъекты и порядок организации и проведения публичных мирных акций граждан ……………………………………
11
2.2. Ответственность за нарушение законодательства о публичных мирных акциях граждан ……………………………………
15
Заключение ………………………………………………………………. 17
Источники и литература ………………………………………………… 19

Файлы: 1 файл

курсовая по конст.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

 

Автономная  некоммерческая образовательная организация

высшего профессионального  образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО - ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»

(АНОО  ВПО  «ВЭПИ»)

 

 

 

 

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

 

Специальность «Юриспруденция»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Конституционно-правовое регулирование и защита права  граждан на публичные мирные акции  в Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 
 

Выполнил(а):

студент(ка) 2 курса (группа Ю-101)

очной формы обучения

Диянова Екатерина Витальевна

 

 

 

 

Научный руководитель:

К.В. Великанов

 

   

 

 

 

 

Воронеж

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Стр.

Введение……………………………………………………………………

3

Глава 1. Публичные мирные акции  граждан как объект конституционно-правового регулирования……………………………

 

6

    1. Понятие, особенности и виды публичных мирных акций граждан……………………………………………………………………

6

    1. Законодательство Российской Федерации о публичных мероприятиях граждан…………………………………………………….

 

9

Глава 2. Правовой режим публичных мирных акций граждан по законодательству Российской Федерации и воронежской области……

 

11

    1. Субъекты и порядок организации и проведения публичных мирных акций граждан  ……………………………………

 

11

    1. Ответственность за нарушение законодательства о публичных мирных акциях граждан ……………………………………

 

15

Заключение ……………………………………………………………….

17

Источники и литература …………………………………………………

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Современный этап развития Российского государства ставит перед юридической наукой задачу всестороннего исследования процессов  широкой демократизации современного общества. Эти процессы проходят при непосредственном активном участии граждан России, выражающих свою волю, в том числе путем проведения публичных мероприятий – собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, которые в международно – правовых документах называются «свободой собраний» или «мирными собраниями».1 В процессе формирования правового государства происходит обновление мировоззренческих установок посредством преодоления отчуждения граждан от власти, создания эффективного механизма реализации основных прав и свобод человека и гражданина.

В нынешних условиях развития России свобода собраний – это значимый и важный элемент жизни общества, одна из форм непосредственного участия граждан в управлении государственными и общественными делами. Данное политическое право выступает как средство прямой и обратной связи между гражданами, их добровольными объединениями, с одной стороны, и государством в лице органов власти – с другой.

Вызвавшие большой общественный резонанс события на улицах и площадях ряда крупнейших городов нашей страны в первой половине 2007 года с особой силой высветили системную проблему реализации на практике права граждан собираться мирно и без оружия, как это предусмотрено статьей 31 Конституции Российской Федерации. Вопреки широко распространенному мнению эта проблема, как представляется, не имеет четко сфокусированной политической модальности.

Свобода мирных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований – неотъемлемый и основополагающий элемент правового статуса гражданина любого демократического государства. Целью перечисленных выше публичных мероприятий является доведение до сведения органов государственной власти и всего общества в целом коллективного согласия или несогласия с внутренней и внешней политикой государства, с действиями его отдельных органов и должностных лиц, а также с позицией или действиями каких – либо общественно – политических сил. Таким образом, обеспечение свободы мирных собраний следует рассматривать как важную гарантию участия граждан в управлении делами демократического государства. Ограничение этой свободы иначе, нежели на основе разумных, понятных всем гражданам и универсально применяемых законов – есть отступление от базовых принципов конституционного строя демократического государства, угроза его подлинной стабильности. Вместе с тем нельзя, конечно, не сказать и о том, что ничуть не меньшей угрозой стабильности демократического государства и всего общества является злоупотребление свободой мирных собраний и, в частности, использование ее для выдвижения антиконституционных экстремистских лозунгов, для провоцирования общественных беспорядков и иного посягательства на права и интересы граждан.

Право граждан собираться мирно и без оружия как одно из важнейших политических прав закреплено в целом ряде международных и национальных нормативно-правовых документов.

Международный пакт о гражданских и политических правах, определяет, что право человека на мирные собрания не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом в интересах обеспечения государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.2

Конституция Российской Федерации гарантирует, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование.

Главной целью исследования является изучение конституционно –  правового регулирования и прав граждан на публичные мирные акции.

