Информационное обеспечение органов местного самоуправления на примере города Новосибирска

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы показать современное состояние и проблемы системы информационного обеспечения органов местного самоуправления города Новосибирска, и выявить возможные пути их решения.
Для реализации этой цели поставим следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы информационного обеспечения органов местного самоуправления.
2. рассмотреть современное состояние системы информационного обеспечения органов местного самоуправления в России.
3. сделать анализ системы информационного обеспечения местной администрации и представительного органа Новосибирска.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы информационного обеспечения органов местного самоуправления
1.1 Система информационного обеспечения органов МСУ
1.2 Современный этап развития системы информационного обеспечения в России
Глава 2. Информационное обеспечение органов местного самоуправления
2.1 Анализ системы информационного обеспечения органов МСУ города Новосибирска
2.2 Анализ деятельности органов МСУ г. Новосибирска по совершенствованию информационного обеспечения
Заключение
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ работа СМУ.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

-                            обеспечение взаимодействия Совета со средствами массовой информации, проведение пресс-конференций;

-                            осуществление оперативного распространения официальной информации о деятельности Совета, мероприятиях, проводимых в Совете, подготовка пресс-релизов для средств массовой информации осуществление подготовки к изданию тематических, информационных материалов по освещению деятельности Совета, постоянных комиссий Совета, иных органов и депутатов Совета и т.д.

Если сравнить функции по информационному обеспечению администрации и представительного органа, то можно увидеть, что существенной разницы нет. В общем, основные задачи этих органов заключаются в информационном, аналитическом, документационном обеспечении, взаимодействии со СМИ, развитии информационно-технической базы, внедрении компьютерных технологий, защите информации, систематизации справочных и информационно-аналитических материалов. Так как Совет Депутатов  выполняет функции нормотворчества и контроля, а мэр подотчетен ему, то Совет в основном доставляет информацию в виде НПА мэрии, а та в свою очередь информирует Совет о ходе их исполнения и отчитывается перед ним. Отчетность является совокупностью управленческой, статистической и бухгалтерской информации о деятельности организации за определенный период времени. Показатели, которые содержатся в отчетности, являются информационной базой для решения задач анализа, текущего планирования, прогнозирования и контроля состояния организации, а также для решения других задач.

Согласно целевой программе реализации стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска «Развитие производства инфокоммуникационных технологий на 2005-2020 гг.» необходимо решить ряд задач, из которых выделим несколько наиболее актуальные, на мой взгляд:

-                автоматизация рутинных операций и переход на безбумажный обмен информацией, в том числе с органами государственной власти и управления области, а также федерального уровня;

-                информационное и информационно - аналитическое обеспечение процессов подготовки и принятия управленческих решений;

-                оперативное информационно - справочное обеспечение всех пользователей нормативно - правовыми актами федерального и регионального уровня, ставших актуальными в настоящее время;

-                установление прямых (горизонтальных) информационных связей между органами местного самоуправления города, с субъектами Российской Федерации и с зарубежными партнерами города;

-                учет имущественных комплексов и природных ресурсов, как объектов прав собственности;

-                представление информации о деятельности органов местного самоуправления города хозяйствующим субъектам и населению.

              Перспективные задачи:

-                внедрение перспективных технологий анализа и моделирования социально-экономических процессов на территории города;

-                создание и внедрение систем мониторинга социально-экономических, социально-трудовых, экологических, общественно-политических и других процессов на территории города;

-                организация сравнительных межрегиональных исследований в экономической, социологической и правовой сферах;

-                создание информационных систем по историческому и культурному наследию, электронных энциклопедий в технологии мультимедиа.

 

2.2 Анализ деятельности органов МСУ г. Новосибирска по совершенствованию информационного обеспечения

В соответствии с Положением от 25.10.2005 № 103 о прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития города Новосибирска в целях развития информационно-технологической инфраструктуры органов местного самоуправления г. Новосибирска и повышения уровня информационно-технологического обеспечения административно-управленческих процессов было решено принять городскую целевую программу «Электронный Новосибирск» на 2008 - 2010 гг. [16]

Основанием для разработки программы явилась Концепция информатизации муниципалитета г. Новосибирска, принятая постановлением мэра от 29.12.2000 № 2525 «Об информатизации муниципалитета г. Новосибирска», которая была утверждена целях формирования общей стратегии проведения политики информатизации муниципалитета г. Новосибирска, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.12.93 N 2334 «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию».[17] Эта концепция есть система представлений о стратегических целях и приоритетах долгосрочной информационной политики, определяющей скоординированные действия органов местного самоуправления, всех хозяйствующих субъектов и граждан по достижению социально значимых результатов в соответствии с планами социально-экономического развития города.

В соответствии с концепцией основные направления информатизации муниципалитета это:

-                            Модернизация единой компьютерной сети мэрии.

-                            Подключение администраций районов города к единой телекоммуникационной сети мэрии.

-                            Проведение работ по созданию фрагментов автоматизированной системы «Государственный регистр населения» на основе технологических площадок Центрального и Железнодорожного районов города.

-                            Модернизацию системы телефонной связи мэрии.

В настоящее время в муниципалитете г. Новосибирска внедрены и используются отдельные информационные системы общегородской значимости:

-                                 Государственная автоматизированная система "Выборы";

-                                 автоматизированная информационная система "Соцзащита";

-                                 реестры муниципальной собственности и муниципальных предприятий и учреждений;

-                                 градостроительные и земельные кадастры;

-                                 Новосибирский городской регистрационный реестр хозяйствующих субъектов;

-                                 автоматизированная информационная система правоохранительных органов, в том числе автоматизированная система управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения, система расчетов за жилищно-коммунальные услуги "Город" и другие.

Существующие информационные системы являются разнородными информационными хранилищами, которые отличаются по функциональному направлению, характеру сведений, виду носителя, принадлежности ведомству, и которые обладают единым управлением, возможностью оперативного информационного обмена.

              Региональная политика направлена на создание единого информационного пространства, представляющего собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.

За 2005-2010 гг. мэрией Новосибирска приняты и реализованы городские целевые программы «Электронный Новосибирск на 2002-2006 и 2008-2010 гг.»; «Общественная безопасность в городе Новосибирске на 2005-2007 годы»; «Информатизация муниципальной системы образования города Новосибирска на 2004-2007 годы». Сегодня реализуется ГЦП «Электронный Новосибирск на 2011-2013 гг.». Также за последние пять лет внедрены новые технологические решения в области связи, благодаря которым удалось достичь значительной экономии бюджетных средств на услуги связи – до 16 млн. руб. в год.[18]

Одной из главных проблем в осуществлении задач по развитию информационного обеспечения муниципалитета является неравномерное финансирование программ информатизации из бюджета города.[19] Одним из вариантов решения этого вопроса может стать создание внебюджетного фонда информатизации муниципалитета.

Для эффективного управления процессом информатизации муниципалитета и соблюдения единой политики в области информатизации необходимо реализовать подчиненность отделов информатизации структурных подразделений мэрии по вопросам информатизации и телекоммуникаций управлению связи, телекоммуникаций и информатики мэрии. Это является необходимым условием создания развитой, надежно функционирующей системы иерархии управления для успешной реализации планов информатизации.

В качестве коллегиального органа управления по формированию и реализации программы информатизации целесообразно создать Координационный совет по информатизации муниципалитета г. Новосибирска (общественный орган, возглавляемый мэром и включающий представителей научных учреждений, организаций, работающих на информационном рынке), в функции которого должно входить:

     - определение основных направлений информатизации, согласование и утверждение программ, крупных проектов;

     - координация деятельности коллективов при решении комплексных проблем межотраслевого характера в различных направлениях информатизации;

     - организация и координация деятельности системы подготовки и переподготовки кадров в области информатизации;

     - организация конкурса проектов в сфере информатизации.