Для достижения указанной  цели предполагается решение следующих  задач:

  • Проанализировать понятие, особенности и виды публичных мирных акций граждан;
  • Рассмотреть законодательство Российской Федерации о публичных мероприятиях граждан;
  • Проанализировать субъекты и порядок организации и проведения публичных мирных акций граждан;
  • Изучить какая бывает ответственность за нарушение законодательства о публичных мирных акциях граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПУБЛИЧНЫЕ МИРНЫЕ АКЦИИ ГРАЖДАН КАК ОБЪЕКТ КОНСТИТУЦИОННО – ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

1.1. Понятие, особенности и виды публичных мирных акций граждан

 

 

Публичное мероприятие — открытая, мирная,  доступная   каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан России, политических партий, других общественных и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Мирными и безоружными должны быть как собрания, так и иные  публичные  формы  коллективного  волеизъявления. Правовая регламентация собраний осуществляется в зависимости от того, проводятся ли они вне помещений под открытым небом или в закрытом помещении. Первые проводятся после предварительного уведомления или разрешения властей, для проведения вторых предварительного уведомления не требуется. Места проведения собраний могут быть ограничены. Не разрешается проводить собрания в местах расположения высших правительственных учреждений, в зонах, где существуют острые национальные противоречия. Более жесткие требования устанавливаются для демонстраций (мэрией может быть ограничено число участников движения, предварительно утверждается его маршрут).

Разновидностью публичной  формы выражения коллективного  или индивидуального мнения является пикетирование. Оно проводится путем размещения у определенных объектов граждан с плакатами или иными изобразительными средствами. В этом случае шествие и звукоусиление не предусматривается.3

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.4

В последнее время  свободно выражать свое мнение, а также  выдвигать требования по вопросам экономической, социальной, а особенно политической жизни стало небезопасно.

Небезопасно, потому что  могут нанести вред здоровью, могут привлечь к ответственности, а могут просто не дать возможности выразить это самое мнение. Причем заметьте: на борьбу с этим конституционным правом на вооружение взяли Закон.

Публичное мероприятие может проводиться с различными целями: заявить требование, протест, собрать средства, направить обращение и т.д. Публичное мероприятие – сильнодействующий инструмент, поскольку у органов власти оно вызывает обязанность рассмотреть проблему, принять решение по существу, сообщить об этом решении организаторам мероприятия. Публичное мероприятие иногда необходимо, чтобы показать поддержку населения, заставить организации пойти на переговоры, принять то или иное решение.

Далее мы проанализируем определения основных понятий «собрание», «митинг», «демонстрация», «шествие», «пикетирование», которые являются составной частью такого обобщающего понятия как «публичные мероприятия».

Учеными-правоведами  периодически предпринимались попытки  дать определения понятий, перечисленных в Конституции РФ (ст.31), а также сформулировать конкретные признаки и отличительные черты каждого из видов публичных мероприятий.

Термины «митинг», «демонстрация», «шествие», «пикетирование» в соответствии с Федеральным  Законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» означают:

1) собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких – либо общественно значимых вопросов;

 2) митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно – политического характера;

 3) демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

4) шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким – либо проблемам;

5) пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Следует заметить, что организатором собрания в соответствии с законодательством может быть человек, достигший 16 лет. Для проведения собрания не требуется предварительно уведомлять власти.

Та или иная форма  проведения публичных мероприятий позволяет выявить обобщающие черты, а также обозначить специфические особенности каждой из них.

К обобщающим чертам следует  отнести следующие:

1) в каждом случае  при проведении публичных мероприятий  проявляется коллективная воля  определенного количества граждан, которых объединяет единая цель, при этом возможно проявление каких-то индивидуальных интересов, но в любом случае они принципиально не смогут отличаться от коллективных, поскольку просто не найдут поддержки масс и по сути будут безрезультатными;

2) для осуществления публичных мероприятий необходимо установить место, время проведения. Необходимо законом установить, что публичные мероприятия могут проводиться в строго определенных местах (площади, центральные улицы, проспекты, перед зданиями органов государственной и муниципальной властей и т.д.). Ответственность за поддержание порядка во время проведения публичных мероприятий возлагается на правоохранительные органы.

3) единый субъектный  состав. Согласно статье 31 Конституции  РФ это право принадлежит только гражданам Российской Федерации, то есть конституционно закреплен субъект права, который обладает гражданством Российской Федерации и, естественно, правосубъектностью (дееспособностью и правоспособностью).

 

 

 

 

 

 

1.2. Законодательство  Российской Федерации о публичных мероприятиях граждан

 

 

Существующие формы  публичных мероприятий известны человечеству с древних времен, однако законодательно они были зафиксированы  гораздо позже. Стоит отметить, что  изначально выпускались законодательные  акты запретительного характера, т.е. устанавливалось ограничение на место, время, количество и характер публичных мероприятий. Если митинг будет устроен не в тот именно день, который был указан в предварительном о нем заявлении, то такой митинг является незаконным собранием. Например в Англии акт 1817 г. содержит в себе постановление, сохранившее силу до настоящего времени.

Информация о работе Конституционно-правовое регулирование и защита права граждан на публичные мирные акции в Российской Федерации