Интернет открывает широкие возможности для совершенствования муниципального управления. Наиболее эффективно его возможности могут быть использованы при создании муниципального сайта, ориентированного как на население города, так и на внешних пользователей.

Если сайт становится интерактивным и с его помощью пользователь может производить различные операции (например, оплачивать счета, бронировать места в гостиницах, заказывать билеты на транспорт или в театры и т. п.), то сайт превращается в интернет-портал. Он может служить платформой для деловых контактов, виртуально соединять всех хозяйствующих субъектов для обмена информацией и сотрудничества.

Наряду с Интернетом, важную роль в информационном обеспечении муниципальной деятельности играют специализированные межмуниципальные информационные системы и базы данных. Из имеющихся в России таких систем наиболее известна информационная сеть Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ), которая была упомянута выше. Информационные компьютерные банки этой сети позволяют получать информацию о социально-экономических показателях городов-участников сети, принятых муниципальных актах и т. д. Но для этого каждый город должен регулярно размещать в сети свою информацию.

Для удобства пользования МИС (межмуниципальных информационных систем) должно быть создано несколько рубрик, таких как: «Новости», «Консультации», «Мнения», «Ссылки», «Досье», «Контакты», «Архив». Такая система после ввода ее в действие возможно улучшит информационное обеспечение органов местного самоуправления.

На конференции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов «Электронный муниципалитет», посвященной реализации проектов по оказанию муниципальных услуг на базе инфокоммуникационных технологий. Обсуждение проводилось в формате телемоста, который связал Красноярск, Новосибирск, Омск и Хабаровск, в котором участвовали специалисты разных уровней.

Центральной темой обсуждения была тема перехода к электронному муниципалитету, который позволит сократить время предоставления государственных и муниципальных услуг, сделать муниципалитеты более понятными и доступными для населения, деятельность местных органов власти более открытой и прозрачной.

Участники обсуждали вопросы структуры программно-технического и информационно-технологического комплекса «Электронный муниципалитет» и его место в проекте «Электронное правительство», нормативно-правовые и экономические аспекты реализации проекта, обеспечение юридической значимости предоставления муниципальных услуг в электронном виде, использование «электронных киосков» для обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. Я также считаю, что автоматизация и переход к электронным системам облегчит циркуляцию информационных потоков. Особый интерес у участников конференции вызвали вопросы создания «Регистра населения», как основы для оказания услуг органами власти в электронном виде, а также «Регистра муниципальных нормативно-правовых актов».

На конференции было заявлено, что «с конца прошлого года было проведено три телемоста, в рамках которых специалисты муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока высказывали свое мнение по актуальным проблемам, делились накопленным опытом». Такие видеоконференции позволяют привлекать к обсуждению актуальных тем специалистов из самых разных регионов. Техническую поддержку проведению телемоста оказал департамент связи и информатизации мэрии Новосибирска. По словам начальника департамента Вячеслава Шибанова, видеоконференцсвязь стала в мэрии стандартной технологией. Это показывает нам, что если в дальнейшем развивать такие технологии, процесс информатизации будет улучшаться.

В концепции информатизации муниципалитета Новосибирска решаются вопросы, что и как должно быть в городе с тем, чтобы, с одной стороны, можно было объединиться в мировое информационное сообщество, с другой стороны, обеспечить поступательное развитие самого города и повысить эффективность системы управления города через взаимодействие власти и горожан.[20] В ней указаны нормативно-правовые документы, которые надо разработать: документы о владении, распоряжении и пользовании муниципальными информационными ресурсами, о правилах формирования и ведения баз и банков данных, информационных ресурсов, о регламенте функционирования и доступности информационных ресурсов, о веб-сайте муниципалитета и другие.

Информация о работе Информационное обеспечение органов местного самоуправления на примере города Новосибирска